РЯ Конспекты
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
фвапшвао п вафщплщвао пщфв плщвал плщва п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova_im_sushch.docx | 766.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели. Уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, учить находить корень в словах.
Задачи – познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять однокоренные слова, выделять в них корень.
Тема: «Корень слова»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, выходите ко мне, вставайте у доски лицом к классу. Я раздаю вам по карточке, посмотрите на нее, прочитайте про себя, что написано на карточке.
Сад, посадка, садовый, посадить, огородник.
Покажите карточки друг другу. Как вы думаете, какое слово лишнее? (огородник) Почему? (огородник обозначает человека, а все остальное обозначает место или действие и т.д.)
Спасибо тебе большое, присаживайся за парту [ученику с карточкой «огородник»]. Давайте прочитаем по очереди все оставшиеся слова. Ребята, что у них общего? Какая общая часть? (у всех остальных слов есть общая часть «сад»)
Совершенно верно, у нас общая часть «сад». Посмотрите на экран.
У слов общая часть «сад», я пока выделяю ее дугой. А смысл у этих слов общий? (да) Замечательно, ребята, сейчас я попрошу вас взять в одну руку цветочек, а в другую листочек. Если вы будете согласны с теми определениями, которые мы составим, то поднимите, пожалуйста, цветочек, если не согласны листочек:
Что такое «сад»? (Это территория с посаженными человеком растениями) Если согласны, поднимаете цветок, кто думает иначе, листок.
Что же такое «посадка»? Посадкой называют процесс зарывания в землю семян или растений.
Что такое «садовый»? Кто или что может быть «садовым»? (Садовый инструмент/ садовое растение/ садовый работник)
Объясните мне самостоятельно значение слова «посадить», мы уже разобрали очень похожее слово «посадка». (Посадить – значит зарыть в землю семена или корень растения)
Итак, мы выяснили, что у этих слов есть общая часть и общее значение. А вот теперь мы с вами будем изучать какую-то новую тему, вот мы говорили о словах сад, посадка, садовый, посадить, рассада. А давайте посмотрим, что есть внутри каждого цветка? (стебель, лист, цветок, корень) Без корня цветы смогли бы жить? (нет, без корня никак) Как вы думаете есть ли такой «корень» в наших словах? (да, «сад») Как вы думаете, как же звучит тема нашего урока? (Корень слова) А мы уже все знаем об корне слова? (Нет) Подумайте, что мы сегодня будем узнавать о корне слова? (Узнаем, что такое корень слова) Также мы познакомимся со значением корня слова.
Давайте для этого прочитаем сказку про Корень. У вас на партах у каждого лежит карточка с отрывком из сказки. С обратной стороны карточки написан ваш порядковый номер, под которым каждый из вас будет выступать, как настоящий актер, со своим отрывком из сказки у доски. Пожалуйста, первая роль у _____. Читай свой отрывок.
Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Выросли на дереве разные слова. Много у него родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
Подойдите ко мне, пожалуйста. Ребята, что же мы сегодня нового узнали? (Что корень есть не только у растений, а также корень есть у слов) Теперь садитесь на места, пожалуйста.
Откройте учебник на странице __ и найдите правило, что такое корень. Давайте вместе прочитаем правило, также я его дублирую для вас на доске. Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущего кластера. Давайте составим его вместе. Итак, что же будет у нас во главе кластера? (Корень) Прочитайте, что называется корнем слова? (общая часть родственных слов) Какой частью корень является в слове? (главной частью) Что заключено в корне слов? (Общее лексическое значение) Каким знаком выделяется корень? (дугой)
Корень
общая часть родственных слов главной частью
Общее лексическое значение
[задание для первичной отработки, в парах]
Сад, изображенный на карточках, полон чудес! Вот и нам встретились необычные деревья. Посмотрите на них. Найдите на каждом дереве слово, неродственное двум другим. Раскрасьте рамку с ним. Добавьте на каждое дерево свое слово, родственное оставшимся словам.
А давайте мы с вами откроем еще раз правило в учебнике. Вот мы собирали слова на наших садовых деревьях, мы поступали правильно как в правиле?
[отработка собственных умений]
Найдите в окошках отдельные слова. Все слова идут по порядку друг за другом. Обведите в кружок последнюю букву каждого слова. Составьте из полученных букв фразу, запишите ее.
«Рыбаки пошли на рыбалку»
д | в | о | р | м | а | ш | и | н | ы |
л | о | б | л | у | н | а | м | а | к |
м | ы | ш | и | к | л | о | п | к | и |
н | о | к | о | в | ш | с | т | о | л |
к | о | ш | к | и | з | в | о | н | л |
о | д | к | а | с | а | х | а | р | м |
о | р | о | з | ы | ч | у | б | л | у |
ж | а | п | о | л | т | о | к | к | е |
н | г | у | р | у |
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите квадратики цветные и поднимите их вверх. Желтый квадрат, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Красный квадрат, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Имя существительное»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, выходите ко мне, вставайте у доски лицом к классу. Я раздаю вам по карточке (картинка с подписью), посмотрите на нее, прочитайте про себя, что написано на карточке.
