Тематическое планирование по ИЗО 4 кл.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Т. А. Копцева
Тематическое планирование по изобразительному искусству по программе « Художник, природа и я», 4 класс (34 часа в год)
№ и тема урока | Содержание деятельности учащихся | Планируемые предметные и личностные результаты | Формируемые универсальные учебные действия | Часы | Стр. пособий | Электр.сопр. | дата | Кор-ка |
Художник и мир природы (9 ч.) | ||||||||
1.Учимся смотреть и видеть. Рисунок на тему: «Я - фотограф». | Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества. Рассматривают Творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества. Делают вывод о том, что художник – внимательный зритель, а выразительность рисунка зависит от оригинальности замысла. Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную или заданную тему «Я – фотограф». | Различать изобразительные возможности разных худ. материалов. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему. Придумывать оригинальные названия своим рисункам: «Я люблю фотографировать природу», «Я люблю фотографировать свою семью». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать пути решения образовательной проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с. 6-9 | Э.О.Р. | ||
2.Линия горизонта. Рисунок на тему: «Дорога, идущая к горизонту». | Знакомятся с содержанием учебника. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ родной природы представлен оригинально. Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества композиции: умение детей по-своему отразить тему «Дорога, уходящая вдаль», «Путь». Выполняют творческое задание: создают рисунок на тему «Дорога, идущая к горизонту», «Я гуляю по извилистой дорожке парка», «Дорога к храму», «Яблоневая аллея в цвету», «Лучезарное солнце освещает мой путь» или др. | Различать выразительные возможности разных худ. материалов. Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства. Выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия горизонта»: рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета. Использовать формат листа) и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях. Оценивать эстетическую выразительность результатов деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, использовав в рисунке разное положение линии горизонта. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с. 10-14 | Э.О.Р. | ||
3.Свет и тень. Рисунок на тему: «Тень». | Знакомятся с содержанием учебника, раскрывающим особенности изображения света и тени в рисунке. Узнают о том, что игра света и тени создает ощущение солнечного дня, как в графических, так и в живописных произведениях. Выполняют творческое задание: создают композиции на тему «Тень в пейзаже», «Таинственная тень натюрморта», «Я и тень» с использованием выразительных средств живописных или графических материалов. | Высказывать суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Выполнять оригинальную композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию «Свет и тень»? Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.15-19 | Э.О.Р. | ||
4.Растительный орнамент. Рисунок на тему: «Орнамент в полосе». | Знакомятся с содержанием учебника, с особенностями ритмической организации растительных орнаментов. Анализируют китайский, персидский и древнерусский орнаменты, находят своеобразие в орнаментах южных и северных стран. Высказывают суждения о выразительности тёплого и холодного колорита. Выполняют творческое задание: создают орнаментальную композицию. | Оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций. Сравнивать разные национальные орнаменты. Различать тёплые и холодные цвета. Выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. | 1 | с.20-23 | Э.О.Р. | ||
5.Дождь. Рисунок на тему: «Дождь». | Знакомятся с содержанием учебника, с природной красотой дождя, загадками о нём и образными сравнениями. Узнают о многообразии форм изображения дождя живописными и графическими материалами. Знакомятся с произведениями Юрия Пименова и Франса Мазереля. Высказывают свои суждения о детских рисунках. Выполняют творческое задание: создают изобразительный образ дождя, используя живописные или графические материалы. Придумывают рисунку авторское название. | Оценивать красоту дождя и коварство ливня. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет Выполнять оригинальную композицию «Дождь» и давать ей необычные названия. Оценивать выразительность результатов творческой деятельности профессиональных художников, своей и сверстников. Придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Ласковый дождь». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого. | 1 | с.24-27 | Э.О.Р. | ||
6.Морской пейзаж. Рисунок на тему: «Шторм» или «Штиль». | Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру морского пейзажа. Анализируют произведения живописи: марины, созданные разными художниками. Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения пейзажей-марин. Выполняют творческое задание: изображают морской пейзаж используя любой цветной художественный материал. | Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выделять среди других пейзажей марины. Отличать выразительность творческого почерка разных художников. Различать тёплые и холодные цвета. Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в Индийском океане», «Музыка моря» | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать свои пути решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, использовать образные сравнения и сопоставления, синтез и анализ при решении художественно-творческих задач. | 1 | с.28-33 | Э.О.Р. | ||
7.Горный пейзаж. Рисунок на тему: «Горный пейзаж». | Знакомятся с содержанием учебника. Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру горного пейзажа. Анализируют пейзажи Николая Рериха, высказывают свои суждения по поводу их композиции и цветового решения. Сравнивают выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей. Выполняют творческое задание: изображают горный пейзаж, используя любой художественный материал. Придумывают пейзажу оригинальное название. | Высказывать эмоциональные суждения о живописных работах Н. Рериха. Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Знать о том, что цвет является главным выразительным средством живописи. Различать тёплые и холодные цвета. Выполнять оригинальную композицию горного пейзажа. Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Сильные высокие горы», «Студёные горы», «Каскад гор, освещённых солнцем», «Печальная музыка гор», «Вулкан сердится», «Горный дракон». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную композицию горного пейзажа, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.34-35 | Э.О.Р. | ||
8.Необычные подземные музеи. Рисунок на тему: «Красота ледяной пещеры». | Знакомятся с содержанием учебника, любуются подземными красотами пещер, сталактитами и сталагмитами. Узнают о том, что древние художники оставили в пещерах линейные и силуэтные наскальные рисунки животных: мамонтов, лошадей, быков и др. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Вспоминают приёмы работы в технике монотипия. Выполняют творческое задание: изображают залы ледяных пещер или иллюстрации к сказке П. Бажова «Хозяйка Медной горы». Придумывают оригинальное название своей композиции. | Высказывать эмоциональные суждения о красотах ледяных пещер. Знать о том, что уникальные пещеры со сталагмитами и сталактитами охраняются государством. Знать названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных. Различать линейный рисунок от силуэтного. Оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.) | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу в технике монотипия или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. | 1 | с.36-39 | |||
9.Тайны лабиринтов. Рисунок с элементами геометрического и растительного орнамента на тему: «Лабиринт». | Знакомятся с разнообразными формами лабиринтов в природе и искусстве. Вспоминают о содержании древнегреческого мифа о Минотавре. Знакомятся с декоративными арабесковыми орнаментами, с возможными вариантами орнаментально-лабиринтных образов, созданных детьми. Выполняют творческое задание: изображают орнаментальную композицию с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт». | Высказывать эмоциональные суждения о запутанных лабиринтах и о сути мифа «Нить Ариадны». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную декоративную арабесковую композиции. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого. | 1 | с.40-43 | Э.О.Р. | ||
Художник и мир животных (7 ч.) | ||||||||
10.Рисунки животных с натуры. Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Телефон». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что рисунок с натуры условен и отличается от фотографии. Вспоминают об анималистическом жанре изобразительного искусства и художниках-анималистах, которые любили изображать животных: Евгения Чарушина, Василия Ватагина и др. Анализируют наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альбрехта Дюрера. Выполняют творческое задание, изображают наброски с чучела птицы или животного, рисуют носорога, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению. Придумывают оригинальное название. | Сравнивать рисунок и фотографию, выявлять оригинальность рисованного изображения с натуры. Оценивать выразительные достоинства стихотворения «Носорог». Знать отечественных и зарубежных художников-анималистов. Отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж. Использовать выразительные средства графики в целях достижения замысла. Оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывать оригинальные названия творческим работам. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.46-49 | |||
11.Чёрная кошка. Изготовление фигурки чёрной кошки. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что кошка в древние времена считалась оберегом дома. Анализируют детские рисунки. Узнают о возможности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: красками, пластилином, глиной, а также из чёрной полоски бумаги. Знакомятся с этапами конструирования кошки из полоски чёрной бумаги. Выполняют творческое задание: лепят, рисуют или конструируют образ чёрной кошки, придумывают оригинальное название своей работе. | Высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание её содержанию. Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно, в живописи – цвет, композиция. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.50-55 | |||
12.Скульпторы-анималисты. Рельефное изображение животных. Лепка из пластилина фигурки любого животного. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что каждый скульптурный материал имеет свои выразительные свойства. Знакомятся с работами скульпторов-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Выполняют творческое задание: создают объёмный образ любого животного или лепят рельефное изображение льва, львицы или львёнка, придумывают своей композиции оригинальное название. | Различать основные виды художественной деятельности. Знать некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное описание её содержанию. Использовать выразительные свойства пластилина для достижения замысла. Учитывать в творческой работе основные пропорции. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный объёмный образ животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого. | 1 | с.56-62 | Э.О.Р. | ||
