КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Сидорович Ирина Олеговна

Урок по ИЗО в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Технология: обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Дидактическая цель урока: организовать групповую деятельность учащихся с целью формирования умения классифицировать признаки трех видов матрешек и умения выполнять различные виды росписи.

Задачи:

Предметные:

- учит ребенка видеть историко - культурный контекст окружающих вещей;

- учит навыкам росписи народной игрушки;

- развивать навыки работы с кистью.

Метапредметные:

 Познавательные:

- формулировать и решать проблему;

- использовать алгоритм деятельности;

- строить сообщение в устной форме;

- осуществлять смысловое чтение.

 Коммуникативные:

- учить прислушиваться к мнению одноклассников и сотрудничать с ними в решении учебных задач;

Регулятивные:

- учить принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

- учить адекватно оценивать свою деятельность.

Методы обучения

  • По характеру учебно- познавательной деятельности: проблемно - поисковые;
  • По способу организации и осуществлению познавательной деятельности: наглядные, практические и словесные;
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: метод непосредственного управления деятельностью учащихся; опосредованного управления деятельностью учеников с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая;
  • Индивидуальная.

Средства обучения:

- раздаточный материал с элементами росписи;

- матрешки: семеновская, загорская, полхов - майданская;

- интерактивная доска с демонстрацией видов матрешки и их названий.

Планируемый результат:

Предметный

Ученик получит возможность учиться видеть историко - культурный контекст окружающих вещей;

Ученик получит возможность учиться навыкам росписи народной игрушки;

Ученик получит возможность учиться навыкам работы с кистью.

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность учиться

-  формулировать и решать проблему;

- использовать алгоритм деятельности;

- строить сообщение в устной форме;

- осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные:

ученик получит возможность учиться прислушиваться к мнению одноклассников и сотрудничать с ними в решении учебных задач;

Регулятивные:

ученик получит возможность принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

Ученик получит возможность адекватно оценивать свою деятельность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Надеюсь, что настроение у вас отличное и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Ходит сказка у ворот,

С нами водит хоровод.

Подарила для игры

Разноцветные платки.

(Разбрасываю платки трех цветов).

Раз, два, три! Платки собери!

(Дети собирают платки.)

- А теперь ищи столы, где такие же платки!

2. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята,  отгадайте загадку.

Выходят три девочки в костюмах матрешек. Разыгрывают загадку.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

в ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко.

Наша русская ... (матрешка).

- О чем же сегодня пойдет речь на уроке?

- Да сегодня мы поговорим  о матрешке и выполним рисунки матрешек.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Достаю листы бумаги, где по шаблону обведены матрешки. (Можно использовать и деревянные заготовки.)

Вот они! Удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело,

Украшай матрешек смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор!

- Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками - матрешками.

- А каких вы знаете матрешек?

- Сергиево - Посадские, Семеновские, Полхов - Майданские.

- Вы сегодня узнаете, какие они бывают.

3. Работа в группах.

- Загляните в свои конвертики. В них вы найдете подсказки, какую матрешку будет расписывать  ваша группа. Назовите три признака.

Группа зачитывает свой отрывок, выходит к интерактивной доске и находит нужную матрешку. Называют три признака. Соотносят на доске карточку с изображением матрешки с ее название.

У нее круглое румяное лицо, цветастый платок, простой русский сарафан и передник. В руках матрешка обязательно что - нибудь держит. Такую матрешку называют Загорской или Сергеево - Посадской.

(Круглое лицо, цветастый платок, передник, обязательно что - нибудь держит в руках.)

У этой матрешки фартук, на котором букет пышных цветов. Расписана она тремя цветами: красным, синим и желтым. Её платок украшен по кайме. Такую матрешку называют Семеновской. Она из города Семенова.

(Фартук с пышным букетом, три цвета: желтый, красный, синий, платок украшен по кайме.)

Наша матрешка по форме более стройная. На голове у нее яркие платочки - полушалки с цветами. Волосы матрешки вьются колечками. У этой матрешки мастера никогда не рисуют руки. Наша матрешка называется Полхов - Майданская.

(Более стройная, яркий платок - полушалок с цветами, волосы вьются колечками, никогда не рисуют руки.)

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам станцевать танец матрешек и немного отдохнуть.

Физкультминутка.

(Читается нараспев с движениями).

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

4. Практическая работа.

- А теперь мы приступим к росписи наших матрешек. Мастерицы приступая к работе садились в кружок. Вот и вы сможете представить, что вы работаете в настоящей народной мастерской.

У вас на столе есть подсказки: карточки с элементами росписи вашей матрешки и этапы выполнения работы. Приступайте к работе.

Можно включить музыку.

5.Подведение итогов.

- Наша работа подходит к концу. Давайте посмотрим, какие матрешки у вас получились.

Выходит каждая группа, прикрепляет свои рисунки к доске.)

На стендах название матрешки. Дети должны прикрепить там, где находится название их матрешки.

- Выбери те цветок, соответствующий настроению, которое было у вас на этом уроке.

- Почему ты выбрал именно этот цветок?

Ребенок подходит к интерактивной доске и пальчиком выбирает и перетаскивает тот цветок, который ему нужен.

Литература и материалы:

1. http://www.polygon.ee/portal

2. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Информационно-аналитический и энциклопедический портал.  /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга

3. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"

4. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г. 

5. «Узорных дел мастер» Конспект игрового занятия по рисованию Автор: Волобуева Юлия Витальевна, Воспитатель МДОУ N1, г. Белгород.  http://www.moi-detsad.ru/konsultac195.html  

6. http://www.karaoke.ru/song/5947.htm

Спасибо всем, чей материал был использован в моем уроке. Извините, за то, чьи ссылки может быть не указала.

Resource id #1860

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Рисование животных с натуры и по представлению"

На уроке ребята знакомятся с анималистическим искусством, с разнообразием пород кошек, их внешним видом, учатся рисовать  кошку. На уроке используются ЭОР...

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"

Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....

Конспект урока изобразительного искусства «Рисование с натуры (дымковская игрушка)». 1 класс

Тема: «Рисование  с натуры»Объект  труда:  дымковская игрушкаЦель: создать условия, чтобы ученики научились расписывать  по мотивам дымковской игрушки...

Дополнительная общеобразовательная программа По декоративно-прикладному искусству и народным промыслам"Волшебные узоры"

Дымковская сказочная странаЗолотая хохломаЧудо Филимоновских свистулекСине-голубое чудо ГжелиВеселый городецКаргопольские игрушкиЖестовский букет...

Конспект урока изобразительного искусства "О чем говорят украшения" 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «О чем говорят украшения. Украшения двух противоположных по намерениям сказочных плотов» Цели деятельности учителя: ознакомление учащ...

Сценарий урока по изобразительному искусству "Рисование народных праздников"

На уроке учащиеся познакомятся с народными праздниками России, с творчеством Б.М. Кустодиева, расширят знания о народных традициях своей страны...

Конспект урока ручного труда в коррекционной школе. Тема: «Растягивающая игрушка. Матрешка»

Тема: «Растягивающая игрушка. Матрешка»Цель: - создать условия для изготовления растягивающей игрушки «Матрешка»;- развитие творческих способностей, аккуратность, точность при ...