Тематическое планирование ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Структура курса.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.2
Задачи художественно-творческого развития первоклассников находят своё разрешение в программе «Природа и художник» через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:
1-й модуль
Художник и мир природы (наблюдение и изображение окружающей человека природы: неба, земли, деревьев, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения).
2-й модуль
Художник и мир животных (наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения).
3-й модуль
Художник и мир человека (наблюдение за жизнью человека, за окружающим его миром предметов; в творческой деятельности фантазирование на эти темы).
4-й модуль
Художник и мир искусства (рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства (театре, кино, литературе, музыке), через разные виды художественной деятельности (изобразительную, декоративную, конструктивную).3
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА3
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствует развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию.
Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников.
Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
– умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
– в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной – художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В____ (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема, | Формы | Виды деятельности | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Дата | |||
универсальные учебные действия | ||||||||
ПЛАН | ФАКТ | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Художник и мир природы (6 часов) | ||||||||
1 | Введение. Творческая папка художника (постановочный) | Наблюдение | Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности; умение оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: понимать значения искусства в жизни человека и общества; видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном об-суждении, обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. | Фронтальная – различать изобразительные возможности разных художественных материалов; оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Индивидуальная – выполнять рисунок по собственному замыслу; выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева) | Творческая папка художника. Обложка творческой папки или альбома для рисования – визитная карточка художника | 04.09 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
2 | Многообразие цветов в природе (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Самостоятельная работа | Изобразительное искусств и его ос-новные виды. Изучение изобразительных возможностей цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей или пластилина при создании образа цве тика-многоцветика | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; Коммуникативные: способность высказы вать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях. Личностные: умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к искусству | Фронтальная – определять художественный материал по его изобразительным свойствам; оценивать выразительные свой-ства разныхматериаловИндивидуальная – различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство); выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого | Создание образа цветика-многоцветика | 11.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
3 | Мир природы дарит нам материалы для творчества (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Рука – первый инструмент для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни. Выразительность наскальных изображений руки (тёмное – на светлом, светлое – на тёмном). Цветовой круг :тёплые и холодные цвета | Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности принимать Познавательные: применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; | Фронтальная – оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета. Индивидуальная – выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки; украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов; участвовать | Выразительность наскальных изображений руки (тёмное – на светлом, светлое – на тёмном). Цветовой круг из осенних листьев. | 18.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
4 | Небесные переливы цвета (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые об-лака. Тёмные | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка); понимать значение искусства в жизни человека и общества. Коммуникативные: умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: умение передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству | Фронтальная – высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов. Индивидуальная – выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги; отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок; оценивать выразительные качества рисунков, выполненных | Природа – художница создаёт выразительные «небесные картины» | 25.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
5 | Есть у солнца друг… (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Сравнение природных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Выделение композиционного центра | Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; обладание художественным вкусом и способностью к эстетической оценке произведений ис-кусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений; проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом); оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике ап-пликации. Индивидуальная – выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание); составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги) | Сравнение природных форм: особенное | 02.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
6 | Капризы природы (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т. п. Выразительные картины природы. Выразительные свойства графических материалов: ли- ния, точка, штрих, пятно. Контраст светлого и тёмного – выразительное средство графики, «искусства чёрно-белого». Книжная иллюстрация: выразительность графического изображения, выполненного тушью или др. | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; понимать значение искусства в жизни человека и общества; характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. | Фронтальная – высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег. Индивидуальная – выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой ил-люстрации; передавать | Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый | 09.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Художник и мир животных (8 часов) | ||||||||
7 | Художник рисует диких зверей (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Самостоятельная работа | Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Белый мел, цветная глина художественные материалы человека. Выразительность наскального рисунка. Приёмы нанесения изображения плашмя, торцом, растиркой. Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна | Регулятивные: организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном об-суждении; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активное использование языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов Личностные: эмоционально-ценностное отношение к животным; знание основных моральных норм | Фронтальная – оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков; различать изобразительные возможности разных графических материалов. Индивидуальная – выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой; выбирать элементарную композицию офор-мления рисунка (главный герой в центре и крупно) | Наскальные рисунки | 16.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
