Технологическая карта урока ИЗО "Мастер украшения" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Киселёва Елизавета Петровна

Технологическая карта урока ИЗО "Мастер украшения" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx63.97 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

2

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть.

Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. Итак, начнём.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие.

Л: самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

7

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни. Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий. Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох. Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами. Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами.  Вынужденный постоянно хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации. Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников. В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде  называют, из чего он составлен).  
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).


Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

 
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

К: умение четко выражать свои мысли

3. Объяснение нового материала

1

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. Посмотрите на слайд. Какие красивые и разнообразные предметы украшены орнаментом. Сегодня, мы с вами тоже этим займёмся. Я выдам каждому листочки в виде тарелочек и мы попробуем украсить с вами их орнаментом, но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента.

C:\Users\RC530\Desktop\img8.jpg

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы.  Виды ритмов  бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

Слушают учителя

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ материала.

4. Физминутка

3

Я вижу, что вы устали. Давайте встанем и немного отдохнем.

Повторяют движения

5. . Практическая работа.

17

После того, как я продемонстрирую вам несколько видов орнамента наглядно, на слайде буду несколько примеров орнаментов, что бы вы во время работы могли смотреть на них и они помогали вам выбрать орнамент для вашей тарелочки.

Смотрят на пример учителя

Самостоятельно работают

6. Выставка.

5

Ребята, посмотрите какие у вас красивые тарелочки, сейчас начиная с первой парты первого ряда, выходите по одному и положите вашу работу около доски, что бы все могли полюбоваться вашими красивыми тарелками.

демонстрируют свои работы

7. Подведение итогов.

5

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

 - Какие основные виды орнаментов бывают?

 - Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

- Всё что вы хотели у вас получилось? Так вы представляли свой орнамент?

Отвечают на вопросы учителя

Л: самооценка;

адекватное понимание причин успеха\неуспеха.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...