Кружок "Путешествие карандаша и кисточки" 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_karandasha_i_kistochki_3_klass.docx | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
«Утверждаю» директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова __________Т.В. Гарькавая «____»_________2014 год Приказ № ____ от 29 августа 2014 года | «Согласовано» зам. директора по УВР ____________Т.Н. Винивитина «____»_________2014 год | «Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от 29 августа 2014 года Руководитель ШМО______Л.Н. Савраскина
|
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности в 3 «А» классе
«Путешествие карандаша и кисточки»
(Общекультурное направление)
Учитель Агафонова Лариса Александровна, первая квалификационная категория
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (35 минут).
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Путешествие карандаша и кисточки» соответствует следующим целям:
- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
- эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
- сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
- обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
- развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Герои любимых мультфильмов», «По страницам любимых сказок», «Мир декоративного искусства», «Мир народного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
3 класс (68 часов)
Герои любимых мультфильмов - 20 часов Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Маша и медведь. Незнайка и его друзья. Малыш и Карлсон. Винни Пух и его друзья, Артисты театра Карабаса.
По страницам любимых сказок – 20 часов.
Основы цветоведения. Иллюстрирование сказки «Рукавичка». Иллюстрирование сказки «Чиполино». Иллюстрирование сказки «Хаврошечка». Иллюстрирование сказки «Жаба королева». Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка», Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк».
«Мир народного искусства» 10 часов
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» 10 часов
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Секреты декора. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» 8 часов
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Основные задачи обучения и развития:
- изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
- обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
- продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
- продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цвето-ведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
- формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
- ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
- продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
- изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
- продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
- обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 3 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
- понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
- понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
- основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Предметные
Учащиеся научатся:
- называть и различать основные виды изобразительного искусства;
- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимонове-, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
- выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
- лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
- изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
- правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
- моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
- выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
- руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
- определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
- анализировать, из каких деталей состоит объект;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- различать многообразие форм предметного мира;
- конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
- наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
- использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
- устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
- конструировать по свободному замыслу;
- анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
- сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
- группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: ACT, Астрель.
Материально-техническое обеспечение
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
- Алексеева В.В. Что такое искусство? - М.
- Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.
- Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с.
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил.
- Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.
Интернет – ресурсы:
http://www.artsait.ru/ - русская живопись
http://shteltn.ucoz.ru/ - все об искусстве
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kmHBEo8ze2A#! – живопись в видеоклипах
http://rarities.artrussia.ru/ - Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусств
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Примечание |
Герои любимых мультфильмов -20 часов | ||||
1 | Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. | |||
2 | Маша и медведь. (Маша) | |||
3 | Маша и медведь. (Медведь). | |||
4 | Любимый эпизод мультфильма «Маша и медведь» | Лепка | ||
5 | Незнайка. | |||
6 | Знайка. | |||
7 | Винтик и Шпунтик. | |||
8 | Незнайка в цветочном городе. | |||
9 | Полет Незнайки на воздушном шаре. | |||
10 | Незнайка на Луне. | |||
11 | Малыш - друг Карлсона. | Лепка | ||
12 | Карлсон, который живет на крыше. | |||
13 | Встреча Карлсона с приведениями. | |||
14 | Винни Пух. | Лепка | ||
15 | Умная Сова. | |||
16 | Пятачок и воздушный шарик. | |||
17 | Буратино. | Лепка | ||
18 | В театре Карабаса – Барабаса. Мальвина. | |||
19 | В театре Карабаса – Барабаса. Пьеро. | Подготовка к выставке | ||
20 | Выставка лучших работ | |||
По страницам любимых сказок - 20 часов | ||||
21 | Основы цветоведения. | |||
22 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Рукавичка» | |||
23 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Рукавичка» (продолжение) | Подготовка к выставке
| ||
24 | Выставка лучших работ | |||
25 | Акварель. Иллюстрирование сказки «Чиполино» | |||
26 | Иллюстрирование сказки «Чиполино» (продолжение) | Подготовка к выставке | ||
27 | Выставка лучших работ |
| ||
28 | Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Хаврошечка» |
| ||
29 | Иллюстрирование сказки «Хаврошечка» (продолжение) | Подготовка к выставке | ||
30 | Выставка лучших работ | |||
31 | Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Жаба королева» | |||
32 | Иллюстрирование сказки «Жаба королева» (продолжение) | Подготовка к выставке | ||
33 | Выставка лучших работ | |||
34 | Акварель. Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» | |||
35 | Акварель. Иллюстрирование сказки «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» (продолжение) | |||
36 | Акварель. Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка» | |||
37 | Акварель. Иллюстрирование сказки «Царевна - лягушка» (продолжение) | |||
38 | Карандаш. Графика. Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк» | |||
39 | Иллюстрирование сказки «Иван – царевич и серый волк» (продолжение) | Подготовка к выставке | ||
40 | Выставка лучших работ | |||
Народное искусство – 10 часов. | ||||
41 | Резьба по дереву. | Лепка | ||
42 | Украшаем резьбой деревянный дом. | |||
43 | Деревянная и глиняная посуда | Лепка | ||
44 | Богородские игрушки | Игрушка – дергун | ||
45 | Жостовские подносы. | Жостовская роспись | ||
46 | Жостовские подносы. Последовательность жостовской росписи. | |||
47 | Павловопосадские платки. | |||
48 | Павловопосадские узоры. | |||
49 | Скопиская керамика. | Подготовка к выставке Лепка | ||
50 | Выставка лучших работ | |||
Декоративное искусство – 10 часа | ||||
51 | Декоративное искусство вокруг нас. | |||
52 | Декоративная композиция. | |||
53 | Замкнутый орнамент. | |||
54 | Секреты декора. | |||
55 | Декоративный натюрморт. | |||
56 | Декоративный пейзаж. | |||
57 | Декоративный пейзаж. | |||
58 | Декоративный портрет. | |||
59 | Декоративный портрет. | Подготовка к выставке | ||
60 | Выставка лучших работ. | |||
Мир архитектуры и дизайна – 8 часов | ||||
61 | Форма яйца. Эскизы предметов быта в форме яйца. | |||
62 | Форма яйца. Эскизы предметов быта в форме яйца. | Лепка | ||
63 | Форма спирали в архитектуре. | |||
64 | Форма спирали в архитектуре. | |||
65 | Спиралевидные конструкции в парке. | |||
66 | Формы волны в архитектуре. | |||
67 | Осветительный прибор в форме волны. | Подготовка к выставке | ||
68 | Выставка лучших работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" для 3 класса
Внеурочная деятельность,календарно-тематический план....
Конспект урока по ИЗО на тему: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) в 3 классе
Тема урока: иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «дедушка Мазай и зайцы» (карандаш)Тип урока: смешанный урок....
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Веселый карандаш» 1-4 классы
рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса
Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связ...
Внеурочная деятельность:Художественно-эстетическое направление «Веселый карандаш».1-4 классы
Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, пр...
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности кружок "Волшебный карандаш" для 3 класса общеобразовательной школы на 2018 – 2019 уч. г.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.В настоящее время возникла необходимость вклю...