Иволга, ласточка, скворец, соловей, синий.
Давайте по очереди каждый назовет свое слово. Иволга – кто это или что это? (это птица) Верно. Ласточка – это кто? (птица) и т.д. Синий – что это такое? Что обозначает слово «синий»? (цвет) Посмотрите, какое слово лишнее? (Синий) Почему? На какие вопросы отвечают эти слова? (Все слова, кроме «синий» отвечают на вопрос: Кто? А слово «синий» отвечает на вопрос: Какой?)
У нас с вами стоит задача. Нам нужно вместе подумать, как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? И обозначают в данном случае птиц. Вы знаете, ребята, как они называются? (имя существительное) [показ на экране темы урока]
А мы все знаем об имени существительном? А что нам известно? (На какие вопросы отвечает) Значит, что мы должны сегодня сделать? (Повторить вопросы, на которые отвечает имя существительное) Что мы еще о нем знаем или не знаем? Что оно обозначает? Значит нам надо познакомиться или повторить значение имени существительного.
Молодцы ребята, это и есть две задачи которые мы решим на нашем уроке.
Давайте прочитаем сказку про Имя существительное. У вас на партах у каждого лежит карточка с отрывком из сказки. С обратной стороны карточки написан ваш порядковый номер, под которым каждый из вас будет выступать, как настоящий актер, со своим отрывком из сказки у доски. Пожалуйста, первая роль у _____. Читай свой отрывок.
Что же мы нового узнали о существительном?
Давным-давно пришло в жизнь людей имя существительное. Оно было главным среди всех частей речи, потому что умело называть любой предмет на планете. С именем существительным общались другие части речи и все его очень уважали. Потому что имя существительное одновременно помогало и всем частям речи, и людям. Ведь люди очень часто задают вопросы: «Кто? Что?», а кто кроме имени существительного готов на них ответить? И так до сих пор оно является неотъемлемой частью великого русского языка, помогая людям называть и обозначать предметы.
Присаживайтесь, теперь откройте учебник на странице __ и найдите правило – что такое имя существительное? Давайте вместе прочитаем правило, также я его дублирую для вас на доске. Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущего кластера. Давайте составим его вместе. Итак, что же будет у нас во главе кластера? (Имя существительное) Прочитайте, что же обозначает имя существительное? (предмет) На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? Что?)
Имя существительное
Предмет Кто? Что?
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Как только вы услышите, что я назвала имя существительное, то показываете мне ромб или пятиугольник. Ромб – если вы согласны, что это имя существительное и пятиугольник, если вы не согласны, потому что я назвала другую часть речи.
Игра (в паре/группе) Давайте поиграем в «Третий лишний». На пару я положила карточку. В каждом столбике вам нужно найти «лишнее» слово и закрасить рамку с ним. А в последнее окошко столбика записать по одному слову, чтобы оно подходило к двум оставшимся.
лес | маш_на | циркуль | час |
шелест | ш_шка | циркач | часовой |
лесник | кош_чка | цирк | часик |
Игра: разбей слова на группы на смарт-доске «Кто? Что?»
Я вам загадываю загадку, подумайте над ответом и назовите отгадку. Хором отвечать нельзя. (Слова группы «кто»: медведь, сорока, ученик, белка, утка. Группа «что»: зонт, листья, школа, скворечник, туча.)
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Что такое имя существительное? (это часть речи)
- Что обозначает имя существительное? (Предмет)
- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
- Можешь ли ты назвать имя существительное, которое отвечает на вопрос «кто?»? (прим.: девочка)
- Можешь ли ты назвать имя существительное, которое отвечает на вопрос «что?»? (прим.: стул)
[ответы учеников у доски]
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите квадратики цветные и поднимите их вверх. Желтый квадрат, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Красный квадрат, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Имя прилагательное»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, выходите ко мне, вставайте у доски лицом к классу. Я раздаю вам по карточке (геометрические фигуры разных цветов), посмотрите на нее, прочитайте про себя, что написано на карточке.
Жёлтый, красный, синий, зелёный, кошка.
Давайте по очереди каждый назовет свое слово. Жёлтый – что это слово обозначает? (это цвет) Верно. Красный – это что? (цвет) и т.д. Кошка – а это что или кто такой? (Это животное) Да, так называют животное. Посмотрите, какое же слово лишнее? (Кошка) Почему? На какие вопросы отвечают эти слова? (Все слова, кроме «кошка» отвечают на вопрос: Какой? А слово «кошка» отвечает на вопрос: кто?)
У нас с вами стоит задача. Нам нужно вместе подумать, как называются слова, которые отвечают на вопрос Какой? И обозначают в данном случае цвет. Вы знаете, ребята, как они называются? (имя прилагательное) [показ на экране темы урока]
А мы все знаем об имени прилагательном? А что нам известно? (Знаем, что отвечают на вопрос Какой) Да, но это не единственный вопрос, который можно задать к имени прилагательному, поэтому чему мы также на уроке научимся? (узнаем, какие еще вопросы нужно задавать к имени прилагательному) Что мы еще о нем знаем или не знаем? Что оно обозначает? Значит нам надо познакомиться со значением имени прилагательного.
