Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izo_izrazets_2_klass.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 2 классе
по программе Т. Я. Шпикаловой
«Изобразительное искусство»
Тема: РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ В АРХИТЕКТУРЕ.
Педагогические цели: | способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец); содействовать формированию художественно-графических навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. |
Тип урока | формирование новых знаний (урок-вариация и импровизация). |
Форма урока | комбинированный. |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и термины | муравленый изразец, декоративная композиция. |
Наглядно- | презентация «Русский изразец», таблицы и композиционные схемы.
|
Зрительный ряд | произведения художников и фото изразцов; варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике. |
Оборудование | акварель, белая гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, учебник, подставка для книг |
Планируемые | Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют интерес к художественным традициям своего народа; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (архитектура); в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности. Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий. Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью. |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент). | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | (Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся): -Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования: Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели И работать захотели. | Слушают учителя | Фронтальная | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности |
|
II. Постановка учебной задачи. | Викторина «Угадай сказку» Просмотр | -Сегодняшний урок я хотела бы начать с русских народных сказок. Я прочитаю вам известные строки, а вы попробуйте отгадать, какая эта сказка. Помощником вам будут иллюстрации из этих сказок.
• Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. (По щучьему велению) СЛАЙД 1-2 • Метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке: - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? (Гуси-лебеди) СЛАЙД 3-4 • Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке. Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. (Семеро козлят) СЛАЙД 5-6 - Какой предмет встречался во всех этих сказках? (печь) СЛАЙД 7 | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, наблюдают, рассуждают, анализируют информацию, делают вывод | Фронтальная | Познавательные: составлять небольшие сообщения, описывать живописное произведение, сравнивать иллюстрации, рассуждать. Коммуникативные: коллективно анализировать произведение живописи, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ. Личностные: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов | Устные ответы |
Беседа
| - Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? …(о печке) - Совершенно верно. Для чего служила печка людям в избе? (согревала дом, на печи готовили еду) -А как вы думаете, кроме того, что печь кормила и грела, что она еще делала? - Я вам немного помогу, посмотрите на следующий слайд. (Она украшала дом) СЛАЙД 8 – Что же делало ее нарядной? ( ……) | Слушают учителя, просматривают презентацию,наблюдают, анализируют информацию, делают выводы | Фронтальная | Познавательные: наблюдать, рассуждать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения нового знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока | Устные ответы | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | 1. Беседа «Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей». | Украшали их узорами, которые были выполнены на маленьких керамических плиточках, которые называли ИЗРАЗЦАМИ ) СЛАЙД 9
– Знакомо ли вам слово «изразец»? Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины.
В слове «изразец» заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (есть такое старое слово), то есть украсить. Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью резных форм. ) СЛАЙД 10 -11 Набивали сырую глину в деревянную резную форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово «образец», то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами. Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика. Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей, каменных теремов и облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты. ) СЛАЙД 12 - 13
– Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X–XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в советской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров. Особое распространение получили печные изразцы. Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи. Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице, только что изгнанных захватчиках, о легендарном царе древних Александре Македонском, о семиглавом драконе и других литературных героях. Первые русские изразцы изготавливались: из традиционной для нашей страны красной глины (красные); СЛАЙД 14 с синим узором по белому фону (гжельские) СЛАЙД 15 многоцветные ) СЛАЙД 16 - 17 – Изразцы бывают: рельефные; живописные. Соединяясь вместе, они составляют декоративные панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены. СЛАЙД 18 Несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зелёной глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава (муравленые) Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета. Рассмотрите изображение старинных изразцовых печей и отдельные изразцы из русских храмов в учебнике на с. 98-99. –Старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: наблюдать, рассуждать, осознанно рассматривать слайды с целью освоения нового знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока | |
IV. Творческая практическая деятельность | Видео –физкультминутка
Формирование практических умений.
Творческая работа | Показ видео физкультминутки - Сегодня я предлагаю вам украсить нашу печь в классе. У каждого из вас на столе лежит заготовка из вашей творческой тетради, на которой вы красками должны создать муравленный изразец с понравившимся вам сюжетом или орнаментом. – Рассмотрите старинный муравленый изразец в учебнике на с. 98. Назовите оттенки зеленого цвета , ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ «ЦВЕТОВОЙ КРУГ» (темно-зеленый, светло-зеленый, зеленый, желто-зеленый) СЛАЙД 19 СЛАЙД 20 Внимательно рассмотрите все эти оттенки зеленого цвета (темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый) Подумайте, какие краски надо смешивать, чтобы получить красивый рисунок. Помощником в этом будем данная таблица на доске. Таблица – Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника. СЛАЙД 21-23 Чтобы правильно расположить изображение на заготовке, рассмотрите композиционные схемы размещения узоров на квадрате (на слайде или в учебнике на стр. 101.) Найдите на них ту, которая относится к одному из придуманных вами изразцов.
Ищите оттенки зеленого цвета, смешивая зеленую краску с другими на палитре. Изразец должен быть ярким . Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания | Смотрят видео, повторяют упражнения Слушают учителя, просматривают слайды, отвечают на вопросы Выполняют рисование изразца | Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | Личностные: положительно относиться к занятиям двигательной деятельностью Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выполнять творческие задания | Выполнение упражений Наблюдение |
3. Включение в систему знаний и повторение. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | - А теперь внимание на доску. Наша печь почти готова. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке (украшение на печь от учителя) И все это помогли нам сделать расписные плиточки. Как она называлась иначе? (… )
| Приклеивание своих работ на общую, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.
| Фронтальная
| Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы
| |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Итоговый рассказ учителя, | - Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) … – С развитием промышленности и появлением новых источников тепла – газа, электричества, изразцы превратились в чисто декоративные, и на некоторое время их популярность их почти сошла на нет. Но, как часто бывает, традиционные изделия, проверенные веками возвращаются и завоевывают популярность. Сегодня, несмотря на множество вариантов отделочных материалов, изразцы все равно популярны. Где используются изразцы сегодня?
СЛАЙД 24 Учитель предлагает закончить предложения: – Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно… Лесенка успеха | Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Оцени вание обучающихся за работу на уроке. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства Тема: "Русский изразец в архитектуре" (2 класс)
Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на о...
Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Средневековья. Архитектура готического стиля» (УМК «Перспектива» 4 класс)
Цель урока: расширение знаний и представлений об образе готических соборов Средневековья.Задачи урокаДидактические:Знать особенности архитектуры и искусства средневековой Европы;Учить выражать в творч...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора" (УМК Перспектива, 4 класс)
Цель урока: Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.Задачи урокаДидактические: 1. Расширить знания и представлен...
Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Архитектура старинная и современная" (3 класс, Б.М.Неменский)
Цель урока: ознакомление обучающихся с архитектурой городаДидактические:1. Познакомить обучающихся с архитектурой нашего города;2. Научить видеть различия межу современной и старинной архитектуройРазв...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Памятники архитектуры» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «Памят...
Технологическая карта урока "Изобразительная деятельность" 2 класс "Зима"
Технологическая карта урока по ФГОС "Изобразительная деятельность" 2 класс для детей с У.О....