Рабочая программа по предмету " Изобразительное искусство"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Дригайловская Маргарита Викторовна

Цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета.

 

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро-отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

       Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

      Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

       Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

     Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

     Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

     Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

     Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

     Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

     Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

     Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результатдаёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

     На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются  связи с музыкой, историей, литературой, трудом.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3kl.docx52.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для учащихся 3класса на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

-Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

-Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373»

-Образовательной программы начального общего образования;

- Учебного плана ОУ;

- Авторской программы Б. М. Неменского.  (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 55е изд. — М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Е.И.Коротеева Изобразительное искусство. «Искусство вокруг нас». Учебник. 3класс.— М.: Просвещение, 2017.

Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе.

В учебном плане МБОУ ОСОШ № 6 на изучение отводится в 3 классе 34 часа в год. По программе – 34 часа, по рабочей программе – 33 часа.

Обоснование выбора авторской программы

 Выбрана авторская программа по изобразительному искусству Б. М. Неменского В. Г, так как она является завершенной предметной линией «Изобразительное искусство». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.

Цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро-отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

       Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

      Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

       Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

Общая характеристика учебного предмета

     Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

     Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

     Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

     Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

     Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

     Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

     Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результатдаёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

     На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются  связи с музыкой, историей, литературой, трудом.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

     Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

     В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народови ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

     Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

     Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированности эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированности эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к - окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированности первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированности основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

    Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

     Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

   Искусство в твоем доме (8 ч.)

Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.

Твои игрушки. Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.

Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).

Мамин платок. .Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.

Обои и шторы в твоем дом. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка
      Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
      
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
      
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
      
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
      В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
      На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

      Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
      
Памятники архитектуры — наследие веков
      
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
      
Парки, скверы, бульвары
      
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
      
Ажурные ограды
      
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
      
Фонари на улицах и в парках
      
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
      
Витрины магазинов
      
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
      При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
      
Транспорт в городе
      
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
      
Что сделал художник на улицах моего города (села)
      
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище (11 ч)

      В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
      
Театральные маски
      
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
      Конструирование выразительных острохарактерных масок.
      
Художник в театре
      
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
      
Театр кукол
      
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
      
Театральный занавес
      
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
      
Афиша, плакат
      
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
      
Художник и цирк
      
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
      
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
      Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.

Художник и музей (7 ч)

      Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
      Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
      
Музеи в жизни города
      
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
      
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
      
Картина-пейзаж
      
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
      Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
      
Картина-портрет
      
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
      
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
            
Исторические картины и картины бытового жанра
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
      
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

     Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

    КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В     ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

   Истоки родного искусства (8ч)

Пейзаж родной земли.Деревня — деревянный мир.Красота человека.Народные праздники (обобщение темы).

    Древние города нашей земли(7ч)

Родной угол.Древние соборы.Города Русской земли.Древнерусские воины-защитники.Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.Пир в теремных палатах (обобщение темы).

    Каждый народ — художник(11ч)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.Народы гор и степей.Города в пустыне.Древняя Эллада.Европейские города Средневековья.Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

   Искусство объединяет народы(8ч)

Материнство.Мудрость старости.Сопереживание.Герои-защитники.Юность и надежды.Искусство народов мира (обобщение темы).

 Формы работы на уроке

     Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условиядля глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

     Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

     Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, свето-тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества,как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьникизнакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разныхстран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

     Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радостьуспеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут бытьиспользованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во час

Характеристика основных видов деятельности

Дата

Вид контр

1

Искусство в твоем доме

8

    Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

    Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).

           Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

     

03.09– 22.10

2

Искусство на улицах твоего города

7

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

     Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев- Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

     Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

12.11– 24.12

3

Художник и зрелище

11

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

     Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

    Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника.

       Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

14.01– 01.04

4

Художник и музей

7

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

     Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

        Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

08.04-20.05

Итого:

33

Календарно-тематическое планирование

Название темы урока

Кол-во час

Вид контроля

Дата план

Дата

факт

Искусство в твоем доме (8 ч)

1

Твои игрушки

1

Текущий

03.09

2

Посуда у тебя дома

1

Текущий

10.09

3

Обои и шторы у тебя дома

1

Текущий

17.09

4

Мамин платок

1

Текущий

24.09

5

Твои книжки

1

Текущий

01.10

6

Открытки

1

Текущий

08.10

7

Труд художника для твоего дома  

1

Текущий

15.10

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

1

Текущий

22.10

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9

Памятники архитектуры

1

Текущий

12.11

10

Парки, скверы, бульвары

1

Текущий

19.11

11

Ажурные ограды

1

Текущий

26.11

12

Волшебные фонари

1

Текущий

03.12

13

Витрины

1

Текущий

10.12

14

Удивительный транспорт

1

Текущий

17.12

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

1

Текущий

24.12

Художник и зрелище (11 ч)

16

Художник в цирке

1

Текущий

14.01

17

Художник в театре

1

Текущий

21.01

18

Театр кукол

1

Текущий

28.01

19

Театр кукол

1

Текущий

04.02

20

Маски

1

Текущий

11.02

21

Афиша и плакат

1

Текущий

18.02

22

Афиша и плакат

1

Текущий

25.02

23

Праздник в городе

1

Текущий

04.03

24

Праздник в городе

1

Текущий

11.03

25

Школьный карнавал  

1

Текущий

18.03

26

Школьный карнавал (обобщение темы)

1

Текущий

01.04

Художник и музей (7 ч)

27

Музей в жизни города

1

Текущий

08.04

28

Картина — особый мир  

1

Текущий

15.04

29

Картина-пейзаж

1

Текущий

22.04

30

Картина-портрет

1

Текущий

29.04

31

Картина-натюрморт

1

Текущий

06.05

32

Картины исторические и бытовые

1

Текущий

13.05

33

Скульптура в музее и на улице. Итоговый урок за год. Выставка работ.

1

Текущий

20.05

Итого:

33

   ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс

Личностные результаты

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

 - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

-  формирование духовных и эстетических потребностей;

-  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

-  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

-  ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

-  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

-  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

-  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая     фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приёмы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

  Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут формироваться:

- чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

- уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны

и мира в целом.

- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

- эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

- эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.

- понимания роли искусства в собственной жизни.

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобрази-

тельное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.

- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.

- мотивации к коллективной творческой работе.

- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о

мире профессий в изобразительном искусстве.

   Метапредметные учебные действия

Обучающийся научится:

- овладеет умением творческого видения с позиции художника.

- овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих

задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

- осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных

творческих результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.

- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.

- воспринимать мнение и предложения своих сверстников.

- соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.

- делать несложные выводы.

- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

- следить за действиями других участников в совместной деятельности.

     Предметные результаты.

Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.

Обучающийся научится:

- различать виды художественной деятельности.

- различать виды и жанры в ИЗО.

- понимать образную природу искусства.

- эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

- узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

- обсуждать и анализировать произведения искусства.

- усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.

- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

- компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

- освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.

- овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

- эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.

- выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

- приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной

жизни, красоту внутреннего мира человека.

Обучающийся возможность научиться:

- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

- выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

- выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

- овладеть на практике основами цветоведения.

- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение

Требования к выпускнику 3 класса

Обучающиеся должны знать:

- основные виды жанров изобразительных искусств;

-  приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало   архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развить наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на   плоскости;

- приобрести знания о роли художника, сформировать представление о деятельности художника;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиции).

Обучающиеся  должны  уметь:

- Применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

- Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

- Применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры,   по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Обучающиеся должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

          - для самостоятельной творческой деятельности;

          - обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

          -оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...