Программа по изобразительному искусству 1-4 Гармония
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа по изобразительному искусству составлена на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Индерка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 141.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству составлена на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Индерка
1.Планируемые результаты освоения курса изобразительного искусства.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
2. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве.
Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу дос¬упности.
Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.
Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1 класс.
Личностные результаты.
У учащихся 1 класса будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной
работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый ,серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
-понимать важность деятельности художника (что может изображать художник - предметы ,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски ,и пр.).
-правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;
-свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
-правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
-устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.); выражать свое отношение;
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
-выполнять простые по композиции аппликации.
Виды учебной деятельности учащихся
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Виды и формы контроля
- выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;
- выставки;
- конкурсы работ;
- проект;
- ктд;
2класс.
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Предметные результаты.
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам
3класс.
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Предметные результаты.
Должны знать:
Художественно-графические и природные материалы.
Краски натуральные (природные: например, мел, морковь, и т.д) и искусственные (акварель, гуашь).
Виды архитектуры, скульптуры, росписей, декоративно-прикладного искусства.
Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок, живопись, иллюстрация, узор.
Основы композиции. Колорит. Форму, объем, конструкцию и пропорцию предметов.
Должны уметь :
Выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
Реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности
Самостоятельно организовывать рабочее место.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
4класс.
Познавательные УДД
Сообщать с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (дизайн); об основных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и др.).
Регулятивные УДД
Приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты творческой деятельности.
Коммуникативные УДД
Развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать возможности ИКТ и справочной литературы.
Личностные УДД
способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально- ценностных отношений к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путѐм трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать коллекционированию творческих работ: уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Предметные УДД:
Обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с различными художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, пастель, восковые мелки, тушь, перо, гелевые (шариковые) ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, цветная бумага и др.; развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
Художественно-творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно -практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание курса изобразительного искусства
1 класс
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование на темы
Декоративная работа
Лепка
Аппликация
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Тема 1: «В мире волшебных красок» (10 часов)
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правила работы с акварельными, гуашевыми красками
названия главных и составных цветов
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
правила работы с пластилином
приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
уметь:
работать кистью
выполнять декоративные цепочки
рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
рисовать по памяти и представлению
передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
лепить листья по памяти и представлению
выполнять кистью простейшие элементы растительного узора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 7 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
правила и технику выполнения орнамента
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
правила работы с пластилином
уметь:
уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
выделять элементы узора в народной вышивке
составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
лепить фрукты по памяти и представлению
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» 8 часов
Обучающиеся должны знать/ понимать:
понятие «иллюстрация»
элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
элементы узора Хохломы, Гжели,Городца
уметь:
выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с весной» 8 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
творчество А. Саврасова
особенности работы с пластилином, правила лепки
элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
приёмы работы, технику выполнения аппликации
уметь:
передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
лепить птиц по памяти и представлению
выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
рисовать с натуры разнообразные цветы
составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
2 класс
“Мы рисуем осень” ( 9 ч)
Основные цвета спектра. Правила изображения с натуры.
Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. И.Машков «Фрукты на блюде».
Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.
Этапы построения рисунка. Пространственные отношения. Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).
Тёплые и холодные цвета спектра. Беседа о красоте осенней природы. И.Левитан «Золотая осень», В.Серов «Октябрь. Домотканово». В сентябре у рябины именины.
Понятие об орнаменте. Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм.
Композиция в изобразительном искусстве. Городские и сельские пейзажи. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».
Особенности работы акварельными красками. Контрастные цвета.
Иллюстрирование произведения Е.Чарушина «Цветы и ягоды».
Основные краски: красная, жёлтая, синяя. История создания русской матрёшки. Полхов-Майдан. Наряд русской красавицы (рубаха, сарафан, душегрея, венец)
Русская народная вышивка. Линии симметрии, ритм, приёмы кистевой росписи. Цветочный узор в круге.
