Конспект урока ИЗО Класс 1(2) ЗПР, 2 четверть Мастер украшения фантазирует. Тема: «Амурские узоры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

УУрок в 1 классе ЗПР второго года обучения.

Учитывая, что для учащиеся ЗПР требуются разнообразные виды деятельности, обычная структура урока поделена на 4 части и изменена по принципу:

1. Теоретическая часть (знакомство с творчеством народов Приамурья).

2. Практическая работа (подготовка изделия).

Динамическая пауза.

3. Теоретическая часть (анализ и синтез узоров).

4. Практическая работа (украшение изделия).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2_kl_master_ukrasheniya_fantaziruet_1.68 МБ
Файл 2_kl_master_ukrasheniya_fantaziruet_460.73 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО

Класс 1(2) ЗПР,  2 четверть

Мастер украшения фантазирует 

Тема: «Амурские узоры» 

Цель: Формировать умение использовать стилизованные и символические изображения коренных народов Дальнего Востока в одежде

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к  художественно-декоративными промыслами народов ДВ;

- создать значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;

- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Предметные

- осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные;

- формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты;

- способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно - творческих задач.

Коррекционно-развивающие

Развитие мыслительных процессов:

- формирование приёмов синтеза и анализа узорных образов;

- развитие внимания.  

Развитие моторики и сенсорики

- развитие динамической организации движений.

Задачи по содержанию

Результаты по содержанию

Рассмотреть характерные черты   национальных орнаментов

Знать  характерные черты национальных орнаментов

Сохранить и развить традиции культуры и искусства народов Приамурья, донести до зрителя их духовное богатство и красоту.

Иметь представление о специфике  декоративно - прикладного искусства

Знать композицию, цветовую гармонию, символику и образность в декоративно-прикладном искусстве

Задачи по способу действия

Результат по способу действия

Научиться приемам построения орнамента

Знать приемы построения орнамента

Овладеть способами изображения окружающего мира в его изменчивом

состоянии  в декоративно прикладном искусстве.

Уметь изобразить окружающий мир в его изменчивом состоянии  в

декоративно прикладном искусстве

Зрительный ряд: Натуральные образцы  нанайских орнаментов, иллюстрации, фотографии, таблицы, рисунки учащихся.

Оборудование урока:

А) Для учителя: компьютер, магнитная доска, репродукции образцов декоративно – прикладного искусства, работы учащихся прошлых лет.

Б) Для учащихся: трафареты, бумага, краски, кисть, клей, ножницы.

Структурообразующие элементы  урока

Завязка-3 минуты

Кульминация - 8минут

Развязка - 25 минут

Эпилог-7минут

Послесловие- 2-3 минуты

Ход урока

Организационный

- Проверьте глазками, все ли у вас на столах (альбом, кисти, краски, простой карандаш)

Выход на проблему урока. Создание  условия вдохновения.

- На прошлом уроке мы познакомились с мастером украшения. Вещи, украшенные узорам, делают нашу жизнь ярче, интересней и радостней. Вспомните, откуда мастера черпают вдохновение, где он подсматривают красивые образы?

- Посмотрите, какие необычные украшения я принесла! Такие изделия делают народы, которые испокон веков живут  здесь, на ДВ. Из чего он сделаны? (из кожи, меха, дерева, т.е. из природного материала). Эти украшения служат для народов не только украшением, но и средством оберега. Например, круг -  это символ солнца у многих народов. А это идол божок-защитник от злых духов.

- Сегодня мы познакомимся с искусством народов, которые являются коренными народами нашего края, и украсим одежду национальным орнаментом.

СЛАЙД

На территории Хабаровского края проживают малые народы Приамурья: нанайцы, нивхи, орочи, удэгейцы, эвенки. Приамурье – это их родина, здесь всегда жили их предки.

СЛАЙД

- Давайте рассмотрим их быт. На многих вещах обихода можно увидеть замысловатые узоры.  

СЛАЙД

Назовите предметы, украшенные орнаментом (одежда, ковры, обувь, посуда, шкатулки и др.). Все это делают искусные мастерицы, они передают свое мастерство молодым, поэтому их древнее искусство дошло до наших времен. Такие изделия можно увидеть в нашем краеведческом музее и в Центре народного творчества.

Из каких элементов состоят узоры? На что они похожи?

СЛАЙД

Такими узорами мы попробуем украсить одежду. А что именно мы будем украшать, вы узнаете, отгадав загадку:

«На десять братцев – две шубки»

- Как еще называют рукавицы? (варежки, перчатки).

Народы Приамурья делали рукавицы из природного материала - меха и кожи, а украшали вышивкой или аппликацией.

1этап работы: Рисование рукавицы и выполнение ее в цвете.

Учащиеся обводят свою руку. Следим, чтобы лист бумаги лежал вертикально, а рука лежала в центре листа. Рукавицу учащиеся раскрашивают светлой краской, следим, чтобы рисунок не был переувлажнен.

Итак, пока наши рукавички сохнут, давайте рассмотрим узоры и выберем, тот который вам больше понравится.