8 | Художник рисует домашних животных (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Рисунки животных разными художественными материалами. Название рисунка от-ражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.) | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка). Коммуникативные: обсуждение коллективных и индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности. Личностные: передача в художественно-творческой деятельности характера, эмоционального состояния и своего отношения к животным | Фронтальная – определять художественный материал по его изобразительным свойствам; различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись). Индивидуальная – оценивать выразительные свой-ства разных материалов | 23.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | «В аквариуме есть кусочек моря…» (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк | Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном об-суждении; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;обладание художественным вкусом и способностью к эстетической оценке произведений ис-кусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Индивидуальная – выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов; использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла; выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму | 30.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
10 | Художник рисует птиц (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев Приёмы изображения птиц од-ной линией, Е. Чарушина | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка); понимать значение искусства в жизни человека и общества; характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать ос-новные виды и жанры пластических ис-кусств, характеризовать их специфику. Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих животных в разных эмоциональных состояниях. Личностные: передача в художественно-творческой деятельности характера, эмоционального состояния и отношения к природе и искусству | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений; высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц; оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц. Индивидуальная – отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя выразительные возможности художественных материалов | Сказочные птицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
11 | Букашки-таракашки (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Оригинальность замысла, индивидуальный изобразительный стиль художника. Приёмы получения рельефного изображения | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности; оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура). Коммуникативные: желание общаться с ис-кусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Личностные: способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений ок-ружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – сравнивать выразительность форм разных насекомых; оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина. Индивидуальная – выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление); составлять целостную композицию, используя части |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
12 | У зверей тоже бывают мамы и папы (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Образы зверей Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина. Объём – выразительное средство скульптуры. Приёмы лепки: вытягивание из целого куска деталей соединение частей в целое | Регулятивные: организовывать рабочее место самостоятельно. Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать ос-новные виды и жанры пластических ис-кусств, характеризовать их специфику. Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих животных в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах ис-кусства, и отражение их в собственной художественной деятельности | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений; сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Индивидуальная – овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький); создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки | Образы зверей в творчестве художника- графика Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
13 | «Если б только мы умели понимать язык зверей…» (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу. Изготовление кормушек для птиц. Животные-символы Нового года. Маски животных. Приёмы изготовления масок, на основе маски – «очки» | Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; обладание художественным вкусом и способностью к эстетической оценке произведений ис-кусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации; высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Животные родного края, занесённые |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
14 | Животные – наши соседи (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Экология – наука, изучающая проблемы сохранения живых организмов | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка). Коммуникативные: обсуждение коллективных и индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности. Личностные: осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах ис-кусства, и отражение их в собственной художественной деятельности | Фронтальная – высказывать эмоциональные суждения об экологических проблемах. Индивидуальная – выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла | Экология – наука, изучающая проблемы сохранения живых организмов на Земле | |||
Художник и мир человека (11 часов) | |||||||||
15 | Ты – художник (постановка учебной задачи, поиск | Самостоятельная работа | Название рисунка отражает ос-новную идею ав-тора, его замысел. Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка. | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности. Познавательные: воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты | Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ее решения) | Содержание рисунка «Я – художник»: атрибуты изобразительного искусства. Выразительные свойства линии: плавная, непрерывная, прерывная | скульптура и др.). Коммуникативные: активное использование языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.); обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным) | профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т. п.); ис-пользовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, извилистая); оценивать выразительность графического изображения человека | |||||
16 | Художник рисует родной край (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Каждый народ – художник. Выражение природного и национального своеобразия | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: понимать значение искусства в жизни человека и общества; характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, | Фронтальная – выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
вый, второй план при выполнении композиции («Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» | животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: передача в художественно-творческой деятельности характера, эмоционального состояния и своего отношения к человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных | ное в произведении изобразительного искусства | ||||||
