Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
рабочая программа (3 класс) по теме

Бекбоева Татьяна Евгеньевна

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moi_rabochie_programmy_3_klass_2015-1016_2.zip801.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

«Утверждаю»

Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы

имени Героя Советского Союза

Василия Фабричнова

_______________ Гарькавая Т.В.

Приказ № 523 от 31.08.2015года

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________Т.Н. Винивитина

«28» августа  2015 г.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1 от 28 августа 2015 года

________________Л.М. Лещенкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Класс: 3 «В»    

Учитель: Бекбоева Т.Е.

2015-2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования"
  •  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Регионального базисного учебного плана на 2015-2016 учебный год(приказ МО МО№2758 от 26.05.2015г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций МО, муниципальных частных образовательных организаций в МО, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 уч.г.)
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».  
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №576 от 08 июня 2015 г. «О внесении изменений в  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014»
  • Примерной программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Учебного плана  МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2015/2016 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)     

Общая характеристика учебного предмета

     Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя, на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на 135 ч: 33 ч - в 1 классе  (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Согласно базисному учебному плану МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3-м классе отводится 1 час  в неделю.  

Таким образом, мною составлена рабочая программа в полном соответствии с базисным учебным планом, а именно: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Содержание курса

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Художник и музей

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 класс (34 ч)

 Общая тема:  «Искусство вокруг нас» - 34 часа

             Искусство в твоем доме - 8 часов

             Искусство на улицах твоего города - 7 часов

 Художник и зрелище - 11 часов

 Художник и музей - 8 часов

Требования к уровню подготовки учащихся  3 классов

Учащиеся 3 класса должны

знать/понимать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • знать  деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

            владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 кл. Пособие для учителей

Общеобразовательных учреждений Москва: Просвещение, 2011.

2.Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 3кл.»/ Б.М. Неменский  

 - М.: Просвещение,2013.

4.Закон «Об образовании»

5.Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального

компонента государственных образовательных стандартов  начального, общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования»

6.Письмо Министерства образования РФ от 20.02.2004г.№ 0351101403

 «О ведении федерального компонента государственных образовательных стандартов

 начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

8. Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального

 общего образования. М. Просвещение. 2009

9. Асмолова А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные

учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2009

10. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых

 результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение,2009

Учебно-методический комплект для обучающегося

            - Учебник по изобразительному искусству  для 3 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г            

            - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству  для 3 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г  

Учебно-методический комплект для учителя

             - Учебник по изобразительному искусству  для 3 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г            

            - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству  для 3 класса Б.М. Неменский  М.: Просвещение,  2013г  

- Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. Б. М. Неменский – М.: Просвещение,  2013.

- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

            - Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам  Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской – В: Учитель, 2010

            - Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

            - Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2004.

Технические средства обучения, демонстрационные пособия:

1 Персональный компьютер с принтером.
2 Мультимедийный проектор.

3 Интерактивная доска

4 Документ-камера

5 Контрольно-измерительное оборудование

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Искусство в твоем доме

2

Искусство на улицах твоего города

3

Художник и зрелище

11ч

11ч

4

Художник и музей

Итого:

34ч

34ч

п\п

Дата

Тема урока

(страницы учебника,

тетради)

Тип

урока

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

план

факт

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                                                                                        Искусство в твоем доме  (8 часов)

1.

1нед

Твои игрушки.

Урок введе-ния в новую тему

(исполь-зование УЛО)

Как изготовить и нарисовать игрушку народных промыслов?

Композиция, колорит, художественный промысел, орнамент.

Игрушки дымковские.

Научатся разнообразию форм и декора игрушек, использовать цветовые контрасты, передавать цветом своё настроение.

Р.Принимать и удерживать учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                                П. применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентирован-ный взгляд на мир.

2.

2нед

Посуда у тебя дома.

Урок-игра

(исполь-зование УЛО)

Как изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов?

Сервиз, гармония, чайная пара,  колорит. Гжель, хохлома.

Научатся узнавать гжельскую и хохломскую роспись, использовать особые приёмы росписи.

Р.   Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                П. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков   мастеров.                                 К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров.

3.

3нед

Обои и шторы у тебя дома.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как нарисовать узор  с помощью трафаретов?

Обои, шторы, теплые и холодные тона, цветочный рисунок, ритм, трафарет.

Научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения.

Р.   Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                

П. Создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы расположения рисунка. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков  мастеров.                                

К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания.

Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности.

4.

4нед

Мамин платок.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как нарисовать эскиз росписи платка?

