Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской
программы Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» (УМК «Планета Знаний»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской
программы Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» (УМК «Планета Знаний»), учебного плана МОУ Гридинской основной общеобразовательной школы.
Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.
Задачи курса:
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи обучения и развития в курсе «Изобразительное искусство» в 3 классе:
- изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и т.п.) в передаче различной фактуры;
- обучение умению выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и т.п.) в соответствии с замыслом;
- продолжение освоения приемов лепки фигуры человека и животных с учетом передачи пропорций;
- продолжение изучения основ цветоведения (цветовой контраст и нюанс, эксперименты по составлению различных оттенков);
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, размещение объектов на листе), освоение цветового, текстурного, тектонического,
мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных, конструктивных); - формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и т.п.)
- ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
- продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, деревянная и глиняная посуда, богородские игрушки, жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика);
- продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
- обучение умению узнавать форму спирали, волны, яйца в объектах архитектуры и
дизайна, создавать эскизы и модели дизайна на основе этих форм; — сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
- сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно - прикладного искусства;
- сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно - прикладного искусства;
- обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
- развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, комм позиция, ритм, гармония и др.), необходимыми для создания художественного образа;
- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
- развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- развить эмоционально - эстетическую и нравственную сферы личности.
- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Реализация задач программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
- эмоционально - развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально - чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- ценностно - ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- арттерапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно - творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Художественно - творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно - прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.
Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно - нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются биконические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно - пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически в процессе упражнений и творческих заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Основные разделы программы и их характеристика.
«Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна».
Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно - композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.
Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит учащихся с ведущими традиционными народными художественными промыслами и осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию.
В 3 классе подчёркивается значение изделий народных мастеров в формировании предметной среды. Обращается внимание на особенности формообразования в керамических изделиях народных умельцев (Скопин). Детям предлагается выполнить элементарное проектирование керамической посуды с целевым назначением на основе стилизации форм животных в традициях народных художественных промыслов.
В разделе программы «Мир декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный), знакомятся с декоративным искусством, его видами (художественные стекло, керамика, камень, металл, ткачество, кожа и др.). Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др. Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах.
Учащиеся изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации.
Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно - сюжетное содержание изделий художников декоративно - прикладного искусства.
Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами, графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
В инвариантной (основной) части программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 1 ч в неделю. Все задания носят или относительно длительный характер (1–2 ч) или кратковременный, быстрый — упражнения, наброски и зарисовки (5–15 мин). Творчески активные дети могут за один урок выполнить не одну, а две работы. Они могут помочь одноклассникам. Учебные задания и проверочные работы чередуются в зависимости от педагогических задач. Беседы об изобразительном искусстве, народном и декоративном искусстве, архитектуре и дизайне, как правило, проводятся в начале каждого урока (10–15 мин). В 3 классе проводятся уроки — заочные экскурсии, активными участниками которых становятся сами дети.
Тематическое планирование
№ | Разделы программы | Количество часов |
1. | Мир изобразительного искусства | 13 часов |
2. | Мир народного искусства | 6 часов |
3. | Мир декоративного искусства | 9 часов |
4. | Мир архитектуры и дизайна | 6 часов |
Всего | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (13 ч.)
«Путешествие в мир искусства» Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч.)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч.)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч.)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Планируемые результаты изучения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
У третьеклассников будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
- понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
- понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и
современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; - основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни
и искусства, понимание красоты как ценности.
