Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Кулекина Юлия Борисовна

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная палитра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_palitra.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная палитра»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 8 -10 лет

Срок реализации программы: 1 год (62 часа)

Количество часов в год: 62 часа.

Автор-составитель: Кулекина Юлия Борисовна

Должность: учитель

г. Москва

2022-2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» имеет  художественную  направленность.

Программа  направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

        Актуальность программы

         Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 8-10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

Цель программы

Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором, воспитание интереса к художественной деятельности.

   

Задачи программы

•        эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

•        развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

•        обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.

        Учащиеся, для которых программы актуальна

        Возраст обучающихся по данной программе: 8-10 лет. Группа формируются с учетом интересов обучающихся и их законных представителей.

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная, групповая.

Количество обучающихся в группе:  15 человек.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.

Расписание работы кружка: четверг с 14.40-16.10 ( перерыв 10 минут)

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 62 часа.

Планируемые результаты

учащиеся должны ЗНАТЬ:

1) разные приёмы рисования;

2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;

3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;

4) нетрадиционные техники рисования;

5) воздушную и линейную перспективу.

УМЕТЬ:

1) работать в различной технике рисования;

2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

4) творчески подходить к выполнению работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.        Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.)

ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)

ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

18. “Подводное царство” - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

ПРАКТИКА: Организация выставки работ.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Ко-во час

Содержание контроля знаний и умений

1.

Вводное занятие “Как стать художником?

1

Знать технику безопасности при работе с различными материалами.

2-4

“В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

3

Знать, что такое композиция, правила её составления.

Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью.

5-6

“Город мастеров” - работа в технике граттаж.

2

Знать этапы выполнения техники граттаж.

Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике.

7-9

“Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

2

Знать этапы построения матрёшки.

Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

10-12

“Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования.

3

Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине.

13-14

Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли.

15-17

Использование карандашей в рисовании цветов.

3

Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов.

18-19

Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

2

Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба.

20-22

Рисование по - сырому. Пейзаж.

3

Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома.

23-25.

Многослойная живопись на тему: “Африка”.

3

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания.

26

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами.

Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном.

27

Кляксография трубочкой.

1

28-30

Техника рисования “Свеча + акварель”.

3

Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

31

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

Уметь разрабатывать идеи творческой работы

средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

32-34

Техника рисования “Пуантилизм”

3

Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике.

35-38

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

4

Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании.

Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы.

39-41.

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

3

Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы.

Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись.

42-43

“Подводное царство” - рисование пейзажа на тему

2

Знать правила рисования рыб.

Уметь выполнять рисование рыб разного вида.

44-46

Морской пейзаж.

3

Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных.

Уметь строить композицию, подбирать колорит.

47-50

Многослойная живопись на тему: “Морская сказка”

3

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж.

51-52

Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

2

Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы.

53-55

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

3

Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах.

56-58

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

3

Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”.

59-60

Техника ала-прима. Натюрморт.

2

Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта.

62

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.

2

Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические условия реализации программы

Реализация программы «Волшебная палитра» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:  демонстрация, практическая работа,  конкурс, выставка рисунков, игра, презентация.

При реализации программы используются следующие методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение,  дискуссия); наглядные (демонстрация, наблюдение, показ/выполнение педагогом рисунков  ); практические (упражнения, практическая работа, самостоятельная работа по образцу,  творческое задание) .

Условия реализации программы:

  • материально – техническое:

- технические средства обучения (компьютер);экран;проектор;

  • информационно – методическое:

- методические средства обучения (метод. и учебная литература);

- мультимедийные образовательные ресурсы ;

- интернет – сайты:

сайт "Детские электронные книги и презентации";

сайт "Википедия";

detkam.e-papa.ru - загадки про животных, время, времена года, явления природы, растения;

http://www.vgf.ru/ Вентана-граф; 

http://nsc.1september.ru/ Начальная школа;

http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей; 

http://som.fio.ru/ СОМ. Сетевое объединение методистов в помощь учителю;

Литература

1.     Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение».  2020г.

2.     Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина

Э.И.  «Дрофа» 2021г.

3.     Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

школе «Академия», 2006г.

4.     Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.

Обнинск. 2007г.

5.     Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2019г.

 6.     Поделки из разных материалов Выгонов В.В. «Экзамен» Москва  2020 г.

Материально-технические условия реализации программы

Минимально необходимое оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран

     

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).

4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.

7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания  и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).

        9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».

10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922». 11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». –

11. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 1987.

Кадровое обеспечение программы

Программа «Волшебная палитра» реализуется учителем, имеющим  профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Палитра детства"

Программа кружка декоративно-прикладного творчества расчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста...

Программа дополнительного образования "Разноцветная палитра"

Детское творчество имеет важное значение в процессе становления человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Изобразительное искусство, пластика, художестве...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Северное сияние»

Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Северное сияние».Вид занятий: живописьЦель занятия: формирование графических умений и живописных навыков...

Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Портрет»

Конспект урока кружка дополнительного образования «Волшебная палитра на тему «Портрет»Цели: -Учить различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; рисова...