Рабочая программа по ИЗО для детей с ГУО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 «23» августа 2021 г. Руководитель МО ____________А.С. Лосева | Утверждено Приказом директора КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа- интернат №5» «____» ___________2021 г. Приказ №________ |
Согласовано Заместитель директора по УВР ________ О.Н. Безбородова «26» августа 2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
7 класса
на 2021-2022 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Карзунина О.С.,
учитель начальных классов
Барнаул, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;
«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР И.М. Косоножкиным, 30 мая 1983г.;
Учебного плана образовательной организации.
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цель: создать условия для развития правильного восприятия формы и цвета предметов, формировать целенаправленную деятельность.
Задачи:
- Учить строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии.
- располагать узор симметрично, подбирать соответствующие цвета.
- Учить передавать в рисунке основную форму и цвет предмета.
- Развивать умение рисовать предметы различной геометрической формы.
- Определять с помощью учителя размеры рисунка по отношению к листу бумаги.
- Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов.
- Развивать способность отражать в рисунке впечатления от ранее увиденного.
- Правильно располагать изображения предметов с помощью учителя и подбирать соответствующие цвета.
- Организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющих важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе урока у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Общая характеристика организации учебного процесса:
Технологии:
игровые;
здоровьесберегающие;
личностно – ориентированное обучение;
проблемное обучение;
развивающее обучение;
дифференцированное обучение;
информационно – коммуникативные технологии.
Методы и приемы
Совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания).
Действия учащихся по образцу, особенно на уроках декоративного рисования.
Действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета.
Выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания».
Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т.п.
Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием их с помощью жеста.
Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения.
Формы обучения:
урок;
фронтальная работа;
индивидуальная работа;
работа в парах и группах;
коллективная работа.
Виды деятельности:
слушание объяснений учителя;
обводка по шаблону, трафарету;
наблюдение за демонстрациями учителя;
анализ готовой работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе выделяется 2 часа в неделю - 66 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Уметь рисовать по образцу и самостоятельно предметы прямоугольной формы.
Уметь составлять различные узоры для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Уметь определять форму и цвет составных частей, определять структуру узора.
Различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы.
Определять последовательность выполнения рисунка.
Соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, располагать их в определенном порядке.
Содержание программы учебного предмета
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем в начале глубоко отсталых детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.
В старшем возрасте при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление на одинаковые части выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Рисование с натуры
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать.
Рисование на темы
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.
На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержания картин, изображающих времена года, даты Красного календаря, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количест-во часов | В том числе | |||
Уроков | Практи-ческих работ | Контроль-ных работ | Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся | |||
1. | Рисование с натуры | 22 | 22 | 0 | 0 | 0 |
2. | Декоративное рисование | 12 | 12 | 0 | 0 | 0 |
3. | Тематическое рисование | 32 | 32 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 66 | 66 | 0 | 0 | 0 |
Тематическое планирование
№ п/п | № урока по теме | Тема раздела и урока | Количество часов |
| 66 | ||
1. | 1.1. | Мы знакомимся с волшебными красками | 1 |
2. | 1.2. | Волшебные краски. Основные и дополнительные цвета | 1 |
3. | 1.3. | Какого цвета осенняя листва? Собираем красивые листья | 1 |
4. | 1.4. | Как живут деревья? | 1 |
5. | 1.5. | Какой бывает дождик? | 1 |
6. | 1.6. | Осенний сказочный лес | 1 |
7. | 1.7. | Осень-пора плодородия. Дары осени | 1 |
8. | 1.8. | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты) | 1 |
9. | 1.9. | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи) | 1 |
10. | 1.10. | Работа с природным материалом | 1 |
11. | 1.11. | Работа с различным природным материалом | 1 |