Метапредметные результаты
Регулятивные результаты
Третьеклассники научатся:
- следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и
алгоритмам, описывающим стандартные действия; - объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
- руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
- определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные результаты
Третьеклассники научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные
материалы; - свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,
справочного бюро; - группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; - анализировать, из каких деталей состоит объект;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- различать многообразие форм предметного мира;
- конструировать объекты различных плоских и объемных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
- наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное
состояние; - использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
- устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
- классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
- конструировать по свободному замыслу;
- анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
- сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
- группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные результаты
Третьеклассники научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении
в классе; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему
решению, работая в группе; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Предметные результаты
Третьеклассники научатся:
- называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры
(портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства; - называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр
(Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген-хайма (Нью-Йорк); - узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи
и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
иллюстрациях к произведениям литературы; - выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в
соответствии с замыслом композиции; - лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
- изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать
последовательность событий, выделять композиционный центр; - различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
- составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета
с черным и белым; - различать особенности использования карандаша, туши в графике;
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных
работ; - выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
- выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;
- изображать глубину пространства на плоскости;
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В.
Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А.
Матисс «Танец» и др.); - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); применять цветовой контраст и нюанс, выразительные
возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого
и коричневого цветов; - правильно использовать выразительные возможности графических материалов
(графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и
др.) в передаче различной фактуры; - моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
- выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и
формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; - оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их
формирования; - разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными
операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично»,
что соответствует отметкам «4» и «5».
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству.
Вид работы | “5” (отлично) | “4” (хорошо) | “3” | “2” |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной помощью | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников. | Значительные затруднения при ответы на вопросы, отказ от ответа. |
Тестирование | Выполнение работы без ошибок | Верное решение не менее 80% заданий либо незначительные недочёты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы. | Верное решение не менее 60% заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы. | Верное решение менее 60% заданий. |
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения
либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу,
опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями,
каждый из которых оценивается в 1 балл:
- Соответствие теме задания.
- Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
- Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
- Аккуратность исполнения.
- Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
- Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
- Разнообразие источников информации.
- Выразительный устный рассказ.
- Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Учебно – методическое обеспечение
3 класс представлен следующими учебными пособиями:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель 2013г.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Раба чая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель 2013г.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.
