Урок изобразительного искусства с региональным компонентом по теме: «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы" (акварель)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Алпатова Людмила Геннадьевна

Этот урок  продолжит  знакомить  учащихся  со средствами  выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, используя приём работы акварельными красками  «по-сырому»). Будет способствовать  развитию  умения мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, а так же воспитанию  аккуратности, взаимопомощи, прививать бережное отношение к природе, интерес к ярким, красивым явлениям природы  своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_s_regionalnym_komponentom.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  изобразительного искусства  с региональным  компонентом

3 класс

Учителя  начальных классов

МКОУ «Средняя школа  №1

имени А.М. Горького»

городского округа город Фролово

Волгоградской области

 Алпатовой Людмилы Геннадьевны

Тема:  «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы» (акварель)

Цели:  продолжить  знакомить  со средствами  выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, используя приём работы акварельными красками  «по-сырому»);                                                                                                    развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;               воспитывать аккуратность, взаимопомощь, прививать бережное отношение к природе, интерес к ярким, красивым явлениям природы  своего края.

Оборудование: бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды, салфетки бумажные и матерчатые, осенние листья.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок                                                                                   Учитель:  А речь сегодня пойдет об... Отгадайте.                                                                           Пришла без красок и без кисти                                                                                                       И перекрасила все листья. (Это осень.)

2. Актуализация  опорных знаний.  (Входит Осень)                                                                                                                                    Осень:  По каким признакам вы можете определить, что сейчас моя пора? (Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д.)
Осень: Молодцы! Вы назвали много признаков осени.

Осень: Попробуйте отгадать мои  загадки:                                                                                                

1.Средь тёмного леса

Красная девица стоит. (Рябина.) 

3.Чудное дерево!

И зиму, и лето зелено,

Высоко торчит,

Далеко глядит. (Ель, сосна.)

2.В сенокос горька, а в мороз сладка,                      Что за ягодка? (Рябина.)

4.В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

 5. Сидит - зеленеет,

Падает - желтеет.

Лежит - чернеет. (Лист.)

6. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)                               Осень: Молодцы! Справились с заданием.                                                                       Учитель:  Осень, ребята приготовили для тебя стихотворения своих любимых поэтов, которые описывают  природу  родного края.                                                    Ученик1:                                                                                                                                                      Маргари́та  Константи́новна  Ага́шина — известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен. Маргарита Агашина родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство поэтессы прошло на севере Красноярского края. Отец поэтессы был по профессии врач, по роду своей деятельности ему приходилось кочевать по тайге вместе с эвенками-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе. В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково, Ивановской области. Маргарита пошла учиться в среднюю школу № 4, в которой её мать Елизавета Ивановна, преподавала немецкий язык. Окончила школу в 1942 году. После окончания школы Маргарита Агашина поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт им. Горького. С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.

Растёт в Волгограде берёзка

Ты тоже родился в России -

краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне - берёза,

берёза - под каждым окном.

На каждой весенней поляне -

их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде берёзка -

увидишь, и сердце замрёт.

Её привезли издалёка

в края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

к огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

о светлых лесах на Руси -

лежат под берёзкой ребята, -

об этом у них расспроси.

Трава под берёзкой не смята -

никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату,

чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал - светло, как невеста,

и помнил - навеки, как мать!

Ты тоже родился солдатом -

тебе ли того не понять.

Ты тоже родился в России -

берёзовом, милом краю.

Теперь, где ни встретишь берёзу,

ты вспомнишь берёзку мою,

её молчаливые ветки,

её терпеливую грусть.

Растет в Волгограде берёзка.

Попробуй её позабудь!

Ученик 2: Журкина Людмила Александровна — педагог муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Фролово «Осень».

Осень рыжей кошкою тихо в город входит,

Мягкой тёплой лапкой по листочкам водит.

Был у клёна лишь вчера зелёным,

Стал под рыжей «кистью» жёлтым опалённым.

От стыда рябинки будто покраснели,

Бусинки рубиновые веточки надели.

Яркими кострами ясени горят,

Липы нарядились в жёлтый свой наряд.

Только ель-красавица как всегда одета,

Жёлтый ей не нравится, не меняет цвета.

Загорелись красками поздние цветы,

Будто солнце ласковое светит с высоты:

Жёлтыми помпонами бархатцы сияют,

Красочными пятнами клумбы украшают.