Молодцы ребята, это и есть задачи которые мы решим на нашем уроке.
Давайте прочитаем сказку про Имя прилагательное. У вас на партах у каждого лежит карточка с отрывком из сказки. С обратной стороны карточки написан ваш порядковый номер, под которым каждый из вас будет выступать, как настоящий актер, со своим отрывком из сказки у доски. Пожалуйста, первая роль у _____. Читай свой отрывок.
В некотором царстве появился новый житель. Уж такой он был слабенький и бледненький, что только и спрашивал: «Какой я? Какой?» Царица посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с ним дальше делать. Обратилась она к частям речи:
«Господа, не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую ответственность части речи: «Зачем нам это?» Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!».
А Прилагательное (так его теперь все звать стали) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
[ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ] И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему петь: и доброе оно, и умное, и милостивое… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Что же мы нового узнали о прилагательном?
Присаживайтесь, теперь откройте учебник на странице __ и найдите правило – что такое имя прилагательное? Давайте вместе прочитаем правило, также я его дублирую для вас на доске. Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Давайте составим её вместе. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Имя прилагательное) Прочитайте, что же обозначает имя прилагательное? (признак предмета) На какие вопросы отвечают имена существительные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Имя прилагательное
Признак предмета Какой? Какая? Какое? Какие?
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Как только вы услышите, что я назвала имя прилагательное, то показываете мне ромб или пятиугольник. Ромб – если вы согласны, что это имя прилагательное и пятиугольник, если вы не согласны, потому что я назвала другую часть речи.
Игра (в паре/группе) Давайте поиграем в «Третий лишний». На пару я положила карточку. В каждом столбике вам нужно найти «лишнее» слово и закрасить рамку с ним. А в последнее окошко столбика записать по одному слову, чтобы оно подходило к двум оставшимся.
красивая | маш_нный | час | |
красавица | ш_рокий | часовой | |
красная | ш_рстистый | часик | |
Игра: разбей слова на группы на смарт-доске «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Перед вами есть изображения разных предметов и животных. По очереди каждый из вас будет называть один из предметов или животных, а затем попробует придумать подходящий этому предмету признак. Давайте сначала вместе назовем все изображенные предметы (пальто, заяц, волк, радуга, дети, яблоко) Чтобы подобрать правильный признак мы задаем вопрос к существительному. (Слова группы «какой?»: белый заяц, серый волк. Группа «какая?»: яркая радуга; «какое?»: красное пальто, спелое/зеленое яблоко; «какие?»: веселые дети)
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Что такое имя прилагательное? (это часть речи)
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какие? Какое?)
- Можешь ли ты назвать любое имя прилагательное, которое отвечает на вопрос «какой?» (прим.: добрый) Попробуем подобрать существительное к этому прилагательному, кто может быть добрым? (человек, мальчик)
- Можешь ли ты назвать любое имя прилагательное, которое отвечает на вопрос «какая?» (прим.: маленькая) девочка, пуговица.
[ответы учеников у доски]
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, выходите ко мне, вставайте у доски лицом к классу. Я раздаю вам по карточке, посмотрите на нее, прочитайте про себя, что написано на карточке.
Семя (сем_я), полёт (пол_ёт), солю (сол_ю), Коля (кол_я), изображение мягкого знака.
Покажите карточки друг другу. Давайте по очереди назовем, какие у каждого слова. Как вы думаете, а почему у ____ изображен мягкий знак? Можем ли мы подставить его в наши слова? Давайте попробуем, для этого раскройте карточку, и покажите друг другу слово. Новое слово похоже на предыдущее? (да) Верно, здесь мы видим те же буквы, которые использованы в предыдущем слове, но что изменилось? (появилось пустое место для еще одной буквы) ______, попробуй назвать каждое слово, которое получится, если ты добавишь на место пропуска мягкий знак (семья, польёт, солью, колья)
Спасибо тебе большое, присаживайтесь за парту. Посмотрите, как поменялись наши слова, давайте посмотрим на экран, произнесите пары слов, одинаково или по-разному они произносятся? Все ли согласные в словах сливаются с гласными? Прочитаем еще раз, послушаем на примере слова семья.
- Нет. Согласная м и гласная я читаются не слитно.
- Как мы это показываем на письме?
- Ставим между ними мягкий знак.
- Для чего мы его ставим сюда?
- Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.
- Как мы тогда можем назвать такой мягкий знак? Попробуйте собрать слово из слогов. (Разделительный.)
Итак, тема нашего урока: «Разделительный мягкий знак». Как вы думаете, что нового нам предстоит узнать на уроке о мягком знаке? (узнаем написание слов с разделительным мягким знаком, будем тренироваться в написании, научимся находить слова с разделительным мягким знаком в тексте) Молодцы ребята, это и есть задачи которые мы решим на нашем уроке.
Сейчас вы поработаете в группах, перед вами есть карточка, на которой записаны разные слова. Прочитайте их про себя, а затем подчеркните одной линией букву, которая написана перед мягким знаком и двумя чертами букву, которая стоит после мягкого знака. Затем вместе подумайте, где же в словах пишется разделительный мягкий знак? (слова из учебника)
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я
Итак, сейчас откройте пожалуйста учебники на странице 32, найдите правило, давайте сейчас прочитаем его вслух, читает каждый по цепочке.
Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Давайте составим её вместе. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Разделительный мягкий знак) Прочитайте, где же он пишется? (в корне слова; перед буквами е, ё, ю, я, и.) Какие звуки обозначают эти буквы? (2 звука: согласный [й] и гласный)
Разделительный мягкий знак
в корне слова е, ё, ю, я, и
согласный [й] гласный
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Вам нужно будет оценивать ответы своих одноклассников с помощью этих карточек, если вы согласны с ответом товарища, то поднимаете ромб, если нет – то пятиугольник.
СМАРТ По очереди каждый из вас будет выходить к экрану и вставлять в слова на места пропусков разделительный мягкий знак, но вам нужно быть внимательными – не в каждом слове требуется мягкий знак! (весн_а, вороб_и, дорог_а, бел_ё, солов_и, луж_а, скам_я, зелене_ет, тво_ё, мурав_и)
А сейчас вам нужно будет внимательно смотреть на доску, будут появляться изображения, вы самостоятельно не вслух, а про себя проговариваете название этих предметов, и записываете их на тетрадный лист. Всем понятно задание? (платье, колосья, печенье, ружьё, обезьяна) Все слова вам были понятны? Все слова вам удалось написать? Все слова вам удалось написать? Как написали, проверим. Запомните, ребята, разделительный иягкий знак – это орфограмма!
Сейчас вам надо будет поработать самостоятельно, у вас есть карточки с предложением. Найдите ошибку в предложении и запишите его правильно на нижней свободной строке.
Моя семя небольшая.
Я полю укроп из лейки.
Коля забора острые.
Проверим, что у вас получилось, первое предложение читает _______...
*на всяк. Ребята, а давайте с вами попробуем изменить слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. (перо, брат, крыло, друг, стул) [на презентации]
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Какую роль выполняет мягкий знак в слове «семья»? (разделительную роль)
- Где пишется разделительный мягкий знак? (в корне, после согласных и перед гласными е, ё, и, ю, я)
- Какие два звука обозначают буквы е, ё, ю, и, я? (согласный звук Й и последующий гласный звук)
- Можешь ли ты назвать слово, в котором есть разделительный мягкий знак? (прим.: добрый)
- Можешь ли ты назвать слово, которое обозначает несколько предметов, и в котором есть разделительный мягкий знак?
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Имена собственные»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, выходите ко мне, вставайте у доски лицом к классу. Я раздаю вам по карточке, посмотрите на нее, прочитайте про себя, что написано на карточке.
Лера, Дима, Москва, Бобик, котёнок.
Покажите карточки друг другу. Давайте по очереди назовем, какие у каждого слова. Как вы думаете, какое из этих слов будет лишним? (котёнок) А почему? (потому что написано со строчной буквы, а все остальные с заглавной/ потому что все остальные слова – это имена, названия) Я с вами согласна, и теперь я попрошу Васю (ребенок у которого карточка с котёнком) попробовать распределить оставшиеся слова по группам, которые представлены на доске/флипчарте – имя девочки, имя мальчика, кличка собаки, название города. Скажи, пожалуйста, к каким группам относится каждое слово, а ребята подойдут и прикрепят свои карточки со словами к подходящей группе. Отлично поработали, спасибо, присаживайтесь.
У каждой улицы, каждого города, страны есть свои названия, и у каждого из нас с вами есть свои собственные имена, которыми нас называют остальные люди. Подумайте, какое же общее название можно дать всем этим группам? Давайте начнем с того, к какой части речи эти слова относятся? (имена существительные) И я уже дала вам подсказку, что у каждого из нас и у многих географических объектов есть свои собственные имена и названия. (собственные имена существительные)
Итак, я вижу, что вы затрудняетесь, тогда попробуйте собрать общее название для всех этих групп из данных окошек. Молодцы. Итак, тема нашего урока: «Правописание собственных имен существительных». Как вы думаете, вот у нас в теме урока есть такое слово «правописание», значит, чему нам нужно будет научиться сегодня на уроке? (правильно писать собственные имена существительные) Хорошо, а как вы думаете, существуют еще какие-то собственные имена существительные, о которых мы пока не поговорили? (да) Тогда какую еще задачу можем поставить перед собой на урок? (познакомиться со всеми видами собственных имен существительных) Отлично. Молодцы ребята, это и есть задачи которые мы решим на нашем уроке.
Сейчас вы поработаете в группах, перед вами есть карточка, на которой есть несколько портретов. А внизу есть имена, фамилии и отчества людей, изображенных на портретах. Вам нужно вспомнить, как зовут каждого изображенного человека и затем раскрыть скобки, то есть выбрать, как нужно писать имена, фамилии и отчества – с заглавной буквы или со строчной. Затем линией соедините портрет с подходящей подписью. Проверяем, как зовут человека, изображенного на первом портрете? На втором? На третьем? Скажите, как вы раскрыли скобки – с какой буквы пишем имена, отчества и фамилии этих людей? (с заглавной буквы) Кто попробует объяснить, почему их нужно писать с заглавной буквы? Да, отлично, вот мы с вами и решили одну из задач, поставленных в начале урока, мы нашли еще несколько собственных имен существительных – отчества и фамилии людей.