17 | «Какие бывают девчонки…» (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Портрет. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Выражение отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки, причёски и т. д. Цвет как средство выражения в портрете . Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности. Познавательные: видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием. Личностные: эмоционально-ценностное от- ношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; отношение к портрету, на котором изображена девочка (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.); оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души» | ||
18 | «Какие бывают мальчишки…» (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Портрет. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении лица | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Выражение отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Личностные: осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах ис-кусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); выражение своего отношения к портрету, на котором изображён мальчик | выбирать и ис-пользовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) | |||||||
19 | Мужской портрет (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Психологический портрет. «Все профессии важны…». Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, взгляд | Регулятивные: организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Психологический портрет | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ния, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; наличие художественного вкуса и способности | работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) | ||||||
20 | Былинные богатыри (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны – участники Великой Отечественной войны. Выражение отношения к портретируемым через | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особеннос- | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Героический и парадный портрет. Былинные герои |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
изображение внешности, а также военных атрибутов: оружие, доспехи, награды и т. д. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения человека во весь рост. Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица | тях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; обсуждение коллективных Личностные: передача в художественно-творческой деятельности характера, эмоционального состояния и отношения к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса | отношение к портрету, | ||||||
21 | Рисуем маму (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Сюжетная картина. Выражение отношения к портретируемым через движение, через изображение важных дета- | Регулятивные: организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; демонстрировать способность принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности. | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы искусства и отражать их | Сюжетная картина |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
лей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций | Познавательные: применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: желание общаться с ис-кусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); оценка своих поступков, действий, слов; выражение своего от-ношения к маме или бабушке в суждениях | ражать своё отношение | ||||||
22 | Моя семья (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Сюжетная картина. Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, доб- | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
рый взгляд или др. Цвет как сред-ство выражения: тёплый и холодный колорит. Приёмы изображения человека | понимать значение искусства в жизни человека и общества, воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать ос-новные виды и жанры пластических ис-кусств, характеризовать их специфику; иметь представления о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира. Коммуникативные: обсуждение коллективных и индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности. Личностные: осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах ис-кусства, и отражение их в собственной художественной деятельности, выражение своего отношения к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви; эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов | в изобразительной творческой деятельности; выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви; выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.); передавать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
23 | Знаменитые скульптуры (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. Передача движения в объёме. Приёмы лепки человека во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигуры человека в объёме | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности; результат своей работы Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: толерантное принятие разнообразия культурных явлений; наличие художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; выражение основной мысли через движение фигур | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В. Мухиной |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
24 | Транспорт на улицах твоего селения (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Пассажирский транспорт: автобусы, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси больше, дальше – меньше, план | Регулятивные: организовывать рабочее место, приводить в порядок по окончании работы. Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка); понимать значение искусства в жизни человека и общества. Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях. Личностные: осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах ис-кусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное – впереди, второстепенное – на дальнем плане); выбирать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
25 | Фантастический транспорт (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Фантастический транспорт. Аналогии между формами животного мира и формами машин: птица – самолёт, стрекоза – вертолёт, акула – подводная лодка и т. п. | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – высказывать суждения по поводу сходства и различия природных форм и форм машин; выбирать и ис- пользовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла; передавать через название фантастической машины её функциональные качества | Фантастический транспорт. Аналогии между формами животного мира и формами машин: птица – самолёт, стрекоза – вертолёт, акула – подводная лодка и т. п. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Художник и мир искусства (9 часов) | ||||||||
26 | В мире книг (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Самостоятельная работа | Книга – источник знаний. Буквица – первая буква на странице. Красная буква – красивая буква. Образное решение буквицы, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности; умение оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: высказывание эмоциональных суждений о цветовом оформлении буквицы; проявление художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики; различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство; высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы; выбирать | Красная буква – красивая буква. Образное решение буквицы, раскрывающее замысел автора |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
27 | Музыка цвета (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка. Искусство мультипликации. Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка); понимать значение искусства в жизни человека и общества. Коммуникативные: обсуждение коллективных и индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности. Личностные: передача в художественно-творческой деятельности характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, животным, человеку, обществу и искусству; умение выражать отношение к объекту изображения через цвет | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии; выбирать | Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка. Искусство мультипликации. Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен | ||