«По дорогам сказки” (7 ч)
Отражение результатов непосредственных наблюдений. Беседа: художники-анималисты. В.Серов. Выполнение набросков птиц (гуся).
Силуэт в изобразительном искусстве. Декоративные элементы. Сказочная птица или сказочная рыбка.
Общее представление об иллюстрациях. Ю.Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».
Главные художественные музеи России. Понятие о графике. Сказка в лесу.
Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Городецкая роспись.
Лепим и украшаем игрушку.
Составление декоративных композиций из простых геометрических форм разных материалов.
Поздравительная открытка.
«Мои друзья» (10 ч)
Элементарное изображение пространства, пропорций изображаемых объектов. Жанровая живопись. С.Ткачёв «Зимний праздник в деревне».Зимние забавы.
Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. Характер животного. Ознакомление с творчеством Чарушина. Лепка животных. Друг детства.
Художественно-выразительные средства живописи. И.Шишкин «На севере диком..», В.Ван Гог «Море в Сен - Марино». Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.
Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники-портретисты: И.Репин, В.Серов. Общие закономерности рисования лица человека.
Изображение женского сказочного образа.
Пропорции тела человека. Художники Дейнеко, Решетников и др. о спорте, древнегреческие скульпторы. Лепка фигуры человека в движении.
День защитников Отечества, истории войн и сражений, побед. Одежда солдат разных времён и народов. Батальный жанр. Изображение богатырей, их щитов.
Художественная роспись по фарфору. Гжель. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.
Использование в узоре аппликации трёх основных цветов. Открытка к празднику.
Цветовые и световые контрасты. А.Куинджи. Берёзовая роща. Живописные упражнения.
Последовательность выполнения тематической композиции. Основной цвет изображаемых объектов. И.Левитан «Весна. Большая вода». С.Герасимов «Лёд пошёл». Весна наступает.
“С чего начинается Родина?” ( 7 ч)
Законы перспективы. Изображение объёмных предметов. Графические художественно-выразительные средства - линия, штрих, тон. Рисование с натуры ящика, расположенного под углом к рисующему.
Художник-космонавт Леонов и др. Разработка эскиза, выполнение работы, колорит и композиция. Полёт на другую планету.
Выдающиеся российские художники 2-й половины XIX в. (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традиции реализма. Изображение природы в различных состояниях.
Пропорции, очертания, пространственное положение изображения, зависимость от размеров листа. Игрушечные машины.
Архангельские и Тульские печатные пряники. Особенности украшений. Орнамент из геометрических форм. Узор в прямоугольнике для украшения пряника.
Передача эмоционально-эстетического состояния после прочитанного стихотворения. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».
Палитра художника. Смешивание красок. Коллективный фриз на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, весна!
Экскурсия в мастерскую художника.
Изображение состояния природы в сочетании разных художественных техник. Здание и его назначение. Терем царевны или башни Кащея.
3 класс
«Учись рисовать» - 18 ч
Прощаемся с тёплым летом: рисование жука, шмеля, стрекозы
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. И.Шишкин, И.Левитан. Рисование объектов действительности простых по очертаниям и строению.
Листья деревьев и кустарников с осенней окраской (клён, дуб).
Форма и конструкция (строение) предметов.
Передача в рисунке пропорций, очертаний предметов быта или игрушек. Лейка, глиняная расписная кружка, детское ведёрко, лопатка, самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом.
Рисунок-набросок. Объём, контраст света и тени в изображении с натуры.
Зарисовка животных в движении
Художники – иллюстраторы. Иллюстрирование литературных произведений. Г.Скребицкий - художник
Объём предметов в изобразительном искусстве. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Работа по карточкам: срисовывание с изображения на карточке русского сельского дома
Совершенствование умений выполнять рисунок на темы. Передача смысловой связи в сюжете рисунка.
Русское народное декоративно-прикладное искусство. Эскизы игрушек – грибок
Волшебный мир – 16 ч
Русское декоративно-прикладное искусство. Выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором. Архитектура. Графические изображения.
