Пояснительная записка к программе "Я-исследователь" (2 класс)
рабочая программа (2 класс) на тему

Юракова Наталья Юрьевна

В пояснительной записке к программе полно представлены цели, задачи, предполагаемые результаты работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Пояснительная записка

             обще-интеллектуальная деятельность “Я – исследователь”

                                                   “Мир дому моему!”

                                            “К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
                                                                                                                                                                                                    который предстоит наполнить информацией,
                                                                                                                                                                                                      а как к факелу, который необходимо зажечь”.

                                                                                                                                                                                                                                                                                  В.А.Сухомлинский

 

   В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.

    Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

      На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого  колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб.

     Изучая на уроках окружающего мира тему «Происхождение человека», дети сталкиваются с социальной проблемой: они  не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи  в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для  родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

                                                                     1

 Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии вполне доступны всем, в том числе и учащимся начальной школы, Поэтому возникает потребность в изучении данной темы.

             Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Хотелось попробовать исследовать эту тему на уровне младшего школьного возраста, тем более, что в программе современной начальной школы тема семьи, рода изучается уже со 2 класса.

   ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:

- организационных (регулятивных),

- интеллектуальных (познавательных),

 -оценочных (личностных),

- коммуникативных.

   Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

- научиться применять полученные знания,

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

    Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

                                                                    2

     Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

Цель и задачи курса “Я – исследователь”:

Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

 Задачи программы:

- формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

- развитие познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы

   Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.

     Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям.

 Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.

                                                                    3

 Особенностью подхода к работе над проектами является  двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

 Компонент 1.Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

 Компонент 2.Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.

 По завершении представляют готовые проекты.

 Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

 Предлагаемый порядок действий:

 1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 Выбор темы.

   Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект.

                                                                     4

 Сбор сведений.

    Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску.  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

 Выбор проектов.

   После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Реализация проектов.

   Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач).газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

   Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

 Презентация проекта.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

                                                                    5

        Результат проектной деятельности– личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

     Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,  ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).

По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

 

Место “Проектной деятельности” в плане:

   Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеурочной деятельности.

 

Формы  организации процесса:

   Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке.

     Проектная  деятельность  включает  наблюдения, экскурсии, викторины, встречи с интересными людьми, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы:

Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

                                                                       6

Методы контроля: консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Формы проведения занятий: беседа, сценка, викторина, игра, проблемная ситуация

Методы обучения:

Словесные: рассказ, беседа, слушание, обсуждение, работа с печатным источником

Практические: рисунки, раскраски, поделки

Наглядные: показ иллюстраций, фото и видеоматериалов

Исследовательские: поиск и отбор материала

Методическое обеспечение:  книги, плакаты, сюжетные и тематические картинки, Интернет ресурсы.

Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, телевизор, принтер, плакаты; бумага для акварели, цветная бумага, картон, фломастеры, краски, цветные карандаши, ножницы, раскраски.

                                                                     7

Планируемые результаты деятельности:

I.   Личностные универсальные учебные действия

  1. Смысл о образование формирование ценностных ориентации и смыслов учебной деятельности:
  1. познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое отношение к учебе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учетом достижений);
  2. мотивы познавательных достижений социального признания;
  3. мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
  1. Нравственно-этическое оценивание:
  1. понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;
  2. знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенциональных, персональных, моральных;
  3. развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;
  4. установка здорового и безопасного образа жизни;
  5. формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
  6. формы моральной самооценки

                                                                   

  1. Самопознание:

Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:

  1. Я-концепции;
  2. социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);
  3. самооценка.

II. Коммуникативные

  1. Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации:
  1. преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);
  2. уважение иной точки зрения (учет позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);

                                                                   8

  1. обосновывание и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета).
  1. Коммуникация как кооперация, сотрудничество:
  1. согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать, и аргументировать свое предложение);
  2. ориентация на партнера по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);
  3. умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).
  1. Коммуникация как условие интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:
  1. слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределение ролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);
  2. коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);
  3. сознание и рефлексивность мышления ребенка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);
  4. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблс мы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

      III. Познавательные

  1. Общеучебные УУД:
  1. самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  2. информационный поиск;
  3. знаково-символические действия;
  4. структурирование знаний;
  5. произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
  6. смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
  7. рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
  8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
  9. виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
  1. Логические действия:
  1. анализ объекта с выделением существенных к несущественных признаков;