Платки, мотив,  акцент, акварель, контраст.

Научатся различать внешний вид рисунков в разной технике, получат знания о специфике народных платков, придумают свои варианты раскрашивания платков.

Р.Применять установленные правила в планировании способа решения; предвосхищать результат. Устанавливать его соответствие поставленной  цели.

П.Поиск и выделение необходимой информации из рисунков  мастеров. Применение правил и пользование инструкций.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

5.

6.

5нед

6нед

Твои книжки.

Твои книжки.

Комби-нирова-нный

(исполь-зовани УЛО)

Как научиться приемам создания собственной книги?  

Искусство книги, переплет, суперобложка, титульный лист, шмуцтитул, концовка, иллюстрации.

Приобретут знания о технике создания книг, усовершенствуют навыки мелкой ручной моторики и иллюстративных умений.

Р.   Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

.

7.

7нед

Открытки.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться созданию эскиза открытки?

Открытка, лаконизм, избирательность, циркуль, объемная аппликация.

Научатся композиционному сочетанию деталей открытки, разной технике её оформления,

повторят конструкторские приемы в работе с бумагой.

Р.   Принимать и удерживать учебную задачу.                            Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.                                

П. Создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы расположения рисунка. Поиск и выделение необходимой информации из рисунков учебника.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

8.

8нед

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Урок обобще-ние и система-тизации, урок выстав-ка

(исполь-зование УЛО)

Как научиться анализиро-вать и обсуждать свои работы?

Выставка, образцы поделок и рисунков.

Научатся анализировать и обсуждать свои работы, в игровой форме повторят пройденный материал.

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения; предвосхищать результат. Устанавливать его соответствие поставленной  цели.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

                                                                                Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9.

9нед

Памятники архитекту-ры.

Урок введе-ния в новую тему

(исполь-зование УЛО)

Как научаться создавать плоские проекты и эскизы архитектур-ных построек?

Малая родина, памятник архитектуры, зодчество.

Получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры, научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек.

Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.

К.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров.

10.

10нед

Парки, скверы, бульвары.

Урок совмест-ного творчества

(исполь-зование УЛО)

Как научиться составлять проекты детских парков?

Парки, скверы, заслоняемость, садово-парковое искусство, ландшафт.

Получат представление о назначении зеленых зон в городах, узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране, создадут парковые проекты.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                            

П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.

К.  Ставить вопросы, обращаться   за помощью , строить понятные для партнёра высказывания.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров

11.

11нед

Ажурные ограды.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как создать вариант ажурной ограды?

Ограды, декор, кружево, дизайн.

Приобретут знания в области художественного городского украшения, проведут сравнение природных и авторских объектов, придумают свой вариант декоративного ажура.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания.

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

12.

12нед

Волшеб-ные фонари.

Урок фантазия

(исполь-зование УЛО)

Как сконструировать форму фонаря из бумаги?

Миниатюрность, колоссальность.

Расширят знания о видах и назначении фонарей, запомнят различия между их технической стороной и оформительской, приобретут навыки  дизайнерского мышления.

 Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного, поведения.

13.

13нед

Витрины.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться подбору составных частей для витрин?

Вывески, коллаж, эклектика.

Научатся пониманию роли витрин, приобретут навык их создания, получат знания о композиционном и тематическом решении.

Р.  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                            

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

 

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами мастеров

14.

14нед

Удивитель-ный транспорт.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться созданию объемной поделки?

Конструктор, автоконструкции, гипотеза.

Научатся использовать воображение при создании объемной конструкции, применят приобретенные знания технического дизайна..

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. применять правила и пользоваться инструкциями.

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой.

15.

15нед

Труд художника на улицах твоего города (обобще-ние темы)

Урок обобще-ние  и система-тизации, урок выстав-ка

(исполь-зование УЛО)

Как научиться распреде-лять задания между собой?

Коллективная творческая работа.

Научатся распределять задания между собой, приобретут навыки коллективного труда, в форме игры закрепят полученные знания.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

                                                                                           Художник и зрелище (11 часов)

16.

16нед

Художник в цирке.

Урок введения в новую тему

(исполь-зование УЛО)

Как изобразить в рисунке детали цирковых выступле-ний?

Художник-постановщик, цирковые номера, реквизит.

Приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке, научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях.

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

17.

17нед

Художник в цирке.

18.

18нед

Художник в театре.

Урок-сказка

(исполь-зование УЛО)

Как создать макет для спектакля?

Виды декораций, объемно-пространственная композиция, макет.

