технологическая карта внеурочных занятий По страницам Сталинградской битвы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Серия внеурочных занятий по теме: Сталинградская битва. В сотрудничестве с учителями истории, классными руководителями и учителями изобразительного искусства можно организовать отличные внеурочные занятия, очень познавательные и творческие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта внеурочных занятий По страницам Сталинградской битвы | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочных занятий, разработанная совместно с учителями ИЗО, учителями истории и классными руководителями, работающими в 5-8 классах.
Название: " По страницам Сталинградской битвы"
Цели: 1. Патриотическое воспитание учащихся.
2. Изображение рисунка на тему «По страницам Сталинградской битвы»
Задачи: 1.Привлечь учащихся к изучению истории крупнейших сражений Великой Отечественной войны на примере Сталинградской битвы.
2.Воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, чувство гордости за наш народ и страну.
3. . Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто стоял за Родину, к их подвигам.
4. Воспитывать чувство ответственности за судьбу близких и судьбу своей страны.
5. Развитие творческих способностей и работы с художественными материалами.
6. Развитие навыков в изображении сюжетной композиции: главное, второстепенное, как выразить свою идею в рисунке, какую цветовую гамму использовать.
Оборудование: ИКТ; раздаточный материал в виде репродукций картин, посвященных войне, памятников войны; раздаточный материал с вопросами викторины; выставка книг о Сталинградской битве в библиотеке; аудиозаписи песен о войне; карта военных действий в кабинете истории; репродукции картин художников на доске; презентация «Сталинградская битва; лист А3, гуашь, акварель, графические материалы (на выбор учащихся)
Классы: 5-8
Время: 7 часов ( из них 1 час - это планирование, 1 час - это урок истории, 1 час – классный час, 2 часа- урок изобразительного искусства, 1 час- домашняя работа, 1 час- работа жюри конкурса)
Этапы занятия | Содержание | Планируемые образовательные результаты | Оборудование | Время |
1 этап: Планирование | Обсуждение серии внеурочных занятий с классными руководителями, учителями истории, библиотекарем и учителями ИЗО. | -Библиотекарь планирует выставку книг, статей по Сталинградской битве. -Учителя истории планируют урок по теме. -Классные руководители составляют план классного часа. -Учителя ИЗО планируют уроки и домашнее задание. | 1 урок | |
2 этап: Урок истории | Учитель истории проводит урок по теме «Сталинградская битва» Разбираются вопросы: 1.Ход битвы, даты 2.Значимые моменты битвы 3.Герои Сталинградской битвы 4.Роль битвы для В.О. войны в целом | Личностные результаты: ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по теме в словарях, справочниках и учебниках, выражать свое мнение в отношении хода битвы, попытаться почувствовать себя на месте солдат, участвовавших в обороне Мамаева кургана. Уметь эмоционально откликаться на подвиги героев, сопереживать им. Метапредметные результаты: уметь на основе сравнительного анализа цифровых данных о численности сил и техники противника делать прогноз исхода битвы; Уметь рассуждать и аргументировать утверждения вескими доказательствами (ссылка на исторический документ, анализ личных дневников участников войны и пр). Предметные результаты: должен знать дату Сталинградской битвы, фамилии главнокомандующих советскими и немецкими войсками, фамилии героев битвы. | ИКТ, докум. фильм «Сталинградская битва», карта военных действий, учебник по истории | 1 урок |
3 этап: Классный час | Урок памяти «По страницам Сталинградской битвы» 1.- Приветствие. 2.- В этом году наша страна празднует знаменательную дату, связанную с Великой Отечественной войной. - Возможно кто то знает об этом? (Ответы учащихся) -Что вы запомнили и вынесли для себя с урока истории? (Ответы учащихся) 3.(Показ презентации, беседа с учащимися, опираясь на их знания, рассказ о героях, о картинах художников, изображавших войну и саму битву.) (Читают стихи в тот момент, когда речь идет о Мамаевом кургане) 1-й ученик. В свой срок - не поздно и не рано Придёт зима, замрёт земля. И ты к Мамаеву кургану Придёшь второго февраля. 2-й ученик. И там, у той заиндевелой, У той священной высоты, Ты на крыло метели белой Положишь красные цветы. 3-й ученик. И словно в первый раз заметишь, Каким он был, их ратный путь! Февраль-февраль ,солдатский месяц Пурга в лицо, снега по грудь. 