Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная палитра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra.docx | 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная палитра»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 8 -10 лет
Срок реализации программы: 1 год (62 часа)
Количество часов в год: 62 часа.
Автор-составитель: Кулекина Юлия Борисовна
Должность: учитель
г. Москва
2022-2023 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» имеет художественную направленность.
Программа направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 8-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.
Цель программы
Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором, воспитание интереса к художественной деятельности.
Задачи программы
• эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
• развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
• обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
Учащиеся, для которых программы актуальна
Возраст обучающихся по данной программе: 8-10 лет. Группа формируются с учетом интересов обучающихся и их законных представителей.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.
Расписание работы кружка: четверг с 14.40-16.10 ( перерыв 10 минут)
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 62 часа.
Планируемые результаты
учащиеся должны ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;
3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.)
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).
ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)
ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”
ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”
16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).
ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
18. “Подводное царство” - рисование рыбок.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Ко-во час | Содержание контроля знаний и умений |
1. | Вводное занятие “Как стать художником? | 1 | Знать технику безопасности при работе с различными материалами. |
2-4 | “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. | 3 | Знать, что такое композиция, правила её составления. Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью. |
5-6 | “Город мастеров” - работа в технике граттаж. | 2 | Знать этапы выполнения техники граттаж. Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике. |
7-9 | “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. | 2 | Знать этапы построения матрёшки. Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. |
10-12 | “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. | 3 | Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. |
13-14 | Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. | 2 | Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли. |
15-17 | Использование карандашей в рисовании цветов. | 3 | Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. |
18-19 | Художественный приём “заливка”. Рисование неба. | 2 | Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба. |
20-22 | Рисование по - сырому. Пейзаж. | 3 | Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. |
23-25. | Многослойная живопись на тему: “Африка”. | 3 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. |
26 | Кляксография обычная. Рисование природы. | 1 | Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. |
27 | Кляксография трубочкой. | 1 | |
28-30 | Техника рисования “Свеча + акварель”. | 3 | Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. |
31 | Рисование пальчиками (творческая работа). | 1 | Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. |
32-34 | Техника рисования “Пуантилизм” | 3 | Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике. |
35-38 | Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. | 4 | Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы. |
39-41. | Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. | 3 | Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы. Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись. |
42-43 | “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему | 2 | Знать правила рисования рыб. Уметь выполнять рисование рыб разного вида. |
44-46 | Морской пейзаж. | 3 | Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных. Уметь строить композицию, подбирать колорит. |
47-50 | Многослойная живопись на тему: “Морская сказка” | 3 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж. |
51-52 | Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. | 2 | Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. |
53-55 | Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов | 3 | Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах. |
56-58 | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. | 3 | Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”. |
59-60 | Техника ала-прима. Натюрморт. | 2 | Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта. |
62 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | 2 | Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические условия реализации программы
Реализация программы «Волшебная палитра» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: демонстрация, практическая работа, конкурс, выставка рисунков, игра, презентация.
При реализации программы используются следующие методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия); наглядные (демонстрация, наблюдение, показ/выполнение педагогом рисунков ); практические (упражнения, практическая работа, самостоятельная работа по образцу, творческое задание) .
Условия реализации программы:
- материально – техническое:
- технические средства обучения (компьютер);экран;проектор;
- информационно – методическое:
- методические средства обучения (метод. и учебная литература);
- мультимедийные образовательные ресурсы ;
- интернет – сайты:
сайт "Детские электронные книги и презентации";
detkam.e-papa.ru - загадки про животных, время, времена года, явления природы, растения;
http://www.vgf.ru/ Вентана-граф;
http://nsc.1september.ru/ Начальная школа;
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей;
http://som.fio.ru/ СОМ. Сетевое объединение методистов в помощь учителю;
Литература
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2020г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина
Э.И. «Дрофа» 2021г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2019г.
6. Поделки из разных материалов Выгонов В.В. «Экзамен» Москва 2020 г.
Материально-технические условия реализации программы
Минимально необходимое оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Экран
Учебно-информационное обеспечение программы
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).
4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).
9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».
10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922». 11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». –
11. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 1987.
Кадровое обеспечение программы
Программа «Волшебная палитра» реализуется учителем, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Палитра детства"
Программа кружка декоративно-прикладного творчества расчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования "Весёлая палитра"
Пояснительная записка...
Программа дополнительного образования "Разноцветная палитра"
Детское творчество имеет важное значение в процессе становления человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Изобразительное искусство, пластика, художестве...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Северное сияние»
Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Северное сияние».Вид занятий: живописьЦель занятия: формирование графических умений и живописных навыков...
Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Портрет»
Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Портрет»Цели: -Учить различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; рисова...