Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посредством рисования . Программы содержат пояснительную записку, цели и задачи, принципы, планируемые результаты и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra_programma_vneurochnoy_deyatelnosti..doc | 78 КБ |
tematicheskiy_plan_zhivopis.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
« Волшебная палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Программа основана на следующих принципах:
- Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
- Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
- Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
- Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
- Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
- Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
- Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
Программа рассчитана на 4 года начальной школы.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Работа с родителями:
Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся.
Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить собрания и встречи с родителями. Формы проведения работы с родителями:
- круглые столы, диспуты, творческие гостиные с участием детей.
Заключение
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Используемая литература:
- « Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
- «Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. Гирндт
- Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
- « Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
- « Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
- «Бумагопластика» Г. Н. Давыдова.
Тематический план.
1 год 2 год 3 год 4 год всего
1. | Живопись | 10 ч. | 11ч. | 11 ч. | 12 ч. | 44 ч. |
2. | Графика | 9 ч. | 10 ч. | 10 ч. | 11 ч. | 40 ч. |
3. | Пластилинография ( рисунки пластилином) | 4 ч. | 3 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 15 ч. |
4. | Аппликация | 4ч. | 4 ч. | 4 ч. | 4 ч. | 16 ч |
5. | Бумажная пластика | 3 ч. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. | 9 ч. |
6. | Работа с природными материалами. | 3 ч. | 2 ч. | 2 ч.
| 1 ч. | 8 ч. |
7. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | 4 ч. |
Итого: | 34 ч. | 34 ч. | 34 ч. | 34 ч. | 136 |
Предварительный просмотр:
Тематический план ( 1 год обучения)
Раздел « Живопись»
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. | « Все дети любят рисовать». « Что мы умеем и любим рисовать?» « Познакомимся с волшебными красками» « Какого цвета осень?» « Нарисуем солнышко» ( знакомство с тёплыми оттенками цветового круга) | Беседа о живописи. Первичный инструктаж. Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи. Свободная тема, художественные материалы на выбор детей. Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом. Игровое упражнение « Получи новый цвет» Беседа о цветовом круге. Порялок расположения цветовых оттенков, коллективная работа. Беседа о тёплых цветах, растяжка цвета от тёмного к светлому. |
1 | 1 1 1 1 | Репродукции с живописью русских художников, рисунки детей. Детские рисунки, живописные материалы( пастель, масляные мелки, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры)кисти № 3,4,5.
Цветовой круг, мультфильм « Петух и краски», художественные принадлежности Репродукции « Золотая осень» Левитана, « Осень» Шишкина, « Опавшие листья» Бродского Детские рисунки, цветовой круг. |
Раздел « Живопись».
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
6. 7. 8. 9. 10. | « Рисуем морские волны». Знакомство с холодными оттенками цветового круга. Живописные упражнения. « Солнечный и Изумрудный город» ( по сказке « Путешествие в Изумрудный город») тематическое рисование. « Волшебные белый и чёрный» « Морозные узоры на окне» декоративное рисование. Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. « Деревья отражаются в воде» ( техника « монотипия») | Беседа о холодных оттенках в цветовом круге. Выполнение живописных упражнений ( короткие и длинные мазки, волны) Выполнение живописной работы в тёплых и холодных тонах. Кроссворд « Какие ты знаешь цвета и оттенки ?» Чтение сказки о белом и чёрном художнике. Выполнение графических работ ( затемнение и высветление цвета) Работа акварелью и парафином в холодной цветовой гамме. Рассказ ,знакомство с народными промыслами, роспись матрёшки. Элементы росписи. Знакомство с техникой « монотипия», выполнение художественных работ |
1 |
1
1 1 1
1 | Репродукции картин художников, рисунки детей старших классов. Альбомы, гуашь, акварель, литературное произведение, Детские рисунки Цветовые сочетания в живописи. Репродукции картин, сказка о белом и чёрном художниках. Слайды с изображением матрёшки, элементы росписи. Детские рисунки , репродукции картин о весне Детские рисунки – « монотипии» |
Раздел « Графика»
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. | « Что такое графика?» « Деревья в осеннем лесу» ( графические упражнения точка, пятно, штрих) «Нарисуем кошку» ( штрих короткий и длинный) Набросок фигуры животного. « Нарисуем собачку» ( штрих, пятно, точка) Наброски собак. « Еловая и сосновая ветки» ( разница штриха ) | Беседа, знакомство с выразительными средствами графики. Рассказ о точке, линии, штрихе. Показ и выполнение графических упражнений. Рассмотрим фигурку кошки. Показ методов изображения фигуры отдельных частей тела. Выполнение штриховки. Рассмотрим фигурку собачки. Показ методов изображения тела собаки. Выполнение штриховки. Метод сравнения: Рассмотрим еловую и сосновую ветки, найдите отличие. Выбор методов штриховки ели и сосны. | 1 | 1 1 1
1 | Репродукции графических работ и детские рисунки. Репродукции графических работ, примеры упражнений, гелевые ручки, перо и тушь, простой карандаш. Простые карандаши, гелевая ручка или тушь, рисунок кошки, бумага Изображение собаки. Графические принадлежности, бумага. Еловая и сосновая ветка (натуральные), графические принадлежности, бумага. |
Раздел «Графика».
