Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резу
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании ШМО __08. 2016 г., протокол №1 ______________________ | Согласовано Зам. по УВР ________/______________/ ___________2016 г. | Утверждено приказом по МБОУ Брахловской СОШ от___08.2016 г. № ____________________________ ____________________________ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 4 класса
на 2016 -2017 учебный год
Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2016-2017 учебный год.
При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:
1. Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы по предметной линии учебников под редакцией Неменского Б. М. - М.: Просвещение, 2011г.
2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2014
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ
В учебном плане учреждения на изучение изобразительного искусства в 4 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2016г) изучить содержание программы планируется за 33 часа: 1 урок совпадает с праздничной датой (8 марта 2017г.).
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в тематическом планировании.
На___________за_________________ часов, т.к _________________________________________
___________________________________________________________________________________
На __________за_________________ часов, т.к ___________________________________________
___________________________________________________________________________________
Планируемые результаты освоения учащимися IV класса
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных и свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированность универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-Овладение умением творческого видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
-Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-Понимание образной природы искусства;
-Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-Овладение навыками моделирования из бумаги. Лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания или красоты природы, человека, народных традиций;
-Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,- свидетелей нашей истории;
-Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе:
-Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
-Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
-Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
-Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
-Установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародиться социально ориентированный взгляд на мир;
-Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
-Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
-Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
-Научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
-Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета
«Каждый народ - художник» (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) – 34 часа
1-я четверть «Истоки родного искусства» (8 уроков) Темы уроков: «Пейзаж родной земли», «Деревня - деревянный мир», «Красота человека», «Народные праздники»,
Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня- деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях художников. Эстетика труда и празднества.
2-я четверть «Древние города нашей земли» (7 часов) Темы уроков: «Родной угол», «Древние соборы», «Города русской земли», «Древнерусские воины-защитники», «Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва», «Узорочье теремов», «Пир в теремных палатах» (обобщение темы).
Kpacотa и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русским городов (Новгород, Псков, Владимир. Судаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городах-усадьбы Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношений и частей при формировании образа.
3-я четверть «Каждый народ – художник» (11 часов)
Темы уроков: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии», «Народы гор и степей», «Города в пустыне», «Древняя Эллада», «Европейские города Средневековья», «Многообразие художественных культур в мире».
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение и духовной сущности традиционной культуры народа. В особой манере понимать явления жизни Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы. способствовать взаимопониманию.
4-я четверть «Искусство объединяет народы» (8 часов)
Темы уроков: «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои – защитники»,
«Юность и надежды», «Искусство народов мира» (обобщение темы).
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим. зашита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведении искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Истоки родного искусства | 8 | 1 |
2 | Древние города нашей земли | 7 | 1 |
3 | Каждый народ – художник | 11 | |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 1 |
Итого: | 34 | 3 |
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание: наименование раздела, тема урока | Примечание | ||
По плану | Факти-чески | ||||
«Истоки родного искусства» (8 часов ) | |||||
1. | Вводный урок. Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образа природы. Овладевать живописными навыками работы с гуашью. Предметные результаты | |||
2 | Вводный контроль за курс изобразительного искусства 3 класса | ||||
3 | Деревня – деревянный мир | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы И других построек традиционной деревни. конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя | |||
4 | Единство архитектурных построек и природы | ||||
5 | Красота человека. Образ доброго молодца | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. | |||
6 | Красота человека. Образ русской красавицы | ||||
7 | Традиционные земледельческие праздники | Эстетически оценивать красоту | |||
8 | Народные праздники. Ярмарка. (обобщение темы) | ||||
«Древние города нашей земли» (7 часов) | |||||
9 | Родной угол. Образ древнерусского города-крепости | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль. торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского | |||
10 | Древние соборы | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение) | |||
11 | Города Русской земли и их жители | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции. назначение. | |||
древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. | |||||
12 | Древнерусские воины-защитники | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека | |||
13 | Золотое кольцо России. Города Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов. сохранивших исторический облик. — свидетелей нашей истории Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. рода. | ||
14 | Промежуточный контроль по темам «Древние города нашей земли», «Истоки родного искусства» | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения. Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палят. | |||
15 | Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы) | Понимать роль постройки. изображения, украшения при создании образа | |||
«Каждый народ – художник» (11 часов) | |||||
16 | Художественная культура страны восходящего | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и | |||
17 | Японские праздники – синтетический образ культуры | ||||
18 | Народы степей. Образ степного мира в конструкции юрты | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. | |||
19 | Народы гор. Традиционные жилища, костюм и мотивы орнаментов | ||||
20 | Города в пустыне | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. | |||
21 | Образ художественной культуры Средней Азии | ||||
22 | Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним, уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. | |||
23 | Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции | ||||
24 | Готические города средневековой Европы. Образ готического храма | Видеть и объяснять единства форм | |||
25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | ||||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами | |||
«Искусство объединяет народы» (8 часов) | |||||
27 | Великие образы материнства в искусстве | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные | |||
28 | Все народы воспевают материнство | ||||
29 | Все народы воспевают мудрость старости | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного | |||
30 | Сопереживание – великая тема искусства | Уметь объяснять, рассуждать. как в произведениях искусства выражается средствами свое отношение при изображении печального события. | |||
31 | Герои, борцы и защитники | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. | |||
32 | Юность и надежды | Приводить примеры произведений | |||
33 | Итоговый контроль за курс 4 класса | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Предметные результаты | |||
34 | Праздник искусств «Здравствуй, лето!» | Урок – праздник. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Программа для 2 класса по музыке по новым вгосам...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Программа по русскому языку 2 класса - учителю...
Рабочая программа по технологии для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Рабочая программа для учителя технологии для 2 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Рабочая программа по ИЗО во 2 классе,для учителей нач. школы...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Рабочая программа для учителя начальных классов...