Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство в 1 классе УМК ПЕРСПЕКТИВА
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа разработана для учащихся 1х классов ГБОУ гимназии №171 г. Санкт-Петербурга с учетом утвержденного расписания и планом работы учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_abvg_klassy.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». Программы по изобразительной деятельности. Примерной программы начального общего образования система учебников «Перспектива», «Сборник рабочих программ», Москва «Просвещение», 2013, предметная линия «Изобразительное искуство» ( авт. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова)
Учебный комплект (Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство». Учебник. 1 класс. «Просвещение» Москва 2013г.
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения, ГБОУ гимназии № 171 с углублённым изучением французского языка на 2013-2014 учебный год;
- С учётом: методической темы учителя на период с 2012-2015гг: «Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"
Общая характеристика предмета, курса
Цель курса «Изобразительное искусство» в начальной школе – саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником целеположения его собственной деятельности.
Основные цели программы:
- обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности на уроках является приобретение учащимися умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, формирование индивидуальных интересов, склонностей, способностей.
Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даѐт возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.
Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости или, наоборот, огорчения.
Восприятие произведения изобразительного искусства рассматривается целостно, т.е. охватывает сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа. Произведения для анализа отобраны с учѐтом доступности детям младшего школьного возраста.
Автором продуманы задания для самостоятельного рассказывания учащихся о том, что изображено, выделения характерных деталей, признаков, существенных для раскрытия образов, средств художественной выразительности.
Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, предметов, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, особенности композиции, учитель постепенно подводит учащихся к умению элементарно оценивать и обобщать воспринятое.
Оценка учителя обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения (положительное подкрепление), чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному творчеству.
Для достижения цели решается следующая группа задач:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане, или в системе внеучебной деятельности.
- В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч.
- 1 класс - 33 часа в год
- 2-4 класс – 34 часа в год
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
- а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- г) формирование духовных и эстетических потребностей;
- д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Предметные результаты:
- а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Содержание учебного предмета, курса
Изменение порядка тем в содержании предмета изобразительного искусства обусловлено ориентированием на календарные праздники. Содержание программы также опирается на логическое построение тем друг за другом и их взаимосвязь между собой.
Четверть | № урока | Тема раздела. Тема урока |
I четверть | №1 | Тема 1. Восхитись красотой нарядной осени. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. |
№2 | Твой осенний букет. Декоративная композиция. | |
№3 | Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. | |
№4 | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция | |
№5 | Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция | |
№6 | В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. | |
№7 | Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы | |
№8 | Элементы узоров хохломской росписи. | |
№9 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект. | |
II четверть | №10 | Тема 2. Любуйся узорами красавицы зимы. О чем поведал каргопольский узор? |
№11 | В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка. | |
№12 | Зимнее дерево. Живая природа в графике. | |
№13 | Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. | |
№14 | Белоснежные узоры. Вологодские кружева | |
№15 | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. Изовикторина | |
№16 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект. | |
III четверть | №17 | Тема 3. Радуйся многоцветью весны и лета. По следам зимней сказки. Декоративная композиция. |
№18 | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | |
№19 №20 | Защитники земли Русской. Образ богатыря. Богатыри земли русской | |
№21 №22 | Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка. Дымковская глиняная игрушка. | |
№23 | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | |
№24 | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет | |
№25 | Птицы – вестники весны. Декоративная композиция. | |
№26 | «У Лукоморья дуб зеленый …». Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве. | |
IV четверть | №27 №28 | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя. Герои русских народных сказок. |
№29 | В царстве радуги- дуги. Основные цвета. Составные цвета в живописи. | |
№30 | Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. | |
№31 | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Изовикторина | |
№32 | Сокровища России: музеи Москвы и родного региона. Сюжетная композиция | |
№33 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров» |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
чет-верть | № урока | Дата | Тема раздела. Тема урока | Количество часов | Страницы | Характеристика деятельности обучающихся Цель и задачи урока (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид изобразите льной деятельности | Вид контроля достижений | ||