Итак, сейчас откройте пожалуйста учебники на странице __, найдите правило, давайте сейчас прочитаем его вслух, читает каждый по цепочке.
Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Давайте составим её вместе. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Собственные имена существительные) Прочитайте, что к ним относится, заполните часть схемы, пустые строки? С какой буквы пишутся?
Собственные имена существительные
Имена, отчества, пишутся с заглавной буквы (фамилии, названия городов, клички животных) Дополните одну из частей схемы, какие еще бывают имена собственные?
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Вам нужно будет оценивать ответы своих одноклассников с помощью этих карточек, если вы согласны с ответом товарища, то поднимаете ромб, если нет – то пятиугольник.
СМАРТ По очереди каждый из вас будет выходить к экрану распределять слова на 2 группы, в первую группу мы будем относить имена собственные, а во вторую все остальные слова. (Маша, Иванов, школа, учитель, доска, Эльбрус, Россия, Рыжик, ручка, солнце) Молодцы, ребята, правильно распределили все слова, а знакомо ли вам название Эльбрус? Что это или кто это? (Эльбрус – это название гор, самых высоких гор на территории нашей страны России) Хочу обратить ваше внимание, что вот продолжая изучать тему мы открываем все больше собственных имен существительных. Если название гор – тоже имя собственное, то с какой буквы должно быть написано? А как вы думаете, тогда названия рек, озер, морей, парков – они будут именами собственными? (да) Совершенно верно.
Сейчас я хочу, чтобы вы поработали самостоятельно, у каждого есть карточка. На ней написано животное, вам нужно подумать и образовать от данного животного русскую фамилию. Сейчас вместе с вами мы потренируемся на одном примере – дано животное: заяц. Нам нужно образовать русскую фамилию, кто попробует? (Зайцев) Молодец, так же вы выполняете задание у себя на карточке. Проверяем. (медведь, щука, лось, волк, бобер)
Посмотрите ребята, перед каждым из вас есть карточка с текстом, прочитаем текст по цепочке. Итак, вам нужно озаглавить текст, затем раскрыть скобки. Иванушка - самый любимый сказочный персонаж. Издавна Иван - самое распространённое имя на Руси. А пришло оно к нам из давних библейских времён. Наш Иванушка хитёр и умён, знает ответы на самые трудные загадки. Он всегда побеждает врага: Змея Горыныча, Кощея Бессмертного и Чудо-Юдо.
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Какие существительные относятся к именам собственным? (названия, имена и т.д.)
- С какой буквы нужно писать имена собственные? (с заглавной)
- Можешь ли ты назвать собственное имя существительное, которое является названием города?
- Можешь ли ты назвать собственное имя существительное, которое является названием реки? (Обь, Лена, Иртыш)
- Можешь ли ты назвать собственное имя существительное, которое является именем известного писателя?
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Правописание частицы не с глаголами»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, перед вами стихотворение Юрия Вронского, давайте попробуем прочитать его с выражением, будем читать по 2 строчки по цепочке. Начну я:
Завести велели мне
новые привычки:
Никогда девчонок не
дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
драться за обедом!
На уроках больше не
говорить с соседом!
Я согласен даже не
рисовать на карте!
Я согласен даже не
танцевать на парте!
Почему автор так назвал свое стихотворение? О чем оно? Какие еще хорошие привычки должны быть у ребят? Какие глаголы встретились вам здесь? Здесь глаголы, которые указывают на действия, которые делать не надо. Глаголы как бы имеют отрицательное значение. Как вы думаете. Почему в стихотворении выделено слово «не»? Может слово «не» как-то называется в русском языке? Можем ли мы поставить вопрос к этому слову? (Нет). Давайте тогда возьмем карточку №1, перед вами таблица, зачеркните в таблице все буквы Н и Е и соберите из оставшихся букв слово, тогда узнаете, как называются такие слова. (частица) Верно, в стихотворении выделены частицы «не». Выпишите глагол с частицей не из тех строчек, которые читали именно вы. Подумайте, правильно ли автор написал частицу не с глаголами? Как вы написали частицу не с глаголом – слитно или раздельно? Как вы думаете, чем же на уроке мы сегодня будем заниматься, какая будет тема урока? «Правописание частицы не с глаголами».
Как вы думаете, вот у нас в теме урока есть такое слово «правописание», значит, чему нам нужно будет научиться сегодня на уроке? (правильно писать частицу не с глаголами) Хорошо, и отвечая на наш первый вопрос, как нужно правильно писать слитно или раздельно, значит, чему нам на уроке нужно будет тренироваться? (познакомимся с частицей не и будем тренироваться в написании) Отлично. Молодцы ребята, вот мы с вами поставили цель урока и определили задачи.
И чтобы разобраться, как же правильно нужно писать частицу не с глаголами, давайте откроем учебник на странице ___ и найдем правило. Прочитаем его.
Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Давайте составим её вместе. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Частица «не») Прочитайте, как частица не пишется с глаголами? (раздельно) Что еще сказано о частице не? (это орфограмма)
Частица «не»
С глаголами пишу раздельно это орфограмма
Теперь возвращаемся к нашей первой записи, которую вы переписали со стихотворения Юрия Вронского. Теперь мы можем точно сказать, правильно автор написал частицу не с глаголами или нет? (правильно) А как написали вы? Если частица не – это орфограмма, то нам нужно ее выделить. Подчеркните одной чертой частицу не.
Сейчас вы будете работать в группах, достаньте карточки из конверта и вам нужно будет соединять между собой пословицы, для вас есть подсказка, первая часть пословиц обозначена цифрой 1, а вторая - 2.
Не хвались, пока люди не похвалят.
Не дразни собаки, и лаять не станет.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Проверяем… А сейчас я скрываю слайд с пословицами, вы убираете части пословиц обратно в конверт. Попробуйте вспомнить любую из них и записать на тетрадном листе самостоятельно. Затем выделить орфограмму – частицу не.
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Вам нужно будет оценивать ответы своих одноклассников с помощью этих карточек, если вы согласны с ответом товарища, то поднимаете ромб, если нет – то пятиугольник.
СМАРТ По очереди каждый из вас будет выходить к экрану и вставлять частицу не на места пропусков. Прошу вас обратить внимание, что в некоторых случаях частица «не» не нужна. Береги книгу! …бери ее грязными руками и … клади на грязный стол. … перегибай книгу и …загибай у нее листы. Если ты … взял книгу в библиотеке, то … забудь вернуть ее в срок.
Посмотрите ребята, перед каждым из вас есть карточка со словами. Вам нужно подписать к глаголам частицу не, будьте внимательны, в русском языке есть глаголы, которые без «не» не употребляются. Постарайтесь найти их и подумайте, как нужно написать «не» в таком случае. (ненавидеть, негодовать, недомогать, …)
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Что такое НЕ? (частица)
- Что выражает частица «не»? (отрицание)
- Как мы напишем частицу не с глаголом? (раздельно)
- Назови глагол с частицей не? Объясни написание.
- Можешь ли ты назвать глагол, который без не не употребляется?
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
(если слишком быстро пошло, то можно загадать загадки и обсудить про не с глаголами в них: Не лает, не кусает, а в дом не пускает." (замок)
"Всегда во рту, а не проглотишь." (язык)
"Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят?" (созвездие Большой Медведицы)
"Упадёт - поскачет, ударят - не плачет." (мяч)
"Идем и ночью мы, и днем, но никуда мы не уйдем." (часы)
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, выходите ко мне, вставайте у доски лицом к классу. Я раздаю вам по карточке, посмотрите на нее, прочитайте про себя, что написано на карточке.
Бежал, писал, смотрела, смеялся, думать.
Покажите карточки друг другу. Давайте по очереди назовем, какие у каждого слова. Это слова какой части речи? (глаголы) Как вы думаете, какое из этих слов будет лишним? (думать) А почему? (потому что все остальные глаголы в форме прошедшего времени) Можем ли мы с вами сказать какого времени глагол думать? (нет, не знаем) Верно, пока что мы затрудняемся с ответом на этот вопрос. Давайте прикрепим карточки к доске, распределив на две группы: гл.прошедшего времени и в группу под знаком вопроса. Спасибо, присаживайтесь.
Итак, чтобы узнать, как называется форма этого глагола, я прошу вас взять карточку с таблицей и зачеркнуть все буквы М. После этого прочитайте слово по оставшимся буквам. (неопределенная) Итак, как же называется форма такого глагола? (неопределенная форма глагола)
Итак, тема нашего урока: «Неопределенная форма глагола». Как вы думаете, вот мы уже раньше изучали глаголы, но с такой формой знакомы не были, чему нам нужно будет научиться сегодня на уроке? (познакомиться с неопределенной формой глагола) Хорошо, а ведь все части речи отвечают на свои вопросы, глаголы в том числе, а глаголы в неопределенной форме отвечают на такие же вопросы или нет, как думаете будем мы сегодня это обсуждать, какая тогда у нас еще будет задача? (узнаем, на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы) Отлично. Молодцы ребята, это и есть задачи которые мы решим на нашем уроке.
Итак, сейчас откройте пожалуйста учебники на странице __, найдите правило, давайте сейчас прочитаем его вслух, читает каждый по цепочке.
Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Давайте составим её вместе. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Неопределенная форма глагола) Прочитайте, на какие вопросы они отвечают? Что такое неопределенная форма глагола? На что оканчиваются глаголы в нф? Впишите в пустые строки по одному примеру.
Неопределенная форма глагола (начальная)
Что делать? Что сделать? Оканчиваются на ть, чь, ти.
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Вам нужно будет оценивать ответы своих одноклассников с помощью этих карточек, если вы согласны с ответом товарища, то поднимаете ромб, если нет – то пятиугольник.