                                                                     9

  1. синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  2. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
  3. подведение под понятия, выведение следствий;
  4. установление причинно-следственных связей;
  5. построение логической цепи рассуждения; ё) выдвижение гипотез, их обоснование;
  6. доказательство.
  1. Постановка и решение проблем:
  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV. Регулятивные УУД

  1. целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эта/юном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями);
  5. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (А.Г. Асмолов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса “ Я – исследователь”

 Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:                                                                                                                      

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;     

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

                                                                   10

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:   

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;    

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                 

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                               

   - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи

 - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 - Умение выдвигать гипотезы

 Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:       

 - Использовать средства Интернет для нахождения информации;

                                                                    11

 - Пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать принтер для вывода информации.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих      работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;      

- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

- с уроками окружающего мира

Содержание программы:

Раздел 1. Понятие родословной (14 часов)

Вводное занятие. Повторение изучен ного в 1 классе о родословной. Моя семья. Поколение, потомки, предки. Мои братья и сёстры. Степени родства в семье. Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. Кто кому и кем доводится. Степени родства в семье. Мои прабабушка и прадедушка. Связь поколений. Профессии моих родных, предков. Я - представитель династии. Итоговое занятие по разделу. Обобщение изученного.

Раздел 2. Семейные обязанности и традиции (20 часов)

 Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием “традиция”. Семейные традиции. Какие традиции в моей семье. Семейные обязанности. Обязанности членов семьи. Мир семейных увлечений. Увлечения моей семьи. Фамильный герб и фамильный девиз. Знакомство с символами семьи. Мы не свалились с Луны. Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. Я горжусь своей фамилией. Литература и  искусство  о семье. Пословицы, поговорки о семье. Итоговое занятие по изученному во 2 классе.

Программа предполагает проведение внеурочных занятий со школьниками во 2 классе 1 раз в неделю по 40 минут, всего 34 занятия.

                                                                12

Календарно – тематическое планирование “Мир моему дому! ” 2 класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

План

Факт.

Раздел №1       Понятие родословной

14

1

Вводное занятие. Повторение изученного в 1 классе о родословной.

1

2, 3

Моя семья. Поколение, потомки, предки.

2

4, 5

Мои братья и сёстры. Степени родства в семье.

2

6, 7

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

2

8, 9

Кто кому и кем доводится. Степени родства в семье.

2

10,11

Мои прабабушка и прадедушка. Связь поколений

2

12,13

Профессии моих родных, предков. Я - представитель династии.

2

14

Итоговое занятие по разделу. Обобщение изученного.

1

Раздел №2                 Семейные обязанности и традиции.

20

15-17

Что мы знаем о традициях. Знакомство с понятием “традиция”

       3

18-20

Семейные традиции. Какие традиции в моей семье

        3

21, 22

Семейные обязанности. Обязанности членов семьи

        2

23-25

Мир семейных увлечений. Увлечения моей семьи.

3

26-28

Фамильный герб и фамильный девиз. Знакомство с символами семьи.

3

29, 30

Мы не свалились с Луны. Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

2

31

Я горжусь своей фамилией

1

32

Литература и  искусство  о семье.

1

33

Пословицы, поговорки о семье

1

34

Итоговое занятие по изученному во 2 классе

1

Всего:

34 ч.

   Конечный продукт исследовательской деятельности проекта “Мир дому моему” – общая презентация, в которой у каждого ребёнка будет свой слайд, на котором будет несколько фотографий (по 1 фотографии из каждого изученного раздела).По этому слайду, при защите проекта, ребёнок будет рассказывать о проделанной работе.

Использованная литература:

1.  Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Сборник рабочих программ “Школа России” 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).

3.М.К. Господникова. Проектная  деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

4. Л.И. Варанкина.  Моя родословная.-Курганск, 2001.

5. Богомолова Е.А. Индивидуальные варианты умственной развитости младших школьников. - Калуга, 2002.

6.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010;

7. Н.В.Лободина “Рабочая программа классного руководителя”; Волгоград: Учитель, 2016

8. Интернет ресурсы

                                                                   14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС

Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС...

Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения...