Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

ХАРЬКОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2_klass.docx59.94 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»

Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству  Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, программы курса «Изобразительное искусство» (О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская) Образовательная система «Школа 2100»   – М.:Баласс, 2011.

Программа составлена учителем начальных классов Харьковой О.И.

Педагогический стаж 15 лет. Высшая категория.

                                                           

 

 Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по изобразительному искусству, возрастных особенностей младших школьников.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения  предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и  его месте в жизни современного человека, одновременно развивается  эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к  искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать  содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

Для реализации программного содержания используются следующие  учебные пособия:

1. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Учебник для 2 класса. – М.: Баласс, 2011

2. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Баласс, 2011

В учебниках и рабочих тетрадях реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МОУ СОШ села Васильевка с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.

 Учебно-тематический план

Название тем

Общее кол-во

 часов

Основные виды

учебной деятельности учащихся

Виды изобразительной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись.

1

– осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

– воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

– планировать последовательность практических действий для  реализации поставленной задачи;

– с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;

– осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие         предложенному образцу или задания), и корректировку хода работы и конечного результата;

– оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность выполненной работы;

– участвовать в совместной творческой  деятельности при  выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;

– осуществлять самоконтроль;

– обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

– различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.

– овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• аппликации; гравюры;

• построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками; • работы гуашевыми  красками.

С помощью учителя

- эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: чувствовать  образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

-  воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины

Рисуем цветными карандашами.

Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов

1

Аппликация

2

Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины

2

Иллюстрация. Композиция иллюстрации.

3

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

2

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства.

1

Рисунок. Штриховка.

2

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

2

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца

2

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

3

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

2

Весенние впечатления. Твоя мастерская:

работаем акварелью, рисуем пейзаж.

3

Колорит – душа живописи.

1

Бытовая живопись.

1

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф

2

Проекты

2

Резерв

2

Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах.

Итого

34

Содержание программы (34 ч)

Занятие 1 (1 час). Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике.

Занятие 2 (1 час). Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.

Занятия 3–4 (2 часа). Продолжение изучения  техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».

Занятия 5–6 (2 часа). Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».

Занятия 7–9 (3 часа). Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение  набросков. Рисование животных. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова

Занятия 10–11 (2 часа). Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ  и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).

Занятие 12 (1 час). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.

Занятия 13–14 (2 часа). Рисунок простым карандашом. Понятие о  светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).

Занятия 15–16 (2 часа). Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем

Занятия 17–18 (2 часа). Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформление работ  и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг»

Занятия 19–21 (3 часа). Продолжение изучения орнамента. Понятие о  растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Коллективное панно «Лоскутное одеяло».

Занятия 22–23 (2 часа). Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради. Выполнение задания «Расписная тарелка».

Занятия 24–26 (2–3 часа). Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели.

Занятие 27 (1 час). Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Натюрморт.

Занятие 28 (1 час). Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине 20Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.

Занятия 29–30 (2 часа). Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена».

Занятия 31–32 (2 часа).  Проекты

Занятия 33–34 (2 часа).  Резервные часы

Требования к предметным умениям по изобразительному искусству

 у учащихся к концу второго класса

К концу 2-го класса учащиеся научатся:

-  владеть языком изобразительного искусства;

-  различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности;

-  понимать и уметь объяснять, что такое  круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

-  описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;

- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

К концу 2-го класса учащиеся получат возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;

- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;

Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству во втором классе

  Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

  Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во втором классе является формирование следующих умений:

 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  воспитание  уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

  Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях  курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия 

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.11

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является:

 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е насколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству:

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать

различные произведения искусства и формулировать,  в чём особенности их собственных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3.Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради  включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

         В особую папку  помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса

№№

Тема

Цели/основное содержание

Предметные результаты обучения

Универсальные учебные действия

1 четверть (9 часов)

1

Виды изобрази-

тельной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись, 

Знакомство с основными видами изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, графика, живопись. Развитие интереса к изучению предмета.

Иметь представление  о видах изобразительной деятельности и их особенностях.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления.

2

Рисуем цветными

карандашами.

Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов

Развитие у детей умение наблюдать и видеть красоту окружающего мира. Закрепление приобретённых на предыдущих занятиях навыков по работе с карандашами. Обучение умению планировать и анализировать предстоящую работу.

Знать, что такое цвет, холодные и теплые цвета, особенности передачи холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточных.

Определять причины успеха в учебной деятельности. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

3

Аппликация

Углубление представлений о технике аппликации и её особенностях.  Анализ выполненных в этой технике работ А. Матисса и их эмоционального воздействия на зрителя. Повторение понятия симметрия на основе жизненных впечатлений, способа определения симметричности фигур, способа нахождения оси  симметрии.