С виду это очень сложные узоры. Давайте их рассмотрим. Они все состоят из непонятных кудряшек и завитков. Очень напоминают по форме зимние узоры, которые мы рисовали на прошлом уроке.

СЛАЙД

А эти узоры вам что-нибудь напоминают? Если присмотреться и включить фантазию, то можно увидеть мордочки животных: тигра, оленя, медведя, кабана и др.

Сложные узоры состоят из простых элементов, которые мы пишем каждый день на уроках математики и письма: 3, С, 0, Ж, Г ,У, Л и др. Кто-нибудь увидел их?

Показ на доске.

Дети выходят и самостоятельно обводят их.

- Молодцы!

Для народов Приамурья животные играют особую роль, ведь они живут среди тайги и на берегах Амура. Народы нашего края – это прирожденные охотники и рыбаки! Многие животные считаются у них тотемными, например, для нивхов медведь – культовое животное ему было особое поклонение и служение.

СЛАЙД

- Каких животных вы видите на картинках?

Показ создания узора на доске (рыбки, бабочки, уточки, оленя) с использованием знаков (букв или цифр)

Рыбка – оберег материнства

Бабочка – символ семейного счастья

Дракон – оберег от злых духов

Тигр - исцеляет от болезней

Символика цвета

Цвет

Значение

1

Красный

Цвет мощи, силы

2

Желтый

Цвет солнца

3

Голубой    Синий

Цвет души

4

Белый

 Исконный цвет одежды, цвет рыбьей кожи

5

Черный

Церемониальный,

торжественный для мужчин

2 этап работы: украшение изделия узором.

Выполнение работы.

- Ребята, сегодня на уроке мы были фантазерами и мастерами. Посмотрите, какие замечательные рукавички у нас получились! Их можно еще украсить бисером и опушкой. Можно пустить дополнительный орнамент по краям изделия.

Домашнее задание: придумать свой узор с использованием букв или чисел, и объяснить, что он символизирует.

Самоанализ

Урок в 1 классе ЗПР второго года обучения. В классе – 9 человек.

На первом этапе урока необходимо было заинтересовать учащихся, поэтому на рассмотрение детям были предложены изделия мастеров. У детей с диагнозом ЗПР сниженный уровень познавательной активности. Для активизации важно задействовать все органы восприятия. Увидев украшения вживую, имея возможность потрогать их вызвал у детей эффект удивления, восхищения и побудил у них интерес к предстоящему уроку.

После того, как учащиеся ознакомились с коренными народами края и с их творчеством, было дано задание найти эти узоры на бытовой картине и назвать предметы, которые украшает орнамент (т.е., упражнение на внимание).

Далее было задание сложнее, когда нужно было ответить, на что похожи узоры, т.е. вспомнить, какие природные объекты имеют похожую форму.

Тему урока учащиеся озвучили сами, отгадав загадку. Была проведена словарная работа: подобрать синонимы к слову «рукавица».

Учащиеся ЗПР не умеют планировать собственную деятельность и быстро устают. Поэтому этот урок состоит  не из 2- х частей – теория и практическая часть, что более привычно для нас.  Учитывая, что для учащиеся ЗПР требуются разнообразные виды деятельности, обычная структура урока поделена на 4 части и изменена по принципу: теоретическая часть - практическая работа (подготовка изделия) и снова – теоретическая часть – практическая работа (украшение изделия).

Учащиеся ЗПР нуждаются в особом контроле, поэтому важно было проследить за правильностью выполнения работы.  Упражнение на обведение усложнялась тем, что руку требовалось «превратить» в рукавицу, исключив ненужные детали (силуэт пальцев) и дорисовать «входящую» часть рукавицы. В этот момент важно было проследить за действиями учителя и выполнить по представленному образцу.

Следующий этап – снова теоретическая часть, где происходила активизация мыслительной деятельности учащихся. «Разбор» узора на части, т.е. его анализ. Сложный узор расчленили на узнаваемые детьми знаки (цифры и/или буквы). Была дана возможность учащимся выйти и обвести эти знаки на доске, что способствует развитию графических навыков.

После анализа узора последовал синтез, т.е. сбор узора из простых элементов в один сложный. На этом этапе важно было включит воображение, почувствовать себя творцом. В завуалированном орнаменте дети смогли увидеть фигурки животных и попробовать самостоятельно, без шаблонов воспроизвести их на своем изделие.

Урок закончился  коллективным оцениванием работ, что очень важно для детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР, а затем индивидуального при выставлении оценок. Похвала со стороны учителя и коллектива является залогом успеха в дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"

Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....

Конспект урока по изобразительному искусству "Человек и его украшения" (2 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Человек и его украшения. Женские украшения." (2 класс) Данный урок был открытым в рамках Недели молодого педагога в г. Когалыме....

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" на тему "Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."

Конспект урока по изобразительному искусству  2 класс "Школа России" на тему "Украшение богатырских доспехов или украшения кокошника."...

План-конспект урока по изобразительному искусству, 2 класс, УМК "Школа России", тема: "Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров"

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки;Планируемые результатыПредметные:способствовать формированию представления о героическом ...