Городские пейзажи. Перспектива.
Исторический и батальный жанры в живописи. А.Дейнеки «Оборона Севастополя» Зарисовки воинов
Фоновая роспись. Русское декоративно-прикладное искусство. Хохлома.
Природа в творчестве русских художников. Облака на рисунках и в живописи. Ф.Васильев, А.Куинджи, И.Левитан.
Красота в быту людей. Традиции народного искусства в дизайне предметов быта.Узоры для украшения бытовых принадлежностей.
Музеи России. Орнаменты народов России. Выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором. Косынка, фартук
Орнаменты народов России и народов мира, их особенности.
Передача объёма с помощью светотени в рисунке, выполненном с образца. Срисовывание Веточка помидоров с цветами и листьями.
Экскурсия в художественный музей. Правила рассматривания картин. «Прочтение» замысла художника.
4 класс
В мире изобразительного искусства (12 ч)
Обобщение знаний о тематическом рисовании, средствах художественной выразительности, выделение композиционного центра, передача элементов светотени, пространства, поиск гармоничного сочетания цветов. Рисование по памяти, передача впечатлений, полученных в жизни.
Изображение акварелью листьев дерева (кустарника) с натуры, передача наблюдений в рисунке. Рисование с натуры. Графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы. Виды и жанры изо искусства (натюрморт). Рисование с натуры предметов в группе.
Рисование зданий в угловом положении. Закон композиции, разновидности пейзажа.
Анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объёмной формы. Тоновая и цветовая разработка формы. Парадный портрет, применение парадного портрета в разные исторические периоды. Творчество художников, отображающих человека-труженика. Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры.
Мы любим смотреть картины и рисовать (22 ч)
Жанр анималистики в изо искусстве. Пластическая анатомия. Жанр анималистики в изо искусстве. Пластическая анатомия. Рисование животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти.
Линейный рисунок, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка. Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование с натуры или по памяти.
Российская армия, её роль в истории государства, её изменение в разные исторические периоды.
Строение призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (здания, мебель, коробка и т.п.).
Рисование с натуры отдельные предметы цилиндрической формы, с попыткой передачи объёма. Круг в перспективе Сведения о светотени. Зависимость освещённости предмета от силы и удалённости источника освещения. Воздушная перспектива на примере репродукций картин (пейзажи. И Шишкина, В. Поленова, Ф. Васильева).
Рисование с натуры отдельных предметов призматической, цилиндрической, шаровой формы в натюрморте с попыткой передачи перспективных сокращений и объёма. Средства народного и современного декоративно-прикладного искусства. Эскизы простейших объектов на основе орнаментальной композиции.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Основные темы бесед:
-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
-великие полководцы России;
-портреты знаменитых русских писателей;
-литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
-русский портретист Валентин Серов;
-люди труда в изобразительном искусстве;
-красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
-прославленные центры народных художественных промыслов;
-орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т.
Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
Айвазовский И. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.
Антокольский М. Иван Грозный; Петр I.
Борисов-Мусатов В. Весна; Водоем.
Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.
Брюллов К. Портрет И. А. Крылова.
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог В. Подсолнухи.
Васнецов В. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Венецианов А. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
Верещагин В. «В штыки! Ура! Ура! (Атака)».
Врубель М. Портрет С. И. Мамонтова.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Ле-пешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Голубкина А. Л. Н. Толстой.
Грабарь И. Автопортрет; Груши; Натюрморт.
Дейнека А. Москва. Пейзаж; Оборона Севастополя; Окно в мастерской.
Делфтский В. Служанка с кувшином.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
Зверьков Е. Весна.
Игошев В. Натюрморт с золотой рыбкой.
Караваджо М. Лютнист.
Кардовский Д. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году
Кипренский О. Портрет А. С. Пушкина.
Клас П. Завтрак с ветчиной.
Клодт П. Укрощение коня.
Корин П. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Коро К. Воз сена.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника; Весна.
