Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2011-2012.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Программное и учебно – методическое обеспечение ГОСа.
Учебная дисцип- лина | Класс | Программа, кем реко- мендованна и когда | Тип программы (государст венная, авторская) | Кол-во часов в неделю общее кол-во | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидакти ческое обеспече ние |
ИЗО и художест- венный труд. | 3 класс | Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен- ская. Рекомендо- вано Мини- стерством образования и науки РФ.
| Государст венная. | 1 час в неделю 34 часа. | Н. А. Горяева, Л. А. Немен- ская «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас». | Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас» | Альбом, кисти, гуашь, карандаши, мелки, пласти лин, портреты и работы художни ков. |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству и художественному труду
в 3 классе.
№ п\п | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Их них: | Сроки проведения | Экскур сии | Приме чание | |
Сроки изучения темы. | Контроль- ные и диагности- ческие работы. | ||||||
1. | Искусство в твоем доме | 9 ч. | |||||
2. | Искусство на улицах твоего города | 6 ч. | |||||
3. | Художники и зрелище | 10 ч. | |||||
4. | Художник и музей | 9 ч. |
Учебно-тематическое планирование курса по изобразительному искусству
и художественному труду 3 класс
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Дата проведения урока | Примечания |
Искусство в твоем доме (9 ч) | |||||
1. | Твоя игрушка | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
2. | Твоя игрушка | 1 | Закрепление знаний | ||
3. | Твоя посуда. Жостово. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
4 | Мамин платок Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка» Л.Малеев «Рязанские девочки» В.Суриков «Сибирская красавица» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
5. | Обои и шторы в твоём доме | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
6-8 | Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. М.Врубель «Пан», .Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости» | 3 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
9. | Поздравительная открытка | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
Искусство на улицах твоего города (6 ч) | |||||
10. | Букет цветов. Коллективная работа. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
11-12. | Декор русской избы. Памятники архитектуры.В мире народного зодчества. В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни» | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
13. | Парки, скверы, бульвары города | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
14 | Транспорт в городе. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
15. | Витрины магазинов | 1 | Изучение и первичное | ||
Художник и зрелище (10 ч) | |||||
16. | Образ театрального героя. Эскиз куклы. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
17. | Образ театрального героя. Силуэт – загадка. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
18-19. | Театр кукол(голова и костюм куклы) | 2 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
20. | Карнавальные маски Л.Бакста | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
21 | Карнавальные маски | 1 | Закрепление знаний | ||
22. | Пальчиковый театр. Театральный занавес | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
23. | Конструирование сувенирной куклы Игрушки Дымково, Сергиев Посада, С.Богородское, матрёшки Семёнова, Полхов-Майдана Б.М.Кустодиев | 1 | Закрепление знаний | ||
24. | Афиша, плакат к спектаклю И.Тоидзе «Родина-мать зовёт!» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
25. | Цирковое представление»Парад-алле».Художник и цирк. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
Художник и музей (9 ч) | |||||
26. | Музей искусств(интерьер музея) Музеи искусств. Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
27. | Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. А.Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья» И.Шишкин «Мухоморы.Этюд» В.Ван Гог «Подсолнухи» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
28. | Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. В.Серов «Вечерний звон» И.Шишкин «Лес зимой» В.Поленов «Московский дворик» В.Суриков «Взятие снежного городка» К.Юон, Б.Кустодиев | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
29. | Портрет друга. В музеях хранятся известные портреты. А.Веницианов «Захарка», И.Серов «Девочка с персиками» Рембранд «Сын Титус за чтением» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
30. | Лепка. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров А.Дейнека «Лыжники», «Коньки», | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
31. | Музеи архитектуры | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
32. | Коллаж. Лоскутный коврик. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
33. | По мотивам народного творчества. Музей керамики и Усадьба Кусково Музей народного искусства | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | ||
34. | Музеи искусств. Урок обобщения Музеи искусств. Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей | 1 | Обобщение и системати зация знаний |
Контрольные параметры оценки достижений ГОС по изобразительному искусству и художественному труду, 3класс
(2010 – 2011 учебный год)
Периоды | 1 период | 2 период | 3 период | 4 период | 5 период | 6 период |
Формы контроля | ||||||
Практическая работа | ||||||
Экскурсии |
Прохождение программы по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс
за 2010 – 2011 учебный год
Период. Предмет. Класс. | 1 период | 2 период | 3 период | 4 период | 5 период | 6 период | ||||||
План 6 | Факт | План 5 | Факт | План 6 | Факт | План 6 | Факт | План 6 | Факт | План 5 | Факт |
Список литературы по реализации программы
I Для учителя:
1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».
II Для ученика:
- Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
- Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А., Бельтюк...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...