Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
рабочая программа (1 класс) на тему

Еремина Ирина Сергеевна

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Край мой - Ульяновск» дети осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kray_moy_-ulyanovsk_1god_obucheniya.docx60.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                             

Дополнительная общеразвивающая образовательная  программа

внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск»

для обучающихся первого  года обучения

с умеренной умственной отсталостью

                                                                                Ответственный за реализацию программы:

Еремина И.С., учитель первой категории

Ульяновск,2018г.

                1.Пояснительная записка

Направленность  программы  ««Край мой - Ульяновск»

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Край мой - Ульяновск» дети осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Актуальность и новизна программы

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России.

 Отличительная черта программы «Край мой-Ульяновск», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Край мой-Ульяновск» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Ульяновска, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представленияоб историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметныйслед в истории; о вкладе, который внеслисоотечественники в историческое и культурноенаследие города Ульяновска, и  страны; о культуре, обычаяхи традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыкипоисковой деятельности: учить наблюдать иописывать факты, систематизировать собранныйматериал, оформлять его, осуществлять анализ исамоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся поокружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения впроцессе общения, учить работать в группах,способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозоручащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловыекачества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережногоотношения к историческим, культурным иприродным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивныемежличностные отношения со сверстниками истаршеклассниками;

• содействовать формированию социально активной,нравственной личности с гражданскимсамосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в основе реализации программы «Край мой - Ульяновск»» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.В результате обучения по программе «Край мой - Ульяновск» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Программа курса «Родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления

Формы занятий:

Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты

На изучение данной программы   предусмотрено в 1 классе 33ч.  (1 час в неделю, 33 учебные недели);что соответствует учебному плану школы

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности  организовывается в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;участия в конференциях разного уровня

        

Общая характеристика программы:

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, Ульяновской области, родного города Ульяновска;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

                 

        Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

2. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

Данная программа предоставляет возможность достигатьпланируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьникамисоциальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 год обучения.

Программа 1 года обучения направлена на формированиеобществоведческих (социальных) представлений младшихшкольников. Особое внимание уделяется миру семьи. Детиосознают ценности семьи, особенности взаимоотношенийв семье между родственниками, учатся понимать важностьсемейных традиций и праздников. В лексикон учащихсявводятся слова поколение, потомки, предки. Особоевнимание уделяется составу семейного коллектива. Детизнакомятся с окружающим их социальным миром и сжизнью людей, встречаются с очевидцами историческихсобытий, представителями музеев, библиотек и другихпредприятий. Также школьники приобретают знания опринятых в обществе нормах отношения к природе, опамятниках истории и культуры, о традициях памятисобытий Великой Отечественной войны; о правилахконструктивной групповой работы; о способахсамостоятельного поиска и нахождения информации всправочной литературе.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебныхдействий (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных), позволяющих достигать предметных,метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровнеположительного отношения к школе, семье,обществу, ориентации на содержательные моментышкольной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу испособам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха вовнеурочной деятельности, в том числе насамоанализ и самоконтроль результата, на анализсоответствия результатов требованиям конкретнойзадачи;

• основы гражданской идентичности личности вформе осознания “Я” как гражданина России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознание ответственностичеловека за общее благополучие, осознание своейэтнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении каксобственных поступков, так и поступковокружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация наих выполнение, развитие этических чувств какрегуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей исопереживание им;

• основы экологической культуры: принятиеценности природного мира, готовность следовать всвоей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства наоснове знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов ушкольника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планированиии контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезультату;

• оценивать правильность выполнения действия науровне адекватной оценки соответствия результатовтребованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценкуучителей, товарищей, родителей и другихсубъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новыеучебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу всотрудничестве с другими субъектамисоциализации;

• оценивать правильность выполнения заданий ивносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации длявыполнения заданий с использованиемдополнительной литературы, СМИ, энциклопедий,справочников (включая электронные, цифровые),сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации осебе и окружающем мире, в том числе с помощьюИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию темили явлений, устанавливать причинно-следственныесвязи;

Обучающийся получит возможность научиться:        

• осуществлять расширенный поиск информации сиспользованием ресурсов библиотек и сетиИнтернет;

• записывать, фиксировать информацию обокружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективныхспособов решения задач в зависимости отконкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого изчастей, самостоятельно достраивая и восполняянедостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства длярешения различных коммуникативных задач,строить монологическое высказывание, владетьдиалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людейразличных точек зрения и ориентироваться напозицию партнера в общении и взаимодействии сними;

• учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению всовместной деятельности, в том числе в ситуациистолкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместнойработы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования ирегуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничествепозиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы иобосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов крешению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координироватьее с позициями партнеров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместнойдеятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основеучёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передаватьпартнёру необходимую информацию как ориентирдля построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать всотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства дляэффективного решения разнообразныхкоммуникативных задач.

  1. Содержание программы  1года обучения

Программа первого года обучения для детей с умственной отсталостью направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший   школьник. На   данном этапе происходит

накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.  

Город Ульяновск имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования,  проходящие в нем каждый  год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением  (дома, улицы,  достопримечательности  города) и людьми, живущими в нашем городе.

  Программа включает в себя четыре раздела.