план | факт | Учебник | Тет радь | |||||||
I четверть | №1 | 4.09 | Тема 1. Восхитись красотой нарядной осени Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи | 1 | 1 | 6-9 | Знать что такое живопись, пейзаж (Н) Уметь выполнить художественный прием «красочное пятно и линия» (Н) Иметь понятие о том, как неисчерпаемо богатство цвета в природе (Н) Уметь отличать восприятие красок осени в произведениях поэтов и живописцев (П) | Рисование по представлению | Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через: -выполнение учащимся продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради. -постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил (блицопрос) - положительные оценки и отметки (в устной форме) за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной темеов. - Проверку домашних рисунков, выполненных по желанию. | |
№2 | 11.09. | Твой осенний букет. Декоративная композиция | 1 | 1 | 10-13 | Знать что такое композиция и коллаж (Н) Уметь создать декоративное изображение приемом отпечатка с готовой формы (Н) Иметь понятие о том, что художественный образ не тождественен реальному предмету, а условен (П) | Рисование по образцу и представлению | |||
№3 | 18.09 | Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы | 1 | 1 | 14-17 | Знать то такое композиция в пейзаже: как с помощью планов (передний, средний, дальний) передать пространство (Н) Уметь использовать художественный прием «раздельный мазок» точкой и удлиненный (Н) Уметь определять как живописец создает образ листопада в своих произведениях (П) Получение первого представления о живописи. | Рисование по образцу и представлению | |||
№4 | 25.09 | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция | 1 | 1 | 18-21 | Знать различие видов искусства - декоративного искусства от живописи (Н) Уметь с помощью раздельного мазка и печатки передать красоту ветки рябины (Н) Практическое задание на смешивание гуашевых (Н) | Рисование по образцу | |||
№5 | 2.10. | Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция | 1 | 1 | 22-27 | Знать что такое натюрморт и особенности его композиции (Н) Уметь выполнить живописный натюрморт (Н) Исследовать многообразие форм в природе (П) Иметь представление о том, как воспевают живописцы и народный мастер землю-кормилицу (П) | Рисование по представлению | |||
№6 | 9.10. | В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. | 1 | 1 | 28-32 | Уметь выполнять травный орнамент хохломы – элементы «травинка», «капелька», «завиток»; с помощью тычка-печатки выполнить узор из ягод по мотивам хохломской росписи (Н) Знать как из поколения в поколение народные мастера передают свои приемы и традиции (П) Знать какими узорами расписывают мастера из Заволжья домашнюю утварь из дерева (П) | Рисование по образцу | |||
№7 №8 | 16.10. – 23.10 | Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы Элементы узоров хохломской росписи. | 2 | 2 | 33-37 38-41 | Знать что такое орнамент и для чего его используют (Н) Как образуется ритм хохломского травного узора (Н) Иметь представление о том, как хохломской узор согласуется с формой деревянной посуды (П). | Рисование по образцу | |||
№9 | 30.10. | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект. | 1 | 1 | 42-47 | Коллективная творческая работа в группах (Н) Практическая творческая работа.(Н) Уметь применять полученные знания на практике (П). Учиться согласованно работать в группе (П). | ||||
II четверть | №10 | 13.11 | Тема 2. Любуйся узорами красавицы зимы. О чем поведал каргопольский узор? | 1 | 1 | 48-51 | Знать из каких элементов состоит каргопольский узор и его основные цвета (Н) Какие изделия украшает каргопольский узор (П) Знать художников, которые работали над изделиями народного искусства (П) | Рисование по образцу | ||
№11 | 20.11 | В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка. | 1 | 1 | 52-55 | Знать как создается каргопольская игрушка (Н) Иметь представление о том, как в народной игрушке проявляются представления народа о добре и красоте (П) Исследовать как в народном искусстве взаимосвязаны фантазия, сказочное слово и ремесло (П) | Лепка или рисование по образцу | |||
№12 | 27.11 | Зимнее дерево. Живая природа в графике. | 1 | 1 | 56-60 | Знать что такое искусство графики .(Н) Знать какие существуют графические художественные приемы (Н) Иметь представление о том, как выполнить с помощью разнообразных графических приемов композицию зимнего леса (Н) | Рисование по представлению | |||
№13 | 14.12. | Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. | 1 | 1 | 61-65 | Уметь выполнить в графической технике дневной и ночной зимний пейзаж (Н) Иметь представление о том, как живописцы и графики передают красоту зимней природы днем и ночью и выявляют своеобразие (П) | Рисование по представлению | |||
№14 | 11.12. | Белоснежные узоры. Вологодские кружева | 1 | 1 | 66-70 | Знать понятия ритм и симметрия (Н) Уметь последовательно изображать кружевные узоры (Н) Иметь представление о том, как график, поэт и народный мастер по-разному видят и отображают красоту белоснежных узоров природы (П) | Рисование по образцу и представлению | |||
№15 | 18.12. | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. Изовикторина | 1 | 1 | 71-77 | Уметь создавать декоративную работу по законам композиции (Н) Узнать, как изображают радость праздника народный мастер и живописец (П) | Рисование по представлению | |||
№16 | 25.12. | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект. | 1 | 1 | 78-83 | Коллективная творческая работа в группах (Н) Практическая творческая работа.(Н) Уметь применять полученные знания на практике (П). Учиться согласованно работать в группе (П). | Рисование по представлению, по образцу, с натуры. | |||
III четверть | №17 | 15.01. | Тема 3. Радуйся многоцветью весны и лета По следам зимней сказки. Декоративная композиция. | 1 | 1 | 84-88 | Уметь изображать дом и дом сказочного героя (Н) Различать как любуются русской зимой и изображают ее поэты и художники (П) | Рисование по представлению | ||
