Программа дополнительного образования детей "Палитра детства"
методическая разработка на тему
Программа кружка декоративно-прикладного творчества расчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_palitra_detstva.docx | 91.9 КБ |
Предварительный просмотр:
……………………………………………………………………………………………………………
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Минеральные Воды
«Рассмотрено»
МО учителей начальных классов
Пр. № 6 от 25.03.2011г.
Принято решением педсовета
Пр. № 5 от 29.03.2011
Приказ №173-О 05.04.2011г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
кружок декоративно-прикладного творчества
«Палитра детства»
возраст детей: 6,5 – 11лет
срок реализации программы 4 года.
Автор - составитель: Прутян Виктория Маисовна – учитель начальных классов
МОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка 3
- Учебно-тематический план 10
- Содержание программы 15
- Методическое обеспечение 20
- Библиографический список 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Этим обуславливается актуальность данной программы.
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию особой культурной деятельности в детском объединении, что обеспечивает обучающемуся возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Способы освоения содержания программы:
- занимательный способ (формирование интереса к деятельности);
- репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);
- креативный способ (поисково-исследовательский).
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, техники модульного оригами и элементарными приемами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы способствовать
их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения,
декоративно - прикладного искусства
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами модульного оригами и квилинга
- обучать различным приемам работы с бумагой
- формировать умения следовать устным инструкциям
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
- развивать пространственное воображение.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Реализация данной программы основана на следующих принципах:
- приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей;
- непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);
- обеспечение комфортной эмоциональной среды и развивающего общения.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в • коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе "Палитра детства", дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 6,5 до 11 лет. Периодичность занятий:
Первый год обучения: 2 раза в неделю (66 часов в год)
Второй, третий и четвертый год обучения: 2 часа в неделю (68 часов в год) На третьем и четвертом году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими определенные результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы.
Структура реализуемых этапов
Этапы обучения | Содержание | Ключевая педагогическая идея |
1-й год обучения «Путешествие с красками» | Знакомство с красками, расположение в цветовом круге, холодные, теплые цвета | Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности |
2-й год обучения «Модульное оригами» | Ознакомление с новыми технологиями, усовершенствование и закрепление ЗУН | Освоение системы учебно-творческой деятельности |
3-й год обучения «Нарядные матрёшки» | Изучение национальных традиций, ремесел, создание классической и современной матрешки | Пробуждение интереса обучающихся к процессу творческой деятельности |
4-й год обучения «Бумажная филигрань» | Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами квилинга, самостоятельная разработка выполнения творческих работ, участие в творческих выставках школы | Формирование саморазвития личности |
Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения по программе «Палитра детства» обучающийся обладает достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных кружках, студиях, школах; проявляет коммуникативные способности.
В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования, обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:
1. Технические знания и умения:
- правила техники безопасности;
- требования к организации рабочего места;
- использование инструментов, материалов и приспособлений;
- знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон, дерево)
- умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.
2. Знания о средствах выразительности:
- использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
- использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.
3. Композиция:
— выбор формата, масштаба, выразительности и правильности
компоновки.
