Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резу
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Резук Татьяна Ивановна

Рабочая программа для учителя начальных классов по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРАХЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                         

Рассмотрено  

на  заседании ШМО

__08. 2016 г., протокол №1

______________________

Согласовано

Зам. по УВР ________/______________/  

___________2016 г.

Утверждено

приказом по МБОУ Брахловской СОШ  от___08.2016  г. №

____________________________

____________________________

Рабочая программа

  по изобразительному искусству

для   4 класса

на 2016 -2017 учебный год

                                                     

                                                                                 Учитель: Резук Татьяна Ивановна

                                                                                             

                      Пояснительная записка

 Рабочая программа по изобразительному искусству  для  4 класса разработана  на основе  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует   учебному плану, календарному  учебному графику и расписанию  учебных занятий   учреждения  на 2016-2017 учебный год.

При разработке и реализации рабочей  программы  используются   программы  и учебники:

      1. Рабочие программы.  Изобразительное искусство. 1-4 классы  по предметной линии учебников   под редакцией  Неменского Б. М. - М.: Просвещение, 2011г.

    2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2014

       Программа  обеспечена  учебно-методическими  пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными  и  интернет – ресурсами в соответствии с перечнем   учебников и учебных   пособий   на 2016-2017 учебный год для реализации  основной образовательной  программы  начального  общего  образования МБОУ Брахловской СОШ   

      В учебном плане учреждения на изучение изобразительного искусства в 4 классе  выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).  В соответствии  с календарным учебным графиком и  расписанием занятий (на 01.09.2016г)  изучить содержание программы планируется  за 33  часа: 1  урок совпадает  с  праздничной датой   (8 марта 2017г.).    

       Корректировка Рабочей программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых тем, что  отражено   в  тематическом планировании.

На___________за_________________ часов, т.к _________________________________________

___________________________________________________________________________________

На __________за_________________ часов, т.к ___________________________________________

___________________________________________________________________________________

                               

 

Планируемые  результаты  освоения  учащимися  IV класса

учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных и свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

 -Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

 -Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

 -Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

 -Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

 -Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 -Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

 -Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 -Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированность универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 -Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 -Овладение умением творческого видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 -Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;

 -Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 -Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

 -Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

 -Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

 -Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

 -Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

 -Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

 -Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

 -Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

 -Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

 -Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

 -Понимание образной природы искусства;

 -Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

 -Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

 -Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

 -Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

 -Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

 -Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

 -Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

 -Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

 -Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

 -Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

 -Овладение навыками моделирования из бумаги. Лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

 -Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

 -Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

 -Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания или красоты природы, человека, народных традиций;

 -Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,- свидетелей нашей истории;

 -Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе:

 -Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

 -Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

 -Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

 -Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

 -Установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародиться социально ориентированный взгляд на мир;

 -Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

 -Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

 -Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

 -Научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

 -Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, пользуя язык компьютерной графики в программе Paint. 

Содержание учебного предмета

«Каждый народ -  художник» (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) – 34 часа

1-я четверть «Истоки родного искусства» (8 уроков)                                                                     Темы уроков:     «Пейзаж родной земли», «Деревня  - деревянный мир», «Красота человека», «Народные праздники»,  

Знакомство с истоками родного искусства -  это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика.  Польза и красота в традиционных постройках.

Дерево как традиционный материал. Деревня- деревянный мир.  Изображение традиционной сельской жизни в произведениях художников. Эстетика труда и празднества.

2-я четверть «Древние города нашей земли» (7 часов)                                                                  Темы уроков:  «Родной угол»,  «Древние соборы»,   «Города русской земли», «Древнерусские воины-защитники»,  «Новгород. Псков.  Владимир и Суздаль.  Москва», «Узорочье теремов», «Пир в теремных палатах»  (обобщение темы).

Kpacотa и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русским городов (Новгород, Псков, Владимир. Судаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городах-усадьбы Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.  Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношений   и частей при формировании образа.

3-я четверть «Каждый народ – художник» (11 часов)                                                                             

 Темы уроков: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии», «Народы гор и степей», «Города в пустыне», «Древняя Эллада», «Европейские города Средневековья», «Многообразие художественных культур в мире».

     Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение и духовной сущности традиционной культуры народа. В особой манере понимать явления жизни Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
      Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам.          Формирование понимания   единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы. способствовать взаимопониманию.

4-я четверть «Искусство объединяет народы» (8 часов)                                                                                 

Темы уроков: «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои – защитники»,

 «Юность и надежды», «Искусство народов мира» (обобщение темы).

