программа внеурочной деятельности "Радужный мир" по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Программа написана в рамках реализации ФГОС в 1-3 классах. Программа модифицированная, разработана по материалам интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduzhnyy_mir_2012_na_3_goda.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Галдак Н.Н./
от «__» августа 20__года
Программа внеурочной деятельности
(модифицированная)
«Радужный мир»
(за основу работы взята авторская программа Л.А.Антипиной
«Искусство в познании мира» с изменением часовой разбивки)
Возраст учащихся : 6,5 – 10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Автор-составитель: Жукова Светлана Васильевна
Направление: художественно-эстетическое.
С. Луговое – 2012 г.
Пояснительная записка
Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В Законе РФ «Об образовании» ставится акцент на духовно-нравственное становление детей и молодёжи, которое возможно именно через искусство, через эстетическое воспитание.
Ф. Шиллер толковал термин «эстетическое воспитание» не только как формирование способности понимать искусство, но и как формирование целостного человека с помощью искусства.
Значимость нравственного и эстетического воспитания отмечалась исстари, во все времена. Например, китайский философ Конфуций писал, что «образование начинается с поэзии и завершается музыкой». В Древней Руси эстетическое воспитание осуществлялось через песни, сказания, ремёсла, обряды. В 18 веке Н.И.Новиков считал, что «эстетическое воспитание – часть умственного воспитания» и что «в процессе обучения следует приобщать детей к искусствам, воспитывать в них художественный вкус, развивать способность к созданию посильных им эстетических ценностей».
В.А.Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается самобытность каждого ребёнка».
Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Радужный мир» имеет художественно-эстетическую направленность. Деятельность данного объединения направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, творческой самореализации личности ребенка. Основное направление программы – научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания, помочь осмыслению бережного отношения к природе.
Программа создана в рамках организации внеурочной деятельности учащихся 1-2 классов согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам и основана на программе Л.А. Антипиной «Искусство в познании мира», руководителя студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска, концепции универсального механизма таланта психологов И.Акимова и В.Клименко, согласно которой талант это норма, достижение которой зависит от гармоничной работы и развития ребенка. Программа создана на базе многолетних наблюдений за работой и творчеством детей 6 – 10 летнего возраста.
Система тем и заданий программы Л.А.Антипиной, следуя оптимальной стратегии действий, методов, устремлений, характерных для детского творчества, предназначена для работы с детьми разного возраста. Вся данная программа построена на гармоничной работе эмоционально-чувственного, интуитивного и интеллектуального познания окружающего мира. Творчество для детей – это отражение душевной работы, где чувства, разум, глаза и руки являются инструментами души.
Организуя процесс созерцания, созидания и общения, Л.А.Антипина предлагает разнообразные формы продуктивного творчества, такие как, игровые ситуации, прочтение произведений литературы, вживание в образ, элементы пантомимы, музыкальное сопровождение, погружение ребёнка то в ситуацию зрителя, то – слушателя, то актёра, то- собеседника, которые придают занятиям динамичность, интригующую загадочность, помогают создать соответствующую замыслу атмосферу занятия, в которой ребёнок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. Для лучшего понимания окружающей живой и неживой природы применяется принцип одухотворения («очеловечивания») природы. Таким образом, побывав тем или иным представителем флоры или фауны, ребёнок образнее характеризует их и передаёт свои впечатления от пережитого опыта в рисунке.
Занятия – любования призваны формировать в детях способность «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир через интересный ракурс, нестандартную точку зрения и т.п., чтобы дети могли в обычном увидеть необычное, неприметное увидеть выразительным.
Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству.
Содержание задач и заданий программы «Искусство в познании мира» направлено на сохранение в процессе обучения самого дорогого достояния человека - его самобытности через возможность свободного выбора цели, пути и способа решения поставленной перед ним проблемы. Знания, которые предлагаются ребенку даются в форме принципов, а не в виде готовых, не подлежащих обсуждению рецептов. Визуальный, чувственный, творческий и интеллектуальный опыт ребенка подводит его к открытию и пониманию законов, на которые опирается творческая деятельность.
Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Свои чувства они тренируют и совершенствуют свои через взаимодействие с природой, творчество. Радости и горести, встречи с прекрасным и безобразным, открытия и разочарования - все для них становится материалом для творчества, переплавляется в драгоценный опыт души. Ведь каждый человек приходит в мир, чтобы через радости и страдания, взлеты и падения совершенствовать свою живую душу и мир вокруг.
Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность изображать окружающий их мир и видеть результат своей работы.
Программа «Радужный мир» является модифицированной. Изменения внесены в тематику занятий с учётом интересов детей, подготовки и творческих возможностей учащихся (большинство детей данных первых классов не ходили в детский сад), возможности их самовыражения, с изменением часовой разбивки. Дополнительность данной программы заключается в том, что главная линия программы – это обращение тем и заданий к душе каждого ребёнка, его нравственному чувству, его личному опыту, что даёт толчок к развитию творческого таланта.