13.Образы насекомых в стихах. Рисунок на тему: «Насекомые». | Знакомятся с содержанием учебника, с образами насекомых в японской поэзии. Выполняют задание рубрики «Подумай и ответь».Узнают, что такое хокку – японское трехстишие. Знакомятся с выразительными и изобразительными возможностями туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу. Словесно проговаривают и пластически показывают индивидуальный замысел: насекомое сидит, летит, жужжит, наблюдает, любуется, ползёт или др.Выполняют творческое задание: сочиняют небольшое стихотворение в стиле японских стихов, иллюстрируют своё трёхстишие, используя технику тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу. | Участвовать в обсуждении выразительной формы японских трёхстиший – хокку, выражать своё отношение к их содержанию. Сочинять стихи в стиле японских трёхстиший, высказывать суждения о выразительности коротких стихов, сочинённых сверстниками. Различать графические художественные материалы, и живописные. Использовать выразительные средства техники тушь – перо – палочка – кисть для достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически материалом тушь, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.63-65 | |||
14.Образы животных в книжной иллюстрации. Иллюстрация к сказке Р. Киплинга «Маугли». | Рассматривают иллюстрации к литературному произведению Р. Киплинга «Маугли», выполненные В. Ватагиным, М. Митуричем, сравнивают их и высказывают свои суждения, выявляют стилистические особенности авторских иллюстраций, которые отличают творчество одного художника от другого. Выделяют выразительные средства книжной графики: линию, точку, штрих, цвет, которые использовали художники-иллюстраторы для достижения своего замысла. Словесно проговаривают образ будущей композиции «Животные джунглей – друзья Маугли». Выполняют творческое задание: изображают иллюстрацию к сказке «Маугли» Р. Киплинга. | Высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли).Выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого. Использовать выразительные возможности графических материалов для достижения замысла. Выполнять иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающей сюжет литературного произведения. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли», высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | 1 | с.66-69 | |||
15.Талисманы Олимпийских игр. Рисунок на тему: «Талисман спортивных игр». | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о девизе Олимпийских игр – «Быстрее, выше, сильнее». Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Узнают о талисманах зимних Олимпийских игр, которые проходили в других странах: снеговик (Австрия), енот (США), волчонок (Югославия). Вспоминают, что символом летних Олимпийских игр в 1980 г. в Москве был Михаил Топтыгин. Выполняют творческое задание: рисуют, лепят или конструируют талисман спортивных игр, турнира «Весёлые старты», праздника «Весёлый саночник» или др. | Участвовать в обсуждении олимпийской символики. Осознавать значимость олимпийской символики. Знать и применять в рисунке выразительные свойства тёплых и холодных цветов. Отличать реалистическое изображение от стилизованного, использовать в рисунке некоторые приёмы стилизации. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр»(солнечный, быстрый, сильный, стремительный.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.70-73 | Э.О.Р. | ||
16.Фантастические животные. Рисунок на тему: «Сказочный чудо - зверь». | Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы фантастических животных в скульптуре, мозаике, декоративно-прикладном искусстве и в детском рисунке. Анализируют фотографии-шутки. Высказывают свои суждения о сочетании в одном образе элементов разных животных.Сравнивают особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение. Выполняют творческое задание: создают образ мифологического, фантастического животного: чудо-юдо рыба-кит, чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. Придумывать оригинальное название фантастическому животному. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.74-77 | Э.О.Р. | ||
Художник и мир человека (11 ч.) | ||||||||
17.Ты – художник. Оформление рисунка для выставки в паспарту. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о коллекционировании произведений изобразительного искусства и результатов детского изобразительного творчества как форме сохранения исторической памяти. Вспоминают известные художественные музеи (Эрмитаж, Государственная Третьяковская Галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.), галереи детского изобразительного творчества. Вычленяют основные виды пластических искусств: живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную тему и оформляют его или другой рисунок в паспарту для участия в персональной или коллективной выставке. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков. Знать основные художественные музеи нашей страны: Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура. Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала. Оформлять рисунок для выставки в паспарту. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.80-83 | |||
