Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Содержание:
1.Пояснительная записка;
2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;
4.Тематическое поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
6.Лист внесения изменений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_sim._.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края
Принято Руководитель кафедры _____ / / Протокол №____ от «___» _________ 2013__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____ /______________ / «___» _________ 2013__г. | Утверждаю Директор школы _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _______2013г. |
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство
Образовательная область: изобразительное искусство
для _I ступени
2 класс
Срок реализации: 2013-2014 уч. год.
Программа реализуется на основе УМК «Школа России»
Авторы-составители:
Бутырина Наталья .Анатольевна – учитель нач.кл.
Симоненко Алла Васильевна – учитель нач.кл.
Ладан Евгения Анатольевна – учитель нач. кл.
С. Гонохово
2013 год.
Содержание:
1.Пояснительная записка;
2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;
4.Тематическое поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
6.Лист внесения изменений
1.Пояснительная записка;
Данная программа по изобразительному искусству предназначена для учащихся 2 класса. Программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного стандарта и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Программа рассчитана на 1 год обучения во 2 классе. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Цель курса – изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Задачи курса:
Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитания интереса и любви к искусству.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка средствами художественной выразительности на основе синтеза: художественного слова, музыки, произведений художественного и декоративного искусств.
Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества, открытие красоты мира.
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.
Основные принципы программы:
1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).
4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. ...
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.
7. Вся методическая система программы должна быть нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, "понять" его. Поэтому "подобное подобным": обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика "в роль", без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием "урок". Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!" (Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990 - с.139-140).
В соответствии с программой авторами разрабатываются учебно-методические комплекты, включающие учебники и методические пособия для учителей.
2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
В результате изучения курса изобразительного искусства программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровеньсформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Место курса в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан во 2 классе на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель ).
3. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работает художник | 8 ч. |
2 | Реальность и фантазия | 7ч |
3 | О чём говорит искусство | 10ч. |
4 | Как говорит искусство | 10ч. |
Всего | 35ч |
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды учебной деятельности | Колич часов | Дата | |
1 | Чем и как работают художники. «Цветочная поляна». Три основных цвета. | Индивидуальная работа изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению | 1 | ||
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь. | Индивидуальная работа | 1 | ||
3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | Индивидуальная работа изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению | 1 | ||
4 | «Осенний листопад»- коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. | Индивидуальная работа «Осенний листопад» по памяти и впечатлению | 1 | ||
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз | 1 | ||
6 7 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме. | Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению | 1 | ||
8 | « Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | 1 | |||
9 | Реальность и фантазия. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность. | Индивидуальная, изображение животных или зверей | 1 | ||
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных | 1 | ||
11 | «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. | Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками | 1 | ||
12 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира | 1 | ||
13 | « Кружевные узоры». Украшения и фантазия. | 1 | |||
14 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | 1 | |||
15 | Постройка и фантазия. | Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером | 1 | ||
16 | О чём говорит искусство. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных | 1 | ||
17 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («весёлый и грустный клоуны») | 1 | |||
18 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. | 1 | |||
19 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме. | 1 | |||
20 | « С чего начинается Родина?» Природа в разных состояниях. | 1 | |||
21 | « Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. | 1 | |||
22 | «Морозные узоры». Украшение и реальность. | 1 | |||
23 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. | 1 | |||
24 25 | «Замок Снежной королевы». Дом для сказочных героев. | Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы | 1 | ||
26 | Как говорит искусство. «Огонь в ночи» ( «Перо Жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета. | Индивидуальная, изображение угасающего костра | 1 | ||
27 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») | 1 | |||
28 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий. | 1 | |||
29 | «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. | 1 | |||
30 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | 1 | |||
31 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись. | 1 | |||
32 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер. | Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером | 1 | ||
33 | «Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. | Индивидуальная, изображение весенних ручьев | 1 | ||
34 | Музеи искусств. | 1 | |||
35 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. | Выставка | 1 | ||
итого | 35 часов |
5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- Изобразительное искусство. Искусство и ты : учеб. для 2 класса нач. шк./ под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008.
- Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам под ред Б.М. Неменского/ автор-сост. С.Б. Дроздова. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2010.
- 2.Л.В Шампарова «Изобразительное искусство» - поурочные разработки М 2011 год
- 3.Е.И Коротеева «Изобразительное искусство» 1-3 класс, М. 2012 год
- Набор муляжей для рисования
- Учебно-методическое обеспечение предмета
- Учебник:
- Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 –е изд.- М.-Просвещение, 2012
Материально-техническое обеспечение
Мебель кабинета
Рабочее место учащегося:
- Парты – двухместные 9 шт.
- Стулья – 18 шт.
Доска:
- для мела – 1 шт.,
Рабочее место учителя:
- Стол учителя – 1 шт..
- Стул мягкий - 1 шт..
Шкафы для оборудования – 1 шт.
Интернет- сайты
- Этот сайт можно порекомендавать детям начальной школы: http://potomy.ru/
- Презентации для детей (для самых маленьких):
http://www.7ya.ru/pub/presentation/ - Портал для детей и любящих их взрослых:
http://www.solnet.ee/ - Раннее развитие детей (для детей от 1 года и старше...):
http://www.danilova.ru/storage/present.htm - Пригодится для подготовки к праздникам.
http://www.shram.kiev.ua/univer/presentation/ - Официальный сайт регионального проекта "Роялти - педагогу новатору" Калининград: http://www.royalty.baltinform.ru/
- Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
- Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
- Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
- Сервис хранения изображений (для вставки фото на страничках форума): http://www.savepic.ru/
- Интересный сайт для учителей начальных классов: http://www.nachalka.com/
- Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/search/node/bpjybnm- это.
- Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
- Сценарии: http://www.uroki.net/index.htm
- Сценарии: http://www.iro.yar.ru:8101/resource/dis ... education/
- Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -
- Самоучитель CorelDRAW для начинающих.
- Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями: http://www.coreldrawgromov.ru/
- Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
- Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
- Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
- Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
- Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/
- Юнеско - объекты Всемирного наследия: http://heritage.unesco.ru/index.php?id=30&L=9
- Все о животных всего мира: http://www.apus.ru/site.xp/
- Элементы большой науки: http://elementy.ru/email
- Занимательная физика в вопросах и ответах
"Русский медвежонок":http://www.rm.kirov.ru/index.htm - Тайны подводного мира: http://www.laddition.com
- Тайны подводного мира: http://www.elkin52.narod.ru/
- "Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM
- Прекрасная коллекция клипариков, фоны и многое другое: www.lenagold.ru.
- Познавательный портал: http://clow.ru/
- Книга рекордов Гинесса: http://guinness.h12.ru/rez_sko.htm
- Портал "Национальные парки и заповедники: http://www.floranimal.ru/national/park_list.php
- Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
- Энциклопедия комнатных и садовых растений: http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first=
- Материалы для классных руководителей, завучей школ и других заинтересованных специалистов, работающих с семьями учеников:
- http://www.interpedagogika.ru/shapka.p ... =-1&page=1
- Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
- Математика в начальной школе(статьи,задачник,конспекты,игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
- Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/sound.html
- Игры для детей-Собери фигуру: http://www.detochki.su/index.php?option=com_content&view=article&id=295:2009-04-21-20-47-16&catid=63:2009-04-20-19-47-09&Itemid=175
- Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru/
- Помните фонохрестоматию? Здесь можно найти много забытого: http://www.staroeradio.ru/
6.Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность. Тема:«Дымковская игрушка - гордость России» (для подготовительной группы).
Цель данного занятия : приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства....
" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"
Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство....
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство на первой ступени обучения 1 - 4 класс
Рабочая программа по ИЗО (Начальная школа XXI век)Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. общая характеристика учебного предмета3. описание места учебного предмета в учебном плане4. опис...
Диагностика одарённости детей в области изобразительного искусства
Одарённость личности является предметом научных исследований во всех уголках мира уже много десятилетий. Проблема детской одарённости неизменно находит своё место в Федеральных целевых программах разв...
РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья о разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию профориентационной компетентности в области изобразительного искусства "Я в художники пойду...&quo...