Котов П. Кузнецкстрой. Домна № 1.
Крамской И. Н. А. Некрасов в период «Последних песен»; Пасечник.
Куинджи А. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Эльбрус. Лунная ночь; Море. Крым.
Кустодиев Б. Автопортрет; Масленица; Московский трактир; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина; Купчиха за чаем.
Лансере Е. Святослав на пути в Царьград.
Левитан И. Осенний день. Сокольники; Ветхий дворик.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Лермонтов М. Конногренадер; Кавказский вид с саклей.
Маковский В. В мастерской художника.
Маковский К. Крестьянский обед во время жатвы; В мастерской художника.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Матисс А. Вид из окна.
Милле Ж. Пастушка со стадом овец.
Мясоедов Г. Косцы.
Нисский Г. Полустанок. Станция Подсолнечная.
Перов В. Охотники на привале.
Пластов А. Колхозные кони; Автопортрет; На гумне; Полдень; Витя-подпасок; Лето.
Пушкин А. Автопортрет.
Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.
Репин И. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу;
Портрет П. М. Третьякова; М. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Портрет художника А. И. Куинджи; рисунки.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.
Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.
Серебрякова 3. Автопортрет.
Серов В. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово; Иллюстрация к басне И.Крылова «Мор зверей»; Девушка, освещенная солнцем; Портрет Максима Горького; Стригуны на водопое. Домотканово; Портрет художника К. Коровина; Портрет М. Н. Ермоловой.
Сотников А. Ягненок.
Степанов А. Лоси; После охоты.
Суриков В. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.
Ткачевы А. и С. Автопортрет; Детвора.
Торлов Д. Рысенок.
Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.
Тыранов А. Портрет И. К. Айвазовского.
Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.
Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.
Церетели 3. Синяя ваза с желтыми розами; Цветы.
Шарден Ж. Б. С. Атрибуты искусств.
Шевандронова И. В сельской библиотеке.
Шишкин И. Мухоморы. Этюд; рисунки.
Юон К. Русская зима. Лигачево; Утро индустриальной Москвы.
Яблонская Т. Утро.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
1класс
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой» | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. |
2 | Что такое декоративно-прикладное искусство. Рисование узора в полосе. | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре. |
3 | Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки» | |
4 | Волшебные краски осеннего леса. Рисование по памяти | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» |
5 | «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор |
6 | «Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии |
7 | «Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев | Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки. |
8 | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов | Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. |
9-10 | Рисование на тему : «Сказка про осень» | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии |
11 | «Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. |
12 | «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. |
13 | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Использование различных художественных техник |
14 | «Красота лесной природы» Рисование с натуры ветки ели или сосны | Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. |
15-16 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. |
17-18 | Рисование на тему «Зимняя сказка» | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. |
19 | «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. |
20-21 | Рисование «Мой любимый цветок» | Знакомство с картинами военной тематики; сопоставление человека военной профессии и гражданской. |
22 | «Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. |
23 | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна. |
24-25 | «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. |
26-27 | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. |
28-29 | Композиция «Весенний день» - рисование на тему. Выполнение рисунка в цвете. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. |
30 | «Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. |
31 | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Рисование с натуры несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. |
32 | «Здравствуй, лето»- рисование на тему | Самостоятельный выбор материала для творческой работы; передача в тематических рисунках пространственных отношений; правильное разведение и смешивание акварельных красок. |
33 | Итоговая выставка творческих работ | Знать известные центры народных художественных ремёсел России Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства. Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. |
2 класс
№ урока | Темы разделов и уроков. | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Мы рисуем осень (9 ч) | ||
1 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Мое лето. | Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками. |
2 | Лепка. Осень – грибная пора. | Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета. |
