МО по предмету Лепка, рисование, ручной труд 2 класс VIII вид (сложный дефект)
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_lepka_risovanie_ruchn_tv.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Ейск Краснодарского края
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида
г. Ейска Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №____ от __________ 2012 года Председатель педсовета _____________ Т.В. Маркова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Лепка, рисование, ручное творчество»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) 2 класс (со сложной структурой дефекта) (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 68 Уровень ___базовый___
(базовый, профильный)
Учитель Гетте Александра Александровна
Программа разработана на основе примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г., рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростоков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
_______________ И.А. Демидова
«___» __________ 2012 года
г. Ейск Краснодарского края
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида
г. Ейска Краснодарского края
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Лепка, рисование, ручное творчество»
(указать предмет, курс, модуль)
Классы 2 класс (со сложной структурой дефекта)
Учитель Гетте Александра Александровна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю _2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
«Лепка, рисование, ручное творчество», утвержденной на педсовете
(протокол № ___ от _________2012 г.), учитель А.А. Гетте
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Лепка, рисование, ручное творчество» составлена на основе примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г., рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростоков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.)
Рабочая программа курса “Лепка, рисование, ручное творчество” в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 2 класса. Курс «Лепка, рисование, ручное творчество » входит в образовательную область «Изобразительная деятельность».
Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей со сложной структурой дефекта продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 9 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности, предметной, игровой, конструктивной деятельности, а так же ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей со сложной структурой дефекта в овладении предметным изображением.
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении.
Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.
Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
- Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью.
- Продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;
- Продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
- Учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;
- Закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
- Продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;
- Учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);
- Продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);
- Продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;
- Учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;
- Закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;
- Учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;
- Продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;
- Продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;
- Учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
- Продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);
- Учить выполнению рваной аппликации;
- Закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
- Продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
- Закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
- Продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
- Закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
- Формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Таблица тематического распределения часов
№ | Разделы, темы. | Кол-во часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Подготовительные упражнения. | 5 | |
2. | Декоративное рисование. | 17 | |
3. | Работа с бумагой. | 14 | |
4. | Работа с пластилином. | 13 | |
5. | Форма, пропорция, конструкция. | 9 | |
6. | Композиционная деятельность | 4 | |
7. | Рисование с натуры | 2 | |
8. | Ручное творчество. | 4 | |
ИТОГО | не указано | 68 |
Содержание учебной дисциплины:
1.Подготовительные упражнения (5 часов).
Вводный урок. Выполнение рисунков по замыслу учащихся.
Рисование по трафарету квадрата и круга.
Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника.
Упражнения в проведении прямых вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на бумаге в клетку.
Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины.
2. Декоративное рисование (17 часов).
Рисование простейших узоров в полосе.
Составление в полосе узора из кругов и квадратов.
Рисование по опорным точкам несложных предметов.
Рисование квадрата по опорным точкам.
Рисование круга по трафарету. Деление круга на части.
Рисование салфеточки прямоугольной формы.
Рисование орнамента по образцу.
Рисование с натуры альбома.
Рисование праздничных флажков.
Рисование с натуры «Бусы».
Рисование в полосе узора из геометрических фигур.
Составление в полосе узора для закладки.
Декоративное рисование. Деление круга на равные части.
Рисование с натуры носового платка.
Составление в полосе узора из треугольников.
Декоративное рисование узора для полотенца.
Рисование в полосе узора из растительных форм.
3. Работа с бумагой (14часов).
Аппликация из обрывных кусочков «Осеннее дерево». Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «Ветка рябины». Работа с бумагой. Складывание из бумаги. Работа с бумагой «Открытка со складным цветком». Складывание из бумаги «Рыбка». Складывание из бумаги «Кошечка». Вырезание по линии «Бумажный цветок». Плоскостное конструирование. Игрушка «Цыпленок в скорлупе». Полуобъемная аппликация «Цветы в корзине». Плоскостное конструирование «Гусеница». Складывание из бумаги «Пароходик». Плоскостное конструирование «Плетеный коврик из полос бумаги». Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине». Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках». 4. Работа с пластилином ( 13часов). Лепка предметов из отдельных частей «Елочка». Лепка предметов из отдельных частей «Домик». Работа с пластилином «Орнамент в круге». Аппликация из пластилина «Рыбка». Лепка предметов шаровидной и овальной формы (помидор, огурец). Лепка предметов конической формы (морковка, свекла). Лепка макета «Снегурочка в лесу». Лепка предметов из отдельных частей (пирамидка из четырех колец). Лепка предметов из отдельных частей (грибы). Лепка многодетальных изделий (курочка с цыплятами). Лепка предметов из отдельных частей (снеговик). Аппликация «Яблоко». Конструирование из шишки и пластилина (ежик). 5. Форма, пропорция, конструкция ( 9часов). Складывание из бумаги (пакетик, конверт). Складывание из бумаги (кораблик). Изготовление из бумаги гирлянды (флажки). Конструирование из бумаги игрушки «Бумажный фонарик». Рисование с натуры зимних вещей (шарф и шапочка). Рисование на тему: «Снежная баба». Рисование с натуры светофора. Рисование связки воздушных шаров. Рисование по замыслу «Что бывает круглое». 6. Композиционная деятельность (4 часа). Рисование веточки ели. Рисование на тему: «Новогодняя елка». Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Иллюстрация к сказке «Колобок». 7. Рисование с натуры ( 2часа). Рисование с натуры игрушки-кораблика. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. 8. Ручное творчество (4 часа). Объемное конструирование «Подсолнух». Объемное конструирование «Матрешка». Гофрированный веер. Изготовление декоративной птицы. Список рекомендуемой учебно – методической литературы:
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Протокол заседания методического _______________ И.А. Демидова объединения учителей № ____ _______________ 2011 г. от _____________2012 г. Руководитель МО начальных классов____________А.А. Гетте |
Лепка, рисование, ручное творчество.