4. Виды художественной деятельности:
— декоративное рисование (на основе народных традиций)
- выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
- Уровень развития мыслительной деятельности:
- образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
- воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
- аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
- владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, болванка, грунтовка, фактура, квилинг)
Программа «Палитра детства» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:
- мини-конкурсы (обсуждение работ)
- выставки
- викторины
- самостоятельное выполнение заданий
- итоговая работа
Учебно-тематический план
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения | ||||||||
Общее кол-во часов | В том числе | Общее кол-во часов | В том числе | Общее кол-во часов | В том числе | Общее кол-во часов | В том числе | ||||
Тео- рия | Прак тика | Тео- рия | Прак тика | Тео рия | Прак тика | Тео- рия | Прак тика | ||||
66 | 20 | 46 | 68 | 26 | 42 | 68 | 29 | 39 | 68 | 25 | 43 |
Первый год обучения «Путешествие с красками»
№ п/п | Тема, раздел | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
ЗНАКОМСТВО С КРАСКАМИ | ||||
Введение в программу | 2 | 2 | - | |
Материалы и инструменты | ||||
Чистые и составные цвета | 2 | 1 | 1 | |
На что похожа? | 2 | - | 2 | |
Три главные краски | 2 | 1 | 1 | |
Белая краска | 2 | 1 | 1 | |
Черная краска | 2 | 1 | 1 | |
Цветовой круг | 4 | 2 | 2 | |
Теплые цвета | 2 | 1 | 1 | |
Холодные цвета | 2 | 1 | 1 | |
Зеленая краска на солнечной полянке | 2 | - | 2 | |
Зеленая краска – в тени под деревом | 2 | - | 2 | |
ПУТЕШЕСТВИЕ В ХОЛОДНУЮ СТРАНУ | ||||
Поле ледяных цветов | 4 | 1 | 3 | |
Вечернее небо | 2 | - | 2 | |
Зеркальное озеро | 3 | 1 | 2 | |
Дерево Холодной страны | 2 | - | 2 | |
Лес Холодной страны (коллективная работа в разной технике) | 5 | 2 | 3 | |
ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЁПЛУЮ СТРАНУ | ||||
Берег горячих солнц | 4 | 1 | 3 | |
Долина горячих песков | 2 | - | 2 | |
Цветы долины горячих песков | 4 | 1 | 3 | |
Зеленый луг | 3 | 1 | 2 | |
Дерево теплой страны | 4 | 1 | 3 | |
Знойный лес | 5 | 2 | 3 | |
ВЕСЁЛЫЙ СПЕКТР | ||||
Все цвета радуги | 2 | - | 2 | |
Здравствуй, лето! | 2 | - | 2 |
Второй год обучения «Модульное оригами»
№ п/п | Тема, раздел | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
ВВОДНЫЙ БЛОК | ||||
Знакомство с правилами техники безопасности | 2 | 2 | - | |
Материалы и инструменты | 2 | 1 | 1 | |
Как родилась бумага? Свойства | 2 | 1 | 1 | |
Из истории оригами. Международные условные знаки. Приемы складывания | 2 | 1 | 1 | |
Модульное оригами | 2 | 1 | 1 | |
ТРЕУГОЛЬНЫЕ МОДУЛИ | ||||
Конструктор-мозаика. Заготовка модулей разных цветов и размеров | 4 | 1 | 3 | |
Кактус из модулей | 6 | 2 | 4 | |
Мини-ананас | 6 | 2 | 4 | |
Снежинки - фэнтези | 2 | 1 | 1 | |
Творческая работа по группам Дизайнерская ваза | 6 | 1 | 5 | |
НЕСТАНДАРТНЫЕ МОДУЛИ | ||||
Модуль трилистник | 2 | 1 | 1 | |
Коллективная работа «Времена года» 1 группа – Лето (солнце из трилистников) 2 группа – Осень (листья) 3 группа – Зима (снежинки из трилистников) 4 группа – Весна (цветы) | 6 | 2 | 4 | |
Рамочки из нестандартных модулей | 3 | 1 | 2 | |
Картины в рамках | 5 | 2 | 3 | |
КУСУДАМЫ | ||||
Из истории кусудамы | 2 | 2 | - | |
Классическая кусудама | 6 | 2 | 4 | |
Кусудама «Маргаритка» | 6 | 2 | 4 | |
Комбинированная работа «Настольная композиция» (с использованием разных видов модульного оригами). Выставка работ | 4 | 1 | 3 |
Третий год обучения «Нарядные матрешки»