Учебно-методический комплект "Планета знаний".
- М.: ACT: Астрель, 2012.
Начальная школа УМК «Планета знаний». 3 класс. - М.: ACT: Астрель, 2012.
Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольнико-
вой. Программа. Тематическое планирование. Методические рекомендации / Сокольнико-
ва Н.М. - М.: ACT: Астрель, 2012.
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеуроч-
ной деятельности / СП. Казачкова, М.С Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности | дата | ||||||
план | факт | ||||||||||
Мир изобразительного искусства (13 ч.) | |||||||||||
1 | Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. | 1 | Знакомство с ведущими художественными музеями мира; с жанрами и видами изобразительного искусства; с особенностями натюрморта как жанра изобразительного искусства положительная мотивация и познавательный интерес изучению классического и современного искусства | Знать и называть ведущие художественные музеи мира, различать жанры искусства, выделять композиционный центр картины. Интерес к посещению художественных музеев и выставок, понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Выделять и анализировать информацию из текста, иллюстрации, осуществлять поиск необходимой информации. | |||||||
2. | Светотень. Рисование крынки (карандаш) | 1 | Продолжить знакомство с жанром натюрморта. Изучение основ композиции в натюрморте, передачи светотени на предмете, освоение особенностей материалов и инструментов графики. Рисование предметов округлой формы. | Понимать и объяснять значение терминов “светотень ”, “тень падающая”, “рефлекс”, “полутень”, “свет”, “блик”, передавать объём предмета с использованием светотени. Положительная мотивация к участию в различных видах изобразительной деятельности. Формулировать цели и задачи, планировать свою изобразительную деятельность. | |||||||
3. | Школа графики. Последовательность рисования куба. | 1 | Продолжить знакомство с жанром натюрморта, закрепление приёмов передачи светотени, освоение материалов и инструментов графики. Рисование куба. | Применять изученные приёмы графического изображения в самостоятельной работе. Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Осуществлять планирование, самоконтроль и оценку. | |||||||
4 | Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином. | 1 | Порядок рисования предметов натюрморта. Применение техники акварельной живописи. | Учитывать особенности композиции и этапов изображения натюрморта, правильно использовать выразительные возможности графических материалов в передаче различной фактуры. Мотивация к успешной изобразительной деятельности. Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. | |||||||
5 | Пейзаж как жанр. Учимся у мастеров. Композиция в пейзаже. | 1 | Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Основы композиции пейзажа. Обсуждение личного отношения зрителя и художника к изображаемому. | Знать определение пейзажа. Жанр пейзажа по отличительным признакам, особенности композиции пейзажа, личное отношение о сюжете картины. Потребность в общении с искусством, в творческом отношении к окружающему миру. Искать информацию и материалы на заданную тему. | |||||||
6 | Перспектива. Перспективные построения. | 1 | Понятия “перспектива”, “линейная перспектива”. Изображение пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. | Особенности перспективы в пейзаже, законы перспективы при изображении объёмных и удалённых объектов. Самостоятельное решение творческих задач. Соблюдение инструкций и алгоритмов при выполнении художественно-творческой работы. | |||||||
7 | Школа живописи. Воздушная перспектива. Рисование осеннего пейзажа. | 1 | Законы перспективы, понятие “воздушная перспектива”, изображение пространства с помощью законов линейной и воздушной перспективы. | Различать линейную и воздушную перспективу, значение перспективы в изображении, законы перспективы в творческой деятельности. Мотивация к успешной изобразительной деятельности. Планировать изобразительную деятельность и самостоятельно организовывать работу. | |||||||
8 | Портрет как жанр. Автопортрет. Учимся у мастеров. | 1 | Портрет как жанр изобразительного искусства. Термин “автопортрет”. Основы композиции портрета. Различие классического и современного искусства. | Беседа о произведениях портретного жанра как части национальной культуры. Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Информация о классическом и современном искусстве, выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художественной культуры. Автопортрет, основы композиции портрета. | |||||||
9 | Школа живописи. Портрет девочки. | 1 | Последовательность рисования портрета. Освоение рисования карандашом. | Последовательность рисования портрета, используя материал учебника. При рисовании портрета передавать светотень, сходство и создавать выразительный образ. | |||||||
10. | Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки. | 1 | Виды и жанры изобразительного искусства. Особенности скульптурного портрета. Портрет в технике лепки. | Использование различных техник при создании портрета. Последовательность выполнения скульптурной работы. Пошаговый и итоговый контроль, внесение корректив в ходе выполнения работы. Использование разнообразных приёмов лепки. | |||||||