18.Интерьер с окном. Рисунок на тему: «Человек у окна». | Знакомятся с содержанием учебника, рассматривают репродукции произведений изобразительного искусства и детских рисунков, на которых окно является важным элементом композиции. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», вспоминают выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белые, чёрные, серые; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.). Выполняют творческое задание: создают композицию, в которой окно является важным элементом композиции. | Анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков. Различать произведения живописи и графики. Отражать свой замысел в творческой композиции «Интерьер с окном», «Автопортрет на фоне окна», «Мой друг у окна», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне» или др.Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (цветными или чёрно-белыми) для достижения своего замысла. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.84-87 | Э.О.Р. | ||
19.Рисование на тему: «Дружеский шарж». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что шарж – это доброжелательный юмористический портрет, в котором преувеличены характерные черты внешности человека, а карикатура – это сатирическое изображение, критическая оценка человека в подчёркнуто искажённом виде. Знакомятся с художниками-карикатуристами Кукрыниксами. Выполняют творческое задание: рисуют дружеский шарж на самого себя или лучшего друга, используя графические материалы (карандаш, фломастер, гелевую ручку или др.). | Анализировать произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры. Знать художников, работающих в жанре карикатуры (Кукрыниксы: Михаил Куприянов, Пётр Крылов, Николай Соколов). Выражать своё отношение к человеку через шарж. Использовать выразительные возможности графических материалов с целью достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.88-91 | |||
20.Парадный портрет. Рисунок на тему: «Портрет рыцаря или бывалого офицера». | Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён человек. Сравнивают парадные портреты, выявляют признаки парадного и повседневного мужского и женского портрета. Анализируют изобразительные возможности угля, туши, маркера для передачи мужественности в мужских парадных портретах. Повторяют основные пропорции человеческого лица. Выполняют творческое задание: изображают парадный портрет военного, рыцаря, офицера. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выявлять признаки парадного портрета. Выражать отношение к человеку через парадный портрет. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла. Придумывать парадным портретам оригинальное название: «Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед-победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник» или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет война, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.92-95 | |||
21.Изменчивая мода. Рисование на тему: «Исторический или современный костюм». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в разные исторические эпохи люди одевались по разному, что в произведениях искусства, как в документах эпохи, находят отражение «капризы» моды. Анализируют женские портретные образы. Вспоминают основные пропорции и приёмы изображения фигуры человека. Выполняют коллективно или индивидуально творческое задание: изображают фигуру человека (мальчика или девочки) и рисуют несколько вариантов костюмов: повседневных, карнавальных, используя графические или неожиданные материалы: фантики, салфетки, фольгу, серпантин. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Высказывать суждения о выразительности детских рисунков. Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Создавать выразительный костюм: повседневный, праздничный или карнавальный. Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм древнегреческий, древнеегипетский, древнерусский, средневековый, японское кимоно, современный костюм или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать эскиз повседневного, праздничного или карнавального костюма, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.96-101 | Э.О.Р. | ||
22.Театральный костюм. Рисование на тему: «Театральный или карнавальный костюм». | Знакомятся с содержанием учебника, с эскизами костюмов, выполненных Львом Бакстом, Виктором Васнецовым и др. Анализируют статичные и динамичные изображения театральных костюмов. Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет». Выполняют творческое задание: создают эскиз театрального или карнавального костюма, используя неожиданные материалы. | Высказывать суждения о выразительности эскизов театральных костюмов. Знать фамилии театральных художников (Л. Бакст, В. Васнецов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Создавать выразительный эскиз театрального костюма. Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм осени, шахматной королевы, царевны, Мальвины, Снежной королевы, солнечного эльфа или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз театрального костюма. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.102-103 | |||
23.Знаменитые скульптуры. Лепка фигуры человека. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают об истории создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Обыгрывают пластикой своего тела скульптурные образы Родена. Выполняют творческое задание: индивидуально или коллективно лепят скульптурную композицию «Моя семья», «Мои друзья» или др., используя пластилин или глину. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Высказывать суждения о выразительности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале». Различать виды пластических искусств. Выбирать и использовать способы работы пластилином для передачи замысла «Моя семья». Передавать в общем виде пропорции фигуры человека. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.104-105 | |||