№ п/п | Тема, раздел | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
ИЗ ИСТОРИИ МАТРЕШКИ | ||||
Введение в программу | 2 | 2 | - | |
Материалы и инструменты | 2 | 1 | 1 | |
Японская Фукурума | 2 | 1 | 1 | |
Тайна матрешки | 2 | 2 | - | |
Форма матрешки | 2 | 1 | 1 | |
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА | ||||
Секреты мастера | 2 | 1 | 1 | |
Характерный узор (элементы декора) | 4 | 2 | 2 | |
Особенности изображения | 4 | 1 | 3 | |
ПОЛХОВО-МАЙДАНСКАЯ ИГРУШКА | ||||
Сюжеты росписи | 4 | 2 | 2 | |
Отличительные элементы украшений | 4 | 2 | 2 | |
Сравнительный анализ матрешек | 2 | 1 | 1 | |
РОСПИСЬ БОЛВАНКИ | ||||
Правила техники работы с болванкой. Подготовка материалов, рабочего места | 2 | 1 | 1 | |
Этапы выполнения работы | 2 | 2 | - | |
Зашкуривание поверхности | 3 | 1 | 2 | |
Грунтовка | 3 | 1 | 2 | |
Выбор сюжета. Нанесение контуров на основу | 4 | 1 | 3 | |
Заливка основных цветов. Показ техники нанесения краски | 6 | 2 | 4 | |
Прорисовка деталей. Использование золота и серебрянки | 8 | 2 | 6 | |
Техника безопасности при работе с лаком. Поэтапное покрытие изделия лаком | 6 | 2 | 4 | |
Творческая работа. Новые сюжеты для матрешек. | 2 | - | 2 | |
Выставка-ярмарка | 2 | 1 | 1 |
Четвертый год обучения «Бумажная филигрань»
№ п/п | Тема, раздел | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
ВВОДНЫЙ БЛОК | ||||
Инструменты и материалы | 1 | 1 | - | |
Сколько у бумаги родственников | 1 | 1 | ||
История возникновения технологии бумагокручения - квилинга | 2 | 1 | 1 | |
КОНСТРУИРОВАНИЕ | ||||
Вырезание полосок для квилинга. Основные правила работы | 4 | 1 | 3 | |
Основные геометрические базовые формы. «Капля», «глаз», «треугольник», «долька», «квадрат». | 4 | 2 | 2 | |
Основные формы «завитки». | 4 | 1 | 3 | |
Основные формы «спирали» | 4 | 2 | 2 | |
Коллективная работа. Композиция из основных форм квилинга | 6 | 2 | 4 | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ | ||||
Простые цветы. Нарциссы | 4 | 1 | 3 | |
Бахромчатые цветы | 4 | 2 | 2 | |
Подсолнухи в горшочке | 6 | 2 | 4 | |
Коллективная работа. Композиция из цветов | 4 | 1 | 3 | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ | ||||
| Базовые формы | 4 | 1 | 3 |
Гофрированный картон. Забавные игрушки | 3 | 1 | 2 | |
Настольное украшение. Объемная работа «Рыжий кот» | 3 | 1 | 2 | |
КОПИЛКА ИДЕЙ | ||||
Открытка «Крокусы» | 4 | 1 | 3 | |
Рамка «Тюльпаны» | 2 | 1 | 1 | |
Сувенир «Пасхальное яйцо» | 6 | 2 | 4 | |
Выставка работ. | 2 | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Знакомство с красками
Теория. Введение в программу. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами. Какие существуют краски. Знакомство с главными цветами, монохромными, цветовым кругом, расположение цветов в круге. Теплые и холодные цвета. Палитра. Практика. Работа гуашью: рисование «чистыми» цветами прямо из баночки, смешивание цветов на палитре (составные цвета), выполнение монохромных работ (белой краской на черном фоне и наоборот). Получение зеленой теплой краски и холодной, составление цветового круга
2. Путешествие в Холодную страну.
Теория. Выразительные средства рисования: цвет и форма. Композиция рисунка, эскиз. Знакомство с техникой пунктирования. Вырезание трафаретов. Техника штампирования (с помощью губки). Приемы коллективной работы.
Практика. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы). Выбор палитры для цветового решения страны. Создание цветов Ледяного поля с помощью выбранных средств выразительности. Коллективная работа в разной технике «Лес холодной страны (аппликация, рисование, штампирование)
3. Путешествие в Тёплую страну.
