Рабочая программа "Волшебный карандаш", 1,2,4 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 4 класс) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" на 2015-2016 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karandash.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Голухинская средняя общеобразовательная школа»  

Принято

                                                                       педагогическим советом        

        Протокол №____ от ____2015 г.

Утверждена

                                                  Директор школы

                                                                                                                                                                                                                     

                               __________ __С.И.Краснова

                          Приказ № __________________        

                             от «____» ___________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     по факультативу «Волшебный карандаш»

в 1,2, 4 (общеобразовательном) классах

на 2015 – 2016 учебный год

учителя начальных классов

Дальгаймер Оксаны Алексеевны

Составлена в соответствии с   дополнительной образовательной         

программой внеурочной деятельности Художественная студия «Волшебный карандаш»» Н.А. Лимонова, Т.М. Шиловская, М.В. Хлопова

М., Баласс, 2013

Голуха, 2015

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика курса                           

              Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна  из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные  занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.

Место курса в учебном плане

       

 Программа рассчитана  в 1 классе – 34 часа, во  2 классе - 34 часа, в 4 классе - 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   программы по курсу «Волшебный карандаш»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Календарно-тематическое планирование,   4 класс

Перечень разделов и тем

Количество часов

Форма внеурочной деятельности

Примерная дата

Искусство Древней Руси

8

1

Зарождение и становление искусства древней Руси в 9-13 вв.

1

Презентация, творческая работа

1 нед сентября

2

Архитектурные памятники Древней Руси

1

Презентация, творческая работа

2 нед сентября

3

Иконопись

1

Презентация, творческая работа

3 нед сентября

4

Величайший живописец 14 в. Феофан Грек

1

Презентация, творческая работа

4 нед сентября

5

Рассвет древнерусской живописи в 15 в.

1

Презентация, творческая работа

1 нед октября

6

Московская школа живописи. Андрей Рублёв

1

Презентация, творческая работа

2 нед октября

7

Московское зодчество 15-16 в.

1

Презентация, творческая работа

3 нед октября

8

Прославление Руси в живописи 16 в.

1

Выставка, обсуждение

4 нед октября

Искусство 17 в.

2

9

Зарождение реализма в изобразительном искусстве 17 в

1

Презентация, творческая работа

5 нед октября

10

Отражение реальной действительности в изобразительном искусстве 17 в.

1

Презентация, творческая работа

2 нед ноября

Искусство 18 в.

9

11

Классицизм в архитектуре 18 в.

1

Презентация, творческая работа

3 нед ноября

12

Рассвет скульптуры 18 в.

1

Презентация, творческая работа

4 нед ноября

13

Портретная живопись начала 18 в.

1

Презентация, творческая работа

1 нед декабря

14

Банальные сюжеты и городской пейзаж в гравюрах нач 18 в.

1

Презентация, творческая работа

2 нед декабря

15

Стиль барокко в архитектуре 2-й пол 18 в.

1

Презентация, творческая работа

3 нед декабря

16

Создание императорской академии художеств

1

Презентация, творческая работа

4 нед декабря

17

Статуя и портретный бюст, как самостоятельные виды искусства

1

Презентация, творческая работа

3 нед января

18

Историческая живопись 18 в.

1

Презентация, творческая работа

4 нед января

19

Русские художники портретисты 18 в.

1

Выставка, обсуждение

5 нед января

Искусство 19 в.

9

20

Влияние социально-исторических процессов на развитие искусства 1-й пол 19 в.

1

Презентация, творческая работа

1 нед февраля

21

Синтез скульптуры и архитектуры

1

Презентация, творческая работа

2 нед февраля

22

Романтические тенденции в живописи 1-й пол. 19 в.

1

Презентация, творческая работа

3 нед февраля

23

Живопись 1-й пол 19 в.

1

Презентация, творческая работа

4 нед февраля

24

25

26

Живопись 19 в.

Живописцы 19 в. 1- пол

Живописцы 19 в. 2-й пол.

1

1

1

викторина

1 нед марта

2 нед марта

3 нед марта

27

Реалистическая направленность графики 19 в.

1

Презентация, творческая работа

1 нед апреля

28

Товарищество передвижных худ выставок

1

викторина

2 нед апреля

Искусство 20 в.

4

29

Реалистические традиции в творчестве художников конца 19, нач 20 вв

1

Презентация, творческая работа

3 нед апреля

30

Объединение художников «Мир искусства» и «Союз русских художников»

1

Презентация, творческая работа

4 нед апреля

31

Плакат-как особый вид графики

1

Презентация, выставка

1 нед мая

32

Повествовательно-натуралистические произведения 20 в.

1

квн

2 нед мая

33

Свободное творчество

1

Творческая работа

3 недмая

34

Выставка

4 нед мая

Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование, 1 класс

Перечень разделов и тем

Количество часов

Форма внеурочной деятельности

Примерная дата

Как нарисовать сказку

Иллюстрация к русской народной сказке «3 медведя»

5

1

Иллюстрация к русской народной сказке «гуси-лебеди»

1

Творческая работа, выставка

1 нед сентября

2

Иллюстрация к русской народной сказке «петушок-золотой гребешок»

1

Творческая работа, выставка

2 нед сентября

3

Иллюстрация к русской народной сказке «Сказка о золотой рыбке»

1

Творческая работа, выставка

3 нед сентября

4

Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки»

1

Конкурс

4 нед сентября

Время и фантазия

5

5

Портрет «Зайчик-огородник»

1

Творческая работа, выставка

1 нед октября

6

Фантастические персонажи сказок

1

Презентация. Творческая работа

2 нед октября

7

Былинные богатыри. Илья Муромец

1

Презентация. Творческая работа

3 нед октября

8

Портреты живых персонажей Рисование на тему «Сказки Д. Родарри»

1

Презентация. Творческая работа

4 нед октября

9

Конкурс рисунков на тему «Мои любимые герои»

1

Творческая работа, выставка

5 нед октября

А что там за окном?