СМАРТ По очереди каждый из вас будет выходить к экрану распределять слова на 2 группы, в первую группу мы будем относить глаголы неопределенной формы, а во вторую все остальные глаголы. Вам нужно не только отнести глагол в какую-то из групп, но и объяснить, почему вы сделали именно так. (держать, спела, дышу, рисовать, танцевал, узнать, спросить, летит, кричать, зовёт) Молодцы, ребята, правильно распределили все слова.
Сейчас я хочу, чтобы вы поработали в группах, у вас есть карточка. На ней написано предложение, вам нужно прочитать его самостоятельно, подумать над его смыслом, подчеркнуть все глаголы, стоящие в неопределенной форме. Это высказывание швейцарского писателя Иоганна Лафатера. Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.
Посмотрите ребята, перед каждым из вас есть карточка с парами слов. Вам нужно подобрать к каждому из слов антоним. Вы помните, что такое антонимы? (слова, имеющие противоположное значение) Работаем самостоятельно. Встречать — провожать, чёрный — белый, разрушить — построить, ругать — хвалить, смеяться — плакать, весёлый — грустный, день — ночь, приехать — уехать, молчать — говорить, высокий — низкий, юг — север, приезд — отъезд. Кто закончил выполнение, найдите и подчеркните глаголы неопределенной формы. Назовите их.
Посмотрите на экран, перед вами будут появляться выражения, вам нужно найти на карточке со словами для справок правильное значение каждого выражения. Если вы нашли, то поднимаете руку. Затем вам нужно назвать все глаголы неопределенной формы, которые есть в данном выражении.
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Что такое неопределенная форма глагола? (это начальная форма глагола)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (что делать? Что сделать?)
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
- Можешь ли ты назвать глагол неопределенной формы, отвечающий на вопрос Что делать?
- Можешь ли ты назвать глагол неопределенной формы, отвечающий на вопрос Что сделать?
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Род имен прилагательных»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Посмотрите на экран, перед вами 2 столбика слов:
лес |
| большая |
| зимняя |
|
|
дорога |
| большое |
| зимнее |
|
|
озеро |
| большой |
| зимний |
|
Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. В левом столбике слова относятся к какой части речи? На какие вопросы отвечают? Что обозначают? И т.д….
(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)
Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)
Как вы думаете, можем ли мы, зная род имени существительного, узнать род имени прилагательного? Как это сделать? Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать на уроке? «Род имени прилагательного». Как вы думаете, вот мы уже раньше изучали имена прилагательные, но с их родами знакомы не были, чему нам нужно будет научиться сегодня на уроке? (познакомиться с родами имен прилагательных) Хорошо, а ведь все части речи отвечают на свои вопросы, как думаете будем мы сегодня это обсуждать, какая тогда у нас еще будет задача? (узнаем, на какие вопросы отвечают имена прилагательные разных родов) Отлично. Молодцы ребята, это и есть задачи которые мы решим на нашем уроке.
Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Для этого задайте к ним вопрос. Прочитайте получившееся словосочетание («Лес» какой? Большой, зимний.)
Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Прочитайте получившееся словосочетание («Дорога» какая? большая, зимняя.)
Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Прочитайте получившееся словосочетание («Озеро» какое? большое зимнее.)
Как вы думаете, если прилагательное связано с существительным, то как мы можем определить его род? Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте свой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)
- Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)
- Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)
Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Давайте составим её вместе. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Род имён прилагательных) Для ее заполнения я вам предлагаю открыть учебник на странице __, чтобы перед вами была небольшая подсказка. От чего зависит род имени прилагательного? Какие рода бывают у имени сущ? Значит такие же будут и у прилагательного, заполняем схему. Какие вопросы мы зададим к мужскому, среднему и женскому родам? На что оканчиваются имена прилагательные разных родов? Впишите в пустые строки по одному примеру.
Род имён прилагательных
мужской женский средний какой? Какая? Какое? -ой, -ий, -ый -ая, -яя -ое, -ее ___________ ______________ _____________
- Итак, как изменяется имя прилагательное? Как определяется род имени прилагательного?
(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное.)
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Вам нужно будет оценивать ответы своих одноклассников с помощью этих карточек, если вы согласны с ответом товарища, то поднимаете ромб, если нет – то пятиугольник.
СМАРТ сейчас поработаем у доски, вам нужно будет выходить к экрану по одному и подставлять подходящее окончание к именам прилагательным. Первое словосочетание сделаем вместе – Больш… комната – большая комната, комната Какая? Большая, окончание –ая, это прилагательное женского рода. Теперь пробуйте вы: детский рисунок, золотое кольцо, горячая вода, смелое решение, жареный картофель.
Сейчас вы поработаете в группах, вы будете группа 1, а вы группа 2. Каждая группа получила карточку с парами слов. Из этих пар вам нужно составить словосочетания и записать их на пустую строку. Образуя словосочетания, вам нужно будет согласовать имя прилагательное с именем существительным в роде. (летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро)
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- От чего зависит род имени прилагательного? (от рода существительных, которые с ними связаны)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода? Какие окончания у таких прилагательных?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие окончания у таких прилагательных?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие окончания у таких прилагательных?
- Приведи по одному примеру имени прилагательного каждого рода.
