Пояснительная записка к программе 5.1 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Данный вариант АОП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения учащейся с ТНР с учетом особенностей психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, направлена на формирование у общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к программе 5.1 1 класс | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лист согласования программы
Ф.И.О. учащегося ______________________________________ Дата рождения _______________________ Заключение ТПМК/ЦПМПК № __________ | СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/_________________ _____________/_________________ «___» ______________20____г. |
Учебный план начального общего образования
(ФГОС НОО)
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
на 2021 – 2022 учебный год
(основание письмо ДОиМП ХМАО – Югры от «26» июня 2015 г. № 6681)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный вариант АОП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения учащейся с ТНР _____________- с учетом особенностей психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, направлена на формирование у общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Характеристика на обучающую
Цели реализации АООП НОО конкретизированы в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – АОП НОО обучающихся с ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории учащихся с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант 5.1 предполагает, что учащиеся с ТНР получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АОП НОО составляет 4 года.
Нормативную правовую базу разработки составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-1ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 (ФГОС НОО для детей с ОВЗ).
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
5. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 июля 2016 г. № 1214 «О формировании учебных планов образовательными организациями, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях».
6. Устав КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа».
Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направленных на реализацию комплексной помощи детям с ТНР.
АОП НОО обучающихся с ТНР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции
Адаптированная образовательная программа начального общего образования (АОП НОО) разработана на основе УМК «Школа России» 1-4, издательство «Просвещение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
Цель реализации АОП НОО обучающихся с ТНР – обеспечение достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АОП НОО (вариант 5.1) на основе комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с ТНР.
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Доступная среда.
В образовательной организации имеются отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения учащегося с ТНР.
Пространство класса зонировано, т.е. разделено на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса комфортным для учащихся с ТНР, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
Организация рабочего пространства предполагает выбор парты и партнера.
Специальное оборудование.
Организовано доступное пространство, позволяющее воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники:
- удобно расположенные и доступные стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, расписание уроков, режим дня в школе, схемы и др.);
- компьютерное оборудование.
Наличие комнаты релаксации для детей с ТНР, оборудованной световым столом для рисования песком, зеркальным шаром с мотором, набором компакт-дисков с музыкой для релаксации, интерактивной воздушно-пузырьковой трубкой с пультом управления.
Класс оборудован специальными партами, регулируемыми в соответствии с ростом ребенка. Рабочее место организовано с учетом обязательного условия, что обучающийся с ТНР постоянно находится в зоне внимания педагога.
Специальные учебники и учебные пособия - не требуются.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ С ТНР
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АОП НОО
Чтение.
Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать, как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице.
класс | Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы) |
1 класс | Отметка не ставится в течение всего 1 класса. ∙ читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; ∙ уметь слушать, отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрации. ∙ знать наизусть 3-5 стихотворений; ∙ техника чтения на конец года 10-20 слов минуту |
Русский язык.
Согласно Инструктивно-методическому письму «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» критериями оценок письменных работ по русскому языку в начальной школе являются:
Класс | Объем контрольного диктанта и списывания на конец года | Объем словарного диктанта |
1 | 15 | 7-8 |
2 | 30 | 8-10 |
3 | 55 | 10-12 |
4 | 75 | 12-15 |
Негрубые ошибки:
- исключение из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова;
- дважды написанное одно в то же слово в предложении 3 негрубые ошибки + 1 ошибка
Однотипные ошибки:
- первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
- за одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
- Фонематические ошибки:
- б-п, г-к,д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
- ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
- Ошибки анализа и синтеза:
пропуски согласных при их стечении,
пропуски гласных;
добавление гласных;
перестановка букв.
- Диспраксии (кинетические ошибки):
потеря мелких элементов букв (m-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря соединения (мл, ми,ао).
- Ошибки в замене букв по оптическому сходству: (б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Результаты освоения АОП НОО учащегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с ТНР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО
Метапредметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО
Предметные результаты освоения АОП НОО соответствуют ФГОС НОО
Календарно-тематическое планирование соответствует ООП НОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения
Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...
Пояснительная записка к программе 2 класса УМК "Планета знаний"
Пояснительная записка составлена к календарно-тематическому планированию для 2 класса УМК "Планета знаний" по всем предметам...
Тематическое планирование и пояснительные записки по ФГОСам 2, 3 классы по программе Б.М. Неменского
Изучение курса изобразительного искусства рассчитана на 34 часа в год (при 1 ч. в неделю) В работе представлена структурированнная пояснительная записка с целями и задачами курса, распределением часов...
Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро
В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам в соответствии с ФГОС...
Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 2 класс.
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательну...
Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Математика 4 класс"
В пояснительной записке отражены _законы РФ " Об образовании"-цель обучения курса математики-оценивание письменных работ-содержание курса-что должен знать/уметь и чему может научиться-уровень сфо...