24.Знаменитый город. Иллюстрация к любой священной книге. | Знакомятся с содержанием учебника, с основными архитектурными постройками Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Знакомятся с древними заповедями – правилами поведения людей, написанными в древнеегипетской книге. Анализируют детские рисунки на сюжеты разных священных книг. Выполняют творческое задание: иллюстрируют сюжет священной книги, используя любой художественный материал. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в творческой деятельности. Иметь представление об общечеловеческих ценностях, знать основные законы (заповеди) – правила поведения людей. Знать о том, что Иерусалим – город трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама. Использовать выразительные возможности художественных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Волхвы идут на поклон», «Рождество», «Три ангела (Троица)», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег», «Старый быт» и т.п. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.106-109 | |||
25.Герб. Рисование на тему: «Герб моей семьи». | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что герб – это отличительный знак государства, города, сословия, семьи, изображаемый на флагах, монетах и т.п. Вспоминают герб своего города, края, области, а также некоторых городов России, Санкт-Петербурга, столицы нашего государства Москвы и РФ. Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», узнают о геральдической цветовой символике, о том, что на гербах могут олицетворять животные. Выполняют творческое задание: создают образ семейного герба, используя символические изображения и цвет. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Участвовать в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства. Анализируют эскизы семейных гербов, созданных учениками. Учитывать возможности художественных материалов. Использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.110-113 | |||
26.Художник-дизайнер. Рисование на тему: «Эскиз упаковки кондитерского изделия». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства, что художник-дизайнер занимается разработкой и оформлением внешнего вида разных товаров, реклам. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь». Выполняют творческое задание: изображают эскиз упаковки любого кондитерского изделия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т.п. | Участвовать в обсуждении продукции, созданной художниками-дизайнерами. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами, выразительные свойства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада или др. Придумывать оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое» и т.п. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать другого. | 1 | с.114-116 | |||
27.Машины-роботы. Конструирование на тему: «Чудо - машина». | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о разных машинах-роботах, помогающих человеку на Земле и в космосе. Анализируют репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей. Выполняют творческое задание: изображают машину-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат, используя любые художественные материала.
| Знать первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первую женщину космонавта (Валентину Терешкову), космонавта, который первым вступил на. Знать некоторых художников-космонавтов (Алексея Леонова).Выбирать и использовать возможности художественных материалов для передачи своего замысла.Придумывать оригинальные названия машинам-роботам: марсоход «Улиткохват», лунолёт «Лунтивзлет», вездеход «Космодрель» или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз машины-робота, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.117-119 | |||
Художник и мир искусств(7 ч.) | ||||||||
28.Книжка-игрушка. Рисование на тему: «Книжка-раскладушка» | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о разных формах книжек-игрушек для малышей, об элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке. Узнают об особенностях оформления азбуки, буквиц и рисунков их сопровождающих. Анализируют страницу старинной азбуки, посвящённой букве «Б». Выполняют творческое задание индивидуально или коллективно: изготавливают макет книжки-малютки, книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки-азбуки или сочиняют «Сказки про краски» и создают макет книжки-гармошки. | Участвовать в обсуждении разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др. Иметь представление об основных элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке. Сочинять краткие «Сказки про краски». Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла. Оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.122-125 | |||
29.Музеи игрушки. Изготовление игрушки из подсобных материалов. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в Сергиевом Посаде есть Музей игрушки, в котором хранятся народные глиняные, деревянные, соломенные игрушки: городецкие, дымковские, богородские и др. Узнают об игрушках-панках, куклах-пеленашках, куклах-стригушках, куклах-закрутках, куклах Масленица, свадебных парочках и др. Создают игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек идр. | Участвовать в обсуждении выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад). Знать основные народные промыслы: игрушки городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др. Выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | 1 | с.126-130 | |||