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим. зашита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведении искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тематический план

Тема  

Количество часов

Контрольные работы

1

Истоки родного искусства

8

1

2

Древние города нашей земли

7

1

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

1

                                               Итого:

34

3

 

Тематическое планирование  

№ п/п

Дата

Содержание: наименование раздела, тема урока

Примечание

По плану

Факти-чески

                                         «Истоки родного искусства» (8 часов )                                                                    

1.

Вводный урок. Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа природы.

Овладевать живописными навыками работы с гуашью. Предметные результаты

2

Вводный контроль за курс изобразительного искусства 3 класса

3

Деревня – деревянный мир

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской

избы и назначение её отдельных элементов

Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы

И других построек традиционной деревни.
Овладевать навыками конструирования —

конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной  деятельности,      работать организованно в команде

одноклассников под руководством учителя

4

Единство архитектурных построек и природы

5

Красота человека. Образ доброго молодца

Приобретать представление об особенностях    

национального образа мужской и женской красоты.  Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.  Различать деятельность каждого из
Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения  и Мастера
Постройки) при создании русского
родного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.  Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать  навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни

6

Красота человека. Образ русской красавицы

7

Традиционные земледельческие праздники

Эстетически оценивать красоту
и значение народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами композиции

8

Народные праздники. Ярмарка.

(обобщение темы)

                           «Древние города нашей земли» (7 часов)

9

Родной угол. Образ древнерусского города-крепости

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль.  торг, посад). Анализировать роль пропорций    в архитектуре, понимать образное значение   вертикалей и горизонталей в организации    городского пространства. Знать картины  

художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского
города. Эстетически оценивать красоту
древнерусской храмовой архитектуры

10

Древние соборы

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение)              

11

Города Русской земли и их жители

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции. назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство

древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей  страны

12

Древнерусские воины-защитники

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов

(князя и его дружину).  Овладевать навыками изображения фигуры человека

13

 Золотое кольцо России. Города Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва

Уметь анализировать ценность и

неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов. сохранивших исторический облик. — свидетелей нашей истории

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.  Рассуждать об общем и особенном

в древнерусской архитектуре разных

городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города

Уметь анализировать ценность и

неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

рода.

14

Промежуточный контроль по темам

 «Древние города нашей земли»,                                        «Истоки родного искусства»

Иметь представление о развитии декора

городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из

Братьев-Мастеров (Мастер Изображения. Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палят.
Выражать в изображения праздничную нарядность. узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания)
. Предметные результаты

15

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы)

Понимать роль постройки. изображения, украшения при создании образа
древнерусского города.  Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания
обшей композиции

                                      «Каждый народ – художник» (11 часов)

16

Художественная культура страны восходящего
солнца

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и
конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Изображать природу через детали,
характерные для японского искусства,  развивать  живописные и графические навыки.
Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов

17

Японские праздники – синтетический образ культуры

18

Народы степей. Образ степного мира в конструкции юрты

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыка-
ми в процессе создания самостоятельной творческой работы

19

Народы гор. Традиционные жилища, костюм и мотивы орнаментов

20

Города в пустыне

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего  среднеазиатского   города.  
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

21

Образ художественной культуры Средней Азии

22

Древняя Эллада. 

Древнегреческая     архитектура

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним, уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.  
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников

23

Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции

24

Готические города средневековой Европы. Образ готического храма

Видеть и объяснять единства форм
костюма и архитектуры. общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорции в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы

25

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами

                                        «Искусство объединяет народы» (8 часов)

27

Великие образы материнства в искусстве

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные
средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства
(мать и дитя), опираясь на впечатления
от произведений искусства и жизни

28

Все народы воспевают материнство

29

Все народы воспевают мудрость старости

Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного
мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой
работы эмоционально выразительный
образ пожилого человека (изображение
по представлению на основе наблюдений)

30

Сопереживание – великая тема искусства

Уметь объяснять, рассуждать. как в произведениях искусства выражается
печальное и трагическое содержание
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства. пробуждающих чувства печали
и участия Выражать художественными

 средствами свое отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет

31

 Герои, борцы и защитники

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре

32

Юность и надежды

Приводить примеры произведений
изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни

33

Итоговый контроль за курс 4 класса

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть. к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Предметные результаты

34

Праздник искусств «Здравствуй, лето!»

Урок – праздник. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты