календарно-тематическое планирование "изобразительное искусство"1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 1 класса по программе УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_1_kl.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Для 1 класса
( под ред. Т. Я. Шпикаловой)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи, реализуемые в 1 классе:
- Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
- Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
- Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
- Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание КУРСА
Наименование раздела | Количество часов |
1. Мир изобразительных (пластических искусств) | 8 |
2. Художественный язык изобразительного искусства | 8 |
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 14 |
Всего часов: | 30 |
Мир изобразительных (пластических) искусств
(8 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений В. Васнецова) ; пейзаж (на примере произведений И.И.Левитана, Куинджи, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
(8 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной ( лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам села, , в музей, и т.д. (с учетом местных условий).
Тематический план
№ урока | Тема урока | Практическая работа | УУД | Планируемый результат | примечание | Дата (план) | Дата (факт) |
1. | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана. | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | Знакомство с отдельными произведениями выдающегося русского художника И. И. Левитана. Отражение в произведении отношения к природе. | Знать: музеи изобразительного искусства России, мира; – выдающихся художников-пейзажистов | |||
2. | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры. | Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь) | Красота плодов земли в картине художника (натюрморте). Умение учащихся рассказать о приметах осени родного края | Знать: жанры натюрморта и картины художников этого жанра | |||
3. | Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки. | Композиция по представлению (акварель, гуашь) | Связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками в образном отношении к природе. | Знать, что такое композиция. | |||
4. | Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка. | Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь) | Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Образ осени в поэзии, живописи и народном творчестве | Уметь выбрать сюжет своего тематического рисунка, изобразить по замыслу | |||
5. | Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение. | Рисование с натуры ветки рябины ( акварель, гуашь) | Условия, когда технические приемы — раздельный мазок, пятно, точка — превращаются в художественное изображение | ||||
6. | Понятие о силуэте и симметричном изображении. | Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь) | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова. | Знать:понятие «художник-анима-лист»; творчество художников В. Ватагина, М. Кукунова,В. Серо- в а. | |||
7. | Освоение основ декоративно-прикладного искусства Хохломы. | Рисование золотого петушка (гуашь) | Создание условий для эстетического восприятия хохломских изделий, воспитание уважительного отношения к труду мастера, восхищение его работой | Знать отдельные центры народных художественных ремесел России: Хохлома. | |||
8. | Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы. | Рисование травного орнамента (гуашь) | Создание условий для эстетического восприятия красоты элементов травного орнамента хохломы | Знать особенности и приемы декоративной росписи растительных объектов. | |||
9. | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома. | Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь) | Поощрение стремления учащихся к индивидуальному восприятию и передаче ритма, формы и композиции узора по мотивам хохломской росписи | Уметь: поддержать беседу об искусстве народных мастеров и промыслов; выполнить роспись декоративных листьев и ягод по образцу и по воображению | |||
10. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. | Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь) | Представление о назначении художественной вещи, красоте и целесообразности узора, украшающего вещь. Закрепление эстетических знаний о хохломской росписи с помощью изовикторины | Уметь: построить композицию рисунка; подбирать цвета на палитре; работать с цветом; прорисовывать детали рисунка | |||
11. | Ансамбль русского народного костюма. | Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры) | Название частей ансамбля русского народного костюма (рубаха, сарафан, душегрея, венец), красота пропорций, гармония цвета; расположение орнамента на частях ансамбля | Знать элементы русского народного костюма. | |||
12. | Изображение по памяти фигуры человека. | Изображение дома Деда Мороза (графические материалы) | Создать условия для эмоционального и эстетического восприятия образа Деде Мороза в произведениях художника, народного мастера, в сказках и музыкальных произведениях. | Уметь: графически изображать пред-меты сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи. | |||
13. | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. | Изображение героев зимних сказок (гуашь) | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. | Уметь: применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живопи-си );передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка | |||
14. | Основы изобразительного языка графики. | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы) | Эстетическое видение красоты зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. Поощрение индивидуального исполнения упражнений | Уметь выстроить композицию рисунка. Знать краски зимы. | |||
15. | Линия и мазок в художественном изображении. | Рисование снежных цветов на окне (акварель) | Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. Углубление представления о превращении технического приема в художественное изображение (линия, мазок) | Знать приемы свободной кистевой росписи. Уметь выполнить композиционное решение рисунка. | |||
16. | Знакомство с каргопольской игрушкой. | Роспись силуэтов игрушек (гуашь) | Открываем тайны каргопольских узоров. Связь народной игрушки с природой, бытом крестьянина | Знать отдельные центры народных художественных ремесел России: каргопольская игрушка. | |||