12. | 1.12. | Цветочная поляна | 1 |
13. | 1.13. | Радуга на грозовом небе (гроза, буря, изображение вулкана, дождь, туман, солнечный день, осенний лес) | 1 |
14. | 1.14. | Осенний лес | 1 |
15. | 1.15. | Осенний листопад (коврик из осенних листьев) | 1 |
16. | 1.16. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы. Высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой | 1 |
17. | 1.17. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы: радиоприемник | 1 |
18. | 1.18. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы: телевизор | 1 |
19. | 1.19. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы: стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой | 1 |
20. | 1.20. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись | 1 |
21. | 1.21. | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса | 1 |
22. | 1.22. | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, эмалированные кастрюля и кружка | 1 |
23. | 1.23. | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, стеклянная банка с водой и керамический бокал | 1 |
24. | 1.24. | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт») | 1 |
25. | 1.25. | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении | 1 |
26. | 1.26. | Портрет моей мамы | 1 |
27. | 1.27. | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса: чашка | 1 |
28. | 1.28. | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса: цветочный горшок | 1 |
29. | 1.29. | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса: ваза с цветами | 1 |
30. | 1.30. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы: торшер | 1 |
31. | 1.31. | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса | 1 |
32. | 1.32. | Мы готовимся к Новому году | 1 |
33. | 1.33. | Украшаем новогоднюю елку | 1 |
34. | 1.34. | Новогодняя игрушка | 1 |
35. | 1.35. | Рисование с натуры объемных предметов — посуда: чайник | 1 |
36. | 1.36. | Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово.) Раскрашивание | 1 |
37. | 1.37. | Рисование с натуры объемных предметов — посуда: чайная пара | 1 |
38. | 1.38. | Беседа: Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность | 1 |
39. | 1.39. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа) | 1 |
40. | 1.40. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура» | 1 |
41. | 1.41. | Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором | 1 |
42. | 1.42. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы: Военная техника | 1 |
43. | 1.43. | Тематическое рисование. Панорама военных действий | 1 |
44. | 1.44. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня) | 1 |
45. | 1.45. | Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета к Женскому дню | 1 |
46. | 1.46. | Рисование «Подарок маме!» | 1 |
47. | 1.47. | Декоративное рисование, составление узора для вазы | 1 |
48. | 1.48. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат | 1 |
49. | 1.49. | Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц | 1 |
50. | 1.50. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Аппликация | 1 |
51. | 1.51. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки) | 1 |
52. | 1.52. | Весна пришла. Какого цвета небо | 1 |
53. | 1.53. | Деревья проснулись | 1 |
54. | 1.54. | Рисуем весенние цветы | 1 |
55. | 1.55. | Какого цвета весна? | 1 |
56. | 1.56. | Рисуем весенние цветы | 1 |
57. | 1.57. | Какого цвета весна? | 1 |
58. | 1.58. | Аппликация Разноцветные букашки | 1 |
59. | 1.59. | Лепим героев войны | 1 |
60. | 1.60. | Коллективная работа «Танец бабочек – красавиц» | 1 |
61. | 1.61. | Коллективная работа «Танец бабочек – красавиц» | 1 |
62. | 1.62. | Наша мечта о лете. Перо жар- птицы. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета | 1 |
63. | 1.63. | Перо жар- птицы. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета | 1 |
64. | 1.64. | Мозаика. Цвет как средство выражения: глухие и звонкие цвета. Весенняя земля | 1 |
65. | 1.65. | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | 1 |
66. | 1.66. | Поле цветов. Ритм цвета, пятен как средство выражения | 1 |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
Список методических и учебных пособий:
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/
Оборудование, приборы:
оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);
презентации по изучаемым темам.
Дидактический материал:
мозаика;
муляжи «Фрукты»;
муляжи «Овощи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"
Программа расчитана для детей 1-4 классов....
Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом.
Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом....
Рабочие программы предшкольного обучения для детей 6-7 лет
В данном разделе содержатся программы, которые реализуются для подготовки детей 6-7 лет к школе в подготовительных группах по программе "По тропинке к знаниям"...
Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....
рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2) 3 класс школа России
Рабочая программа по математике для детей с РАС (программа 8.2)...