7

10

Рисование на тему «Осенние сказки лесной феи»

1

Творческая работа, выставка

2 нед ноября

11

Рисование на тему «Мы рисуем цветы»

1

Творческая работа, выставка

3 нед ноября

12

Рисование на тему «Братья наши меньшие»

1

Творческая работа, выставка

4 нед ноября

13

Рисование на тему «Птицы-наши друзья»

1

Творческая работа, выставка

1 нед декабря

14

Рисование на тему «Подводное царство»

1

Творческая работа, выставка

2 нед декабря

15

Рисование на тему «Вселенная глазами детей»

1

Творческая работа, выставка

3 нед декабря

16

Конкурс рисунков на тему «Красота вокруг нас»

1

Конкурс

4 нед декабря

Удивительное рядом

5

17

Рисование на тему «Я и моя семья»

1

Творческая работа, выставка

3 нед января

18

Рисование на тему «Мои увлечения»

1

Творческая работа, выставка

4 нед января

19

Рисование на тему «Зимние забавы»

1

Творческая работа, выставка

5 нед января

20

Рисование на тему «Родина моя»

1

Творческая работа, выставка

1 нед февраля

21

Конкурс на тему «Правила дорожные знать каждому положено»

1

Игра

2 нед февраля

Чтобы был праздник

10

22

Конкурс на самый красивый фантик

1

Конкурс

3 нед февраля

23

Праздник русской матрёшки. Хохлома

1

Творческая работа, выставка

4 нед февраля

24

Изготовление новогодних карнавальных масок

1

карнавал

1 нед марта

25

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1

Творческая работа, выставка

2 нед марта

26

Изготовление афиши к спектаклю

1

Творческая работа, выставка

3 нед марта

27

Изготовление праздничной открытки

1

Творческая работа, выставка

1нед апреля

28

Творческая работа

1

Игра, Творческая работа, выставка

2нед апреля

29

Мир вокруг нас

1

Экскурсия

3 нед апреля

30

Впечатления от экскурсии

1

Свободное творчество

4 нед апреля

31

Дизайн школьного цветника

1

Конкурс

1 нед мая

32

Дизайн комнаты

1

Презентация работ

2 нед мая

33

Весёлые картинки

1

Выставка

3 нед мая

34

Отдых и искусство

1

экскурсия

4 нед мая

Календарно- тематическое планирование, 2 класс

Перечень разделов и тем

Количество часов

Форма внеурочной деятельности

Примерная дата

Старое и новое рядом

5

1

Центры народного искусства

1

Презентация. Творческая работа, выставка

1 нед сентября

2

Печатные пряники

1

Презентация. Творческая работа, выставка

2 нед сентября

3

Худож обработка камня

1

Презентация. Творческая работа, выставка

3 нед сентября

4

Худож обработка металла

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед сентября

5

Народное искусство родного края

1

Презентация. Творческая работа, выставка

1 нед октября

Сквозь мглу веков

4

6

Деревянная игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

2 нед октября

7

Резная сказка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

3 нед октября

8

Худож изделия из бересты, соломки, лозы

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед октября

9

Забавные игрушки

1

Презентация. Творческая работа, выставка

5 нед октября

Немеркнущая красота

6

10

Кружева

1

Презентация. Творческая работа, выставка

3 нед ноября

11

Народная вышивка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед ноября

12

Народный костюм

1

Презентация. Творческая работа, выставка

5 нед ноября

13

Украшения к народному костюму

1

Праздник

1 нед декабря

14

Роспись тканей

1

Конкурс

2 нед декабря

15

Платки

1

Творческая работа

3 нед декабря

Добрых рук мастерство

9

16

Художественная керамика

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед декабря

17

Русская глиняная игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

3 нед января

18

Дымковская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед января

19

Филимоновская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

5 нед января

20

Каргопольская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

1 нед февраля

21

Торжокская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

2 нед февраля

22

Скопинская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед февраля

23

Воронежская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

1 нед марта

24

Абашевская игрушка

1

Презентация. Творческая работа, выставка

2 нед марта

Русские узоры и орнаменты

8

25

Народная роспись

1

Экскурсия

3 нед марта

26

Разные виды матрёшек

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед марта

27

Хохломская роспись

1

Презентация. Творческая работа, выставка

1 нед апреля

28

Узоры гжели

1

Презентация. Творческая работа, выставка

2 нед апреля

29

Жостовская роспись

1

Презентация. Творческая работа, выставка

3 нед апреля

30

Роспись Полхова-Майдана

1

Презентация. Творческая работа, выставка

4 нед апреля

31

Русская лаковая миниатюра

1

Презентация. Творческая работа, выставка

5 нед апреля

32

Искусство финифти

1

Презентация. Творческая работа, выставка

2 нед мая

33

Рисование на свободную тему

1

Творческая работа

3 нед мая

34

Презентация работ

1

Творческая работа

4 нед мая

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Командная игра – соревнование «Праздник цветных карандашей» для учащихся младших классов

Командная игра – соревнование «Праздник цветных карандашей» предназначена для учащихся младших классов. Программа направлена на формирование устойчивых коммуникативных связей между учащимися.Задачи: с...

Кружок "Путешествие карандаша и кисточки" 3 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка для 3 класса....

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Волшебный карандаш"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Волшебный карандаш"...