Программа внеурочной деятельности "Мой край"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Крехова Алина Юрьевна

Образовательная программа «Мой край» имеет социально - педагогическую  направленность и предназначена  для   дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kruzhka_moy_kray_2014-15.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа «Мой край» имеет социально - педагогическую  направленность и предназначена  для   дополнительного образования детей.

Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)      
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
  4. ПисьмоМинобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Актуальность: обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций родного края. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность: программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через познание родной природы и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель и задачи: Цели реализации программ дополнительного образования соответствуют целям школы.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание  учащихся и на сохранение их здоровья.

Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта  с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.

 Цель кружка: Приобщение через изобразительное творчество детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру родного края через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возрастная ориентация программы: программа дополнительного образования «Мой край» ориентирована на возрастные особенности детей  6 - 10 лет, различные  подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.

Сроки реализации:  данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим  занятий:  занятия проводятся один раз в неделю в традиционной форме  длительностью  40 минут. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Отличительные особенности:  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована не только на применение материала по изобразительному искусству, но и на изучение краеведческого материала.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, развития нравственных чувств, воспитания любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Формы годовой промежуточной аттестации: выставка

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выполнение творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях.

Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Мобильный класс

Учебно-тематический план

(1 класс)

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

всего

1

«Знакомство с королевой Кисточкой»

1

1

2

«Что могут краски?»

1

1

1

3

«Изображать можно пятном».

1

1

2

4

«Осень. Листопад.  Осенний Нефтеюганск»

1

1

5

«Силуэт дерева». Растительный мир Югры.

1

1

6

«Природный климат родного края. Грустный дождик».

1

1

7

«Плывёт кораблик. История реки Обь ».

1

1

8

«Волшебная птица осени».

1

1

9

«Красоту нужно уметь замечать».

1

1

10

«Узоры снежинок».

1

1

11

«Силуэт зимнего дерева».

1

1

12

«Зимний лес. Природа малой родины».

1

1

13

«Портрет Снегурочки».

1

1

14

«К нам едет Дед Мороз».

1

1

15

«Снежная птица зимы».

1

1

16

« Зимние гости».

1

1

17

«Дом снежной птицы».

1

1

2

18

«Ёлочка – красавица».

1

1

19

«Кто стучится к нам в окно».

1

1

20

«Красивые рыбы».

1

1

21

«Мы в цирке».

1

1

2

22

«Волшебная птица весны».

1

1

23

«Моя мама».

1

1

24

«Цветы и травы родного края».

1

1

2

25

«Цветы и бабочки родного края»

1

1

26

«Орнамент народов ХМАО».

1

1

2

27

Заключительное занятие

1

1

33 часа

Учебно-тематический план

(2класс)

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

всего

1

Вводное занятие.

2

2

2

«Орнамент народов ХМАО».

1

1

2

3

Натюрморт.  «Чем питаются коренные народы ХМАО».

1

3

4

4

Рисующий свет.

1

1

2

5

Холодные цвета. Стихия – вода.

1

1

2

6

Теплые цвета. Стихия- огонь.  

1

1

2

7

«Осенние листья. Природа родного края».

1

1

2

8

Природная форма – лист.  

1

1

2

9

Натюрморт.

1

1

2

10

«Дворец Снежной королевы».

1

2

3

11

Портрет Снегурочки.

1

2

3

12

«Цветы весны». Растительный мир Югры.

1

2

3

13

«Прогулка по весеннему саду».

2

2

14

Аттестационная творческая работа.

2

2

15

«Красота выполненная руками человека».

1

1

34 часа

Учебно-тематический план

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

всего

1

Вводное занятие, введение в тему.

1

1

2

«Листья и веточки». Природа малой родины.

1

3

4

3

«Осенние листья»

1

3

4

4

Натюрморт

1

3

4

5

«Город. Малая родина»

1

2

3

6

«Терема».  

1

3

4

7

Поздравление.

1

2

3

8

Открытка – поздравление.

4

4

9

Творческая аттестационная работа.

1

3

4

10

«Мир моими глазами».

3

3

34 часа

Календарно-тематическое планирование.

(1 класс)

Дата

Тема занятия

Содержание

1

05.09.2014

«Знакомство с королевой Кисточкой»

Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

2-3

12.09.2014

19.09.2014

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга.

4

26.09.2014

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

5

03.10.2014

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

6

10.10.2014

«Осень. Листопад.  Осенний Нефтеюганск»

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

7

17.10.2014

«Силуэт дерева». Растительный мир Югры.

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

8

24.10.2014

«Природный климат родного края. Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

9

31.10.2014

«Плывёт кораблик. История реки Обь ».

Образ воды. Беседа о передаче настроения через иллюстрации.

10

14.11.2014

«Волшебная птица осени».

Тёплая палитра. Пятно, линия, точка.

11

21.11.2014

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

12

28.11.2014

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

13

05.12.2014

«Силуэт зимнего дерева».

Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению.

14

12.12.2014

«Зимний лес. Природа малой родины».

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

15

19.12.2014

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

16

26.12.2014

«К нам едет Дед Мороз».

Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.  

17

16.01.2015

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

18

23.01.2015

« Зимние гости».

Рисование по представлению снегиря.

19-20

30.01.2015

06.02.2015

«Дом снежной птицы».

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

21

13.02.2015

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

22

27.02.2015

«Кто стучится к нам в окно».

Рисование по представлению синицы. Беседа по иллюстрациям на данную тему.

23

06.03.2015

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

24-25

13.03.2015

20.03.2015

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.(Медведь, слон)

26

03.04.2015

«Волшебная птица весны».

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

27

10.04.2015

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

28-29

17.04.2015

24.04.2015

«Цветы и травы родного края».

