Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Улитина Ольга Ивановна

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:  Б.М Неменский, Л.А. Неменская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_2_kl_izo.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

      Протокол заседания

    методического совета

от  «__»_______2019г  №_____

Согласовано:

       Протокол заседания

         педагогического совета

 от  «__»_______2019г  №_____

Утверждено:

Директор школы:

_______/ Копылова Л. И./

Приказ № ___ от  «__»________2019 г

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

Образовательная область:

«Искусство»

2 класс

Начальное общее образование

Срок реализации  2019-2020 учебный год.

Составитель:

Улитина Ольга Ивановна

учитель начальных классов

с. Лосиха 2019 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусства» разработана на  основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г., в соответствии с примерной программой начального общего образования 2011г. и программы «Изобразительное искусство», предметной линии учебников «Школа России»,авторы:  Б.М Неменский, Л.А. Неменская, 1-4 классы,  М. «Просвещение» 2011г.,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Обоснование выбранного УМК:  Учебно-методический комплект «Школа России» вошёл в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 уч. год.

  • Коротеева Е. И. Изобразительное искусство, «Искусство и ты», 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2012

Приложение  к учебнику на электронном носителе. 2 класс

  • Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. пособие для учащихся общеобразовательных  учреждений. М. «Просвещение» 2014
  • Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы.(3 издание), методическое пособие для учителя общеобразовательных учреждений.  М. «Просвещение»  2014

         Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

        Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

* воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству;  уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

* развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

* освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

* овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

* развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Общая характеристика организации учебного процесса

         Одной из главных технологий УМК является  ситемно - деятельностный подход.  При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно - образовательную среду.

        Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковые методы.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

       Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

     Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения

   Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

   Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:

-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);- метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет  учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

    Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

   Формы контроля уровня обученности

Викторины

Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

   Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально – групповые.

   Формы контроля ЗУН:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум

   Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Уровневая дифференциация
  2. ИКТ
  3. Здоровьесберегающие технологии
  4. Проблемное обучение

5.Игровые технологии

       Режим занятий: 45 минут.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

    На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч.

В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации

   Изменения  в авторскую программу не внесены.

Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

    В результате изучения курса «Изобразительное искусство»  должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

•    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

•   уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

•    сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

•   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

•   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

•   умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•   овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

•   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•    овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•   умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

•   умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•   осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Предметные результаты

  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•   сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•   сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

•   овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

•   знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

•   умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

•   умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

•    способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•    освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

•    овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

•   способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».

   Чем и как работают художники (8 ч.)

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

      Реальность и фантазия  (7 ч.) 

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

   О чем говорит искусство (11 ч.)

Изображение природы в различных состояниях.

Художник изображает настроение.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения7

Образ здания.

   Как говорит искусство (8 ч.)

Теплые цвета.

Холодные цвета.

Что выражают теплые и холодные цвета?

Тихие цвета.

Что такое ритм пятен?

Ритм и движение пятен.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции.

Содержание тем  учебного предмета

раздела

 Тема раздела

 Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

1

Как и чем работает художник?

8

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, по средством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи.
Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалах.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

2

Реальность и фантазия

7

Рассматривать, изучать и анализировать, строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Развивать навыки работы гуашью.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность своих одноклассников.

3

О чем говорит искусство

11

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Понимать роль в украшения  жизни человека.

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

4

Как говорит искусство

8

Расширять знания о средствах художественной выразительность.

Уметь составлять теплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Создавать колористические богатство внутри одной цветовой гаммы.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие  и стремительные.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создавать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Итого:

34 ч.

Тематическое планирование.

 

№ п.п.

Тема урока

Тип урока

Комментарии учителя

Как и чем работает художник? (8 часов)

1

Три основных цвета — желтый, красный, синий 

Вводный

2

Белая и чёрная краска

Комбинированный

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Комбинированный

4

Выразительные возможности аппликации

Комбинированный

5

Выразительные возможности графических материалов

Комбинированный

6

Выразительность материалов для работы в объеме

Комбинированный

7

Выразительные возможности бумаги

Комбинированный

8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Обобщающий

Реальность и фантазия  (7 часов)

9

Изображение и реальность

Комбинированный

10

Изображение и фантазия

Комбинированный

11

Украшение и реальность

Комбинированный

12

Украшение и фантазия

 Комбинированный

13

Постройка и реальность

Комбинированный

14                                                            

Постройка и  фантазия

Комбинированный

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают  вместе  (обобщение темы)

Обобщающий

О чем говорит искусство (11 часов)

16

Изображение природы в различных состояниях

Комбинированный

17

Изображения характера животных

Комбинированный

18

Изображение

характера человека: женский образ (добрый)

Комбинированный

19

Изображение

характера человека: женский образ (злой)

Комбинированный

20

Изображение характера человека: мужской образ (добрый)

 Комбинированный

21

Изображение характера человека: мужской образ (злой)

Комбинированный

22

Образ человека в скульптуре

Комбинированный

23

Человек и его украшения

Комбинированный

24

О чем говорят украшения

 Комбинированный

25

Образ здания

Комбинированный

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру

Обобщающий

Как говорит искусство (8 часов)

27

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Комбинированный

28

Тихие и звонкие цвета

Комбинированный

29

Что такое ритм линий?

Комбинированный

30

Характер линий

Комбинированный

31

Ритм пятен

Комбинированный

32

Пропорции выражают характер

Комбинированный

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —

средства выразительности

Комбинированный

   34

Обобщающий урок года

Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года

Обобщающий

Итого: 34 часа

Лист корректировки рабочей программы (2019-2020 учебный год)

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по факту

Подпись зам по УВР

                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Канакина В.П., Горецкий В.Г...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,авторы: Л.Ф. Климанова М.В, Бойкина.

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,авторы: Л.Ф.  Климанова М.В, Бойкина....

Рабочая программа по математике во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Моро В.И.,Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.

Рабочая программа по математике во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторов: Моро В.И.,Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В....

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автора Плешакова А.А.

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,  автора  Плешакова А.А....

Рабочая программа по технологии во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:: Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.

Рабочая программа по технологии во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы:: Роговцева Н.И., Анащенкова С.В....

Рабочая программа по музыке во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.,

Рабочая программа по музыке во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.,...

Рабочая программа по физической культуре во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», автор: В. И. Лях.

Рабочая программа по физической культуре во 2 классе предметной линии учебников «Школа России»,  автор: В. И. Лях....