Теория. Знакомство с оттенками теплых цветов. Растяжка одного цвета. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Теплой страны (круги, волнистые линии). Компоновка создаваемого образа.
Практика. Приемы работы с кистями разной толщины. Высветление, затемнение красок (растяжка желтого и красного цвета). Творческие работы: рисование цветов, деревьев Теплой страны.
4. Веселый спектр.
Теория. Анализ выполненных работ. Самостоятельный выбор сюжета на
заданную тему. Передача настроения цветом.
Практика. Рисование на тему «Здравствуй, лето!». Анализ одной из работ
по желанию (цветовое решение, формы, техника, настроение)
Второй год обучения
1. Вводный блок
Теория. Знакомство с правилами техники безопасности. Искусство оригами. Виды и свойства бумаги. Международные условные обозначения, приемы складывания. Понятие «модуль». Модульное оригами.
Практика. Организация рабочего места. Составления коллекции «Виды бумаги». Выполнение базовых форм (квадрат, треугольник, двойной квадрат, двойной треугольник) по технологическим картам
2. Треугольные модули.
Теория. Треугольные модули. Разметка листов для оригами. Зависимость размера поделки от размеров модулей. Части модуля: кармашки, длинная сторона, короткая сторона. Разные способы соединения модулей. Замкнутый круг. Придание круглой и овальной формы. Работа в парах. Выполнение поделок по схемам (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах)
Практика. Выполнение модулей разных цветов, размеров. Работа «Кактус», «Мини-ананас», «Снежинки-фэнтези». Творческая работа в парах «Вазочка» (на основе полученных ЗУН)
3. Нестандартные модули
Теория. Модуль трилистник. Способы соединения готовых модулей с помощью клея в венчики и соцветия. Знакомство с паспарту, рамками. Роль рамки в общей композиции работы.
Практика. Выполнение венчиков цветов разных размеров. Коллективная работа по группам по применению различных способов сборки (по кругу, линия, объем). Выполнение рамки вокруг работы овальной и круглой формы 4. 4. Кусудамы.
Теория. Традиции и история искусства кусудамы. Разновидности кусудам (из 4-х, 6-ти, 8-ми и более модулей). Приемы складывания классической кусудамы. Соединение модулей в кусудаме «Маргаритка». Дополнительные материалы для украшения кусудам (шнурок, веревочка, изготовление бубенчиков). Искусство икебаны.
Практика. Изготовление кусудам (первый модуль вслед за учителем, остальные - по технологическим картам). Комбинированная работа «Настольная композиция» (использование модулей разных видов). Выставка работ.
Третий год обучения
1. Из истории матрешки
Теория. Материалы и инструменты. Знакомство с историей возникновения матрешки. Японская Фукурума. Понятия «ремесло», «декор», «декоративно-прикладное творчество». Форма матрешки.
Практика. Подготовить сообщения о сюжетах матрешек. Рисунок японской матрешки - фукурумы. Организация рабочего места.
2. Семеновская матрешка.
Теория. Знакомство с особенностями Семеновской матрешки. Отличительный декор, цвета, краски, особенности изображения.
Практика. Рисование орнамента, использующегося при оформлении Семеновской матрешки. Роспись заготовки матрешки из картона в стиле Семеновской матрешки.
3. Полхово-Майданская игрушка.
Теория. Секреты изготовления. Сюжеты росписи матрешек. Отличительные элементы украшений. Обучение сравнительному анализу двух видов декоративно-прикладного искусства. Использование палитры «звонких» цветов.
Практика. Рисование на тему «Сюжеты Полхово-Майдана». Сравнительный анализ матрешек. Подбор открыток, иллюстраций с изображением разных матрешек.
4. Роспись болванки.
Теория. Правила техники работы с болванкой. Подготовка рабочего места, материалов, инструментов. Техника зашкуривания, грунтования. Знакомство с ланом работы по созданию образа матрешки. Использование серебрянки, золота. Техника безопасности при работе с лаком. Правила работы. Анализ выполненных работ.
