Кружок "Путешествие карандаша и кисточки" 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_karandasha_i_kistochki_3_klass.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

«Утверждаю»

директор МБОУ Ершовской

средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

__________Т.В. Гарькавая

«____»_________2014 год

  Приказ № ____ от 29 августа 2014 года                                    

«Согласовано»

зам. директора по УВР

____________Т.Н. Винивитина

«____»_________2014 год

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № 1

от 29 августа 2014 года

Руководитель ШМО______Л.Н. Савраскина

 

 

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности  в  3 «А» классе

  «Путешествие карандаша и кисточки»

 

(Общекультурное направление)

 

  Учитель Агафонова Лариса Александровна, первая квалификационная категория

 

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Программа   рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (35 минут).

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Путешествие карандаша и кисточки» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Герои любимых мультфильмов», «По страницам любимых сказок», «Мир декоративного искусства», «Мир народного искусства», «Мир архитектуры и дизайна».   Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

3 класс (68 часов)

Герои любимых мультфильмов - 20 часов Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж  по технике безопасности. Маша и медведь. Незнайка и его друзья. Малыш и Карлсон. Винни Пух и его друзья, Артисты театра Карабаса.

По страницам любимых сказок – 20 часов.

 Основы цветоведения. Иллюстрирование сказки «Рукавичка». Иллюстрирование сказки «Чиполино».   Иллюстрирование сказки «Хаврошечка».  Иллюстрирование сказки «Жаба королева». Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо»,  Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка», Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк».

«Мир народного искусства»  10 часов

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства»  10 часов

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Секреты декора. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» 8 часов

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

 

 Основные задачи обучения и развития:

  • изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
  • обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
  • продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
  • продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цвето-ведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
  • формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
  • ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
  • изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
  • продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
  • обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

Планируемые результаты освоения программы  по изобразительному искусству к концу 3 класса

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
  • понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
  • представления о роли искусства в жизни человека;
  • восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
  • основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • называть и различать основные виды изобразительного искусства;
  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимонове-, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
  • выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
  • лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
  • изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
  • правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
  • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • продумывать план действий при работе в паре;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  •  включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
  • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
  • анализировать, из каких деталей состоит объект;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • различать многообразие форм предметного мира;
  • конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
  • конструировать по свободному замыслу;
  • анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
  • моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
  • учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: ACT, Астрель.

Материально-техническое обеспечение

  • Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
  • Алексеева В.В. Что такое искусство?  - М.
  • Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.
  • Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с.
  • Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил.
  • Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.

Интернет – ресурсы:

http://www.artsait.ru/ - русская живопись

http://shteltn.ucoz.ru/ - все об искусстве

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kmHBEo8ze2A#! – живопись в видеоклипах

http://rarities.artrussia.ru/ - Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусств

 

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Примечание

Герои любимых мультфильмов -20 часов

1

Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж  по технике безопасности.

2

Маша и медведь. (Маша)

3

Маша и медведь. (Медведь).

4

Любимый эпизод мультфильма «Маша и медведь»

Лепка

5

 Незнайка.

6

Знайка.

7

Винтик и Шпунтик.

8

Незнайка в цветочном городе.

9

Полет Незнайки на воздушном шаре.

10

Незнайка на Луне.

11

Малыш - друг Карлсона.

Лепка

12

Карлсон, который живет на крыше.

13

Встреча Карлсона с приведениями.

14

Винни Пух.

Лепка

15

Умная Сова.

16

Пятачок и воздушный шарик.

17

Буратино.

Лепка

18

В театре Карабаса – Барабаса. Мальвина.

19

В театре Карабаса – Барабаса. Пьеро.

Подготовка к выставке

20

Выставка лучших работ

По страницам любимых сказок  - 20 часов

21

Основы цветоведения.

22

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Рукавичка»

23

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Рукавичка» (продолжение)

Подготовка к выставке

 

 24

Выставка лучших работ

25

Акварель. Иллюстрирование сказки «Чиполино»  

26  

Иллюстрирование сказки «Чиполино» (продолжение)

Подготовка к выставке  

27

Выставка лучших работ

   

28

Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Хаврошечка»  

 

29

Иллюстрирование сказки «Хаврошечка» (продолжение)

Подготовка к выставке  

30

Выставка лучших работ

31

Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Жаба королева»  

32

Иллюстрирование сказки «Жаба королева» (продолжение)

Подготовка к выставке  

33

Выставка лучших работ

34

 Акварель. Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо»  

35

Акварель. Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо»  (продолжение)

36

 Акварель. Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка»  

37

Акварель. Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка»  (продолжение)

38

Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк»  

39

Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк» (продолжение)

Подготовка к выставке  

40

Выставка лучших работ

Народное искусство – 10 часов.

41

Резьба по дереву.

 Лепка

42

Украшаем резьбой деревянный дом.

43

Деревянная  и глиняная посуда

Лепка

44

Богородские игрушки

Игрушка – дергун

45

Жостовские подносы.

Жостовская роспись

46

Жостовские подносы. Последовательность жостовской росписи.

47

Павловопосадские платки.

48

Павловопосадские узоры.

49

Скопиская керамика.

Подготовка к выставке

Лепка

50

Выставка лучших работ

Декоративное искусство – 10 часа

51

Декоративное искусство вокруг нас.

52

Декоративная композиция.

53

Замкнутый орнамент.

54

Секреты декора.

55

Декоративный натюрморт.

56

Декоративный пейзаж.

57

Декоративный пейзаж.

58

Декоративный портрет.

59

Декоративный портрет.

Подготовка к выставке

60

Выставка лучших работ.

Мир архитектуры и дизайна – 8 часов

61

Форма яйца. Эскизы предметов быта в форме яйца.

62

Форма яйца. Эскизы предметов быта в форме яйца.

Лепка

63

 Форма спирали в архитектуре.

64

Форма спирали в архитектуре.

Лепка

65

Спиралевидные конструкции в парке.

66

Формы волны в архитектуре.

67

Осветительный прибор в форме волны.

Подготовка к выставке

68

Выставка лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" для 3 класса

Внеурочная деятельность,календарно-тематический план....

Конспект урока по ИЗО на тему: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) в 3 классе

Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)Тип урока: смешанный урок....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса

Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связ...

Внеурочная деятельность:Художественно-эстетическое направление «Веселый карандаш».1-4 классы

       Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, пр...

Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость вклю...