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

30

08.05.2015

«Цветы и бабочки родного края».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

31-32

15.05.2015

22.05.2015

«Орнамент народов ХМАО».

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

33

29.05.2015

Заключительное занятие

Выставка работ, награждение активных кружковцев

Всего

33  часов.


Календарно-тематическое планирование.

(2 класс)

Дата

Тема занятия

Содержание

1

02.09.2014

Вводное занятие.

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

2

09.09.2014

Вводное занятие.

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

3

16.09.2014

«Орнамент народов ХМАО».

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

4

23.09.2014

«Орнамент народов ХМАО».

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

5

30.09.2014

Натюрморт.  «Чем питаются коренные народы ХМАО».

Натюрморт. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

6

07.10.2014

Натюрморт.  «Чем питаются коренные народы ХМАО».

Натюрморт. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

7

14.10.2014

Натюрморт.  «Чем питаются коренные народы ХМАО».

Натюрморт. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

8

21.10.2014

Натюрморт.  «Чем питаются коренные народы ХМАО».

Натюрморт. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

9

28.10.2014

Рисующий свет.

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

10

11.11.2014

Рисующий свет.

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

11

18.11.2014

Холодные цвета. Стихия – вода.

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

12

25.11.2014

Холодные цвета. Стихия – вода.

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

13

02.12.2014

Теплые цвета. Стихия- огонь.  

Акварель. рисование по методу ассоциаций.

14

09.12.2014

Теплые цвета. Стихия- огонь.  

Акварель. рисование по методу ассоциаций.

15

16.12.2014

«Осенние листья. Природа родного края».

Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

16

23.12.2014

«Осенние листья. Природа родного края».

Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

17

30.12.2014

Природная форма – лист.  

Тоновая растяжка цвета, акварель.

18

13.01.2015

Природная форма – лист.  

Тоновая растяжка цвета, акварель.

19

20.01.2015

Натюрморт.

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

20

27.01.2015

Натюрморт.

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

21

03.02.2015

«Дворец Снежной королевы».

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

22

10.02.2015

«Дворец Снежной королевы».

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

23

17.02.2015

«Дворец Снежной королевы».

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

24

24.02.2015

Портрет Снегурочки.

Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

25

03.03.2015

Портрет Снегурочки.

Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

26

10.03.2015

Портрет Снегурочки.

Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

27

17.03.2015

«Цветы весны». Растительный мир Югры.

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

28

31.03.2015

«Цветы весны». Растительный мир Югры.

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

29

07.04.2015

«Цветы весны». Растительный мир Югры.

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

30

14.04.2015

«Прогулка по весеннему саду».

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

31

21.04.2015

«Прогулка по весеннему саду».

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

32

28.04.2015

Аттестационная творческая работа.

Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

33

05.05.2015

Аттестационная творческая работа.

Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

34

12.05.2015

«Красота выполненная руками человека».

Посещение выставок.

Всего:

34 часа

Календарно-тематическое планирование.

(3 класс)

Дата

Тема занятия

Содержание

1

04.09.2014

Вводное занятие, введение в тему.

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

2

11.09.2014

«Листья и веточки». Природа малой родины.

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

3

18.09.2014

«Листья и веточки». Природа малой родины.

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

4

25.09.2014

«Листья и веточки». Природа малой родины.

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

5

02.10.2014

«Листья и веточки». Природа малой родины.

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

6

09.10.2014

«Осенние листья»

Композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

7

16.10.2014

«Осенние листья»

Композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

8

23.10.2014

«Осенние листья»

Композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

9

30.10.2014

«Осенние листья»

Композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

10

13.11.2014

Натюрморт

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная.

11

20.11.2014

Натюрморт

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная.

12

27.11.2014

Натюрморт

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная.

13

04.12.2014

Натюрморт

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная.

14

11.12.2014

«Город. Малая родина»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

15

18.12.2014

«Город. Малая родина»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

16

25.12.2014

«Город. Малая родина»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

17

15.01.2015

«Терема».  

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

18

22.01.2015

«Терема».  

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

19

29.01.2015

«Терема».  

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

20

05.02.2015

«Терема».  

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

21

12.02.2015

Поздравление.

Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

22

19.02.2015

Поздравление.

Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

23

26.02.2015

Поздравление.

Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

24

05.03.2015

Открытка – поздравление.

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

25

12.03.2015

Открытка – поздравление.

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

26

19.03.2015

Открытка – поздравление.

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

27

02.04.2015

Открытка – поздравление.

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

28

09.04.2015

Творческая аттестационная работа.

Свободный выбор техники и материалов.

29

16.04.2015

Творческая аттестационная работа.

Свободный выбор техники и материалов.

30

23.04.2015

Творческая аттестационная работа.

Свободный выбор техники и материалов.

31

30.04.2015

Творческая аттестационная работа.

Свободный выбор техники и материалов.

32

07.05.2015

«Мир моими глазами».

Посещение выставок, зарисовки на природе.

33

14.05.2015

«Мир моими глазами».

Посещение выставок, зарисовки на природе.

34

21.05.2015

«Мир моими глазами».

Посещение выставок, зарисовки на природе.

Всего:

34 часа

Список учебно-методической литературы для учителя

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

Список литературы для учащихся

  1. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  2. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  3. Неменский Б.В. Искусство вокруг нас. – М.: Просвящение, 2003г.
  4. Неменский Б.В. Твоя мастерская. – М.: Просвящение, 2003г.
  5. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...

Программа внеурочной деятельности "Край ты мой, казачий"

У каждого человека есть прошлое и настоящее, каждый стремится к будущему. Но все мы должны свято беречь прошлое, быть патриотами своей родины - большой и маленькой. Сейчас всем очевидна необходимость ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...