Рабочая программа по изобразительному исскуству для 3 класса по системе Л.В. Занкова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе:
•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785 (с изменениями на 8 апреля 2015 года);
•Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Система развивающего обучения Л. В. Занкова. Составитель Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011 год
•Основной образовательной программы МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2012 – 2016 годы.
•Учебного плана МБОУ – «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 1 сентября 2016 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo._2016.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе:
•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785 (с изменениями на 8 апреля 2015 года);
•Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Система развивающего обучения Л. В. Занкова. Составитель Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011 год
•Основной образовательной программы МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2012 – 2016 годы.
•Учебного плана МБОУ – «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 1 сентября 2016 года).
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 1
Учебных недель - 34
Освоение образовательной программы по изобразительному искусству в 3 классе завершается промежуточной аттестацией проводимой в форме годовой оценки.
Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы по изобразительному искусству, разработанной С.Г. Ашиковой.
В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно - творческой деятельности;
- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства).
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
- Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
- Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
- Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
- Человек в искусстве (портретный жанр).
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);
- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями через приобретение навыка
различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов, а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников;
- живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым coчетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);
- композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе- дальше», «больше - меньше», «выше - ниже» (третий и четвертый разделы учебников);
- декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);
- скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников);
Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.
Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать комуникативные умения: задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников).
В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л .В. Занкова направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса ИЗО: |
Содержание учебного предмета
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности.
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Приемы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Композиция. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Симметрия и асимметрия.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д порции и перспектива.Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. Образ человека в искусстве разных народов.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Образ человека в традиционной культуре.
Человек и человеческие взаимоотношения. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов..
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№% | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | план | факт | |||
Азбука рисования. Новые знакомые | |||||||
1 | Приемы работы с различными графическими материалами. Новые знакомые. В кругу друзей | Познакомиться с новыми графическими приемами. | Расширять свои представления о русских и зарубежных художниках. Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную, в том числе художественно- творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы. | 06.092016 | |
Природа - главный художник | |||||||
2 | Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Особая роль ритма в декоративно ¬ прикладном искусстве. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? | Изобразить настроение рыбок с помощью пластики движений и фактуры поверхности тела. | Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка. | Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства различного образного содержания. | Регулятивные: Выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир. Коммуникативные Выражать свое мнение о произведении живописи. | 13.09 | |
3 | Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. В небе птицам дышится свободно... | Изобразить форму птицы в движении, фактуру оперения. | Различать контрасты в рисунке. Использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Познавательные: Воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статей), соотносить их с визуально представленным материалом. Регулятивные: Осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. | 20.09 | |
4 | Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Эти милые зверюшки. | Изобразить любимое животное с передачей фактуры поверхности его тела. | Эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку; различать и I предавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного интереса к занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Познавательные: Выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя. Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач. | 27.09 | |
5 | Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок. | Познакомиться с разнообразием форм насекомых, найти способы передачи их изящности и красоты. | Использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне. Применять простые способы оптического смешения цветов. | Формирование эм- патии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству. | Познавательные: Использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника. Коммуникативные: Проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ. | 04.10 | |
6 | Живописные материалы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Летающие цветы. | Нарисовать бабочку, найти способы передачи полета и нежного настроения бабочки. | Пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении. Различать основные виды и жанры пластических искусств. | Формирование представления о содержательном досуге. | Познавательные: Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | 11.10 | |
7 | Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. У лукоморья дуб зеленый. | Изобразить свое дерево, фактуру коры и листьев кроны. | Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Регулятивные: Выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек). Познавательные: Осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках. | 18.10 | |
8 | Образ человека в искусстве разных народов. Образы природы и человека в живописи. Летите, голуби! Коллективная работа. | Выполнить коллективную работу, принимать активное участие в обсуждении композиции и палитры цветов. | Использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне. Применять простые способы оптического смешения цветов. | Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства различного образного содержания. | Познавательные: Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве. Коммуникативные Принимать активное участие в различных видах совместной деятельности. | 25.10 | |
Мир цвета | |||||||
