Технологическая карта урока изобразительного искусства "Зима не лето, в шубу одета"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

 

Тема занятия «Зима не лето, в шубу одета. (Орнамент народов мира)»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: ознакомление обучающихся с орнаментами народов ханты.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Знать основные орнаменты ханты;
  2. Уметь применять полученные знания в изобразительной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию;
  2. Совершенствовать умение работать фломастерами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к обычаям и традициям других народов;
  2. Воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 07.12.2021

Школа: МБОУ СОШ №104

Класс:

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 202

Студент: Вишнякова Анастасия Александровна

Группа: 45

Учитель: Мцкевич А.С.________

Методист: Буторина В.В. _________

Тема занятия «Зима не лето, в шубу одета. (Орнамент народов мира)»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся с орнаментами народов ханты.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать основные орнаменты ханты;
  2. Уметь применять полученные знания в изобразительной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию;
  2. Совершенствовать умение работать фломастерами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к обычаям и традициям других народов;
  2. Воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словестный: беседа. Форма организации: фронт.

 

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

-Добрый день! Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня урок изобразительного искусства у вас буду проводить я. Присаживайтесь.

-Перед тем, как мы с вами начнём наш урок, настроимся на хорошую работу.

-Скажем все про себя: «я всё смогу, у меня всё получится»

1. Показывают готовность к уроку.

2.Отвечают на вопросы

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место

П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К:участвовать в диалоге

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: индивидуальная, фронтальная. Словесный:беседа.

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

- Внимательно послушайте четверостишие  и постарайтесь сказать, о чем мы сегодня поговорим на уроке.

-Сейчас я вам загадаю зимние загадки.

1)Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-заплачет она, утечёт.

2)Змейкой вьются по земле. Воют жалобно в трубе,

Засыпают снегом ели. Это зимние…

3)Их треплют, катают, а зимой таскают.

4)Назовите-ка ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его-всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На полянах и лугах до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.

5) Всякая здесь может птица в зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка, называется…

с

о

с

у

л

ь

к

а

м

е

т

е

л

и

в

а

л

е

н

к

и

д

е

к

а

б

р

ь

к

о

р

м

у

ш

к

а

Какое слово получилось?

А  в краю холодов и оленей

Громко бубен шамана стучит

Самобытность своих поколений

Каждый ханты с рожденья хранит.

- Верно. Сегодня мы поговорим о таком народе как ханты.

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

2.Отвечают на вопрос.

3.Выполняют задание

- Мы будем говорить о ханты. О холодных краях. Об особенностях народа ханты.

Предметные:

Уметь:

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:беседа. Форма работы:фронтальная.

1. Формулирование темы и составление плана урока.

2. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

- Посмотрите на слайд. Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке?

- Да, сегодня мы с вами попробуем создать орнамент на традиционной одежде ханты.

1.Выполняют задания.

2.Применяют полученные знания и умения

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К:отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная,парная

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.
- В наш Ханты-Мансийский АО зима приходит рано. Уже в конце октября – начале ноября землю покрывает снег. Но лютые морозы не страшны коренным жителям округа. Посмотрите на экран и полюбуйтесь верхней одеждой ханты.

- На иллюстрации вы видите женщину, одетую в шубу. Шубу ханты называют Саха. А справа приведены примеры традиционных орнаментов.

- Давайте вспомним, что же такое орнамент?

- Хорошо. Вот определение и на слайде. Запомните, что такое орнамент.

-Рассмотрите орнаменты, которые изображены.

- В общепринятый стиль украшения шубы орнаментом мастерицы включают традиционные узоры: «ветка березы», «узор-крест», «крыло чайки», «оленьи рога» и др.

- Как вы думаете, почему ханты дали именно такие названия орнаментам?

- Молодцы! Каждый орнамент образно ассоциируется со своим названием.

Где еще можно увидеть орнамент, кроме как на Сахе (шубе)?

- Верно!


1.Создание алгоритма.

2.Выполнение заданий.

Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

- Орнаменты похожи за ветку березы или например щучьи зубы…

- В украшениях, на обуви, на другой одежде, на посуде…

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная

- На какой одежде именно мы рассматривали орнаменты сегодня на слайде?

- Верно! А теперь я вам объясню, какую работу предстоит выполнить. У каждого на столе шаблон. Вам необходимо фломастерами, карандашами словно бисером, создать орнамент. Образец вы видите на слайде. Также нужно попробовать орнамент «щучьи зубы», он очень прост, а орнамент «след соболя» сложнее. Все элементы должны быть одинаковой ширины. Показ на доске. Важно определиться с цветом. Обычно ханты используют белые, синие, красные, желтые, зеленые и черные цвета. Нужно их правильно сочетать.

- Орнамент обычно располагается на краях рукавов, на подоле шубы, на карманах, варежках, унтах.

- Есть ли какие-то вопросы?

- Обговорим критерии оценивания работы.

1.Работа должны содержать в себе один (по желанию несколько) орнаментов, аккуратно выполненных на шаблоне;

2.Точность в выборе сочетания цветов;

3.Аккуратность нанесения точечного орнамента (словно бисера);

4. Оригинальность композиции.

Предметные:

Уметь:анализировать и формулировать свои мысли

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П:использовать знаково-символические средства;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

Практический:упражнение.Форма:индивидуальная

1.Выполнение задания самостоятельно.

- А сейчас я желаю вам удачи! Приступайте к работе. Если возникнут вопросы – поднимите руку.

1.Выполняют задание.

Предметные:

Уметь: работать в тишине

Знать: правила работы в парах

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение. Форма: фронтальная

1.Повторение изученного материала.

- Подведем итог урока.

-С одеждой какого народа мы познакомились?

Кто вспомнит, как называется обувь?

- Какую одежду носят женщины?

- Чем украшается одежда?

- Кто запомнил названия орнаментов?

- Почему у них такие названия?

1.Выполняют задание

Метапредметные:

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный инетерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, применения нового знания

Словесный6беседа. Форма:фронт.

1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.

-Какую цель мы поставили на урок?

-Достигли мы ее?

-Что показалось необычным, наиболее интересным?

-Что удивило? Что нового вы узнали?

-Что вы запомнили?

-Отлично, я считаю, что вы хорошо сегодня поработали. На этом наш урок окончен.

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-Ответы детей

Предметные:

Уметь: формулировать чётко свой ответ

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» (УМК "Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование у...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Лети, лети бумажный змей!" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на форме бумажного змея.Задачи урокаПланируемые резу...