Методическая разработка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
программа педагога дополнительного образования по рисунку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnaya_alipov_osnovy_risunka.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы рисунка»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: от 11 лет
Разработчик:
Алипов Сергей Юрьевич
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы рисунка» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и локальными актами ГБУ ДО ДДЮ Приморского района Санкт-Петербурга, а именно:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»);
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2017 г. № 617-Р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Уставом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга;
- Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга.
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения ‒ базовый.
Актуальность программы «Основы рисунка» соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;
Адресат программы ‒ обучающиеся от 11 лет, проявляющие интерес к рисунку. Предварительная подготовка, наличие базовых знаний для обучения по данной программе не требуется.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год – 288 учебных часа.
Согласно требованиям СанПиН, один академический час равен сорока пяти минутам.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся посредством занятий рисунком.
Задачи
Воспитательные задачи:
- воспитать трудолюбие и самостоятельность;
- воспитать эстетический вкус;
- воспитать уверенность в собственных силах;
- воспитать умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
- развить пространственное мышление, аккуратность и точность при выполнении работы;
- развить внимание, память, фантазию, воображение;
- развить художественные и творческие способности;
- развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе и сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим);
- развить организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).
Обучающие задачи:
- познакомить с материалами и инструментами рисунка;
- сформировать базовые знания и навыки работы в различных художественных техниках;
- обучить основам рисунка;
- научить анализировать форму предметов;
Условия реализации программы
Условия набора в группы
Педагог формирует разновозрастные группы. В процессе реализации программы допускается дополнительный набор в группы в течение всего учебного года.
Количество обучающихся в группе
Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы.
Особенности организации образовательного процесса
Режим проведения занятий
Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Первый год обучения: 144 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия два академических часа. Согласно требованиям СанПиН, один академический час равен 45 минутам.
Формы проведения занятий:
- учебное занятие;
- мастер-класс;
- выставка;
- конкурс;
- тематические беседы.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная (работа со всеми обучающимися одновременно);
- групповая:
- в малых группах;
- индивидуально-групповая.
Материально-техническое оснащение программы:
- кабинет (согласно требованиям СанПиН);
- столы, стулья;
- шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий;
- карандаши разной мягкости, старательные резинки;
- бумага для набросков;
- бумага для рисования
- мольберты, крепления
Кадровое обеспечение программы:
педагог дополнительного образования.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Воспитательные задачи:
- воспитать трудолюбие и самостоятельность;
- воспитать эстетический вкус;
- воспитать уверенность в собственных силах;
- воспитать умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
- развить пространственное мышление, аккуратность и точность при выполнении работы;
- развить внимание, память, фантазию, воображение;
- развить художественные и творческие способности;
- развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе и сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим);
- развить организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).
Обучающие задачи:
- познакомить с материалами и инструментами рисунка;
- сформировать базовые знания и навыки работы в различных художественных техниках;
- обучить основам рисунка;
- научить анализировать форму предметов;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Названия разделов, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие | Устный опрос | ||||
Основы компоновки на листе | Наблюдение | ||||
Тональный рисунок | Наблюдение | ||||
Перспективное и конструктивное построение формы | Наблюдение | ||||
Пропорции | Наблюдение | ||||
Заключительное занятие | Наблюдение | ||||
ИТОГО |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
первый | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | Один раз в неделю по два часа |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Разделы, темы образовательного процесса | Кол-во часов | Формы контроля | |
план | факт | ||||
Вводное занятие. Знакомство с программой курса. Штриховка на вытянутой руке. Рисование кубика. Набросок фигуры человека | 2 | Опрос | |||
Рисование шарика. Штриховка на вытянутой руке. Набросок | 2 | ||||
Рисование пирамидки. Штриховка на вытянутой руке. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование двух предметов. Кубик и шарик. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование цилиндра. Перспективные сокращения. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование драпировки. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из 4 предметов с драпировкой. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из 4 предметов с драпировкой. Набросок | 2 | Выставка | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из 4 предметов с драпировкой. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из бытовых предметов с драпировкой. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта из бытовых предметов с драпировкой. Набросок | 2 | ||||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с чучелом птицы. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с чучелом птицы. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование гипсового орнамента. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Штриховка на вытянутой руке. Рисование гипсового орнамента. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование натюрморта с гипсовой головой. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование натюрморта с гипсовой головой. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование натюрморта с гипсовой головой. Набросок | 2 | ||||
Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок | 2 | ||||
Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсового носа, глаз, ушей. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы (экорше). Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы. Набросок | 2 | ||||
Рисование гипсовой головы. Набросок | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок. | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок. | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок. | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок. | 2 | Наблюдение | |||
Рисование гипсовой головы с разных ракурсов. Набросок. | 2 | Наблюдение | |||
Заключительное занятие. Подведение итогов. | 2 | Наблюдение |
Содержание обучения
- Вводное занятие
Теория: знакомство с общей характеристикой программы. Знакомство со рисунком как видом изобразительного искусства.
