Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"
план-конспект урока по технологии (2 класс)
Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.13 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Тема: Городецкая роспись. Роспись разделочной доски.
Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)
Задачи:
- знакомство с народными ремеслами России;
- ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи в изделиях мастеров г. Городца.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
- развитие навыков копирования элементов рисунка;
- учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи; совершенствовать навыки рисования кистью.
Метапредметные:
- планировать и осуществлять работу на основе представленных слайдов;
- работать с информацией: анализировать, сравнивать, отбирать, обобщать, соотносить и т. п.;
- контролировать качество выполнения работы;соблюдать последовательность технологических операций.
Личностные:
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
- формирование творческого воображения, интереса к предмету;
- развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
1. Для учащихся:
- модель для аппликации «Кухонная доска»
- гуашь, кисти, баночка для воды
- лист бумаги, картон, цветная бумага
- салфетка, ножницы, клей
- простой карандаш
- ластик
2. Для учителя:
- наглядный материал, раздаточный материал (образцы городецкой росписи, открытки, репродукции)
- плакат «Городецкая роспись»
- ПК, презентация «Городецкая роспись»
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
-Так поэт описал красоту городецкой росписи. По этому вступлению вы уже догадались о чём будем говорить на уроке? ( О Городецкой росписи)
II. Теоретическая часть.
- История городецкой росписи
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. Здесь продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.
Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.
На многих городецких домах сохранились резные оконные наличники и ворота . Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В Городце сохранились архитектурные памятники - жилые дома, украшенные резьбой.
На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой.
Городецкая птица. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.
Городецкий конь— символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в городецкой росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
Городецкая роспись выполняется без предварительного нанесения контура рисунка. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой). И выполняется роспись в три этапа:
Первый — «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым
Второй этап — «тенёвка» (или оттенок), здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек.
Третий этап — Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
всем улыбнулись
И сели работать опять.
- Практическая часть.
Самостоятельная роспись и аппликация модели
-Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги.
-Составьте план работы (сверьте его с готовым планом в учебнике.)
а) Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
-Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в группах.
Вспомним правила работы в группах:
* говори не громко, не кричи
* не перебивай
* не спорь
*обсуждай решение или выбор
*работай дружно
*помогай друг другу
- Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибк
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца! (Слайд 10)
Группы справились с работой и могут продемонстрировать нам свои изделия. (Оценка ) Молодцы!
Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись» Изделия, расписанные Городецкими мастерами популярны и в наше время. Можете это запомнить и в подарок маме уже настоящую дощечку расписать городецкой росписью и подарить.
4.Подведение итогов.
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Где и когда возникла городецкая роспись?
Какие основные элементы городецкой росписи вы узнали?
Каково композиционное построение рисунка?
Каких животных изображают в Городецкой росписи?
Какие цвета используют в Городецкой росписи?
5. Рефлексия.
Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.
Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...

Декоративное рисование. Роспись разделочной доски.
На уроке дети знакомятся в городецкой росписью и самостоятельно выполняют роспись разделочной доски....

Проект по технологии Куксова Артёма "Выжигание на разделочной доске".
Мой ученик Куксов Артём очень увлекся выжиганием. Он украсил разделочную доску своими руками. Подарок подарил маме....

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"
Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

Конспект урока технологии. Изготовление миски в технике папье-маше. Роспись-хохлома.
Изготовление миски в технике папье-маше. Роспись-хохлома....

Конспект открытого занятия "Роспись эскиза разделочной доски в технике Городец"
Цель: развитие устойчивой познавательной мотивации учащихся в области народных промыслов, приобщение детей к народному искусству....

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Городецкая роспись» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями городецкой росписи и их историей.Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о значении понятий «городецкая роспись»;Формирование умений...