Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risov_poyasn.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» 2 класс
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Все учащиеся в зависимости от сформированности умений и навыков разделены условно на 3 группы.
Учащиеся 1 группы умеют свободно проводить линии в нужных направлениях, ориентируются на плоскости листа бумаги, ориентируются в пространстве (посередине, сверху, справа и т.д.), закрашивают рисунок в одном направлении, сравнивают предметы по величине, форме, цвету, хорошо знают и различают основные цвета и оттенки цветов. Работы этих учащихся представляем на общешкольные выставки.
У учащихся 2 группы встречаются затруднения в ориентировке на плоскости листа бумаги, в проведении линий в нужном направлении, в сравнении двух предметов по величине, форме, цвету.
Учащиеся 3 группы встречают затруднения в ориентировке на листе, не соблюдают симметричность рисунка, затрудняются делить лист на глаз на равные части.
Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года для обучения изобразительному искусству во 2 классе отводится следующее количество часов:
Период | Кол-во часов |
Неделя | 1ч. |
Год | 32 ч |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие умения, отражать свои наблюдения в рисунке; передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве. Важное средство нравственного и художественно – эстетического воспитания школьников. Занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных умельцев (преимущественно, игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.
Отдельные уроки для такой работы не выделяются, а отводится 10-15 минут в начале или в конце урока.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся по коррекции недостатков произношении.
Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей: создание условий для формирования личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Составляющие качества образования.
1.Предметно - информационная:
- Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природе.
- Формирование знаний учащихся о рисовании с натуры, о декоративном рисовании, рисовании по замыслу, на определенную тему.
- Формирование первоначальных сведений о художниках и их произведениях.
2.Деятельностно - коммуникативная:
- Коррекция и развитие в отклонении интеллектуального развития;
- Коррекция и развитие преодоления неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие навыка контроля и самоконтроля;
- Развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.
- Совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками.
- Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов; передавать в рисунке зрительные представления.
- Совершенствование умения обучающихся, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
3.Ценностно - ориентационная:
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.
- Воспитания речевой культуры, бережного и сознательного отношения к изобразительному искусству, как к явлению культуры;
- Увеличение словарного запаса;
Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных
Компетенции:
- Предметные:
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения
практических задач:
- Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
- Формирование основных видов изобразительной деятельности.
- Формирование полного словесного отчета после выполнения рисунка.
- Формирование умений и навыков использования изобразительных умений и навыков в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям.
- Формирование элементарного речевого мышления, художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности.
- Формирование умения комментировать свои действия.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
реализуются в процессе решения практических задач:
- Формирование знаний об изобразительном искусстве, как знаковой системе и общественном явлении, развитии и функционировании;
- Формирование речи специальными терминами и выражениями, использующимися в изобразительной деятельности;
- формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке явлений и фактов.
- Формирование словарного запаса.
Культуроведческая компетенция:
- Формирование художественного вкуса.
- Формирование эстетического наслаждения в ходе работы.
2. Общепредметные:
- воспитание средствами данной учебной дисциплины;
- обучение умению самостоятельно пополнять знания по изобразительному искусству;
- повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии
с окружающими;
- формирование умения получать информацию и передавать другим;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
- Ключевые
1) Деятельностно - коммуникативные – способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
2) Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
- Социально - трудовая - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Продуктивно сотрудничать; действовать в социуме; осознание себя и своего места в обществе.
- Культура личностного самосовершенствования - способность к ценностно-смысловой ориентации; способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
- Ценностно-смысловая - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности; целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям; принимать решение.
3) Информационно-методологические:
- Учебно - управленческая - умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
- Учебно - логическая - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды искусства, характеризовать их специфику.
Содержательные линии:
1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
2.Социально - правовая (человек и общество, человек- человек):
-демократический стиль общения учителя с учащимся;
-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
-развитие чувства ответственности за сохранение книг;
-воспитание чувства гордости за культуру речи;
-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;
3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант и др.
4. Экологическая (человек и природа).
5. Культура здоровья (человек и здоровье):
а) Валеологический подход (физический и психический уровень):
-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).
-физическое состояние учащихся (здоровье).
-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.
б) Пропаганда ЗОЖ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
- Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
- Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
- Основные цвета и их оттенки;
- Геометрические фигуры.
- Понятия растительный и геометрический орнамент. Применение в быту.
- Правила Т.Б при работе с красками, карандашами
Учащиеся должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место.
- - передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- - определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- - передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- - рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно-урочное, зачёты).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
Принципы обучения
- Общепедагогические:
Принципы гуманизации:
- принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
2. Специальные принципы изучения изобразительного искусства:
Общеметодические принципы:
- экстралингвистический;
- функциональный;
- структурно – семантический;
- межуровневых и внутриуровневых связей;
- нормативно – стилистический;
- исторический.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении изобразительному искусству используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При последовательном изучении курса изобразительного искусства может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний и умений с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
Формы:
- урок, фронтальная работа, коллективная работа.
Виды:
- вводный
- тематический
- рубежный
- итоговый
Программное и учебно - методическое обеспечение.
Программа:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2008. – С. 191.
Литература:
- Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида. М. издательский центр «Академия», 2002
- Обучение учащихся, 1-4 классы во вспомогательной школе: (Изобразительное искусство). Пособие для учителей. Под редакцией Петровой В. Г. М. «Просвещение», 2003
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика Москва, 2006.
Программа составлена на основе документов:
- Федеральный Закон от 28.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
- Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
- Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
- Годовой учебный календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» на 2013-2014 учебный год.
- Расписание уроков.
Оборудование.
- Строительные конструкторы .
- Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины.
- Плакаты с образцами несложных рисунков.
- Игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро
В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам в соответствии с ФГОС...
Пояснительная записка по программе "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир).
Пояснительная записка "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир)....
пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс
пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс школа России...
Пояснительная записка к программе по математике 2 класс
Пояснительная записка к программе по математике 2 класс...
Пояснительная записка к программе "Я-исследователь" (2 класс)
В пояснительной записке к программе полно представлены цели, задачи, предполагаемые результаты работы....
Пояснительная записка к программе 5.1 1 класс
Данный вариант АОП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения учащейся с ТНР с учетом особенностей психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,...
Пояснительная записка к программе 7.1 1 класс
Адаптированная образовательная программа для учащихся с ЗПР _______ составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...