3 | Рисование с натуры. Красота осеннего дерева. | Нахождение темных и светлых оттенков, основных и дополнительных цветов, приемы работы акварелью. Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении Уметь рисовать с натуры, по памяти деревьев |
4 | Рисование с натуры. Натюрморт. Осенний букет. | Знать жанр натюрморта. Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту. |
5 | Декоративная работа. Веселые хохломские узоры. Орнамент в круге. Роспись тарелочки. | Формирование приемов рисования кистью приемов орнаментальных мотивов. Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи. |
6 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Осень. Музыка дождя. | Использовать выразительные возможности для передачи замысла. |
7 | Рисование с натуры. Натюрморт. Яблоки. | Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры. Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги. Формирование графических и навыков работы сразу акварельными красками в изображении объёмных предметов простой формы. |
8 | Рисование на темы, по памяти и представлению. В гостях у осени. | Формирование образной памяти, умения компоновать сюжетный рисунок. |
9 | Дизайн. Осенние подарки природы. | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. |
| Мы рисуем сказку (7 ч) | |
10 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Иллюстрирование сказки П.Бажова «Серебряное копытце» (диафильм) | Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы; формирование умения выделять главное в рисунке |
11 | Дизайн. Оформление обложки к диафильму по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» | Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти |
12 | Рисование с натуры. Ветка ели (сосны). | Выполнять элементы росписи; используя приёмы примакивания кистью и тычка без предварительного рисунка. |
13 | Лепка. Игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь). | Уметь работать с пластилином, передавать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения. Бережное отношение к народным традициям |
14 | Лепка. Игрушки по мотивам народных промыслов. Ярославская глиняная игрушка. | Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. |
15 | Декоративная работа. Городецкая роспись. Рисуем сказочную птицу. | Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной земли. Изображать графическими средствами сказочных птиц. |
16 | Рисование с натуры. Новогодняя игрушка. | Развитие творческой активности, активизация умений и навыков кистевой росписи на основе ознакомления с народными узорами для нового решения. Формирование умений и навыков соотносить роспись с формой предмета. |
17 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Новогодняя сказка. | Уметь передавать свои наблюдения, впечатления, цветовую гамму зимней природы |
Мои друзья ( 10 ч) | ||
18 | (Рисование на темы, по памяти и представлению. Зимние развлечения с друзьями. | Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм. |
19 | Лепка. Наши друзья - животные. | Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти. Изображать характер линий для создания эмоциональных образов в рисунке. |
20 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Птицы – наши друзья. | Научиться анализу и сравнению формы птиц; изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц. |
21 | Рисование с натуры. Игрушечный друг | |
22 | Декоративная работа. Сказочная гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения предметов посуды. | Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной земли. |
23 | Декоративная работа. Сказочная гжель. Чайный сервиз. (ктд) | |
24 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Защитники земли русской. | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. «Прочитать» в портрете героя картины характер, яркий образ |
25 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Моя дружная семья. | Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Последовательно выполнять портрет, передавать в рисунке характерные особенности лица человека |
26 | Рисование с натуры. Весенний букет для мамы. | Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы |
27 | Дизайн. Моделирование и оформление фоторамки для семейной фотографии. | Научится: - передавать объём и конструкцию предметов геометрической формы. |
С чего начинается Родина…(7 ч) | ||
28 | Беседа. Главные художественные музеи страны. | Узнавать выдающиеся музеи мира. Называть произведения выдающихся русских художников, -названия художественных музеев России -сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства |
29 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Рисование декораций к русской народной сказке «Теремок» (ктд) | Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти. |
30 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Изготовление рисованных кукол для русской народной сказки «Теремок» (ктд) | |
31 | Декоративная работа. Полхов-майданская матрешка. Рисование элементов. | Научиться выделять характерные особенности росписи полхово-майданских мастеров; рисовать кистью элементы узора русской матрёшки. |
32 | Декоративная работа. Роспись матрешки. | |
33 | Рисование на темы, по памяти и представлению. Цветы нашей Родины. | Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства,