28 | Театр теней (освоение нового | Самостоятельная работа | Театр – синтез слова, музыки | Регулятивные: организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; оценивать результат своей работы на уроке. | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. | Театр – синтез слова,изображения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
материала) | Техника кляксография: приёмы нанесения клякс | Познавательные: видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием. Личностные: способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | Индивидуальная – участвовать в обсуждении выразительных средств техники кляксографии; выбирать | |||||
29 | Цирковое представление (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Цирковое представление – это всегда чудо. Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: понимать значение искусства в жизни человека и общества; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира. Коммуникативные: способность высказы- | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей; переда- | Цирковое представление – это всегда чудо |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
дать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов. Элементарные приёмы изображения животных | вать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах ис-кусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового ис-кусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов | вать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста; выполнять изображение животного или человека | ||||||
30 | Планетарий (освоение нового | Самостоятельная работа | Первый планетарий в России был открыт в Мо-скве. | Регулятивные: организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Познавательные: демонстрировать способ- | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания. Индивидуальная – осозна- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
материала) | Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Первый искусственный спутник Земли. Первые животные-космонавты: Белка Ю. А. Гагарин | ность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: активное использование языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.); обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием. Личностные: толерантное принятие разнообразия культурных явлений; обладание художественным вкусом и способностью к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | вать значимые темы ис-кусства и отражать их в изобразительном творчестве; знать первого космонавта Земли, животных - космонавтов, основные планеты солнечной системы; выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
31 | В мире музея (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Музей декоративно-прикладного искусства. Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводное подземное. Пасхальное яйцо. Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации из-вестных (с использованием средств изобразительного языка); понимать значение искусства в жизни человека и общества; различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Рус-ский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира. Коммуникативные: обсуждение коллективных и индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности. Личностные: передача в художественно-творческой деятельности характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей; | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать роль музеев в жизни общества; участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства; выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета; учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его | Музей декоративно-прикладного искусства. Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводное подземное. Пасхальное яйцо |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интересак художественным традициям своего | ||||||||
32 | Народные промыслы (решение частных задач) | Самостоятельная работа | Народные промыслы, характерные для региона. Влияние природных факторов Элементы декоративного узора | Регулятивные: организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности принимать Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении; желание общаться с искусством, обсуждать содержание и выразительные средства | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно- прикладного искусства; выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета; уметь получать симметричное изображение; учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы | Народные промыслы, характерные для региона. Влияние природных факторов на развитие народных промыслов. Симметричное изображение. Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
произведений искусства; Личностные: толерантное принятие разнообразия культурных явлений; обладание художественным вкусом и способностью к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | спираль, звезда | |||||||
33 | Москва – город-музей (освоение нового материала) | Самостоятельная работа | Москва – столица Российской Федерации – город-музей. Памятники архитектуры Красной площади. Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпич- | Регулятивные: организовывать рабочее место; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобра- | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис-кусства и отражать их | Москва – столица Российской Федерации – город-музей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ный). Выделение главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше | зительного языка); понимать значение искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; Коммуникативные: способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях. Личностные: эмоциональное оценивание шедевров русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего | к красоте столицы, её архитектурных памятников; выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи | ||||||
34 | Государственная Третьяковская | Самостоятельная работа | Павел Михайлович Третьяков – коллекционер произведений изобразительного искусства. | Регулятивные: организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать резуль- | Фронтальная – участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Индивидуальная – осознавать значимые темы ис- | Павел Михайлович Третьяков – коллекционер произведений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
галерея (освоение нового материала) | Выдающиеся произведения живописи, графики А. Иванов «Явление Христа народу», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», М. Антокольский «Царь Иоанн Васильевич Грозный» и др. | таты своей учебной, художественно-творческой деятельности. Познавательные: демонстрировать способность к художественно-образному познанию мира, применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; желание общаться Личностные: толерантное принятие разнообразия культурных явлений; обладание художественным вкусом и способностью к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов | кусства и отражать их | изобразительного искусства |
Согласовано: Утверждено
Зам директора по УВР на заседании МО учителей начальных классов
_____________/Михнева С.В./ «29» августа 2014 г.
«29 » августа 2014 г. Руководитель МО _____________/Машенцева Т.Г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....