Технологическая карта урока изобразительного искусства «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» (УМК "Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)»
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на примере бумажного змея.
Задачи урока
Дидактические:
1) дать представление об орнаменте, который применяют художники для росписи бумажного змея;
2) показать изображение орнамента, важность оси симметрии.
Развивающие:
1) способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;
2) совершенствовать умение работать кистью и красками.
Воспитательные:
1) воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;
2) воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Дата: 12.10.2021 | Студентка: Баранова А. В. |
Школа: 104 | Учитель: Мицкевич А.С. |
Класс: 3 Б | Методист: Буторина В. В. |
Урок: 3 | |
Время: 9:50 – 10:30 | |
Кабинет: 202 |
Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)»
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на примере бумажного змея.
Задачи урока
Дидактические:
1) дать представление об орнаменте, который применяют художники для росписи бумажного змея;
2) показать изображение орнамента, важность оси симметрии.
Развивающие:
1) способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;
2) совершенствовать умение работать кистью и красками.
Воспитательные:
1) воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;
2) воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Образовательная цель этапа урока | Формы, метода и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические и интерактивные средства |
I. Этап самоопределения к деятельности (15сек.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа | Создаёт эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Давайте наш урок начнем с определением настроения. Если вы настроены на урок положительно, готовы продуктивно поработать хлопните один раз. Если же вы не настроены на урок, топните. Кто желает объяснить свое настроение? | Приветствуют учителя. | М:личностное включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: побуждающий диалог | Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи вопросов. Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? С какими понятиями вы познакомились? Что такое натюрморт? Хорошо. На прошлом уроке вы открыли для себя такой жанр искусства, как натюрморт. Сегодня же мы вновь окунемся в мир искусства, и вновь откроем новую для себя информацию. | Показывают знания, полученные на уроке изо: -каждый художник урожай своей земли хвалит. -натюрморт, свет, тень, форма, объем. -картина с изображением цветов, фруктов, предметов и т.д. | П: Выделение известной информации и структурирование знаний | Проектор. Слайд «Натюрморт» |
III. Постановка учебной задачи (1-2мин.) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная Словесный: проблемный вопрос | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение: Лети, лети, воздушный змей Лети под облака С тобой расстанусь скоро я, Ну, а сейчас пока Любуюсь яркой красотой Ожившего крыла, Но ввысь уносит ветер злой Тебя под облака Лети, лети, воздушный змей Я нитку отпущу Кружись, порхай, пари, блистай – Я больше не грущу. О чем стихотворение? Посмотрите на экран, какое количество воздушных змеев существует. И все они яркие, красивые. У каждого змея свой орнамент. Как вы считаете, какую тему и цель мы можем сформулировать? | Отвечают на вопросы: -о воздушном змее.
-тема: «Лети, лети бумажный змей.Изображение орнамента». Цель: роспись эскиза воздушного змея, используя орнамент. | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе | Стихотворение. Проектор. Слайд «Тема и цель урока» |
IV. Открытие нового знания (10-12мин.) | Построение детьми нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация способа действий | Объясняет новый материал: В народе говорили: «У нашего молодца нет забавам конца». Действительно, игру любят и взрослые и дети. И у каждого народа на Земле есть свои особые игры. Одни живут веками, другие забываются, и им на смену приходят новые. Издавна существовала на Руси потеха – запуск воздушного змея. Совсем еще недавно увлекала она и деревенских, и городских ребятишек, и даже взрослых. Появилась эта забава от мечты человека укротить силу ветра и взлететь над землей. Так появилась эта забава, сохранившаяся до наших дней. В искусстве разных народов очень много общего в воздушных змеях. Знаете ли вы, из какой страны пришел к нам обычай мастерить бумажного змея и отправлять его высоко в поднебесье? Считается, что первые бумажные змеи взлетели в небо около 2000 лет назад. И произошло это в Китае, стране великих изобретателей, а чуть позже - и в Японии. Воздушные змеи, изготовленные японскими и китайскими мастерами - это произведения искусства. На них изображаются народные герои, священные животные и птицы. Посмотрите на воздушного змея (на экране иллюстрация змея из учебника). Какую форму они имеют, что на них изображено, какие краски использовал художник? Совершенно верно, воздушные змеи формой и окраской напоминают птиц, насекомых, животных. А для их украшения мастера прибегали к орнаменту. Кто может рассказать, что такое орнамент? Орнамент - украшение, узор, который основан на повторе и чередовании его элементов; предназначается для украшения различных предметов, в том числе и игрушек. Анализируют изделие (изображение воздушного змея): Посмотрите на работу. Перед вами воздушный змей, какой орнамент представлен? Что особенного вы можете увидеть в работе? Если я проведу линию, разделив змея на две части, что будет с орнаментом? Итак, если мы проведем посередине линию (ось симметрии), то она разделит узор на две равные части, которые при сгибе и наложении друг на друга совпадут. Кто скажет, что такое симметрия? Хорошо. Симметрия – пропорциональность, одинаковость в расположении частей. А это значит, что изображение орнамента должно соответствовать симметрии. Какие краски использовались для изображения воздушного змея? Педагогический показ приёмов выполнения задания: Сейчас я покажу, как можно расписать эскиз воздушного змея. 1этап вначале слабо изображаем ось симметрии. Где она проходит? проводим чуть видимую ось симметрии, используя цвет, который будет использован для туловища птицы, которую я сейчас изображаю. 