9 | Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству. | Проанализировать и сравнить воздушное пространство Земли и безвоздушное пространство Луны. Определить способы их передачи в изобразительном искусстве. Творчество Рембрандта ван Рейна, А.И. Куинджи. | Воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей. | Формирование чувства сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством И. Куинджи, К.А. Коровина, В.Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную, в том числе художественно- творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы. | 08.11 | |
10 | Свет и тень. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Создание моделей предметов бытового окружения человека. | Познакомиться с тенью на предметах и падающей тенью. Познакомиться с творчеством К.А. Коровина. | Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство)и участвовать в художественно- творческой деятельности; различать основные виды и жанры пластических искусств. | Формирование чувства сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А. И.Куинджи, К.А. Коровина, В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом. | Познавательные: Представлять информацию в виде небольшого сообщения. Регулятивные: Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения. | 15.11 | |
11 | Эмоциональные возможности цвета. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Какими бывают тени под открытым небом. | Характеризовать разнообразие и закономерность цвета падающих теней. | Различать контрасты в рисунке. Использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Регулятивные: Выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир. Коммуникативные Выражать свое мнение о произведении живописи. | 22.11 | |
12 | Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Полутень - что это? | Характеризовать значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости. | Понимать на доступном уровне роль белой и черной красок, света, полутени, тени и рефлекса в живописи. | Формирование представления о содержательном досуге. | Коммуникативные Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач. | 29.11 | |
13 | Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Выразительность объемных композиций. Простые геометрические формы. Шар. Предметы, похожие на шар. | Использовать все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости. | Использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне. | Формирование эм- патии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству. | Познавательные: Использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника. Коммуникативные Проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ. | 06.12 | |
14 | Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Объем в пространстве и объем на плоскости. Природные формы Яйцо. Предметы, похожие на яйцо. | Использовать базовую форму для построения фигуры птицы. | Использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Познавательные: Выбирать способы решения художественной задачи. Коммуникативные Принимать мнение, отличное от своей точки зрения. Стремиться к пониманию позиции другого человека. | 13.12 | |
15 | Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Райский сад. Коллективная работа. | Выполнить коллективную работу, принимать активное участие в обсуждении композиции и палитры цветов; использовать все полученные знания в ходе изучения темы. | Пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении. Различать основные виды и жанры пластических искусств. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий. | 20.12 | |
Искусство в человеке | |||||||
16 | Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Цвет при свете. Ее величество точка. Поиск чистых красок. | Познакомиться с новой техникой работы - пуантилизмом - рисунком точками. | Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. | Формирование представления о содержательном досуге. | Познавательные: Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы. | 10.01 2017 | |
17 | Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Образ человека в традиционной культуре. Счастливый принц. | Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Смоделировать фигуру мальчика и украсить ее паетками и бусинками. | Пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении. различать основные виды и жанры пластических искусств | Формирование представления о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представления о ее богатой истории, о культурном наследии России. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную, в том числе художественно- творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы | 17.01 | |
18 | Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Симметрия и асимметрия Крыша над головой. | Познакомиться со способами изображения зонтика. Выполнить творческую работу. | Изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости. Использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Познавательные: Воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статей), соотносить их с визуально представленным материалом. Регулятивные: Осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. | 24.01 | |
19 | Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Узоры гор. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Расписать деревянную доску узорами народов Кавказа. | Создавать роспись по дереву. | Формирование основы для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох и жанров. | Познавательные: Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | 31.01 | |
20 | Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д порции и перспектива. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Мечта в полете. Коллективная работа. | Выполнить коллективную работу, принимать активное участие в обсуждении композиции и палитры цветов; использовать все полученные знания в ходе изучения темы. | Понимать, что Земля - наш общий дом, и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности. | Формирование эм- патии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству. | Коммуникативные Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве. Принимать активное участие в различных видах совместной деятельности. | 07.02 | |
Человек в искусстве | |||||||
21 | Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. | Познакомиться с композицией планов; композицией движения; базовыми формами в композиции и в рисунке; с портретной композицией. | Использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета. | Формирование представления о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представления о ее богатой истории, о культурном наследии России. | Коммуникативные Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач. | 14.02 | |
22 | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. С карандашами и красками за три моря. | Познакомиться с письмом как средством общения через дальние расстояния. | Изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости. Использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции. | Формирование представления о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представления о ее богатой истории, о культурном наследии России. | Познавательные: Выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя. Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач. | 21.02 | |
23 | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Первая весточка. | Познакомиться с первыми письмами- рисунками. Придумать свой вариант письма. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. | Представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции. | Формирование основы для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох и жанров. | Познавательные: Выбирать способы решения художественной задачи. Коммуникативные Принимать мнение, отличное от своей точки зрения. Стремиться к пониманию позиции другого человека. | 28.02 | |