11. | Силуэт. Портрет сказочного героя. | 1 | Традиции в изображении сказочных персонажей. Выразительные возможности силуэта. Вырезание и рисование портретов сказочных героев. | Образная характеристика сказочных персонажей в рисунках; выбор горизонтального или вертикального расположение; использовать выразительные возможности цветового фона в иллюстрациях. Вырезание силуэта или рисование чёрной тушью. Соотнесение силуэта и характера героя. Знать определение силуэта. Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивной работе. | |||||||
12 | Школа коллажа. Необычные портреты. | 1 | Техника коллажа. Знакомство с портретами, выполненных в разных техниках и стилях. | Что называется коллажем. Продумывание плана действий при работе в парах, группах; руководствоваться определенной техникой при создании художественно-творческой работы. Выделять из текста главную информацию о классическом и современном искусстве. | |||||||
13 | Мои творческие достижения. Проверка знаний. | 1 | Применение изученных законов и правил к конкретной ситуации для объяснения и осмысления личного опыта. | Уметь выбирать форму своего участия в творческой работе по теме; работать самостоятельно или в группе, планировать собственную творческую деятельность. | |||||||
Мир народного искусства (6 ч.) | |||||||||||
14 | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. Вырезание узора из бумаги. | 1 | Украшение избы резьбой по дереву. Виды, формы и назначение старинной посуды. Воспитание любви к народному искусству. | Беседа, используя текст учебника и иллюстрации. Устройство и декор старинной избы, классификация предметов кухонной утвари русского народа. Сопричастность к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла. | |||||||
15 | Богородские игрушки. Школа народного искусства. Рисование богородской игрушки. | 1 | Изделия богородских мастеров. Рисование богородской игрушки. | Отличительные особенности богородской игрушки. Уважение к мастерам художественного промысла, ценностное отношение к народному творчеству. Обсуждение, опираясь на текст и иллюстрации. | |||||||
16 | Жостовские подносы. Школа народного искусства. Рисование узора. | 1 | Жостовская роспись, работы жостовских мастеров. Последовательность жостовской росписи. Рисование жостовских узоров из цветов и ягод. | Традиционные народные художественные промыслы, особенности жостовской народной росписи, предметы быта в жостовском стиле. Приобщение к отечественной культуре, народным традициям изобразительного искусства. Пошаговый и творческий контроль в ходе выполнения художественно-творческой работы. | |||||||
17. | Павлопосадские платки. Рисование узора платка. | 1 | Творчество павлопосадских мастеров. Приёмы композиции и рисования павлопосадских узоров. Составление композиционных схем орнаментов. | История и особенности орнаментов. Ценность народного искусства в культурном развитии личности. Анализ изображения | |||||||
18. | Скопинская керамика. Школа народного искусства. Лепка скопинского сосуда. | 1 | Особенности скопинской керамики. Творческая работа в скопинском стиле на основе иллюстрированного плана. | Отличительные особенности скопинской керамики. Создание творческой работы в скопинском стиле. Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции. Планирование собственной творческой деятельности, внесение коррективов. | |||||||
19. | Мои творческие достижения. Проверка знаний. | 1 | Узнавание, определение и группировка изделий традиционных народных художественных промыслов. Разработка и изготовление елочной игрушки на основе изученных промыслов. | Решение творческой задачи по продумыванию плана и изготовлению игрушки. Самостоятельное выполнение работы. Владение практическими навыками и умениями художественно-творческой деятельности. Оценка своих творческих достижений. | |||||||
Мир декоративного искусства (9 ч.) | |||||||||||
20. | Декоративные композиции. Стилизация. | 1 | Художественные приёмы декоративной композиции. Приёмы стилизации. Эмоционально-ценностное отношение к миру. | Беседа о декоративном искусстве, примеры декоративной композиции в искусстве. Отличие стилизованных изображений. Разнообразие и богатство художественных средств. Применение основных средств художественной выразительности в рисунке; подбор краски и цветовой гаммы (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением. | |||||||
21. | Замкнутый орнамент. | 1 | Схемы размещения орнамента на круге, прямоугольнике и квадрате. Приёмы декоративной росписи. Роль декоративного искусства в жизни человека. | Приводить примеры замкнутого орнамента, характеристика композиционного решения, создание собственных творческих работ на основе знаний композиции. Подбор выразительных средств в зависимости от замысла. Следование при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. | |||||||
22. | Декоративный натюрморт «Фрукты в вазе» | 1 | Жанр натюрморта. Композиционное решение и художественные приёмы для изображения декоративного натюрморта. Обучение декоративной живописи. | Различие живописного и декоративного натюрморта. Создание собственных творческих работ в жанре декоративного натюрморта. Разнообразие и богатство художественных средств. Устное высказывание и беседа по теме урока. | |||||||
23. | Декоративный пейзаж «Старый город». «Весенняя листва», | 1 | Жанр пейзажа. Композиционное решение и художественные приёмы для изображения декоративного пейзажа. Создание бумажной мозаики. Развитие художественного вкуса. | Различие живописного и декоративного пейзажа. Использование в своей творческой деятельности приёмы создания декоративного пейзажа в различных техниках. Выбор посильного задания. Средства выразительности. Соблюдение норм речевого этикета правил устного общения. | |||||||
24. | Декоративный портрет. Богатырь. | 1 | Жанр портрета. Художественные приёмы декоративной композиции портрета. Создание декоративного портрета. | Художественные особенности декоративного портрета, приёмы декоративного рисования. Эмоционально- ценностное отношение к человеку и его изображению в искусстве. Анализ и сравнение художественных образов, выразительных средств. | |||||||
25. | Школа декора. Маски из папье-маше. | 1 | Техника декоративных работ. Применение умения декоративного творчества при создании маски. Роспись и декорирование маски. | Использование разных приемов декорации и изученных техник, следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. Понимать богатство выразительных средств, роль искусства в жизни человека. Работа по иллюстрированному плану, осуществление контроля. | |||||||
26. | Секреты декора. Рисуем нитками. | 1 | Освоение новых изобразительных приёмов и техник: рисование шариками и нитками. Обучение секретам декора. Роль декоративного искусства в жизни человека. | Изучение последовательности работы по учебнику. Изготовление декоративной бумаги: капать окрашенные гуашью шарики, печатать нитками. Использовать декор для украшения предметов быта. | |||||||
27. | Праздничный декор. Писанки (расписные яйца) | 1 | Роль изобразительного искусства в жизни человека. Пасхальное творчество: пасхальные открытки, писанки, яйца Фаберже. Роспись декоративных моделей пасхальных яиц. | Беседа о пасхальных сувенирах, пасхальной символике. Создание творческой работы на пасхальную тему с использованием личного опыта. Применение приемов акварельной и гуашевой живописи. Анализ и оценивание результатов собственной художественно-творческой работы. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений искусства. | |||||||
28. | Мои творческие достижения. Проверочный урок. | 1 | Группировка произведений искусства розных жанров и стилей. Создание самостоятельных творческих работ, используя задания учебника. | Уметь выбирать форму своего участия в творческой работе по теме; работать самостоятельно или в группе. Высказывать эмоционально-ценностные и оценочные суждения о произведениях декоративного искусства. Оценивать свои творческие достижения. | |||||||
Мир дизайна и архитектуры (8 часов) | |||||||||||
29. | Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца . | 1 | Дизайн и архитектура как виды искусства. Изучение формообразования на основе яйца. Выявление в объектах дизайна и архитектуры формы яйца. Выполнение объектов дизайна в форме яйца. | Видеть взаимосвязь формы и функции объекта. Анализ деталей объекта; различать формы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнение эскиза предметов быта, техники, моделей одежды в форме яйца. | |||||||
30. | Школа дизайна. Форма спирали в архитектуре и дизайне. Бумажная роза. Барашек. | 1 | Формообразование на основе спирали. Объекты дизайна и архитектуры на основе спирали. Изготовление розы из цветной бумаги. | Анализ деталей объекта; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; взаимосвязь формы и функции архитектурных и дизайнерских объектов, использующих форму спирали. Конструирование из бумаги путем придания ей формы спирали. | |||||||
31-32. | Школа дизайна. Форма волны в архитектуре и искусстве. Панно “Волна”. | 2 | Формообразование на основе волны. Объекты архитектуры и дизайна в форме волны. | Изготовление декоративного панно с волнистым декором. Следование при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. Создание эскизов и модели дизайнерских объектов на основе формы волны. Классификация объектов по форме. Конструирование по чертежу и шаблону. | |||||||
33-34. | Мои творческие достижения . Проверочный урок. | 2 | Проверка усвоения и способности применять изученные техники в авторском произведении. Самостоятельная творческая работа с предварительной подготовкой “Современный город”. | Применять изученные техники, формы, стили, материалы и инструменты в самостоятельной творческой работе. Составлять план моделирования дизайнерского объекта, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, оценивать результат своей творческой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний
Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...
рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по технологии, 2 класс, "Планета знаний"
рабочая программа по технологии, 2 класс, "Планета знаний"...
Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний".
Планирование для электронного журнала....
Рабочая программа по математике 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...
Рабочая программа по ИЗО 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...