2-ой этап приступаем к написанию орнамента, для этого берем цвет краплак, и дугой отделяю голову птицы, повторяю элемент с правой стороны. далее беру цвет ультрамарин и дугой изображаю туловище. Повторяю элемент с правой стороны. Затем заполняю пространство туловища цветом с левой стороны. дугой красного цвета обозначу часть крыла. Заполню часть цветом. 3 этап приступаем к добавлению в часть крыла изображения цветка, чтобы оживить крыло птицы. изображаю орнамент цветка 4 этап изображаем мелкие детали, такие, как линии черного цвета, котором я обвожу каждый отдельный элемент, чтобы мой змей стал четче. В данной последовательности вы должны будете расписать эскиз воздушного змея. | Отвечают на вопросы: -отвечают. -воздушный змей напоминает птицу, бабочку, насекомых. Мы видим роспись из цветов, перьев, линий и т.д. Краски все яркие, динамичные. -отвечают. -отвечают. -отвечают. -орнамент одинаковый, симметричен. -отвечают. -отвечают. -проходит через середину змея. | П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П:структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; Л: проявление активности в общей работе | Наглядное пособие: воздушный змей Проектор. |
V.Первичное закрепление (1мин.) | Усвоение нового способа действий | Формы: фронтальная Словесный метод: диалог | Формулирует вопросы, для закрепления знаний: Какие цвета можно использовать для росписи эскиза? Что обязательно должно быть в работе? Перед выполнением проведем физкультминутку. Если на экране вы увидите картинку воздушного змея, то сжимайте и разжимайте пальцы. Если на экране появится картинка другого предмета, поморгайте глазами. | Отвечают на вопросы: -яркие. -симметрия, орнамент. -звонкой краски с серым цветом. | Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению | Проектор. Слайд «Физкультминутка» |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации | Формы: индивидуальная Словесный метод: формулировка задачи | Формулирует творческую задачу для учащихся: Ваша задача: используя знания о том, как изобразить орнамент, и какие бывают воздушные змеи, расписать эскиз воздушного змея. Работа должна соответствовать критериям оценивания: 1)аккуратность; 2)оригинальность; 3) сохранение симметрии; 4)завершенность. Желаю вам удачи! Придумайте своего воздушного змея. Включает музыку. | Самостоятельно выполняют задание. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания | Критерии оценивания. |
VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный метод: обобщающий диалог | Формулирует вопросы: Работа подошла к концу. Пришло время ответить на вопросы. Итак, ребята что такое орнамент? Что называют симметрией? Когда и в какой стране появились воздушные змеи? | Отвечают на вопросы: - украшение, узор, который основан на повторе и чередовании его элементов. - пропорциональность, одинаковость в расположении частей. -2000 лет назад в Китае. | П: обобщение и структурирование знаний в речи | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (3-5мин.) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы: парная, фронтальная Словесный метод: анализ продуктов работы | Организует проверку работ: Ребята, посмотрите на критерии оценивания работы. 1)аккуратность; 2)оригинальность; 3) сохранение симметрии; 4)завершенность. И посмотрите на работу своего соседа по парте. Чья пара желает выйти и оценить работу друг друга? Учащиеся выходят со своими работами сначала в паре. Затем учитель оценивает работы. Итак, ребята, все вы молодцы, у всех получились работы: разные, но по-своему необычные и очень интересные. Всем спасибо за урок, до скорых встреч! | Проводят взаимопроверку. | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет, обучения и...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности; формирование умения чувст...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" (УМК Школа России); 1 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через выполнение орнамента, как элемента украш...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» ( УМК " Школа России, 2 класс)
Тема урока:«Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средство...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» ( УМК " Школа России, 2 класс )
Тема урока: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий&r...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина-портрет. Изображение женщины» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Картина-портрет. Изображение женщины»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятия о жанре портрета; обучение последовательности в работе над п...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Лети, лети бумажный змей!" (УМК "Перспектива" 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на форме бумажного змея.Задачи урокаПланируемые резу...