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
6. 7. 8. 9. | « Ёжики в лесу» тематическое рисование. « Избушка на курьих ножках» тематическое рисование по русским народным сказкам. « Травы лесные». Рисунки о весне. Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | Викторина « Какие графические упражнения ты знаешь?» Самостоятельное выполнение графического рисунка. Чтение отрывка из сказки , просмотр отрывка из мультфильма. Повторение графических упражнений. Самостоятельное выполнение графической работы по теме. Чтение стихов о весне. Рассматривание репродукций о весне. Выполнение работы цветными карандашами или масляными мелками. Рассмотрим иллюстрации с изображением птиц. Викторина « Какие это птицы?» Графические изображения птицы. | 1 1 1 1 | Вопросы для викторины. Детские графические рисунки. Графические принадлежности. Подобрать сказку, мультфильм по теме. Графические работы, графические материалы. Подборка стихов о весне. Репродукции картин о весне. Масляные мелки, цветные карандаши. Подборка иллюстраций. Подготовить викторину. Графические материалы. |
Раздел «Пластилинография»( рисунки пластилином).
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
1. 2. 3. 4. | « Три поросёнка» тематическая работа по сказке.( с. 30) « Лебеди» ( с. 21) « Мишка косолапый» ( с. 58) Подводный мир « Осьминог» ( с. 68) тематическая работа. | Беседа о рисунках пластилином. Загадывание загадок о домашних животных. Показ методов и приёмов рисования пластилином. Слушание русской песни « Лебёдушка», показ слайдов, Чтение стихотворения « Лебёдушка» Есенина, показ приёмов выполнения работы. Рассказ о бурых медведях. Методы и приёмы придания формы и пушистости мишке. Показ слайдов. Рассказ о представителях морского дна. Демонстрация слайдов, показ приёмов лепки. | 1 1
1 1 | Картон, пластилин мягкий ярких цветов. салфетка, стека, иллюстрации поросят. Картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, слайды. Картина Шишкина « Мишки», слайды, пластилин, картон зелёного цвета. Слайды подводного мира, плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека. |
Раздел « Аппликация»
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
1. 2. 3. 4. | « Ковёр из осенних листьев» симметричное вырезание ( с. 153) «Ёлочка – красавица» панорамная открытка. ( с. 332) « Разноцветные букашки» коллективная работа( с. 106) « Бабочки летают по лугу» коллективная работа ( с. 111) аппликация с элементами рисования. | Прогулка в лесопарк. Беседа о красоте природы осенью, осенних красках. Аппликация в технике симметричного вырезания, дорисовывание жилок и цветовых пятен. Чтение литературы о зиме о ёлочке. Демонстрация способов создания панорамной открытки. Рассказ о весне, о разных насекомых. Показ слайдов, повторение техники выполнения симметричной аппликации Беседа о лете. Показ слайдов разных видов бабочек. Повтор техники симметричного вырезания, тонирование бумаги. | 1 1 1
1 | Цветная бумага осенних цветов, Фактурная ( иллюстрации и обложки из журналов) клей, неожницы, фломастеры. Тонированные листы бумаги, готовые открытки, картон, цветная бумага, клей, ножницы. Слайды с изображением насекомых, тонированная бумага фактурная бумага, картон, клей, ножницы. Слайды с изображением бабочек, краски, кисти, клей, ножницы. |
Раздел « Бумажная пластика».
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
1. 2. 3.
| «По морям , по волнам»бумажная пластика с элементами рисования. ( с. 433) «Нарциссы» ( с. 6- 8) «Одуванчики» ( с. 13 – 15) | Беседа о водном транспорте с опорой на наглядности. Построение работы на тонированном листе. Показ методов и приёмов работы. Беседа о весенних цветах. Показ слайдов весенних цветов. Показ методов и приёмов выполнения работы. Чтение стихотворения об одуванчиках. Показ слайдов. Поэтапное объяснение методов работы. | 1 1 1 | Цветная бумага, фантики, бумажные салфетки, фломастеры, ножницы, клей. Картон тёмного цвета, двусторонняя бумага белого, жёлтого, оранжевого и зелёного цвета, клей, ножницы. Картон синего цвета, двусторонняя бумага жёлтого и зелёного цветов, клей, ножницы. |
Раздел « Работа с природными материалами»
Дата проведения | № |
Темы занятий | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов | Материалы и оборудование | примечания | |
теория | практика | ||||||
1.
2. 3. | Прогулка в осенний лес. Сбор и сушка гербария. Коллаж из сухих листьев « Декоративный венок»( с. 133) «Панно из зёрен» ( с. 121) Организация и обсуждение выставки детских работ. | Путешествие в осеннюю сказку. Беседа о красоте осенней природы. Сбор красивых листочков, трав, цветов, мха и шишек. Показ методов сушки гербария. Беседа о том, что такое коллаж. Правила построения композиции. Подбор листьев по размеру и окраске. Показ последовательности выполнения коллажа. Загадки « Угадай что за зёрнышко?» Показ методов перевода образца при помощи копировальной бумаги. Тематическая игра: «Путешествие в волшебную Страну». | 1 1 | 1 1 | Стихи об осени. Пакеты для сбора гербария. Плотный картон, высушенные листья и травы, зёрна, акварель, кисти, клей, фломастеры. Загадки по теме, разноцветные семена, соломинки, зёрна, нитки, кусочки кружева, картон, клей ПВА, копировальная бумага. Подготовить и разместить работы детей на выставку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Радужный мир" по изобразительному искусству
Программа написана в рамках реализации ФГОС в 1-3 классах. Программа модифицированная, разработана по материалам интернет....
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству
Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ 3 КЛАСС
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.Програ...
Программа внеурочной деятельности 3 класс "Волшебный квиллинг"
На занятиях обучающиеся создают работы из бумаги в технике "квиллинг"...
"Мостик над прудом". Внеурочная деятельность. Мастер-класс по изобразительному искусству.
Мастер-класс "Мостик над прудом" по изобразительному искусству для занятий внеурочной деятельности. Возраст учащмхся 2-5 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класса «Мир музыкального искусства»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир музыкального искусства» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...