конспект урока по изобразительному искусству "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ" 4КЛАСС
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Никитина Любовь Олеговна

конспект урока по изобразительному искусству "НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ" 4 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_4_klass.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство      4 класс

ТЕМА УРОКА:

«Народные праздничные обряды»
_______________________________________________________________

Цель урока:  повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Задачи:

образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа;

воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны;

развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:
Предметные:
      - научиться находить, выделять и воспроизводить необходимую информацию;
     - анализировать, синтезировать, сравнивать; устанавливать причинно-следственные связи;
     - п
онимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека;
     -
знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы;
      - получить возможностьраспознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Метапредметные:

Регулятивные:
     - постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные:
- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
   - поиск и выбор информации для творческой работы;
- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;                  
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Коммуникативные:
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
    - умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;
- умение работать в группе, высказывать свою точку зрения и пытаться принимать иную точку зрения.

Личностные:

     - толерантность;
    - эмоциональныйкомфорт;
    - вырабатывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку ИЗО.

Раздаточный материал:

яблочки 3 цветов: жёлтые, красные и зелёные – на каждого, наглядные изображения (народные костюмы), средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, презентация (источник – интернет: фотографии, репродукции картин Сурикова, Сысоева, Кустодиева, Ермолаева), народные музыкальные произведения- плясовые, колокольный звон.

Ход урока:

                       Содержание деятельности учителя

                            Содержание деятельности ученика

                             Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.
- Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку? Беседа.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.
Ответы на вопросы.

П: Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

Л:  Включение в деловой ритм, организация внимания.

Актуализация знаний.

УУД

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении. Р. Навык целеполагания, самокоррекции. П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.  Л: Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

Формулирование темы урока, постановка цели. Постановка проблемного вопроса. - Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус. Приложение 1. Пусть каждый напишет на листочке, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник (заслушиваем). Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод, о каких праздниках мы будем говорить (семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать, чтобы вашу работу похвалили, чтобы ей заинтересовались?

- Праздник. Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – ребус. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Организация познавательной деятельности

УУД

П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников. Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Познакомиться с праздниками: Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица, Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя.К: Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств, с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка. Л:Формирование у детей образа родной страны –Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Повторение пройденного материала на основе изучения нового(Слайд 1).

- Вы сидите группами и сейчас работать будете группами. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники, которые вы помните(Слайд 2). Чья же группа вспомнит больше праздников? - На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Предлагаю вам поработать с учебником (чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами) Есть ли у вас любимый народный праздник? Поэты, музыканты, художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. (Слайд 3-8).

Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (Слайд 3) написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег.
В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника – Александр.

Борис Михайлович Кустодиев – «Масленица» (Слайд 4) - Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге..

К.Е. Маковский – «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (Слайд 5) Картина Маковского живо передает атмосферу праздничных развлечений мастерски запечатленной шумной многоликой городской толпы. Традиционное народное гулянье во время масленицы преобразило центральную петербургскую площадь, заполненную красочными балаганами с развевающимися наверху флагами, украшенную яркими, близкими к лубку афишами и вывесками, изготовители которых стремились привлечь внимание и поразить воображение зрителей. Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».

Борис Михайлович Кустодиев «Троицын день» (Слайд 6).  В этой картине легко читается восторг художника. Его восторгает раннее лето, солнце, многоцветие гуляющей публики. Все залито солнечным светом, радостью, весельем. На первый план художник поместил купеческое семейство: мать с дочерью, отец и молодой франт, вероятнее всего, потенциальный жених. Компания ведет непринужденный разговор. Молодые торговцы предлагают публике цветы и лакомства. Извозчики катают дам, закрывающихся от солнца легкими зонтиками. Парк полон гуляющими. Троица - праздник церковный. Церкви в картине присутствуют, но играют роль фона, декорации. Белизна летних платьев, свежая зелень деревьев, золото куполов. Все вместе сливается в атмосферу счастливого летнего праздника.

