Технологическая карта урока ИЗО "Мастер украшения" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент | 2 | Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. Итак, начнём. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие. | Л: самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний | 7 | Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания. Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение) Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни. Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий. Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох. Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами. Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации. Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников. В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы. В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).
| Отвечают на вопросы Слушают учителя | К: умение четко выражать свои мысли |
3. Объяснение нового материала | 1 | Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. Посмотрите на слайд. Какие красивые и разнообразные предметы украшены орнаментом. Сегодня, мы с вами тоже этим займёмся. Я выдам каждому листочки в виде тарелочек и мы попробуем украсить с вами их орнаментом, но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми. | Слушают учителя | П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ материала. |
4. Физминутка | 3 | Я вижу, что вы устали. Давайте встанем и немного отдохнем. | Повторяют движения | |
5. . Практическая работа. | 17 | После того, как я продемонстрирую вам несколько видов орнамента наглядно, на слайде буду несколько примеров орнаментов, что бы вы во время работы могли смотреть на них и они помогали вам выбрать орнамент для вашей тарелочки. | Смотрят на пример учителя Самостоятельно работают | |
6. Выставка. | 5 | Ребята, посмотрите какие у вас красивые тарелочки, сейчас начиная с первой парты первого ряда, выходите по одному и положите вашу работу около доски, что бы все могли полюбоваться вашими красивыми тарелками. | демонстрируют свои работы | |
7. Подведение итогов. | 5 | Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента. - Какие основные виды орнаментов бывают? - Каковы характерные особенности каждого вида орнамента? - Всё что вы хотели у вас получилось? Так вы представляли свой орнамент? | Отвечают на вопросы учителя | Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха\неуспеха. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».
Технологическая карта урока математики, 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач»....
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.
В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Гармония» Тема урока :"Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания"
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК" Гармония"...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...