Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного воспитания личности ребёнка.
Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре, учат любить и уважать труд и мастерство. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета – всё это учащиеся получают в процессе декоративного рисования. Приобретенные умения и навыки, учащиеся младших классов применяют в различных работах на уроках изоискусства и трудового обучения: в аппликации, изготовлении игрушек, вышивке.
Встречи с простыми и красивыми художественными изделиями народных мастеров, учат видеть прекрасное в жизни и в искусстве, развивают активную творческую деятельность каждого ребёнка, создают общую радость за сделанное на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_kl.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Староильдеряковская средняя школа»
Аксубаевский район РТ
Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе
Тема: «Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому»
(автор учебника В.С. Кузин)
Выполнила учительница нач. классов
Посредникова Елена Александровна
1 квал. категория
Тема: «Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
Вид урока: декоративное рисование.
Цели и задачи:
- Провести викторину- путешествие по известным видам росписи народных промыслов с опорой на выставку (Палех, Дымково, Гжель, Хохлома, Жостово).
- Формировать умения выполнять на разделочной доске хохломскую роспись, составлять орнамент, используя изученные элементы.
- Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование:
для учителя: готовые изделия, иллюстрации, шаблоны (форма разделочной доски под роспись),поэтапный показ.
для учеников: гуашь, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочка, подставка для кистей.
Зрительный ряд: изделия хохломы, Жостова, Дымково, Гжель, Городец, компьютер,презентация.
Ход урока
I . Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь к нашим гостям, подарите им свои улыбки.
Пусть эти улыбки у вас не сойдут с лица целый день.
Садитесь.
II. Сообщение темы урока.
- Вступительное слово учителя.
Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого художника свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств.
- Викторина.
- -Сейчас я проведу с вами викторину по изученным темам:
1) Назовите известные вам виды изобразительного искусства.
Слайд №1. (графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно- прикладное)
2) Что такое декоративно – прикладное искусство?
(декоративное украшение бытовых предметов, художественное ремесло- творчество народных мастеров)
- На какие два раздела делится декоративно – прикладное искусство?
Слайд №2. (Роспись, резьба)
- Какие виды росписи вы знаете?
Слайд №3. ( Жостово, Гжель, Городец, Палех, Мстерская, Холуй, Хохлома)
А сейчас я проверю, сможете ли вы отличить росписи.
Перед вами росписи художников и юных художников, ваших предшественников.
- Отгадать росписи художников. Почему вы так думаете? Слайд №4.
- - Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Декоративная роспись, Хохлома»,совершим путешествие в в мир увлекательных творений народных умельцев Хохломы.
МИР ВОЛШЕБНОЙ ХОХЛОМЫ.
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной хохломы.
Б. Дубровский.
III. Объяснение нового материала.
- Как же прекрасен мир волшебной Хохломы!
(на доске изделия Хохломы)
- Какие изделия вы видите перед собой?
- -Из какого материала выполнены эти изделия?
( из дерева: липы, осины, берёзы)
- - Какие цвета используют хохломские мастера при росписи изделий?
(желтый, красный, черный, реже зеленый)
- -Какое значение имеет красный цвет?
( Красный символизирует огонь, любовь, преданность).
- -Какое значение имеет золотистый цвет?
( Золотистый –свет, солнце).
- -Какое значение имеет черный цвет?
(Черный символизирует торжественность. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета).
- - Почему хохломскую роспись называют «золотой»?
(преобладает желтый цвет).
- - Ребята, давайте вспомним элементы хохломской росписи (кистевая роспись, узор «тычком»).
- -Какие элементы хохломской росписи вы знаете?Слайд №5
(Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий малину, земляничку, клубнику, крыжовник, чёрную и красную смородину, рябину). Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Как раз в этом и проявляется богатство творческого воображения художника, его мастерство, и его наблюдательность. |
- -Как называется узор из цветов, трав и ягод?
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком.
- -Каким цветом обычно пишется травка?
Травка обычно пишется красным и черным цветом.
- - Какой элемент росписи обязательная часть любого растительного орнамента?
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
- -Давайте вспомним, хохломские узоры:
Трава – мурава:
- -пишем кончиком кисти;
- -нажимаем на кисточку сильнее;
- -пишем кудринки справа и слева;
- -делаем оживку.
Клубника:
- -выполняем мазок;
- -пишем листик;
- -пишем зёрнышки кончиком кисти.
Смородина:
- -пишем мазками ягоды;
- -проводим кончиком кисти веточку;
- -пишем мазками листочек;
- -делаем оживку.
Рябина:
- -пишем мазками ягоды;
- -кончиком пишем веточку;
- -нажимая кистью пишем листочки.
- -Молодцы! Очень хорошо, что вы это всё запомнили.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
IV. Постановка художественной задачи.
- -А теперь давайте поработаем , как хохломские мастера. Постарайтесь расписать доски, используя хохломские мотивы. Не забудьте, что «травка» обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы».
- В своей работе вы можете опираться на поэтапную роспись.
(Перед учениками поэтапный показ росписи разделочной доски).
Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских художников, сделаем лёгкий карандашный рисунок узора.Для работы в цвете используйте кисти, фломастеры, тычки.
Моё пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся-
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давайте начнём с неё!
V.Самостоятельная работа.
Задание: выполнить роспись изделия (шаблоны, предварительно затонированные), применить характерные цветовые сочетания и приёмы росписи.
Законченность работы - яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность.
(Звучат народные песни).
- -Я думаю. Что эти песни помогут вашей работе.
VI.Итог урока. Выставка работ учащихся.
- -Прошу принять всем участие в выставке рисунков.
1. Стих читает учитель.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Все хотим вам показать
И подробно описать.
2. Дети читают стихи.
1 ученик. Берите в руки кисти,краски
И начинайте вы творить.
Когда же хохлома готова-
Все будут очень вас хвалить.
2 ученик. Была у меня простая доска,
Взял я гуашь, разукрасил немножко.
Разными ягодами и цветами
И расписными лепестками
Доска моя теперь не простая,
Доска моя теперь «хохломская»!
3 ученик. Моя доска- королева
Я её поздравлю смело.
Одевается она
В фирме одежды
Хохлома!!!
4 ученик. Хохломская роспись,
Как солнце в окне.
Лучше её нет нигде!
- - Я очень рада, что у вас получились такие прекрасные работы! Вы действительно настоящие мастера.
VI.Домашнее задание
Разгадать кроссворд по теме «Хохлома».
Вопросы по вертикали:
- Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.
По горизонтали:
- Какие изделия расписывали мастера?
- Какой цвет присутствует в хохломской росписи?
6.Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?
Ответы: 1. Художник 5. черный
2. посуда 6. желтый
3. красный 7. роспись
4. хохлома
Я буду очень рада, если мой урок кому-то принесёт пользу.
Заранее Вам благодарна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"
Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»
Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...
Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...
Технологическая карта урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование представлений и знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.Планируе...
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...
Комментарии
Спасибо за предоставленный