№18 | 22.01 | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | 1 | 1 | 89-92 | Знать, что такое сюжет (Н) Уметь выполнять сюжетную композицию (Н) Иметь представление о том, как художники и народные мастера передают настроение, задор зимних игр с помощью цвета (П) | Рисование по представлению | |||
№19 №20 | 29.01.- 5.02. | Защитники земли Русской. Образ богатыря. Богатыри земли русской | 2 | 2 | 93-98 | Знать основные пропорции чеовеческой фигуры (Н) Уметь изображать русского богатыря и украсить его воинское снаряжение (Н) Отличать как художники и народные мастера в своих произведениях передают любовь к воинам – защитникам Родины и гордость за них (П)Воспитание патриотических чувств(Н) | Рисование по образцу и представлению | |||
№21 №22 | 12.02. – 26.02. | Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка. Дымковская глиняная игрушка. | 99-103 | Знать последователность выполнения дымковской игрушки (Н) Знать из каких элементов состоит дымковский узор (Н) Иметь представление о том, как современные народные мастера наследуют и хранят традиции Дымковской игрушки (П) | Рисование по образцу | |||||
№23 | 5.03. | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | 1 | 1 | 104-108 | Знать отличительные особенности народного традиционного костюма (Н) Знать символику узоров в народном костюме (Н) Иметь представление о том. Как весна представляется художниками в женском облике (П) | Рисование по представлению и образцу | |||
№24 | 12.03. | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет | 1 | 1 | 109-112 | Знать известные картины о весне и их авторов (Н) Уметь передавать выразительность весеннего колорита с омощью цвета и композиции (Н) Уметь изображать весенний пейзаж разными художественными материалами (П) | Рисование по представлению | |||
№25 | 19.03. | Птицы – вестники весны. Декоративная композиция. | 1 | 1 | 113-116 | Знать картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (Н) Уметь выполнить декоративную композицию в смешанной технике (П) | Поэтапное констуктивное рисование | |||
IV четверть | №26 | 2.04. | «У Лукоморья дуб зеленый …». Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве. | 1 | 1 | 117-118 | Знать как художник и народный мастер создают образ реального и сказочного дерева в искусстве (Н) Знать, что образ дерева символ пожелания добра и благополучия (П) Уметь выполнять последовательно композицию сказочного дерева (Н) | Рисование по представлению | ||
№27 №28 | 9.04. – 16.04 | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя. Герои русских народных сказок. | 2 | 2 | 119-121 | Знать что такое знак-символ (Н) Знать отличительные признаки фантастического, не существующего изображения (Н) Иметь представление о том, как в искусстве переосмысляется реальное явление и как оно воплощается в художественном образе(П) | Рисование по представлению с опорой на образец | |||
№29 | 23.04. | В царстве радуги- дуги. Основные цвета. Составные цвета в живописи. | 1 | 1 | 126-132 | Знать цвета радуги и деление цветоа на основные и дополнительные (Н) Уметь получать оттенки и знать, что они вносят цветовое многообразие в живописное изображение (Н) | Упражнения на смешивание цветов и получение новых оттенков | |||
№30 | 30.04. | Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. | 1 | 1 | 122-125 | Уметь получать различные оттенки с помощью белой краски (Н) Иметь представление о том. Как художники и народные мастера передают восхищение цветущей весенней природой в своих произведениях (П) | Рисование по представлению | |||
№31 | 7.05. | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Изовикторина | 1 | 1 | 133-135 137-139 | Воспитание чувства патриотизма (Н) Уметь передавать свое видение родной природы в композиции весеннего или летнего пейзажа (П) | Рисование по преставлению | |||
№32 | 14.05 | Сокровища России: музеи Москвы и родного региона. Сюжетная композиция | 1 | 1 | 136 | Знать основные музеи наше сраны и основные произведения искусства в них (Н) Практическая творческая работа (Н) Первичные знания о перспективе (Н,П) | Беседа, рисование по представлению с опрой на перспективную грамоту | |||
№33 | 21.05. | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров» | 1 | 1 | 140-146 | Коллективная творческая работа в группах (Н) Практическая творческая работа.(Н) Уметь применять полученные знания на практике (П). Учиться согласованно работать в группе (П). Обощение знаний (Н) | Рисование по представлению |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, курса
Для учащихся:
Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, М. Просвещение 2011 год)
Для учителя: предметная линия «Изобразительное искусство» Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, «Просвещение» 2011 г.
Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, М. Просвещение 2011 год
Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 1 класс Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, М. Просвещение 2011 год
Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 1 класс» Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, М. Просвещение 2011 год
Для реализации программы ФГОС в распоряжении учителя имеются ноутбук, проектор, информационные ресурсы Интернет, а также репродукции картин, наборы муляжей овощей и фруктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 1 класс по системе "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование уроков "Изобразительное искусство" в 1 классе по системе "Перспектива"...
рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс...
Рабочая программа по предмету: «Изобразительное искусство» 2 класс
Программа по ИЗО, 2 класс, "Перспектива"...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"
В данном разделе помещёна рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....