Научатся приемам оформления театральной постановки, овладеют новой художественной терминологией, приступят к созданию макета для спектакля.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями. Выбирать наиболее эффективные способы  и материалы для решения задач.                      

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

19.

19нед

Художник в театре.

20.

20нед

Театр кукол.

Урок-игра

(исполь-зование УЛО)

Как научиться навыкам работы с иглой и нитками?

Кукловождение, утрированность.

Узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России, познакомятся с техникой шитья из ткани, приобретут навыки работы с иглой и нитками

Р. Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.

П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народными традициями. В работах мастеров

21.

21нед

Театр кукол.

22.

22нед

Маски.

Урок-игра

(исполь-зование УЛО)

Как научиться способам изготовле-ния театральной маски?

Стилизация, театральная маска, личина, пиктограмма.

Приобретут знания об использовании масок в народном представлении и в театральном искусстве, узнают средства выразительности масок, способы их создания и материалы для изготовления

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

23.

23нед

Маски.

24.

24нед

Афиша и плакат.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться приемам создания театральных афиш?

Афиша, плакат, лаконизм.

Приобретут знания о новых составных частях мира театра, применят творческие приемы в работе.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К.Строить понятные для партнёра высказывания

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

25.

25нед

Праздник в городе.

Комби-нирова-нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться создавать проекты оформления крупномасштабного праздника?

Малая родина, контраст, сочетание, тематика.

Приобретут навык оформления праздника в городе, научатся творчески использовать приобретенные умения.

Р.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.                            П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, вести устный диалог.  

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

26.

26нед

Школь-ный карнавал

(обобще-ние темы)

Урок обобще-ние и систематизации, урок выставка

(исполь-зование УЛО)

Как научиться распреде-лять задания между собой?

Театрализованная игра.

Закрепят знания.

Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.  

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

                                                                                            Художник и музей (8 часов)

27.

26нед

Музей в жизни города.

Урок введения в новую тему

(исполь-зование УЛО)

Как научиться созданию домашних музеев?

Музей, картина, скульптура.

Познакомятся с причинами создания музеев, их разнообразием, узнают о возможности создания домашних музеев.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К.Строить понятные для партнёра высказывания

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников.

28.

28нед

Картина-особый мир. Картина-пейзаж.

Комби-

нирова-

нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться рисовать пейзаж?

Колорит, шедевр, экскурсовод, экскурсия, жанр, интенсивность, теплота.

Научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах, познакомятся с пейзажами великих русских художников, научатся рисовать пейзаж.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К.Строить понятные для партнёра высказывания

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников.

29.

29нед

Картина-портрет.

Комби-

нирова-

нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться выбору выразитель-ных средств для рисунка?

Маринист, групповой портрет, индивидуальный портрет.

Приобретут знания о жанре «портрета», научатся использовать новую лексику в рассказах, попробуют рисовать портреты.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.  

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников.

30.

30нед

Картина-портрет.

31.

31нед

Картина-натюр-морт.

Комби-

нирова-

нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться располагать предметы в определен-ной компози-ции?

Натюрморт, композиция, колорит, неподвижная картина.

Приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры, наработают умение показать красоту и поэтичность предметов, научатся располагать предметы в определенной композиции.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.                            

П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.  

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников.

32.

32нед

Картины исторические и бытовые.

Комби-

нирова-

нный

(исполь-зование УЛО)

Как можно отличить картину историчес-кую от бытовой?

Жанр, бытовые детали, портрет, пейзаж.

Научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях, закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.                      К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33.

33нед

Скульпту-ра в музее и на улице.

Комби-

нирова-

нный

(исполь-зование УЛО)

Как научиться передавать в лепке человечес-кие движения?

 Музей, постамент, уличный дизайн, парковая скульптура.

Приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках, научатся передавать в лепке действия человека.

Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.                            

П. Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач..

К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе наблюдений.

34.

34нед

Художественная выставка (обобще-ние темы).

Урок обобще-ние и систематизации, урок выставка

(исполь-зование УЛО)

Как показать, чему мы научились?

Мастерская ,выставка, вернисаж.

Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их.

Р. Контролировать, обсуждать и оценивать коллективную работу

П.  Поиск и выделение необходимой информации из рисунков и текста.

К. Проявлять навыки сотрудничества при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить  выход из спорных ситуаций.

Адекватная мотивация учебной деятельности(познавательные мотивы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"

Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".

Рабочая  программа  включает  в  себя  пояснительную записку  и  календарно - тематическое  планирование  по предмету  "Математика"  3  клас...

Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...