30.Театр на колёсах. Рисование на тему: «Цирковое представление». | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о ярмарочном балагане – театре на колёсах, который заложил основу для появления цирка. Высказывают свои впечатления от посещения цирка, о клоунах: Юрии Никулине, Олеге Попове, Юрии Куклачёве. Разгадывают кроссворд и проверяют свои знания. Выполняют творческое задание: изображают портрет клоуна или любую сцену циркового представления, используя выразительные возможности цветных художественных материалов. | Участвовать в обсуждении картины Б. Кустодиева «Балаганы». Высказывать свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов: Ю. Никулина, О. Попова, Ю. Куклачёва или др. Разгадывать кроссворд с ключевым словом «Полунин». Использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения. | 1 | с.131-133 | Э.О.Р. | ||
31.Большой театр. Рисование человека в движении. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета. Рассматривают и анализируют фоторепродукции и произведения художников Э. Дега и В. Серова. Высказывают свои суждения о творчестве Нади Рушевой. Выполняют творческое задание: изображают балерину в движении, используя любой художественный материал. | Участвовать в обсуждении архитектурного облика Большого театра. Знать о древнегреческом боге Аполлоне – покровителе искусств, о музах – богинях науки и искусства. Знать художников В. Васнецова, Э.Дега и др., изображающих балерин. Выбирать и использовать способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ балерины, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге. | 1 | с.134-139 | |||
32.В мире кино. Рисование на тему: «Афиша к фильму». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что первые кинофильмы были чёрно-белыми и немыми. Анализируют киноафиши и кадры фильмов, получивших мировую известность. Выполняют творческое задание: изображают афишу к любому фильму, мультфильму или спектаклю, используя любой художественный материал. | Участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Броненосец «Потёмкин», «Клеопатра», «Спартак», «Весёлые ребята». Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла. Уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную афишу к кинофильму, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, , придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. | 1 | с.140-145 | |||
33.Музеи мира: Музей-панорама. Дрезденская картинная галерея. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в Москве на Кутузовском проспекте есть музей-панорама «Бородинская битва» перед которым стоит памятник М. И. Кутузову. Знакомятся с развитием событий Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо. Знакомятся с ведущими русскими полководцами Отечественной войны 1812 г., анализируют парадные портреты М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолаева, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова. Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, хранящимися в Цвингере – крупнейшем музее мира, памятнике мировой культуры, дворцовом ансамбле в центре Дрездена (Германия)( Дрезденская картинная галерея). : Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Ян ван Эйк «Богоматерь с младенцем на троне». | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Высказывать суждения о подвиге русского солдата в Отечественную войну 1812 года. Знать основных русских полководцев Отечественной войны 1812 года: М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолаева, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова. Анализировать развитие событий Бородинской битвы по сюжетам живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла: стремительная конница, весёлые гусары, рукопашная схватка, артиллерийские стрельбища или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, отражающую события Отечественной войны 1812 года, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | 1 | с.146-161 | Э.О.Р. | ||
34.Художественные выставки: Передвижные выставки. Художник и время. Рисование на тему: «Я - художник». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, в которое вошли российские художники И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ярошенко, В. Перов, А. Саврасов, В. Поленов, В. Суриков и др. Узнают, что раньше ученики учились в церковно-приходских школах, сами готовили краски, выполняли граверные работы, печатали страницы книг. Знакомятся с содержанием некоторых произведений художников передвижников. Знакомятся с содержанием рубрики «Это интересно», высказывают свои суждения о передвижных выставках в вагонах метро, о передвижных выставках детского рисунка. Выполняют творческое задание: изображают рисунок на тему: «Я – художник», «Художник и его произведение» и т.п. | Выражать своё отношение к произведениям художников передвижников: Н.Ярошенко, В. Перова, А. Саврасова, В. Поленова, В. Сурикова и др. Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи творческого замысла: «Опять двойка», «Домашняя уборка», «На уроке физкультуры», «Пылесос сломался», «Я на выставке» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную тематическую композицию, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Играть в коллективную игру: художественное лото. | 1 | с.162-173 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....