Первый раздел «Моя семья» (8ч ) знакомит:

-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.

Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.

Третий раздел «Мой родной город» (12 ч) знакомит:

- с историей образования нашего города;

-с достопримечательностями родного города;

- с населением и почетными  людьми города;

- с историей развития и названия улиц.          

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина – Ульяновск » (7 ч) знакомит:

- с государственной символикой России;

- с обычаями и традициями русского народа;

- с самым знаменитым городом России – Москва;

- со своей малой родиной – Ульяновском.

- с национальными костюмами народов Ульяновской области;

- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

        Этот раздел развивает у  школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту.

4. Тематическое распределение часов первого года обучения.

Тема

Кол-во часов  

1

Моя семья

8

2

Моя школа

6

3

Мой родной город

12

4

Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина – Ульяновск.

Рос

РРоссия.

7

Всего

33

5. Календарно-тематическое планирование. Первый год обучения.

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов

деятельности  учащихся

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

Информационное приложение

Примечание

Моя семья (8 часов)

1

Моя семья.

Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

2

Что изучает краеведение?

Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».

1

Презентация

3

Мой дом.

Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом.

1

игра

Заготовить рисунки заранее

4

Мир твоего дома.

Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными.

1

Презентация

5

Жизнь каждого член семьи.

Устно составлять рассказ  о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье.

1

Презентация

6

Отношения в семье.

Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими.  Изображать на рисунке членов семьи.

1

игра

Презентация

Заготовить рисунки заранее

7

Моя родословная.

Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

8

Я и моё имя.

Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.

1

практикум

Презентация

Составление рассказа

Моя школа (6 часов)

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

Информационное приложение

Примечание

1

Я – ученик, я – школьник.

Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни.

1

Презентация

2

Родная школа.

Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

3

Трудовая жизнь школы. Экскурсия по школе.

Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Вести наблюдения под руководством экскурсовода.

1

игра

Презентация

4

Школьные, семейные традиции и праздники.

Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье. Составлять макет «Школа – мой дом».

1

Презентация

5

Новый год.

Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивать песни, стихи, посвященные Новому году.

1

Презентация

6

Рождественские колядки.

Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки.

1

игра

Презентация

Заготовить рисунки заранее

Мой родной город (12 часов)

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

Информационное приложение

Примечание

1

Мой родной город.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, об окружающих людях.

1

Презентация

2

Труд людей в городе и на селе.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

3

Профессии в моей семье.

Узнавать и приводить примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей.

1

игра

Презентация

Составление рассказа

4

Мой город.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Рисовать древний город.

2

Презентация

Заготовить рисунки заранее

5

Моя улица.

Узнавать и называть улицы города по месту жительства. Узнавать об истории названий улиц, их роли в жизни современного человека.

2

Презентация

6

Наш современный город.

Узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о своем городе.

2

Презентация

Заготовить рисунки заранее

7

Правила безопасного поведения на улице.

Формулировать правила безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу.

2

игра

Презентация

8

Викторина «Где эта улица, где этот дом?»

Выполнять задания, проверять свои знания.

1

Заготовить рисунки заранее

Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина. Мой Ульяновск  (7 часов)

Кол-во часов

Форма занятия

Дата

Информацион-ное приложение

Примечание

1

Моя малая родина. Мой Ульяновск.

Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе. Стихи о городе Ульяновске.

1

Презентация

2

О гербе, флаге и гимне.

Знать символику нашего государства.  Рисовать флаг России. Слушать гимн  России. Слушать гимн города Ульяновск.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

3

Москва – столица нашей Родины.

Получать информацию о Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве.

Получать информацию об Ульяновске, исторических и значимых местах нашего города.

1

Презентация

4

Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Узнавать о народах и национальностях, проживающих в нашем городе.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

5

Я – надежда Отечества.

Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы».

1

Презентация

6

Земля – общий дом для всех людей.

Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран».

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

7

Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой родной город Ульяновск»

Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы.

1

Презентация

Заготовить рисунки заранее

6. Условия реализации программы.

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Мультимедийная доска.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

7. Способы проверки результатов освоения программы

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

8. Литература.

  1. Географическое краеведение: Учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.
  2.  Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.
  3. Народная культура Поволжья: методическое пособие/ Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
  4. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: "Дом печати", 1997.
  5. ПЕДАГОГИКА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА:ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Самара,2015.
  6. Педагогический портал «О детстве» статья «Детский проект».
  7. «Проектная деятельность в детском саду» cтатья,  автор  С.А.Боброва г.Тобольск
  8. «Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста». статья, автор Малеева С.П.,г.Казань октябрь 2014г.
  9. Русский дом. Самарский ИПК ПРО. Самара, 1995.
  10. Ульяновский областной центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения "Народная газета". Альманах "Зеркало".
  11. Фотоальбом "Ульяновск"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...

Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".

Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...

Проект "Веснянка" для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость. Учитель: И.В. Лабутина

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей...

Особенности письменной речи у обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью

Статья включает в себя особенности нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью и направления работы по преодолению данных речевых нарушений....

«Строим Дом здоровья» по внеурочной деятельности по теме «Мы за здоровый образ жизни» среди обучающихся надомного обучения с умеренной умственной отсталостью

Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время очень актуальна. На данном занятии у ученика с ТМНР  формируются  пот...