17. | Импровизация на тему каргопольских игрушек. | Роспись глиняных игрушек (гуашь) | Организация рабочего места для лепки глиняной игрушки. Исполнение заданий мастера В. Шевелева: геометрические формы, орнамент, фигурка лошадки | Знать:известные центры народных художественных ремесел России; особенности работы с глиной, правила лепки. | |||
18. | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. | Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | Прославление богатырей Русской земли в работах мастеров лаковой миниатюры, поэзии, музыки. | Уметь использовать акварель, гуашь, фломастер в рисунке. | |||
19. | Образ богатыря в живописи и графике. | Портрет русского богатыря (гуашь) | Образ богатыря — защитника Русской земли в живописи и графике | Знать художников-портреистов, уметь рисовать портрет. | |||
20. | Изображение по воображению животных. Конь. | Декоративная композиция по представлению (гуашь) | Образ коня в сказках, народной игрушке. Символика образа | Уметь:последовательно проводить работу над рисунком; изображать характерные очертания коня; правильно разво-дить и смешивать гуашевые краски | |||
21-22 | Использование в своей работе разных приёмов живописи. | Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель) | Представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы | Знать правила работы с акварелью. Уметь: рисовать по памяти разнообразные цветы; использо-вать художественные материалы. | |||
23 | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) | Понять связь расположения орнамента с различными образами дымковской пластики. Традиция праздника Свистуньи | Знать: известные центры народных художественных ремесел России; особенности дымковской игрушки. | |||
24. | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. | Вариация дымковских узоров (гуашь) | Варианты декоративного решения деревьев, киосков, участников ярмарки в стиле дымковского орнамента Ярмарочное действо как народная традиция. | Уметь выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, приёмом тычка. | |||
25. | Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. | Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | Создание условий для эмоционально-эстетического восприятия весенней природы. Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте | Уметь передавать пространственное положение ветки вербы. | |||
26. | Использование разных технических приёмов при работе с красками. | Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | Повторение: виды изобразительного искусства, последовательное расположение цветов в спектре. | Уметь свободно работать красками, без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги | |||
27. | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь) | Приемы рисования на сказочные сюжеты. Формирование творческого воображения. | Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки | |||
28. | Пропорции и форма различных садовых цветов. | Рисование с натуры весенних цветов (акварель) | Эмоционально-эстетическое восприятие разнообразных по форме и цвету весенних садовых, полевых и лесных цветов. Создание образа цветка на основе увиденного | Уметь наблюдать, замечать в природе прекрасное, анализировать свои впечатления. | |||
29 | Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне. | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | Знакомство с произведе-ниями художников: Куинджи, Ван Гога, К.Моне. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии. | Знать картины художников Куинджи, Ван Гога, К.Моне. Уметь строить композицию рисунка. | |||
30-31 | Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков. | Превращение красочного пятна в дерево (акварель) | Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Красота многоцветия в произведениях художников и народных мастеров. | Знать понятие о холодных и теплых цветах. | |||
32-33. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея. | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании изобразительных | Уметь графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи |
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен
знать/понимать
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргапольская игрушка);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
- значение слов: художник ,народный мастер, краски, палитра ,композиция ,силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи и декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
- эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.
уметь
- различать теплые и холодные цвета,
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
- организовать своё рабочее место: пользоваться кистью, красками, палитрой.
- Применять элементарные способы(техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
- Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета;
- Составлять композиции с учётом замысла;
- Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи(с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
- Рисовать кисть без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические(точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок, травка, усики, завиток»)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по искусству (ИЗО) 1 класс
Рабочая программа по искусству (ИЗО)1 класс используя ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по искусству (ИЗО) 4 класс
КТП по искусству (ИЗО) 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
календарно-тематическое планирование. изобразительное искусство ФГОС 2 класс
пояснительная записка + поурочно-тематический план...
Календарно - тематическое планирование изобразительное искусство 4 класс
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования ( 2004 г ) и авторской программы В.С. Кузина и др....
Календарно-тематический план. Изобразительное искусство 2 класс . С.Г. Ашикова
Календарно-тематический план по изобразительному искусству во 2 классе, краткое содержание курса . УМК: учебник «Изобразительное искусство» 2 класс, С.Г.Ашикова, издательство «Учебная лите...
Календарно-тематическое планирование «Изобразительное искусство» во 4 классе
Календарно-тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» во 4 классе в рамках программы «Развивающая образовательная система Л.В. Занкова»...
Календарно – тематическое планирование по искусству (изобразительное искусство) 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Календарно – тематическое планирование по искусству (изобразительное искусство)2 классУМК «Начальная школа 21 века»...