I четверть – 18 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | ||
По плану | Факт. провед | |||||
Подготовительные упражнения. | 5 | |||||
1 | 1 | Вводный урок. Выполнение рисунков по замыслу учащихся. | 1 | Сказочный герой, компьютер. | ||
2 | 2 | Рисование по трафарету квадрата и круга. | 1 | Геометрические фигуры, компьютер. | ||
3 | 3 | Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника. | 1 | Геометрические фигуры, компьютер. | ||
4 | 4 | Упражнения в проведении прямых вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на бумаге в клетку. | 1 | Сказочный герой, компьютер. | ||
5 | 5 | Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины. | 1 | Сказочный герой, компьютер. | ||
Декоративное рисование. | 5 | |||||
6 | 6 | Рисование простейших узоров в полосе. | 1 | Образец, геометрические фигуры, шаблоны. | ||
7 | 7 | Составление в полосе узора из кругов и квадратов. | 1 | Образец, геометрические фигуры, шаблоны. | ||
8 | 8 | Рисование по опорным точкам несложных предметов. | 1 | Сказочный герой, образец, компьютер. | ||
9 | 9 | Рисование квадрата по опорным точкам. | 1 | Геометрические фигуры. | ||
10 | 10 | Рисование круга по трафарету. Деление круга на части. | 1 | Геометрические фигуры. | ||
Работа с бумагой. | 4 | |||||
11 | 11 | Аппликация из обрывных кусочков «Осеннее дерево». | 1 | Образец, заготовки. | ||
12 | 12 | Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «Ветка рябины». | 1 | Образец, заготовки. | ||
13 | 13 | Работа с бумагой. Складывание из бумаги. | 1 | Геометрические фигуры. | ||
14 | 14 | Работа с бумагой «Открытка со складным цветком». | 1 | Геометрические фигуры, заготовки. | ||
Работа с пластилином. | 4 | |||||
15 | 15 | Лепка предметов из отдельных частей «Елочка». | 1 | Предметные картинки, компьютер, геометрические фигуры. | ||
16 | 16 | Лепка предметов из отдельных частей «Домик». | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры. | ||
17 | 17 | Работа с пластилином «Орнамент в круге». | 1 | Образец, круг. | ||
18 | 18 | Аппликация из пластилина «Рыбка». | 1 | Предметные картинки, шаблон – рыбка |
II четверть – 14 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | ||
По плану | Факт. провед | |||||
Декоративное рисование. | 5 | |||||
19 | 1 | Рисование салфеточки прямоугольной формы. | 1 | Образец, компьютер, картинки. | ||
20 | 2 | Рисование орнамента по образцу. | 1 | Образец, компьютер, картинки. | ||
21 | 3 | Рисование с натуры альбома. | 1 | Предметные картинки, натура. | ||
22 | 4 | Рисование праздничных флажков. | 1 | Предметные картинки, трафареты, компьютер. | ||
23 | 5 | Рисование с натуры «Бусы». | 1 | Предметные картинки, компьютер, трафареты, натура.. | ||
Работа с пластилином | 3 | |||||
24 | 6 | Лепка предметов шаровидной и овальной формы (помидор, огурец). | 1 | Предметные картинки, натура, геометрические фигуры. | ||
25 | 7 | Лепка предметов конической формы (морковка, свекла). | 1 | Предметные картинки, натура, геометрические фигуры. | ||
26 | 8 | Лепка макета «Снегурочка в лесу». | 1 | Предметные картинки, образец, компьютер. | ||
Форма, пропорция, конструкция. | 4 | |||||
27 | 9 | Складывание из бумаги (пакетик, конверт). | 1 | Компьютер, образец. | ||
28 | 10 | Складывание из бумаги (кораблик). | 1 | Компьютер, образец. | ||
29 | 11 | Изготовление из бумаги гирлянды (флажки). | 1 | Предметные картинки, образец, компьютер. | ||
30 | 12 | Конструирование из бумаги игрушки «Бумажный фонарик». | 1 | Предметные картинки, сказочный герой, шаблоны | ||
Композиционная деятельность. | 2 | |||||
31 | 13 | Рисование веточки ели. | 1 | Предметные картинки, сказочный герой | ||
32 | 14 | Рисование на тему: «Новогодняя елка». | 1 | Предметные картинки, сказочный герой |
III четверть – 20 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | ||
По плану | Факт. провед | |||||
Форма, пропорция, конструкция. | 4 | |||||
33 | 1 | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и шапочка). | 1 | Предметные картинки, компьютер | ||
34 | 2 | Рисование на тему: «Снежная баба». | 1 | Предметные картинки, компьютер | ||
35 | 3 | Рисование с натуры светофора. | 1 | Предметные картинки, плакат, компьютер | ||
36 | 4 | Рисование связки воздушных шаров. | 1 | Предметные картинки, шарики, компьютер | ||
37 | 5 | Рисование по замыслу «Что бывает круглое». | 1 | Предметные картинки, компьютер | ||
