Конспект открытого занятия "Роспись эскиза разделочной доски в технике Городец"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Цель: развитие устойчивой познавательной мотивации учащихся в области народных промыслов, приобщение детей к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_gorodets.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Городецкая роспись. Итоговая работа. Роспись эскиза разделочной доски»
Конспект открытого занятия
объединения «Чудо-краски», 1-й год обучения
Педагог: Криушичева Мария Михайловна
Ноябрь 2015 г.
Конспект
открытого занятия объединения «Чудо-краски» 1-го года обучения
Тема занятия: «Городецкая роспись. Итоговая работа. Роспись эскиза разделочной доски».
Время проведения: 26.11. 2015г.
Форма занятия: занятие-компьютерная презентация
Вид деятельности: декоративно-прикладное искусство
Цели занятия:
. развитие устойчивой познавательной мотивации учащихся в области народных промыслов, приобщение детей к народному искусству
Задачи:
Воспитательные:
- способствовать созданию творческой, позитивной атмосферы в коллективе
средствами музыки, изобразительного искусства, фольклора
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за культурное наследие нашей страны
- воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих шедевры народного творчества
Дидактические:
- закрепление знаний учащихся о городецком промысле
- обучать выделять основные элементы узора;
- закрепить образовательные компетенции учащихся в рисовании цветов, коней, птиц в технике городецкой росписи
- закрепить навыки смешивания красок для получения необходимого цвета
- учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать цветовое решение.
Развивающие:
- развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
- развивать познавательную мотивацию учащихся к народным традициям и обычаям.
- развивать самостоятельность учащихся, культуру труда и речи, умение делать выборы.
Материалы и оборудование:
для педагога:
- наглядно-демонстрационные пособия, изделия, выполненные в технике городецкой росписи;
. технологические карты выполнения работ в технике городецкой росписи
. компьютерная презентация «Роспись по дереву. Городец»
. заготовка эскиза разделочной доски - педагогический рисунок
. музыкальное оформление занятия;
для детей:
. затонированные в желтую краску листы бумаги в форме разделочной доски, с предварительным рисунком в карандаше.
. гуашь, тонкие кисти, непроливайки, палитра, салфетки, подставки под кисти.
Содержания занятия
- Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности к работе)
II. Работа по теме занятия
Педагог.
ЗАГАДКА:
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец)
Педагог. Кто назовёт тему нашего заняти?
- Мы посвятили этой теме несколько занятий. Сегодня « мы продолжаем знакомиться с городецкой росписью и завершаем данную тему итоговой работой: роспись эскиза разделочной доски в технике городецкая роспись. Предлагаю посмотреть презентацию.
1. Компьютерная презентация (Просмотр слайдов).
Текст слайдов презентации см. Приложение №1.
- Выступление учащихся (Частушки) см. Приложение №2.
3. Работа в кабинете «Изостудия»
Педагог. Обратите внимание на технологические карты (перечислить названия)
Сегодня мы завершаем начатую работу, работать вы будете самостоятельно, на предыдущих занятиях вы сделали рисунок в карандаше эскиза разделочной доски, а сегодня его нужно закончить в цвете.
- Повторение последовательности выполнения росписи эскиза разделочной доски
1-й этап росписи. Подмалевок. Роспись элементов эскиза конь – черным. Птицы: (тетерки или петухи) туловище и голова черным, хвост и крылья красным, синим или другим цветом. Цветы розаны и купавки – розовым, голубым. Листья, кустики – зеленым.
2-й этап росписи. Прорисовка. Роспись у коня гривы и седла красным цветом, у птиц расписать перья, гребешки, крылья, у цветов расписать серединки цветов и лепестки.
3-й этап росписи. Оживка. Оживляем белой гуашью все элементы росписи: (птиц, коней, цветы, листья) используем мелкие элементы такие как: капельки, точки, подчеркиваем тонкими контурными линиями. Красным цветом обводим контур эскиза разделочной доски, чтобы работа, выглядела законченной.
5. Закрепление последовательности росписи эскиза доски
6. Повторение правил техники безопасности труда.
Загадка:
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Вопрос: Кто знает и ответит, как нужно правильно пользоваться кистями и красками?
III. Практическая самостоятельная работа учащихся
(Педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Самостоятельная работа сопровождается музыкальным оформлением)
IV. Физкультурная пауза
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)
А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (Руки на пояс повороты влево, вправо, притопывание ногами)
Эй, лошадки, все за мной! (шагаем)
Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!
- Завершение практической работы
По окончании выполнения задания проводится дидактическая игра
Дидактическая игра «Нарядный сундук»
Условия игры:
Дети делятся на две команды, каждой команде дается по мольберту с изображением деревянного сундука и вырезанные из цветной бумаги элементы городецкой росписи (кони, птицы, цветы, листья. Задача команд: украсить сундуки бумажными вырезанными элементами путем наклеивания их на сундук. Та команда, которая быстрее справится с этим заданием и лучше украсит сундук, и будет победителем.
VI. Итог занятия
1. Выставка и анализ детских работ, совместный анализ работ.