К.Е.Маковский – «Святочное гадание» (Слайд 8) - «Святочное гадание» — одна из типичных его работ, воспевающая седую старину. На ней, в небольшой светлице, девушки затеяли гадать на женихов. Взяли зерна, воду, монеты и зеркало, принесли гордого петуха с синим хвостом и сели смотреть, к чему птица потянется. Если к зерну и монетам – муж будет богатым. Если к зеркалу – красивым. Если к воде – будет пить. На лицах девушек веселое любопытство, все тянутся посмотреть, что же выберет петух. Одна из них сидит в стороне, у стола, и выглядит грустной. Перед ней чашка – возможно, в неё капали воском и этой девушке выпало несчастливое предсказание. Старенькая бабушка дремлет, хотя должна бы наблюдать за девичьим весельем, чтобы слишком уж не разошлись. Перед образами в углу теплится лампада, на печи груда подушек и перин. Картина пронизана светом, лица девушек светятся им изнутри. Они смутно похожи, как сестры, и все по-своему красивы. Одна открыто смеется, другая прячет лицо под платком, третья склонилась поближе к птице, волосы облегают её, как плащ. Рыжий, золотистый, коричневый – от этой гаммы тянет стариной, она навевает ассоциации с иконами, написанными на дереве, и очень подходит сценке из давно ушедших дней. В картине видна своеобразная ностальгия, словно художник хочет вернуться туда, где никогда не был, и зрителю передает то же желание.

В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы. Обсуждение темы. Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни. Просмотр презентации  и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов. Актуализация знаний, обратная связь.

Физкультминутка

УУД

П: Постараться запомнить материал.  Л. Умение сменить вид деятельности. Р. Развитие образного воображения.

Покружились, покружились и на ярмарке очутились! Солнце яркое встает, собирается народ. Под лучами яркими мы открываем ярмарку! Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки! Мы предложим вам товары: чайники и самовары, Пряники и сушки, отличные игрушки. Все торговлю мы кончаем и веселье начинаем!

Коллективный отдых.

                                  Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.

УУД

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.  П: Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов. Обсуждают, воспроизводят, делают выводы. Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном. Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

Хочу предложить вам изобразить народный праздник в виде коллективного панно.

Пусть это будет «Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно, праздник не состоится, если погода хмурится. Праздник – это радость. Вспомните, как выглядят избы, разместите их так, чтобы можно было изобразить гуляние. А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Предлагаю разделиться по группам на 4 человека в каждой (Нужно придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования). Выбирайте, чем вы будете работать: красками карандашами или мелками. Вы можете работать как  в рабочей тетради, так и  на альбомном листе. А потом устроим выставку. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка, песни, колокольный звон) Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют, учитель из корзинки выдаёт по  яблоку (из жёлтого, зелёного и красного картона).

Ученики  отвечают на вопросы, выбирают способ выполнения работы, выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы.

Выставка детских работ.

УУД

К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.  П: Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы(Слайд 10). Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Рефлексия деятельности.

УУД

К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том, что нового они узнали. Контроль действий партнеров. Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний.  Навык саморефлексии, самокоррекции.

Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками (Слайд 11). Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, красное. Выберите одно из них. Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Красное, если на уроке вам было трудно, скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку. Подсчёт  результатов. Подробнее о каждом празднике мы узнаем на следующих уроках. Урок окончен(Слайд 12).

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПРОГРАММА Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ, Л.В. ЕРШОВОЙ, 2 КЛАСС, «ПЕРСПЕКТИВА» ТЕМА УРОКА: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»

Конспект урока по изобразительному искусству Программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 2 класс, «Перспектива»Тема урока: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙКОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...

Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Праздничный букет"

Плоскостная аппликация из шариков пластилина...

Конспект урока по изобразительному искусству "Праздничная открытка", 3 класс

Уже в Древнем Риме существовал женский день, который отмечали богатые женщины. В этот день они получали подарки, окружены вниманием. Прошло немало времени. Женщины решили изменить свою жизнь, бороться...