Синими шарами встали сентябрины,

Яркими букетами бушуют георгины.

Оглянись внимательно:

Множество расцветок,                                                                                                Постаралось осенью наше «бабье-лето»!


Осень: Спасибо, ребята, вы меня порадовали! До новых встреч. (Уходит)            Учитель: Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени.

Учитель: Какие цвета осенней листвы вы видите?  Дети рассматривают листья, которые лежат у них на партах. (Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.)                                                                                                             Учитель: Что напоминает вам земля, устланная опавшими листьями? (Ковёр.)        Учитель: Мы с вами на экскурсии собрали много листьев. Посмотрите они лежат у вас на партах.
Учитель: Одинаковые ли они? (Нет)
Учитель: А чем они отличаются? (Цветом, формой, размером.)
Учитель:  Какие листья бывают по форме? (Круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с волнами.)                                                                 Учитель: Правильно. Листья разные не только по цвету, но и по форме, они от разных деревьев. Бывают листья простой формы и одного цвета, а у вас на партах листья сложной формы и разноцветные.                                                      Учитель:  Листья, каких деревьев мы принесли с прогулки, покажите? (Клена, дуба, рябины)

3. Сообщение темы  урока, прогнозирование учебной деятельности и целей урока.                                                                                                                            Учитель:  Сформулируйте тему и цель  урока, вспомнив выше сказанное.     Ученик:  Тема урока: «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы».  Акварельными красками будем учиться правильно изображать  размер листьев,  сложную форму,  цвет, сочетать оттенки цвета.  

4. Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

четыре, пять.

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Лист  березы,  (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

Лист  рябины,

Листик тополя, осины

Листья  дуба  соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным    пальчиками.)

5. Творческая  практическая  деятельность учащихся.                                                     Учитель:  Итак, приступим к работе:                                                                                          1. Простым карандашом делаем набросок листочка.                                                   2. Смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз.                                      3. Обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду. Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – коснёмся бумаги.                                                                              Учитель:  Что происходит ? (Краска расползается.)
Учитель:  Такая техника называется "по – сырому". Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. И пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому.
Учитель:   Расскажите, как вы получили такие интересные цвета. (Жёлтый цвет при встрече с красным превратился в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый и т.д.)
– Такой переход цветов мы наблюдаем и в природе на осенних листиках.
– Ребята, не забудьте нарисовать прожилки.
                                                              Во время практической работы делаю целевые обходы:                                                            1) контроль организации рабочего места;                                                                                     2) контроль правильности выполнения приемов рисования;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 
4) контроль объема и качества выполненных рисунков.

6.Итог работы                                                                                                                                                Выставка работ. (Рисунки детей)  Самоанализ рисунков.                                Учитель:    Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством.
Учитель:    Закончить наше занятие я хотела бы стихотворением Федоровской Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лета!
Посмотрите – роща в золото одета!

7. Рефлексия.                                                                                                                        Учитель: Закончите фразу…                                                                                                     Мне понравилось …             Я узнал …

Ресурсы  интернет:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Агашина,_Маргарита_Константиновна 

http://ruspoeti.ru/aut/agashina/

http://allforchildren.ru/poetry/author307-fedorovskaya.php 

Литература:

Газета «Вперёд», г. Фролово, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 1 классе по теме "Рисование по памяти осенних листьев"

На уроке учащиеся учатся работать акварельными красками техникой "по-сырому", смешивать краски. Применяются нестандартные формы проведения урока....

Урок изобразительного искусства для 1 класса по теме ":”Золотые краски осени”-рисование с натуры опавших листьев деревьев"

Цели урока:раскрыть перед детьми красоту осеннего леса; развивать эстетическое восприятие и  эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности,развивать речь, формировать зрит...

Урок ИЗО в 1 классе на тему "Рисование с натуры простых по форме листьев деревьев"

Тема: Рисование с натуры простых по форме листьев деревьев ( тополя, липы, березы, яблони)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Рисование с натуры. Осенние листья.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА          Рисование с натуры. Осенние  листья. Изобразительное искусство, 1 класс ( В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина)...

Рисование с натуры осенних листьев

Тема урока: Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды»...

"Рисование с натуры. Осенние листья."

использование игровой технологии на уроках изо...

Конспект занятия «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы»

Цель  урока: объяснить умение видеть и передавать в рисунке симметрию, сформировать понятие о важности линии - она помогает выполнить рисунок листьев более грамотно....