Практика. Роспись матрешки (болванки) по предварительно составленному плану. Презентация своей работы (цвет, сюжет, настроение, назначение). Участие в выставке-ярмарке.
Четвертый год обучения.
1. Вводный блок.
Теория. История возникновения техники «квилинга» или «бумагокручения». Используемые материалы и инструменты (бумага с разной фактурой, клей для квилинга, макетный нож, приспособления для скручивания роллов, шаблон, пинцет, доска для квилинга, булавки, линейка, ножницы). Техника безопасности при работе с этими инструментами.
Практика. Подготовка стандартного набора для квилинга. Знание правил безопасности при работе с инструментами.
2. Конструирование.
Теория. Приемы работы. Подготовка полос. Длина и ширина полос для квилинга. Изготовление роллов (базовый ролл, свободный ролл). Базовые элементы геометрических фигур (капля, глаз, изогнутый глаз, квадрат,
треугольник, звездочка, полумесяц). Основные формы «завитки», «спирали». Наклеивание элементов.
Практика. Организация рабочего места. Выполнение роллов разных видов. Создание композиции из основных форм квилинга.
3. Изготовление цветов.
Теория. Объемный ролл для середины. Простые цветы из геометрических форм. Склеивание деталей. Лист - колосок. Цветы с бахромой - 2 способа (нарезание полосок, скручивание в виде помпонов; цветы с лепестками в виде бахромы и серединки). Использование зажима. Нарезание полос под наклоном. Цветные края лепестков (маркер, штемпельные подушечки). Практика. Изготовление в технике квилинга нарциссов, астр, работа «Подсолнухи». Коллективная работа (композиция из разных цветов). Выставка работ.
4. Изготовление животных.
Теория. Работа с гофрированным картоном. Резка, окрашивание срезов. Объемные работы. Разметка основы. Склеивание элементов. Анализ поделки, составление плана действий.
Практика. Изготовление объемной пирамидки (как основы), украшение для настольного сувенира «Рыжий кот». Выполнение забавных Смешариков из гофрированного картона.
- Копилка идей.
Теория. Применение полученных ЗУН на практике. Творческие решения
оформлений открыток. Знакомство с современным «скрапбукингом»
(изготовление самодельных альбомов фотографий). Дополнительные
материалы и принадлежности, необходимые для оформления работ (зажим,
направляющие, держатель для луковицы, бумажный шпагат, бусины,
двусторонний скотч, клеевые подушечки, фигурный дырокол)
Практика. Изготовление подарков-сюрпризов: открытка, рамка, пасхальное яйцо. Выполнение альбома ля фотографий в технике «скрапбукинга» (3-4страницы). Выставка работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.
2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3. Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов
(открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии на
выставки.
- Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
- Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
- Методы создания положительной мотивации обучаемых:
- эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью
- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.
Для реализации данной программы необходимы следующие
комплексы:
- Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; сообщений по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомов с изделиями воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
- Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
- Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, психологические игры, кроссворды.
- Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
- Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы.
- Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.
- Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.
8. Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: демонстрационный комплект инструментов для квилинга, инструменты для работы по росписи болванки матрешки, индивидуальные клеенки для стола, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Приспособления: Скотч двусторонний, зажим, штемпельные подушечки, гребень с тонкими зубцами
Инструменты: ножницы с прямыми и закругленными лезвиями шило, кусачки, иголки, пинцеты, кисти (по количеству обучающихся)
Материалы: бумага, гофрированный картон, краски, калька, проволока, материал для основы (бумага, картон различной фактуры), наждачная бумага, грунтовка, лак, элементы декора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. -М., 2006г. стр. 21.
- Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2006 г. стр. 35.
3. Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009.
- Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010.
- Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.
- Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 2004 .
- Калинина Т.В., Юсупова И.В. Путешествие с красками // Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. - М.: Открытый мир, 2005.
- Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
Комментарии
Программа