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
Тема: «Число имен существительных»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Эмильевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
СМАРТ Ребята посмотрите на экран, перед вами слова, начнём читать их по цепочке (флаг, страна, моря, флаги, море, страны) к какой части речи они относятся? (существительные) давайте попробуем распределить эти слова на две группы, выходите по очереди к доске.
У нас получилось 2 группы - имена существительные первой группы обозначают какое количество предметов? (один) а во второй? (несколько)
Прочитаем пары слов, которые получились (флаг – флаги, страна – страны, море – моря) Какая значимая часть слова изменяется у существительных второго столбика? (окончание)
Итак, судя по полученным двум группам, как могут изменяться имена существительные, если в одной группе у нас обозначают один предмет, а во второй много? (по числам) [Я вижу вы затрудняетесь в ответе на этот вопрос, тогда давайте возьмем в руки табличку с буквами и зачеркнем на ней все буквы М. Прочитайте слово по оставшимся буквам]
Итак, кто попробует назвать тему урока? «Число имен существительных». Как вы думаете, чему нам нужно будет научиться сегодня на уроке? (познакомиться с числами имен существительных) Хорошо, мы уже немного поговорили и об окончаниях имен существительных, нужно ли нам научиться их правильно писать, какая тогда у нас еще будет задача? (научимся правильно писать окончания имен существительных, обозначающих один или несколько предметов) Отлично. А также мы ответим на вопрос, все ли имена существительные могут изменяться по числам? Это и есть задачи которые мы решим на нашем уроке.
Итак, сейчас откройте пожалуйста учебники на странице __, найдите правило внизу страницы, сейчас опираясь на это правило, каждый из вас попробует собрать схему. Возьмите конверт и достаньте из него части нашего будущей схемы. Итак, что же будет у нас во главе схемы? (Число имен существительных) При изменении имени существительного по числам что меняется? (окончание) Какие числа бывают у имен существительных? (един, мн) Что они обозначают? (ед – 1 предмет, а мн – 2 или более предметов) Впишите в пустые строки по одному примеру.
Число имен существительных
единственное множественное
Ребята, сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. Посмотрите, у вас на партах есть две фигуры. Знаете ли вы их? Это ромб и квадрат. Вам нужно будет оценивать ответы своих одноклассников с помощью этих карточек, если вы согласны с ответом товарища, то поднимаете ромб, если нет – то пятиугольник.
Посмотрите ребята, перед каждым из вас есть карточка с парами слов. Вам нужно определить число каждого имени существительного и рядом записать еще одно имя существительное в другом числе. Работаем самостоятельно. На экране образец. Замочек - …, ключик - …. Дерево - …, друг - …, подъезд - …, уголёк - …, праздник - …, комната - …. Проверяем с помощью сигнальных карточек.
Посмотрите на экран, перед вами будут появляться изображения предметов в единственном или множественном числе, вам нужно найти назвать предмет в том числе, смотря сколько предметов на изображении. Если вы готовы, то поднимаете руку. Остальные голосуют с помощью сигнальных карточек. (бант, банты; кубик, кубики; мяч, мячи; яблоко, яблоки; брюки, брюки; газета, газеты; пальто, пальто; молоко, молоко) Помните, в начале урока мы ставили перед собой вопрос, все ли имена существительные могут изменяться по числам? Вспомним, какие же имена существительные нам встретились в задании, которые не изменяются по числам. (брюки, молоко, пальто) Попробуйте назвать, какие еще имена существительные не изменяются по числам?
Сейчас я хочу, чтобы вы поработали в группах, у вас есть карточка. На ней написаны слова, вам нужно прочитать их, и разбить все слова на три группы – слова, которые изменяются по числам; которые употребляются только в единственном числе; употребляются только во множественном числе. Подумайте, в каких из них не окончания? Очки, шофёр, молоко, рисунок, газета, творог, ножницы, синица, сахар, шашки, дружба, тетрадь, санки, пальто, мёд, сливки, шоссе, яблоко, брюки..
Вы сейчас поработаете индивидуально. Я предлагаю вам поучаствовать в лотерее - выбрать любой квадрат, на каждом из них написаны цифры. Эти цифры обозначают ваш порядковый номер при выступлении у доски и называют номер вопроса, на который вам предстоит ответить. Теперь идет вопрос на доске, вы можете обсудить его про себя, но не подсказывать отвечающему:
- Что такое неопределенная форма глагола? (это начальная форма глагола)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (что делать? Что сделать?)
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
- Можешь ли ты назвать глагол неопределенной формы, отвечающий на вопрос Что делать?
- Можешь ли ты назвать глагол неопределенной формы, отвечающий на вопрос Что сделать?
Замечательно, вы очень хорошо поработали, а теперь возьмите свои сигнальные карточки и поднимите их вверх. Ромб, если вам были понятны и интересны задания, которые вы выполняли. Пятиугольник, если вам было трудно справляться с заданиями.
А теперь подойдите ко мне. У нас с вами зашифровано какое-то слово, давайте его составим из наших квадратиков. Какое слово получилось? (успех)
Молодцы, я желаю вам успехов в будущем. А вы мне можете его пожелать?
Спасибо вам.
Я закончила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...