Беседа о правилах поведения обучающихся на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Необходимые материалы для занятий.
Практика: Штриховка на вытянутой руке. Рисование кубика. Набросок фигуры человека
- Основы компоновки на листе
Теория: умение компоновать изображение на листе.
Практика: рисование натюрмортов из нескольких предметов
- Тональный рисунок
Теория: Штриховка. Разные виды. Свет, тень, рефлекс, блик. Тень собственная, тень падающая
Практика: Рисование различных фигур, групп фигур и бытовых предметов
- Перспективное и конструктивное построение формы
Теория: Понятие линии горизонта. Перспективное построение к линии горизонта. Методика определения перспективы
Практика: Творческие задания на построение формы
- Пропорции
Теория: Понятие пропорции. Методика определения пропорции.
Практика: Творческие задания на выполнение пропорции
- Заключительное занятие
Теория: подведение итогов года.
Практика: изготовление работ по выбору обучающихся.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы
- входная диагностика;
- текущий контроль;
- промежуточный контроль (два раза в течение 1 и 2 года освоения программы);
- итоговый контроль (один раз в конце третьего года обучения).
используются следующие формы и способы выявления, предъявления, и фиксации результатов.
Формы выявления результатов
- анкетирование;
- тестирование;
- устный опрос.
Формы предъявления результатов:
- выставка;
- открытое занятие;
Формы фиксации результатов:
- карта оценки результатов освоения программы;
- бланк анкеты;
- опросный лист;
- грамоты, дипломы.
В процессе освоения программы «Радуга» используются следующие диагностические методики:
Методика диагностики развития личности ребенка
- Методика оценки результативности реализации образовательной программы[1] Приложение 1.
- Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающихся Приложение 2.
- Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» Приложение 3.
Методики диагностики изменений системы отношений
- Методика «Степень участия родителей в образовательном процессе» Приложение 4.
Методики диагностики изменений субъективного уровня:
Достижения детей:
- Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающихся Приложение 2.
- Методика оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня Приложение 5.
Педагогические достижения:
- Методика «Анализ состава обучающихся» Приложение 6.
- Методика оценки результатов участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня «Педагогические достижения» Приложение 7.
- Методика оценки результативности реализации образовательной программы Приложение 1.
В приложении предлагается описание методик.
Методические материалы
В образовательном процессе используется традиционная форма организации деятельности:
- учебное занятие.
Методы, используемые на занятиях:
- словесный (рассказ, беседа)
- наглядный (показ иллюстраций, видеоматериалов, исполнение упражнений педагогом);
- практический (работа над упражнениями).
Современные педагогические технологии, используемые на занятиях:
- здоровье-сберегающие технологии;
- ИКТ технологии;
- электронные образовательные ресурсы;
- игровые технологии.
Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов:
1. учебные и методические пособия для педагога и обучающихся ( списки литературы и интернет-источники, необходимые для работы педагога и обучающихся)
2. система средств обучения;
3. система средств контроля результативности обучения.( диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей.).
Организационно-педагогические средства
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (1 ‒ й, ,);
- здоровье сберегающие технологии: гимнастика для глаз, гимнастика для рук.
Дидактические средства:
1. Цветовой круг
2. Образцы графических и живописных работ, аппликаций, коллажей, работ в технике бумажной пластики;
3. Иллюстративный материал к темам программы
- игровые технологии «У оленя », «Пальчики», «Море»;
- тематические папки (подборки к занятиям);
- методическая разработка «Направления реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
- методическая разработка «Особенности метода проектной деятельности в работе учреждения дополнительного образования»;
- статья для родителей «Развитие творческого потенциала детей на занятиях дополнительного образования»;
- презентации.
ЛИТЕРАТУРА
- Ли Н.Г., «Основы учебного академического рисунка», 2017
- Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
- Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.
- Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М.,1978.
- Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.
[1] Шаршакова Л.Б., Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.
из опыта работы ГБУ ДО ДДЮТ Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...