Программа внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Образовательная программа «Мой край» имеет социально - педагогическую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_moy_kray_2014-15.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «Мой край» имеет социально - педагогическую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
- ПисьмоМинобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Актуальность: обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций родного края. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность: программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через познание родной природы и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель и задачи: Цели реализации программ дополнительного образования соответствуют целям школы.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.
Цель кружка: Приобщение через изобразительное творчество детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру родного края через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Мой край» ориентирована на возрастные особенности детей 6 - 10 лет, различные подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.
Сроки реализации: данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в традиционной форме длительностью 40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Отличительные особенности: данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована не только на применение материала по изобразительному искусству, но и на изучение краеведческого материала.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, развития нравственных чувств, воспитания любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Формы годовой промежуточной аттестации: выставка
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выполнение творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях.
Учебно-тематический план
|
Календарно-тематическое планирование.
(1 класс)
№ | Дата | Тема занятия | Содержание |
1 | 05.09.2014 | «Знакомство с королевой Кисточкой» | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
2-3 | 12.09.2014 19.09.2014 | «Что могут краски?» | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга. |
4 | 26.09.2014 | «Изображать можно пятном». | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
5 | 03.10.2014 | «Изображать можно пятном». | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. |
6 | 10.10.2014 | «Осень. Листопад. Осенний Нефтеюганск» | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
7 | 17.10.2014 | «Силуэт дерева». Растительный мир Югры. | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
8 | 24.10.2014 | «Природный климат родного края. Грустный дождик». | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
9 | 31.10.2014 | «Плывёт кораблик. История реки Обь ». | Образ воды. Беседа о передаче настроения через иллюстрации. |
10 | 14.11.2014 | «Волшебная птица осени». | Тёплая палитра. Пятно, линия, точка. |
11 | 21.11.2014 | «Красоту нужно уметь замечать». | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. |
12 | 28.11.2014 | «Узоры снежинок». | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
13 | 05.12.2014 | «Силуэт зимнего дерева». | Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению. |
14 | 12.12.2014 | «Зимний лес. Природа малой родины». | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
15 | 19.12.2014 | «Портрет Снегурочки». | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. |
16 | 26.12.2014 | «К нам едет Дед Мороз». | Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. |
17 | 16.01.2015 | «Снежная птица зимы». | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. |
18 | 23.01.2015 | « Зимние гости». | Рисование по представлению снегиря. |
19-20 | 30.01.2015 06.02.2015 | «Дом снежной птицы». | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
21 | 13.02.2015 | «Ёлочка – красавица». | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
22 | 27.02.2015 | «Кто стучится к нам в окно». | Рисование по представлению синицы. Беседа по иллюстрациям на данную тему. |
23 | 06.03.2015 | «Красивые рыбы». | Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. |
24-25 | 13.03.2015 20.03.2015 | «Мы в цирке». | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.(Медведь, слон) |
26 | 03.04.2015 | «Волшебная птица весны». | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
27 | 10.04.2015 | «Моя мама». | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
28-29 | 17.04.2015 24.04.2015 | «Цветы и травы родного края». | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». |
30 | 08.05.2015 | «Цветы и бабочки родного края». | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
31-32 | 15.05.2015 22.05.2015 | «Орнамент народов ХМАО». | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
33 | 29.05.2015 | Заключительное занятие | Выставка работ, награждение активных кружковцев |
Всего | 33 часов. |
Календарно-тематическое планирование.