24 | Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Послание с Востока. | Придумать свой вариант письма-рисунка. | Представлять и изображать узоры и орнаменты других народностей. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Регулятивные: Выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек). Познавательные: Осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках. | 07.03 | |
25 | Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Привет из Европы. | Придумать свой вариант письма-рисунка. | Изображать узоры и орнаменты других народностей. | Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства различного образного содержания. | Познавательные: Представлять информацию в виде небольшого сообщения. Регулятивные: Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения. | 14.03 | |
26 | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Очарование Севера. | Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Придумать свой вариант письма-рисунка на камне. | Выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний. | Формирование представления о содержательном досуге. | Познавательные: Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | 04.04 | |
27 | Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Кружевное письмо. | Придумай свой вариант письма-рисунка в виде кружева. | Использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Познавательные: Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы. | 11.04 | |
28 | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Необычные письма. | Изучить, как изготовить бересту и написать на ней письмо. | Эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка. | Формирование основы для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох и жанров. | Коммуникативные Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач. | 18.04 | |
29 | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Узнаваемый Петербург. | Познакомиться с «визитными карточками» Петербурга и способами их изображения. | Расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона. | Формирование чувства сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт- Петербургом. | Познавательные: Выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя. Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач. | 25.04 | |
Читаем и рисуем | |||||||
30 | Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественно конструкторской деятельности. Жанр пейзажа. Первые бабочки. | Изобразить бабочек с прорисовкой узоров. | Понимать, что Земля - наш общий дом, и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Познавательные: Выбирать способы решения художественной задачи. Коммуникативные Принимать мнение, отличное от своей точки зрения. Стремиться к пониманию позиции другого человека. | 02.05 | |
31 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Шагающее дерево. | Характеризовать разные способы изображения дерева. | Выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Познавательные: Воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статей), соотносить их с визуально представленным материалом. Регулятивные: Осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. | 09.05 | |
32 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Замок белого Лебедя. | Использовать в работе способ заливки акварельной краской. | Различать контрасты в рисунке. Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости. | Формирование эм- патии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству. | Познавательные: Использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника. Коммуникативные Проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ. | 16.05 | |
33 | Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Краски гор. | Выполнить работу в технике пуантилизма. | Использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции. | Формирование представления о содержательном досуге. | Познавательные: Представлять информацию в виде небольшого сообщения. Регулятивные: Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения. | 23.05 | |
Компьютерное рисование | |||||||
34 | Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Первый снег. Проталинки. (Элементарные изображения рисунка в программе Paint). | Выполнить элементарные изображения рисунка в программе Paint. | Понимать, что Земля - наш общий дом, и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности. Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости. | Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства различного образного содержания. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий. | 30.05 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия | |
У третьеклассника будут формироваться:
а также знакомство с городом музеев Санкт- Петербургом;
представление о содержательном досуге. | Третьеклассник получит возможность для формирования:
|
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится:
| Третьеклассник получит возможность научиться:
|
Познавательные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится:
- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статей), соотносить их с визуально представленным материалом; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника; - представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
| Третьеклассник получит возможность научиться:
строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; - обобщать учебный материал; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать аналогии; - работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; - сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится:
- стремиться к пониманию позиции другого человека. | Третьеклассник получит возможность научиться: - понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
|
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности | |
Третьеклассник научится:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. | Третьеклассник получит возможность научиться: - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях. |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | |
Третьеклассник научится: - изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
создавать роспись по дереву. | Третьеклассник получит возможность научиться: - передавать движение предмета на плоскости;
выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint. |
Значимые темы искусства. 0 чем говорит искусство? | |
Третьеклассник научится:
изображать узоры и орнаменты других народностей. | Третьеклассник получит возможность научиться:
передавать главную мысль в рисунке или живописи. |
Критерии и нормы оценок
Отметка "5" ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
- Знание всего изученного программного материала.
- Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменно и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном, материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах па стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствии оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Оценивание учащихся по четвертям и полугодиям по среднему баллу электронного журнала:
более 4,61 балла- «5»;
более 3,61 балла – «4»;
более 2,5 балла-«3»;
менее 2,5 балла-«2».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Работа по данному курсу обеспечивается:
- Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса/под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Технические средства обучения:
- магнитная доска
- ноутбук
- проектор
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.festival. 1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: www.uroki.ru
- Сайт Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://www.zankov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы начального общего образова...
Рабочая программа по математике для 1 класса по системе Л.В.Занкова
Программа содержит КТП и диагностические работы с учетом требований ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...