Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа России | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),
- планируемыми результатами начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,
-с авторской программой М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» (программа для 1-4 кл.) система учебников «Школа России» / -М.: «Просвещение» , 2012
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Количество часов по программе -132, количество часов в неделю -4 часа, что соответствует учебному плану МКОУ Столбовской СОШ на 2013 -2014 учебный год.
II Основное содержание программы
Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | 8ч | 8ч |
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация | 28 ч | 28 ч |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 48ч | 48ч |
Числа от 1 до 10. Нумерация | 16ч | 16ч |
Сложение и вычитание | 22ч | 22ч |
Итоговое повторение | 10 ч | 10 ч |
132 ч | 132 ч |
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Требования к планируемым результатам изучения программы
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- Определять и формулировать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
— Овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
- Определять тему.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях.
- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
- Устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
- Слушать и понимать речь других.
- Принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами.
- Понимать важность коллективной работы;
- Контролировать свои действия при совместной работе.
- Допускать существование различных точек зрения.
- Договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
- под руководством учителя проводить анализ , планирование; последовательности его изготовления и
- называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка);
находить информацию в Интернете с помощью взрослого;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Раздел 1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.
Обучающийся научится:
1.Сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче.
2. Сравнивать предметы по форме: круглый, квадратный, треугольный и другие.
3. Определять взаимное расположение предметов.
4. Определять направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
5. Различать временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождении числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного
-оценивать величину предметов на глаз;
-оперировать понятиями раньше, позже, сначала, потом:
- на практике определять в какой группе предметов больше(меньше). На сколько больше(меньше)?
Раздел 2. Числа от 0 до 10 и число 0. Нумерация.
Обучающийся научится:
1.Называть и обозначать числа от 1 до 10 в прямой и обратной последовательно
2 .Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10.
3. Использовать знание состава чисел в пределах 10.
4. Получать при счёте число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее.
5.Называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 10.
6. Выполнять вычисления в примерах вида 4+1, 4 -1 на основе знаний по нумерации.
7.Понимать математические понятия: равенства, неравенства.
8.Понимать математические понятия: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, ломаная, многоугольник, углы, вершины, стороны многоугольника.
9.Чертить отрезки с помощью линейки и измерять их длину в см.
10. Решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов)
Обучающийся получит возможность научиться:
-на практике различать понятия много и один
-на практике особенностям прибавления и вычитания числа 0
-считать предметы в пределах 10
-проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- строить отрезок заданной длины
- вычислять длину ломаной
-находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
Раздел 3. Числа от 0 до 10 Сложение и вычитание.
Обучающийся научится:
-Понимать конкретный смысл и название действий сложения и вычитания.
-Знать и использовать при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
-Уметь находить значение числовых выражений в 1-2 действия без скобок.
-Знать переместительное свойство сложения.
-Знать и уметь применять приёмы вычислений:
-При сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;
-При вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
-Применять таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
-Выполнять сложение и вычитание с числом 0.
-Находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
-Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Обучающийся получит возможность научиться:
Применять таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания на уровне автоматизированного навыка.
Прибавлению и вычитанию числа по частям практическим путём
Применять переместительный закон сложения на практике
на практике особенностям прибавления и вычитания числа 0.
Раздел 4. Числа от 1 до 20. Нумерация.
Обучающийся научится:
1. Называть и обозначать числа от 11 до 20.
2. Читать, записывать и сравнивать числа от 11 до 20.
3. Десятичному составу чисел в пределах 10.
4. Получать при счёте число, следующее за данным числом и число, ему предшествующее.
- Называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 20.
- Выполнять вычисления в примерах вида 10+7, 17-7, 17-10.
- Различать единицу времени: час.
- Определять время по часам с точностью до часа.
- Использовать единицы длины: см и дм, соотношение между ними.
- Использовать единицу массы: кг.
- Использовать единицу объёма литр.
Обучающийся получит возможность научиться:
считать предметы в пределах 20
Представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (определением времени)
Раздел 5. Сложение и вычитание.
Обучающийся научится:
1.Уметь выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений.
2.Знать таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания.
3.Уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знать названия и последовательность чисел от 0 до 20.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять составные структурные части задачи.
-решать текстовых задач арифметическим способом.
-планировать ход решения задач
-решать на практике задачи на определение начала, конца и продолжительности события
-решение задач разными способами.
-представлять текст задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Раздел 6. Итоговое повторение
Обучающийся научится:
1.Называть и обозначать действия сложения и вычитания.
2.Использовать таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
3.Считать предметы в пределах 20.
4. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
5. Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок).
6. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
7. Решать задачи в одно действие на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Обучающийся получит возможность научиться:
Распознавать и изображать геометрические фигуры: точку, линию (прямую, кривую), отрезок, луч, угол, ломаную; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Использовать чертёжные инструменты (линейка, угольник) для выполнения построений.
Различать геометрические формы в окружающем мире.
Различать единицы длины (сантиметр, дециметр, метр).
Переводить одних единицы длины в другие.
Собирать и представлять информацию, связанную со счётом (пересчётом), измерением величин; в разных формах: таблицы.
Составлять, записывать и выполнять простой алгоритма (плана) поиска информации.
строить простейшие логические высказывания с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
IV Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Программа | Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2001 |
Учебник | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012. |
Дидактические средства для учащихся | М.И. Моро, С.И. Волкова. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 1 класс. Издательство «Просвещение» Москва, 2012. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро |
Методическая литература | 1. Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике: 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс. В двух частях». – М.: Издательство «Просвещение» Москва, 2012. 2. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 432 с. (Серия «Учимся играя»). 3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2008. 4. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А. и др. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2009. |
Материалы для проведения проверочных работ | 1. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. – М.: Дрофа, 2008. 2. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: начальная школа. 1 – 4кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по математике
Пояснительная записка к программе по математике...
пояснительная записка РУССКИЙ ЯЗЫК 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Канакина В.П. Соответствует Федеральным государственным образ...
пояснительная записка ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по литературному чтению, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Федеральным государственны...
пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по окружающему миру, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным обр...
Пояснительная записка к программе по математике 2 класс
Пояснительная записка к программе по математике 2 класс...
пояснительная записка к программе по математике
пояснительная записка к программе по математике для обучения ребёнка с ОВЗ...
Пояснительная записка к программе по математике УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии:с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...