4-й ученик. Сто лет пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними все в долгу. Февраль-февраль, солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу. 4. Игра – викторина «По страницам Сталинградской битвы» (класс делится на команды, раздается раздаточный материал) 5. Рефлексия - Что запомнилось на уроке? -Что нового узнали? -Что понравилось? | Личностные результаты: Уметь эмоционально откликаться на подвиги героев, сопереживать им, уметь работать в группах, уметь слушать других и принимать их мнение, уметь рассматривать и анализировать картины художников, уметь аккумулировать знания прошлого урока и делать выводы. Метапредметные результаты: воспитание уважения к истории, литературе и художественной культуре своего Отечества уметь на основе знаний цифровых данных о численности сил и техники противника, о расположении войск заполнять карту битвы Уметь рассуждать и аргументировать утверждения вескими доказательствами (ссылка на исторический документ, анализ личных дневников участников войны и пр). Предметные результаты: умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому восприятию мира, должны научится сотрудничать со сверстниками, работая в группах. | ИКТ, презентация «Сталинградская битва», карта военных действий на доске, раздаточный материал с вопросами викторины, репродукции картин художника на доске. | 1 урок |
4 этап: Художественный | Урок ИЗО по теме «Сталинградская битва» - Вспоминаем предыдущие занятия по теме «Сталинградская битва». Расскажите что вы запомнили? (Ответы учащихся) - А какие картины художников, изображавших войну, вы помните? (Ответы учащихся) - Давай те рассмотрим подробнее картины художников (Показ репродукций картин художников, обсуждение сюжета картины, цветовой гаммы, композиции, с помощью чего художнику удалось выразить свою задумку) - Для чего, художники изображали , эти страшные моменты войны? (Ответы учащихся) -Правильно, чтобы поднять дух наших воинов, чтобы сохранить память для потомков о героических поступках обычных людей, чтобы научить сопереживать и помогать людям, чтобы мы гордились нашей Родиной. -Есть много документальных кадров и фотографий с места событий. (Показ презентации) Они помогут вам представить, как выглядела форма солдат, какая была техника и т. д. -Поставьте себе задачу на урок: что мы должны сегодня успеть сделать? (Ответы учащихся) - 1. Мы должны выбрать сюжет для своей работы. 2. Сделать наброски и составить композицию, выделить главное и второстепенное. 3. Нарисовать крупные детали простым карандашом. - Приступаем к работе. А я включу вам песни военных лет, ведь не только художники рисовали картины, но и композиторами было написано очень много песен. (Творческая работа учащихся) - Рефлексия: Что я успел сегодня на уроке? Что получилось? Что не удалось и надо доработать? - Домашнее задание: дома дорисовать композицию картины в простом карандаше и начать работать над фоном и крупными деталями в цвете или графике, на ваш выбор.
| Личностные результаты: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов в картинах художников, изображающих войну; обретение творческого опыта в изображении военных сюжетов, умение эмоционально откликаться, сопереживать, чувствовать события войны. Метапредметные результаты: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в музыке и изобразительном искусстве, диалогически подходить к освоению произведения искусства, умение подходить эстетически к любому виду деятельности, быть готовым к осознанному выбору сюжета композиции, развивать фантазию, воображение, визуальную память. Предметные результаты: воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение основами культуры практической работы в композиции и создании сюжета, овладение средствами художественного изображения, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально нравственной оценки. | Репродукции картин художников на доске, презентация «Фото с войны» , лист А3, пр. карандаш | 1 урок |
5 этап: Домашняя работа | Самостоятельное завершение выполнения композиции в простом карандаше, начало работы в цвете (художественный материал выбирается учеником самостоятельно, исходя из сюжета, композиции работы) : фон, крупные детали. | Личностные результаты: развитие способности самостоятельной деятельности, выбора художественного материала, доработки композиции; Метапредметные результаты: обретение творческого опыта самостоятельной художественной деятельности; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; Предметные результаты: овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами на основе знаний, полученных на уроках ИЗО; ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в интернете, справочниках, книгах | Лист А 3 с начальным изображением задумки сюжета, художественные материалы. | На усмотрение ученика |