Знать, что такое симметрия.  Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства, уметь переносить рисунок по клеточкам, передавать в рисунке форму бабочки и пропорции частей, анализировать изображения бабочек (схожие и различные черты)

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

4

Аппликация. Коллективное панно: «Цветочный луг»

Закрепление понятия симметрия. Обучение приемам определения смыслового центра расположения объектов на коллективной работе, умению размещать готовой композиции на однотонном фоне. Развитие творческих способностей учащихся.

Знать основные правила

выполнения коллективной работы. Уметь использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета,  использовать различные приемы вырезания ножницами, украшать бабочку аппликацией или росписью.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

5

Музей искусств. Третьяковская галерея.

Знакомство с историей возникновения Третьяковской галереи, значением музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства. Расширение знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Знать об истории создания Третьяковской галереи. Уметь различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство).

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях

6

Обрамление картины

Обучение способам ровного сгибания картонной заготовки, изготовлению рамки по схеме, ее украшению и росписи с помощью акварельных и гуашевых красок. Развитие творческих способностей учащихся.

Знать назначение рамки для произведения искусства. Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, изготавливать рамку для фотографии.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

7

Изучаем работу

мастера.

Иллюстрация.

Композиция ил-

люстрации.

Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Совершенствование умений иллюстрировать прочитанное произведение. Знакомство с понятиями эскиз, набросок. Развитие наблюдательности.

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций. Уметь объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней. Знать, что такое выразительные средства графики.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Адекватно воспринимать оценку своей работы.

8

Иллюстрация.

Эскиз

к композиции.

Подготовка к рисованию иллюстрации к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Обучение изображению животных: передаче характерных черт в деталях. Совершенствование умений рисовать ворсом кисти и ее концом, умения смешивать краски.

Знать, что такое композиция. Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Уметь выполнять предварительный набросок  в карандаше.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Осуществлять самостоятельный поиск решения различных изобразительных задач.

9

Иллюстрация.

Развиваем наблюдательность: наброски.

Знакомство с понятием анималистический пейзаж. Упражнение в технике рисования простым карандашом, раскрашивания акварелью, гуашью. Совершенствовать умения прорисовывать мелкие детали. Развитие умения выполнять иллюстрацию к прочитанному произведению.

Уметь определять характерные детали животного и рисовать его по представлению или с использованием набросков, выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов, определять место расположения персонажей  на иллюстрации.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

 

2 четверть (7 часов)

10

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

Знакомств учащихся с видом изобразительной деятельности – графикой. Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере иллюстраций к басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок».  Развитие умений сопоставлять характер персонажей и характер линий, которыми их можно изобразить.

Знать значение понятий графика, гравюра, фактура, иносказание; содержание басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок».  Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Уметь самостоятельно создавать черно-белую композицию на основе прочитанных (прослушанных) басен

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Участвовать в обсуждении учебной задачи. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

11

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

Продолжение знакомства с особенностями графики, построения композиции, использованием контраста, сочетанием черного и белого, с различными видами штриховки. Организация коллективной выставки иллюстраций к басням И.А. Крылова.

Уметь с помощью учителя проводить анализ задания с опорой на схему, соблюдать точность, аккуратность выполнения работы. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа,  выполнять графическую иллюстрацию, похожую на гравюру.

Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

12

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства.

Знакомство с видом изобразительно искусства – лубок, с историей появления раскрашенной народной гравюры,  художественными средствами лубка.

Иметь представление о технологии изготовления лубка. Уметь выполнять рисунок по собственному замыслу, стилизованный по лубок. 

Умение участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

13

Рисунок. Штриховка.

Знакомство с видами штриховки с закономерностями света и тени (полутень, блики). Обучение приемам передачи объема с помощью штриховки. Совершенствование умения анализировать репродукции (натюрморты) на предмет передачи объема, изображения света, тени, полутени, бликов.

Знать особенности передачи светотени, виды материалов, их свойства и названия, виды и насыщенность штриховки, способа передачи объема с помощью штриховки. Уметь самостоятельно организовывать рабочее место  в соответствии с особенностями используемого материала.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

14

Рисунок. Штриховка.

Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного  искусства. Совершенствование умений передавать объем с помощью штриховки, выполнять штриховку в разных направлениях и различной насыщенности. Обучение выполнению изображения геометрических тел.

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Называть плоские и объемные предметы, находящиеся рядом, передавать объем с помощью штриховки, наносить штриховку карандашом с небольшим нажимом.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной задачи.

15

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

Знакомство с художественно-изобразительным жанром – натюрмортом. Содействие формированию эстетического отношения к действительности.  Развитие графических навыков и умений передавать красоту реальной формы предметов. Совершенствование умения выполнять рисунок с натуры, используя графические навыки работы с акварелью, гуашью, восковыми мелками.