(2 класс)
№ | Дата | Тема занятия | Содержание |
1 | 02.09.2014 | Вводное занятие. | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. |
2 | 09.09.2014 | Вводное занятие. | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. |
3 | 16.09.2014 | «Орнамент народов ХМАО». | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. |
4 | 23.09.2014 | «Орнамент народов ХМАО». | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. |
5 | 30.09.2014 | Натюрморт. «Чем питаются коренные народы ХМАО». | Натюрморт. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
6 | 07.10.2014 | Натюрморт. «Чем питаются коренные народы ХМАО». | Натюрморт. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
7 | 14.10.2014 | Натюрморт. «Чем питаются коренные народы ХМАО». | Натюрморт. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
8 | 21.10.2014 | Натюрморт. «Чем питаются коренные народы ХМАО». | Натюрморт. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
9 | 28.10.2014 | Рисующий свет. | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. |
10 | 11.11.2014 | Рисующий свет. | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. |
11 | 18.11.2014 | Холодные цвета. Стихия – вода. | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
12 | 25.11.2014 | Холодные цвета. Стихия – вода. | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
13 | 02.12.2014 | Теплые цвета. Стихия- огонь. | Акварель. рисование по методу ассоциаций. |
14 | 09.12.2014 | Теплые цвета. Стихия- огонь. | Акварель. рисование по методу ассоциаций. |
15 | 16.12.2014 | «Осенние листья. Природа родного края». | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. |
16 | 23.12.2014 | «Осенние листья. Природа родного края». | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. |
17 | 30.12.2014 | Природная форма – лист. | Тоновая растяжка цвета, акварель. |
18 | 13.01.2015 | Природная форма – лист. | Тоновая растяжка цвета, акварель. |
19 | 20.01.2015 | Натюрморт. | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
20 | 27.01.2015 | Натюрморт. | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
21 | 03.02.2015 | «Дворец Снежной королевы». | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. |
22 | 10.02.2015 | «Дворец Снежной королевы». | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. |
23 | 17.02.2015 | «Дворец Снежной королевы». | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. |
24 | 24.02.2015 | Портрет Снегурочки. | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
25 | 03.03.2015 | Портрет Снегурочки. | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
26 | 10.03.2015 | Портрет Снегурочки. | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
27 | 17.03.2015 | «Цветы весны». Растительный мир Югры. | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. |
28 | 31.03.2015 | «Цветы весны». Растительный мир Югры. | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. |
29 | 07.04.2015 | «Цветы весны». Растительный мир Югры. | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. |
30 | 14.04.2015 | «Прогулка по весеннему саду». | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
31 | 21.04.2015 | «Прогулка по весеннему саду». | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
32 | 28.04.2015 | Аттестационная творческая работа. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
33 | 05.05.2015 | Аттестационная творческая работа. | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
34 | 12.05.2015 | «Красота выполненная руками человека». | Посещение выставок. |
Всего: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование.
(3 класс)
№ | Дата | Тема занятия | Содержание |
1 | 04.09.2014 | Вводное занятие, введение в тему. | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. |
2 | 11.09.2014 | «Листья и веточки». Природа малой родины. | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
3 | 18.09.2014 | «Листья и веточки». Природа малой родины. | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
4 | 25.09.2014 | «Листья и веточки». Природа малой родины. | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
5 | 02.10.2014 | «Листья и веточки». Природа малой родины. | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
6 | 09.10.2014 | «Осенние листья» | Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. |
7 | 16.10.2014 | «Осенние листья» | Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. |
8 | 23.10.2014 | «Осенние листья» | Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. |
9 | 30.10.2014 | «Осенние листья» | Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. |
10 | 13.11.2014 | Натюрморт | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная. |
11 | 20.11.2014 | Натюрморт | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная. |
12 | 27.11.2014 | Натюрморт | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная. |
13 | 04.12.2014 | Натюрморт | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная. |
14 | 11.12.2014 | «Город. Малая родина» | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. |
15 | 18.12.2014 | «Город. Малая родина» | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. |
16 | 25.12.2014 | «Город. Малая родина» | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. |
17 | 15.01.2015 | «Терема». | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. |
18 | 22.01.2015 | «Терема». | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. |
19 | 29.01.2015 | «Терема». | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. |
20 | 05.02.2015 | «Терема». | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. |
21 | 12.02.2015 | Поздравление. | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. |
22 | 19.02.2015 | Поздравление. | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. |
23 | 26.02.2015 | Поздравление. | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. |
24 | 05.03.2015 | Открытка – поздравление. | Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
25 | 12.03.2015 | Открытка – поздравление. | Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
26 | 19.03.2015 | Открытка – поздравление. | Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
27 | 02.04.2015 | Открытка – поздравление. | Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
28 | 09.04.2015 | Творческая аттестационная работа. | Свободный выбор техники и материалов. |
29 | 16.04.2015 | Творческая аттестационная работа. | Свободный выбор техники и материалов. |
30 | 23.04.2015 | Творческая аттестационная работа. | Свободный выбор техники и материалов. |
31 | 30.04.2015 | Творческая аттестационная работа. | Свободный выбор техники и материалов. |
32 | 07.05.2015 | «Мир моими глазами». | Посещение выставок, зарисовки на природе. |
33 | 14.05.2015 | «Мир моими глазами». | Посещение выставок, зарисовки на природе. |
34 | 21.05.2015 | «Мир моими глазами». | Посещение выставок, зарисовки на природе. |
Всего: | 34 часа |
Список учебно-методической литературы для учителя
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
Список литературы для учащихся
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.В. Искусство вокруг нас. – М.: Просвящение, 2003г.
- Неменский Б.В. Твоя мастерская. – М.: Просвящение, 2003г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...
Программа внеурочной деятельности "Край ты мой, казачий"
У каждого человека есть прошлое и настоящее, каждый стремится к будущему. Но все мы должны свято беречь прошлое, быть патриотами своей родины - большой и маленькой. Сейчас всем очевидна необходимость ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...