6 этап: Художественный Рефлексия | Заключительный урок ИЗО по теме «Сталинградская битва» - Ребята, что вы должны были сделать дома? (Ответы учащихся) -Дорисовать композицию в карандаше и начать работать в художественном материале. - Рассмотрите свои работы, чего там не хватает, что нужно дорисовать? (Ответы учащихся) -Не дорисованы детали, не выделено главное в картине, не аккуратно. - Ребята, а как выделить главное? - Ярче цвет или тон, обвести контуром, использовать контрастные цвета. (Показ картин художников, анализ) -У кого есть проблема увидеть это? Ведь критиковать себя очень трудно. -Вы можете попросить соседа по парте помочь вам. (Работа в парах) - Поставьте себе задачу на урок, у каждого она будет отличаться. Кому то нужно доработать картину в цвете, кто то не выделил главного, не сделал акцент на этом, кому то надо доработать штриховку. ( Постановка задачи учениками) (Работа учащихся) -Рефлексия: (Выставка работ на доске) - Как вы считаете, удалась ли ваша задумка в картине? -Что не удалось сделать? Почему? - Чему новому вы научились? | Личностные результаты: воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; умение доводить работу до конца , видеть свои недоработки и исправлять их. Метапредметные результаты: умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому восприятию мира при анализе своей картины; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору; формирование способности к целостному художественному восприятию своей работы; получение опыта восприятия и аргументированной оценки своей работы, как основы формирования навыков коммуникации. Предметные результаты: – понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, средства художественной выразительности в разных художественных материала; диалогически подходить к освоению картин художников, уметь видеть, как подобраны цвета, выполнена композиция, выделено главное; уметь подводить итоги своей работы, анализировать. | Лист А3 с работами учеников, художественный материал на выбор учащихся | 1 урок |
7 этап: | Школьный отборочный тур, где выбираются лучшие рисунки учащихся. Конкурсные работы оцениваются по 5-х бальной системе. Критерии оценивания: - качество выполнения и оформления работы; - полнота освещения выбранной темы; - творческая индивидуальность; - содержательность, познавательность; - креативность (оригинальность). Жюри конкурса: Лобанова Н.Я. – председатель ветеранской организации Визингой школы; Голосова С.А. – заместитель директора по УЧ; Дикоева А.Е. – студент факультета искусств СГУ; Цыпанова У.С. – педагог-огранизатор школы; Пунегова Е.В. – учитель истории и обществознания | Все творческие работы учащихся | 1 урок | |
8 этап: Муниципальный | Участие лучших работ учащихся в муниципальном этапе конкурса «75 лет Сталинградской битве» Лучшие работы, занявшие призовые места на муниципальном уровне: -Лютоева Елизавета -Полушкина Любовь -Елизавета Попова -Мильчева Ульяна | Личностные результаты: повышение самооценки ученика в творческой деятельности. Пополнение своего личного портфолио, что в дальнейшем может способствовать выбору профессии, связанной с творчеством и изобразительным искусством в целом. Метапредметные результаты: Повышение уверенности в свои силах, желание развиваться в художественной и творческой деятельности. Желание узнавать и интересоваться больше предметом изобразительного искусства. Предметные результаты: художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества; закрепление исторического материала, дат, фамилий участников, что в дальнейшем может пригодится на экзамене, участии в олимпиадах и конкурсах по предметам. |
Игра – викторина «По страницам Сталинградской битвы»
1. Раздаточный материал с вопросами викторины о Сталинградской битве.
1) Сталинградская битва началась ____________________________
2)На каком кургане шли самые ожесточенные бои ___________________
3)Как звали снайпера, который уничтожил более 300 _________________________________________.
4)_______ августа 19____ г. немецкое командование предприняло ожесточённую бомбардировку города, в которой участвовало _______ немецких самолётов, в результате чего были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
5)Операция наступления советских войск под Сталинградом называлась__________________
6) Какому герою был поставлен памятник , который бросился под танк с горящей одеждой и одной гранатой в руках?_________________________________________.
7)Что сказал Сталин защитникам Сталинграда?
8) Какая статуя сейчас находится на Мамаевом кургане?
9) Как называется картина Марата Самсонова?
Ответы: 1) 17 июля 1942 г 2) Мамаев курган 3)Василий Зайцев 4) 23 августа 1942 г.
5)»Уран» 6) Михаил Паникаха 7) «Ни шагу назад» 8) «Родина - мать» 9) «Сестрица»
2. Каждая команда получает карту Сталинградской битвы.
Задания:
1.Обозначить место окончательной ликвидации немецко-фашистских войск с 10 января по 2 февраля 1943 года.
2.Показать стрелками направления ударов советских войск в декабре 1942 года
3.Обозначить флажками места расположения Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов
4. Обозначить линии фронта:
3. Узнай картину художника
Выдается раздаточный материал с репродукциями художников, изображавших войну, надо вспомнить название и автора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.
Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...
Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».
Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....
Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)
Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс
Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....
Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)
Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....