Научиться рисовать с натуры разнообразные цветы; сравнивать различные жанры и виды изобразительного искусства; использовать художественные материалы. |
34 | Дизайн. Проект детской площадки. | Научится: - на основе проекта выполнить макет детской площадки |
3 класс
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Как мы провели лето. Рисование по памяти и представлению. | Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками. Рисование жука, шмеля, стрекозы |
2 | Рисование с натуры осенних листьев. Симметрия. | Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета. |
3 | Рисование с натуры осенних цветов. | Нахождение темных и светлых оттенков, основных и дополнительных цветов, приемы работы акварелью |
4-5 | Русская матрешка. Декоративное рисование | Рисование кистью декоративных цветов, листьев, ягод на основе вариаций народных приемов и самостоятельного применения новых приемов. |
6 | Выполнение набросков с натуры фруктов т овощей. | Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги; Формирование графических навыков. |
7 | Варежка. Декоративное рисование. | Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками |
8-9 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкин. | Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы; формирование умения выделять главное в рисунке |
10 | «Золотая рыбка» Рисование с натуры. | Эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства на сказочные мотивы; формирование умения выделять главное в рисунке |
11-12 | В сказочном подводном царстве. Тематическое рисование. | Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм. |
13 | Сказочный букет. Эскиз росписи подноса. | Активизация творческого воображения, формирование представлений о ритме и композиции декоративных элементов в круге. |
14 | Готовим наряд для сказочной ѐлки. | Развитие творческой активности, активизация умений и навыков кистевой росписи на основе ознакомления с народными узорам |
15 | Раскрашивание новогодних игрушек. | Формирование умений и навыков соотносить роспись с формой предмета. |
16 | Орудие труда человека. | Формирование графического умения рисования с натуры орудий труда простой формы. |
17 | Автомобиль. Тематическое рисование. | Изображение фигуры человека. Передача в рисунках примет зимнего пейзажа. |
18 | Городские и сельские стройки. Рисование по памяти и представлению. | Знакомство с историческими и архитектурными памятниками; формирование навыков последовательной работы над тематическим рисунком |
19-20 | Весѐлые игрушки. Декоративное рисование | Бережное отношение к народным традициям. Богородская игрушка. Расширение и углубление представлений учащихся о видах современного декоративно – прикладного искусства. |
21 | Выполнение эскизов хохломской росписи. | Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой родной земли. |
22 | Составление праздничного узора из яблок, веток, листьев в квадрате. | Формирование приемов рисования кистью приемов орнаментальных мотивов. |
23 | Домашние животные в жизни людей. Рисование по памяти. | Развитие наблюдательности, художественного вкуса, умение видеть красоту, пластичность форм. |
24-25 | Иллюстрирование стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | Знакомство с понятием «пейзаж», формирование умений использовать сюжет как средство художественной выразительности. |
26 | Полет на другую планету. Рисование на тему. | Работа над тематическим рисунком. |
27 | Рисование с натуры ветки вербы. | Анализировать пропорции, очертания и цветовую гамму, передавать пространственное положение ветки вербы. Совершенствование графических и живописных умений. |
28-29 | Праздничный салют. «Славься, Отечество наше свободное» Рисование на тему. | Формирование умений выбирать формат рисунка в зависимости от замысла; |
30 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; анализировать свои впечатления; высказывать свое восхищение красотой родной природы |
31 | Рисование на тему «Спорт» | Работа над тематическим рисунком. |
32 | «Пусть всегда будет солнце» рисование на тему. | Работа над тематическим рисунком. |
33 | Иллюстрирование стихотворения Дж. Родари «Всемирный хоровод» | Выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите |
34 | Урок -выставка |
4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству. "Гармония" 2 класс.
Рпбочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по образовательной системе "Гармония"....
Рабочая программа по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС
Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Гармония" (Кузин)
Рабочая программа по ИЗО в 1 классе УМК "Гармония" (Кузин)...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК "Гармония" (Кузин)
Рабочая программа по изобразительнному искусству во 2 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Гармония" (Кузин)
Рабочая программа по ИЗО в 3 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Гармония
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Гармония...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. "Гармония"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класса, составленная на основе примерной програмы УМК "Гармония". Учебный план: 1 час в неделю...