Педагог. Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какие доски получились самыми нарядными? (Ответы детей). Какие - самыми веселыми? (Ответы детей). Какие - самыми сказочными?(Ответы детей).А сейчас я назову те эскизы, где отражено наиболее грамотное изображение городецкой росписи (анализ работ педагогом). Дети, вы молодцы! Вы справились с заданием. Вы сегодня все отлично поработали. Ваши доски получились очень нарядными и красивыми.
2. Вопросы на закрепление темы:
- Назовите область и город, где зародилась городецкая роспись (Нижегородская обл., г. Городец.)
2. Какой материал используют для городецкой росписи? ( дерево),
3. Назовите изделия, которые расписывали мастера городецкой росписи
(прялки, шкатулки, сувениры. Деревянная посуда: солонки, сахарницы, ложки. Многие изделия становятся сувенирами).
4. Назовите элементы городецкой росписи (цветы: розан, купавка, розы, ромашки, листья, кустики, городецкие кони, птицы: тетерка, фазан, петух)
4. Объявление темы следующего занятия или задание к следующему занятию
VII. Уборка рабочих мест.
Приложение№1
Текст к слайдам презентации
1 слайд
Название презентации «Роспись по дереву «Городец».
2 слайд
Дерево - один из древних символов России. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.
3 слайд
Виды художественной обработки дерева
. Резьба по дереву
. Роспись по дереву. В Нижегородской области зародились такие народные промыслы, как Хохломская роспись, Городецкая, Полхов-Майданская. У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится на всю Россию
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
4 слайд
Карта Нижегородской области. Рассмотрим карту Нижегородской области, найдем город Городец. Самая большая река Нижегородской области - это Волга. С какими областями граничит Нижегородская область? (С Костромской, с Рязанской, с Владимирской).
5 слайд
Городецкая роспись по дереву - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.
6слайд
Немного об истории
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.
7 – 8 слайд
Достопримечательности города Городец и река Волга.
9 слайд
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
10 слайд
Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: посуду, лукошки, короба, солонки, игрушки
11 слайд
Элементы Городецкой росписи. Роза, кустики.
12 слайд
Элементы Городецкой росписи. Городецкий розан и ромашка.
13 слайд
Элементы Городецкой росписи. Городецкая купавка.
14- 15 слайды
Последовательность росписи Городецкого петуха и коня.
- слайд
Виды Городецкой композиции:
- цветочная: изображения цветов, розанов, купавок и т п.
- сюжетная: сюжеты из жизни городецких мастеров, например: свадьба, чаепитие, народные гуляния
- с животными мотивами: изображение птиц и коней.
17 слайд
Городецкие узоры в современном мире. Городецкие узоры могут встречаться и в нашей современной жизни (одежда, обувь и предметы интерьера, мебель может быть оформлена в стиле городецкой росписи).
18 слайд
Проверь себя
1.В каком виде искусства встречается резьба по дереву?
а) Живопись в) Архитектура
б) Графика г) ДПИ
2. В каком виде промыслов встречается художественная обработка дерева?
а)Жостово в) Городец
б) Гжель г) Хохлома
3. К художественной обработке дерева относится:
а)Резьба в)Роспись
б)Вышивка г)Лепка
4. В каком веке получил развитие знаменитый народный промысел – Городецкая роспись по дереву?
а) вторая половина XIX векав) первая половина XVII века
б) XX век г) XVIII век
5. Основные элементы городецкой росписи
а) Кудрина в)Завиток
б)Розан г)Купавка
6. Какой природный материал используется в Городецком промысле?
а)Металл б) Глина в) Дерево
7. Вид городецкой композиции, отображающий события из жизни людей
а) С животными мотивами б) Сюжетная в) Цветочная
Приложение № 2
Частушки о Городце
1. Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
2. Ох, Россия, ты, Россия.
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.
3. Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
4. Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
5. Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
6. По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
7. Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые? ”
Во все стороны глядят.
8. Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это все для красоты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного...
Презентация "Декупаж разделочной доски"
Если какой-либо предмет кажется вам не интересным, скучным, повседневным, не спешите расстаться с ним, ведь его можно так задекорировать, что он станет неотъемлемой частью вашего интерьера. А может, в...
Конспект открытого урока по плаванию. Тема:«Совершенствование техники способа плавания «кроль на груди»
Задачи:Образовательная1. Совершенствовать техник гребка кролем на груди с дыханием.2. Совершенствовать технику кролем на груди в полной координации.Развивающая1. Развивать силу мышц, выносливость2. Сп...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Городецкая роспись. Эскиз. Кухонная доска»
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Городецкая роспись. Эскиз. Кухонная доска»...
Конспект открытого урока по физической культуре: "Обучение технике ведения мяча в движении".
Технологическая карта урока....
Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"
Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи...
Декорирование разделочной доски в технике "декупаж"
Данный урок позволяет расширить представление обучающихся о виде прикладного творчества «Декупаж», сформировать знания о приемах салфеточной техники “Декупаж”, об особенностях ...