Знать значение понятий: эскиз, натюрморт. Уметь находить желаемую композицию и удачное расположение предметов на картине через рамку с прямоугольным вырезом, намечать границы всей композиции и контуры отдельных предметов, наносить разные виды штриховки, реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной задачи.

16

Резервный урок

3 четверть (10 часов)

17

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

Углубление знаний о жанре натюрморта. Развитие графических навыков и умений передавать красоту реальной формы предметов. Совершенствование умения выполнять рисунок с натуры, используя графические навыки работы с акварелью, гуашью, восковыми мелками.

Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником. Уметь рисовать с натуры несложный натюрморт, стараясь передать светотень на предметах, передавать эмоциональные состояния, используя разные оттенки цвета.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

18

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца

Знакомство с художественно-изобразительным жанром – анималистический портрет. Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере натурных рисунков В. Ватагина и А. Дюрера. Выполнение эскиза композиции, тонирование листа для фона, рисунка животного по схеме.

Понимать важность зарисовок с натуры. Уметь выполнять несколько  подготовительных зарисовок своего любимца с натуры, планировать последовательность выполнения рисунка.  Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. Различать способ и результат действия.

19

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца

Расширение знаний учащихся о художниках-анималистах. Формирование умений учащихся изображать домашних животных.

Уметь продумывать композицию своей работы и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

20

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

Расширение представление  об искусстве орнамента. Развитие умений передавать настроение через цветовые сочетания. Развитие умений сопоставлять элементы растительного орнамента с частями реальных растений. Упражнение в прорисовке элементов растительного орнамента. Развитие творческих способностей учащихся. Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного  искусства.

Знать, что такое элемент орнамента.  Иметь понятие о растительном орнаменте. Уметь создавать элементы растительного орнамента из реальных растений, моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях, различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ изучаемых объектов.

21

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

Продолжение знакомства учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения. Совершенствование умений анализировать элементы орнамента. Упражнение в прорисовке элементов растительного орнамента. Углубление, систематизация знаний о декоративном искусстве.

Знать значение понятий: орнамент, ритм, узор, геометрический орнамент, растительный орнамент. Уметь работать цветными карандашами, простым карандашом, акварелью, фломастерами, акварелью, создавать элементы орнамента на основе любого растения.

Активное использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

22

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

Продолжение знакомства с различными видами орнаментов. Развитие умений составлять растительный или геометрический орнамент по собственному замыслу. Формирование умения находить гармоничное сочетание цветовых тонов в узоре/орнаменте.

Уметь называть виды композиции орнамента. Рисовать растительный орнамент в подходящем цвете, в определенной ритмической последовательности, выполнять коллективную работу «Лоскутное одеяло».

Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Различать способ и результат действия.

23

Проекты

Развитие творческих способностей учащихся. Совершенствование умений создавать рисунок/открытку по собственному замыслу.

Уметь выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи.

24

Проекты

Развитие творческих способностей учащихся. Совершенствование умений создавать рисунок/открытку по собственному замыслу.

Уметь продумывать композицию своей работы и реализовывать творческий замысел

Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

25

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Углубление знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах России. Ознакомление с характером городецкой росписи (колорит, составные элементы). Развитие умений создавать композицию, гармонично располагать детали на заданной площади. Обучение рисованию некоторых элементов городецкой росписи. Развитие творческих способностей.

Знать, что такое народные промыслы, известные центры народных художественных ремесел России. Уметь отличать особенности городецкой росписи, выполнять элементы городецкой росписи,  создавать из элементов городецкой росписи композицию, смешивать краски на палитре, рисовать городецкий цветок – купавку, городецкого петушка.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ изучаемых объектов

26

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Продолжение изучения особенностей городецкой  росписи.  Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного  искусства. Совершенствование навыков росписи, характерной для городецкого народного промысла (элементы, цветовая гамма)

Уметь выполнять роспись тарелки в стиле городецких мастеров, самостоятельно составлять законченную композицию, выбирать для нее элементы, характерные для городецкой росписи, рисовать элементы с помощью кисти и ватных палочек.

Активное использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Осуществлять анализ объектов. Различать способ и результат действия.

 4 четверть (8 часов)

27

Весенние впечатления. Твоя мастерская:

работаем акварелью, рисуем пейзаж.

Расширение  понятие о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Продолжение овладения техники акварелью (заливка и набрызг). Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного  искусства

Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства, работать акварельными красками с применение различных изученных приемов, создавать набросок будущего пейзажа.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Предлагать разные способы выполнения заданий.  Различать способ и результат действия.

28

Весенние впечатления. Твоя мастерская:

работаем акварелью, рисуем пейзаж.

Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере работ

В. Борисова-Мусатова, А.Саврасова,  И.Шишкина, А.Рылова  и др. Углубление знаний учащихся о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Знать значение понятий: пейзаж, композиция, перспектива, цветовая палитра. Уметь анализировать произведение изобразительного искусства с опорой на вопросы учителя, работать акварельными красками.

Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач

29

Весенние впечатления. Твоя мастерская:

работаем акварелью, рисуем пейзаж.

Развитие умений тонировать бумагу акварельными красками. Совершенствование умений использовать в работе приемы «набрызг», «по-сырому», «размывка»

Знать свойства акварельных красок. Уметь смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

30

Колорит – душа живописи.

Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Закрепление знаний учащихся о различных жанрах изобразительного искусства. Упражнение в прорисовке элементов натюрморта. Совершенствование умений работать акварельными красками в смешанной технике.

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства, рисовать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите.

Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Различать способ и результат действия.

31

Бытовая живопись.

Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного  искусства. Расширение представлений о бытовой живописи.  Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере работ И. Владимирова, З. Серебряковой, И.Фирсова, A Решетникова.

Уметь рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий, высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Уметь рисовать сюжетную картинку по собственному замыслу.

Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Различать способ и результат действия. Участвовать в обсуждении учебной задачи.

32

Искусство Древне-

го Египта.

Древнеегипетский

рельеф

Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного  искусства  разных времен и народов. Продолжение изучения истории мирового искусства.  

Иметь представление об искусстве Древнего Египта, о египетских письменах. Уметь ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и античности.

Освоить выразительные особенности языка разных искусств, интересоваться  различными видами искусства. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи.

33

Искусство Древне-

го Египта.

Древнеегипетский

рельеф

Обучение изображению фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа, осуждению содержания и выразительных средств произведений искусства Древнего Египта.

Уметь ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и античности, изображать композиции по заданной теме.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи.

34

Резервный урок

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

        - индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться − трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

        - материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Большие возможности для применения на уроках изобразительного искусства предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных народов.

В качестве дополнительных пособий и средств можно выделить:

1. Репродукции картин:

П.Кузнецов. В мастерской профессора живописи

И.Левитан. Осенний пейзаж с церковью          Б.Кустодиев. Автопортрет

   А. Матисс. Попугай и сирена (фрагмент), Полинезия. Море

И.Репин. Портрет П.М.Третьякова          И.Крамской. Портрет П.М.Третьякова

И.Машков. Натюрморт со сливами    П.Кузнецов. Натюрморт. Утро                        

В.Ватагин. Заяц,               В.Ватагин. Овчарка              А.Дюрер. Зайчонок

А.Саврасов. Грачи прилетели             В. Борисов-Мусатов. Майские цветы

И.Шишкин. Полдень        А.Рылов. Зеленый шум          П.Кузнецов. Весна в Крыму

М.Волошин. Пейзаж       Н.Сапунов. Голубые гортензии

А.Фонвизин. Ваза с цветами и виноград     И.Владимиров. На уроке грамоты у дьячка

Ф.Решетников Опять двойка         И.Фирсов Юный живописец

В.Перов. Охотники на привале

2. Аудиозаписи басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», музыкальные фрагменты классических произведений отечественных и зарубежных авторов.

Литература, используемая при написании рабочей программы:

1 Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования, - М.:Просвещение, 2011.- 120 с. - серия «Стандарты второго поколения».

2. 3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа.- М.:Баласс, 2010.- 192 с. - серия «Образовательная система «Школа 2100».

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.- 191 с. - серия «Стандарты второго поколения».

4. Изобразительная деятельность. 1-4 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской/. автор - составитель И.В.Николаева. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по математике 1 класс УМК "Школа 2100"

Развернутое календарно-тематическое планирование по математике: пояснительная записка, содержание курса, требования к знаниям и умениям, комплект методического обеспечения, список литературы, планируе...

Календарно-тематическое планирование по математике, 3 класс, система "Школа 2100"

Рабочая программа соответствует:* Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике в образовательных учреждениях, 2011 г.;* примерной программе на...

Календарно - тематическое планирование по математике, 2 класс ОС "Школа 2100" по ФГОС

Планирование разработано в соответствии с ФГОС и будет полезно в работе учителям начальных классов, работающих по программе ОС "Школа 2100"....

Календарно- тематическое планирование по математике, 3 класс ,УМК "Школа 2100".

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы  "Математика" Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких и др....

Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс по программе 2100

Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс по программе 2100...

Программа и календарно-тематическое планирование по математике ,4 класс, ОС " Школа 2100"

Программа и календарно-тематическое планирование по математике ,4 класс, ОС " Школа 2100"  ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа 2100"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной прогр...