Декоративное рисование | 2 | |||||
38 | 6 | Рисование в полосе узора из геометрических фигур. | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры | ||
39 | 7 | Составление в полосе узора для закладки. | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры | ||
Работа с пластилином | 6 | |||||
40 | 8 | Лепка предметов из отдельных частей (пирамидка из четырех колец). | 1 | Предметные картинки, предметы. | ||
41 | 9 | Лепка предметов из отдельных частей (грибы). | 1 | Предметные картинки, предметы. | ||
42 | 10 | Лепка многодетальных изделий (курочка с цыплятами). | 1 | Предметные картинки, компьютер. | ||
43 | 11 | Лепка предметов из отдельных частей (снеговик). | 1 | Предметные картинки, компьютер. | ||
44 | 12 | Аппликация «Яблоко». | 1 | Предметные картинки, предметы. | ||
45 | 13 | Конструирование из шишки и пластилина (ежик). | 1 | Предметные картинки, компьютер. | ||
Рисование с натуры. | 2 | |||||
46 | 14 | Рисование с натуры игрушки-кораблика. | 1 | Предметные картинки, компьютер. | ||
47 | 15 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 | Предметные картинки, кубики | ||
Композиционная деятельность | 2 | |||||
48 | 16 | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1 | Предметные картинки, предметы, компьютер. | ||
49 | 17 | Иллюстрация к сказке «Колобок». | 1 | Предметные картинки, предметы, компьютер. | ||
Работа с бумагой. | 3 | |||||
50 | 18 | Складывание из бумаги «Рыбка». | 1 | Предметные картинки, поделка, компьютер. | ||
51 | 19 | Складывание бумаги «Кошечка». | 1 | Предметные картинки, поделка, компьютер. | ||
52 | 20 | Вырезание по линии «Бумажный цветок». | 1 | Предметные картинки, поделка, компьютер. |
IV четверть – 16 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | ||
По плану | Факт. провед | |||||
Декоративное рисование | 5 | |||||
53 | 1 | Декоративное рисование. Деление круга на равные части. | 1 | Геометрические фигуры (круг) | ||
54 | 2 | Рисование с натуры носового платка. | 1 | Предметные картинки, предметы | ||
55 | 3 | Составление в полосе узора из треугольников. | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник). | ||
56 | 4 | Декоративное рисование узора для полотенца. | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник). | ||
57 | 5 | Рисование в полосе узора из растительных форм. | 1 | Предметные картинки, компьютер | ||
Работа с бумагой. | 7 | |||||
58 | 6 | Плоскостное конструирование. Игрушка «Цыпленок в скорлупе». | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры, компьютер. | ||
59 | 7 | Полуобъемная аппликация «Цветы в корзине». | 1 | Предметные картинки, компьютер | ||
60 | 8 | Плоскостное конструирование «Гусеница». | 1 | Предметные картинки, геометрические фигуры (круг) | ||
61 | 9 | Складывание из бумаги «Пароходик». | 1 | Предметные картинки, шаблоны, поделка | ||
62 | 10 | Плоскостное конструирование «Плетеный коврик из полос бумаги». | 1 | Цветные полоски, шаблоны, компьютер | ||
63 | 11 | Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине». | 1 | Шаблоны, компьютер. | ||
64 | 12 | Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках». | 1 | Шаблоны, компьютер. | ||
Ручное творчество | 4 | |||||
65 | 13 | Объемное конструирование «Подсолнух». | 1 | Цветные полоски, шаблоны. | ||
66 | 14 | Объемное конструирование «Матрешка». | 1 | Предметные картинки, трафареты, шаблоны | ||
67 | 15 | Гофрированный веер. | 1 | Предметные картинки, шаблоны | ||
68 | 16 | Изготовление декоративной птицы. | 1 | Трафареты, шаблоны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....
Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образовательной области «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с уче...
Внеклассное мероприятие по предмету "Лепка, рисование, ручной труд" (2 класс)
Мастер-класс рваная мозаика «Наступила весна»...
Открытый урок по предмету : "Лепка, рисование, ручное творчество" (3 класс)
Открытый урок по предмету : "Лепка, рисование, ручное творчество" на тему: «Поздравительная открытка к 23 февраля»...
Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, н...
Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в ...
Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
В процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности в 1 классе решаются следующие задачи:· Выявление изобразительных возможн...