Программа входит в программу деятельности МКОУ Луговской средней общеобразовательной школы в рамках блока дополнительного образования в школе.
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Цель данной программы:
раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу.
Цели и задачи программы адекватны и соответствуют нормативно-правовой базе, оформленной в типовом положении о дополнительном образовании детей.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. Ведущий принцип работы – природосообразность выбранных форм и приёмов – помогает в самовыражении детей.
Дети принимаются в кружок по желанию, а не по уровню художественных умений и навыков.
Творческое объединение «Радужный мир» сформировано и действует на бесплатной основе. Кружок бесплатный, значит, доступен семьям с разными социальными возможностями. Поэтому контингент детей, посещающих кружок очень разнообразен.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6 – 7 лет (учащиеся первых классов), 8-9 лет – учащиеся 2-х классов.
Группы одновозрастые. Группы формируются без предварительного отбора, из детей 1-2 классов. Наполняемость групп, согласно программе автора - Антипиной, на начальном уровне составляет от 8 до 12 человек, так как дети неорганизованны, с трудом работают самостоятельно. Поэтому и требуется индивидуальный подход к каждому, действует принцип оказания своевременной помощи.
Режим занятий:
• общее количество часов в год для первого класса – 33 ч.; для вторых классов по 34 часа;
• количество часов и занятий в неделю для каждого класса – 1 раз в неделю по 1 ч.;
• периодичность занятий – по 1 разу в неделю.
Продолжительность занятий установлена в соответствии с нормами СанПиНа:
1 класс – по 35 минут с перерывами
2 класс - по 40 минут с перерывами.
Занятия проходят во второй половине дня после уроков. Данный режим связан с подвозом детей из других сёл, и невозможностью детей посещать занятия объединения в другое время.
Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый вариант задания, доступный его уровню и возрасту.
Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии природы, возможностях языка изобразительного искусства, после чего дети приступают к практическому выполнению работы. В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
Беседы на подготовительном уровне обучения педагог проводит в начале и в конце занятия в течение 8-10 минут. В одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (три-четыре иллюстрации).
Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми.
Описание форм и методов проведения занятий
В основе организации занятия лежат следующие методы:
1. Словесные: устное изложение, беседа, анализ произведения.
2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.
3. Практические (репродуктивные) методы обучения: тренировочные графические упражнения.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа, фронтальная работа.
Формы проведения занятий: занятие-игра, занятие-сказка, экскурсия, путешествие.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- участия в конкурсах;
- организации выставки детских работ;
- в конце года проводится итоговая выставка работ.
Срок реализации программы рассчитан на 4 года обучения:
- Ознакомительный - 1 год обучения – возраст 6-7лет;
- Развивающий - 2 -3 год обучения – возраст 7-9 лет;
- Исследовательский - 4 год – возраст 9-10 лет.
Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством – 33 часа.
Второй – третий год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем – 68 часов.
Четвёртый год является трамплином для проявления собственного творчества, где ребята, имея определённые умения и знания, совершенствуют их через воплощение личных художественных образов и композиций – 34 часа.
Программа разделена на тематические блоки:
Первый год обучения - «Учимся понимать душу природы»
Второй – третий год обучения - «Учимся понимать душу человека»
Четвёртый год обучения - «Учимся понимать душу народа»
Содержание учебного курса
Первый год обучения «Учимся понимать душу природы»
Человек - равноценная часть природы, живет и развивается по единым с ней законам. Культура взаимодействия с природой - это важнейшая часть духовной культуры человека. Формирование этой культуры начинается с эмоционально - чувственных связей с явлениями природы. Встреча с гармонией мира формирует представление о прекрасном, дает эталоны красоты пропорций, форм, цветовых сочетаний. Через общение с живым миром природы ребенок развивает свое нравственное чувство, свою живую душу.
Цель 1 года:
Формирование эмоционально - чувственных связей с явлениями природы.
Задачи 1 года:
- Творчески откликаться на явления природы, видеть и находить в ней средства для выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.
- Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память.
- Формировать художественные знания, умения и навыки: учить пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства: акварелью, гуашью, графитными, цветными карандашами, восковыми мелками.
- Знакомить с языком и техникой живописи и графики.
- Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графики, пейзаже, анималистическом и декоративном жанре.
- Познакомить с основами цветоведения, композиции, со средствами выражения
графического изображения.
Ожидаемые результаты 1 года:
К концу первого года обучения дети должны:
-уметь пользоваться различными художественными материалами.
-овладеть основами техники живописи, уметь работать с палитрой, уметь смешивать оттенки, подбирать нужный тон, иметь понятия контраста, нюанса, холодного и теплого, эмоциональной нагрузки колорита, цвета, света, формы; иметь представление об основах воздушной перспективы.
уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции, используя пятно, линию, штрих, растушевку, свет, тень, силуэт, контур. Знать о линейной перспективе, светотеневой растяжке, линейном рисунке. уметь различать виды и жанры изобразительного искусства, уметь составить композицию на заданную тему.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Живая душа природы | 2 | 7 | 9 |
2 | Наши соседи по планете | 2 | 5 | 7 |
3 | Искусство созерцания | 0,5 | 1,5 | 2 |
4 | Тайны творящей природы | 2,5 | 9,5 | 12 |
5 | Природа - источник вдохновения | - | 3 | 3 |
Всего | 7 | 26 | 33 |
Учебно-тематический план «Учимся понимать душу природы» (1 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Живая душа природы | ||||
1 | Живой цвет природы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Настроение природы. | 1 | - | 1 |
3 | Улыбка природы. Радуга | 1 | - | 1 |
4 | Теплые краски природы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Холодные краски природы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Характер деревьев. | 1 | - | 1 |
7 | Души деревьев - дриады. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Характер ручьев и рек. | 1 | - | 1 |
9 | Ветер. | 1 | - | 1 |
Наши соседи по планете. | ||||
10 | Хозяева неба - птицы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Хозяева леса - звери. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Домашние животные. | 1 | - | 1 |
13 | Подводный мир. | 1 | - | 1 |
14 | Жизнь луговых трав. «Портрет растений». | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Хозяева травяных джунглей - насекомые. | 1 | - | 1 |
16 | Вымершие виды животных. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Искусство созерцания. | ||||
17 | Маленькие шедевры природы. Раковины, камни, плоды, цветы, птичьи перья. | 1 | - | 1 |
18 | Живое кружево. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тайны творящей природы. | ||||
19 | Тайна камня. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Тайна полета. | 1 | - | 1 |
21 | Тайна бабочки. | 1 | - | 1 |
22 | Нерукотворное кружево. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Тайна цветов и снежинок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Тайна домика улитки. | 1 | - | 1 |
25 | Тайна растущего дерева. | 1 | - | 1 |
26 | Поэзия в рисунке. | 1 | - | 1 |
27 | Сетчатые структуры - орнамент. | 1 | - | 1 |
28 | Мир овощей и фруктов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Времена года. | 1 | - | 1 |
30 | Творение объемной формы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Природа - источник вдохновения. | ||||
31 | Маска животного или человека. | 1 | - | 1 |
32 | Я рисую сказку. | 1 | - | 1 |
33 | Заключительный праздник. Выставка детского творчества. | 1 | - | 1 |
Итого: | 33 | 7 | 26 |
Содержание учебно-тематического планирования - первый год обучения
«Учимся понимать душу природы»
Живая душа природы.
1 .Живой цвет природы.
- эксперименты по восприятию цвета, развитие и изменение цвета в природе.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
2.Настроение природы.
- используя предыдущую работу как подмалевок, дописать детали (деревья, фигурки людей).
- живопись: гуашь, кисти.
3.Улыбка природы. Радуга,
- изображение радуги способом цветовой растяжки.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
4.Теплые краски природы.
- пейзаж или сказочный персонаж с использованием теплых оттенков цвета.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
5.Холодные краски природы.
- пейзаж или сказочный персонаж с использованием холодных оттенков природы.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
6.Характер деревьев.
- изображение деревьев, их характер и состояние, используя ассоциативное мышление.
- графика: черная гелиевая ручка, белила, тонированная бумага.
7.Души деревьев - дриады.
- Изображение сказочного дерева используя образное мышление и воображение.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
8.Характер ручьев и рек.
- Реки и ручейки напоминают людей - у каждого свои характер. Изображение Нимфы - сказочного существа, души рек и ручьев.
- живопись: гуашь, акварель, кисти, бумага.
9.Ветер.
- как изобразить то, что невидимо? «Ветер дует, потому что деревья качаются».
- графика, пейзаж: черная гелиевая ручка, тонированная бумага.
Наши соседи по планете.
1.Хозяева неба - птицы.
- изображение птицы. Наши представления о свободе ассоциативно связаны с птицами.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
2.Хозяева леса - звери.
- изображение животного. Животный мир - это живая душа природы.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
3.Домашние животные.
- изображение любого домашнего животного.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
4. Подводный мир.
- океан - колыбель жизни. Обитатели морей - наши старшие братья.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
5.Жизнь луговых трав. «Портрет растений».
- трава сродни толпе из особенных и разнообразных людей со своей индивидуальностью.
- графика: черная ручка, акварель, кисти, бумага.
6.Хозяева травяных джунглей - насекомые.
- создание образного живописного «портрета» насекомого, основываясь на существующем в природе.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
7.Вымершие виды животных.
- изображение древнего животного. Какие цвета переливались на чешуе динозавров?
- живопись: акварель, кисти, бумага.
Искусство созерцания.
1 .Маленькие шедевры природы. Раковины, камни, плоды, цветы, птичьи перья.
- «портретное» изображение шедевра природы через форму, цвет, фактуру.
- живопись; акварель, кисти, бумага.
2.Живое кружево.
- графическое изображение узоров, которыми природа покрывает свои творенья. Раковины, камни, мех животных, чешуя рыбы, листья, стволы деревьев, ладонь человека украшены узором из линий и пятнышек.
- графика: черная ручка, белила, тонированная бумага.
Тайны творящей природы.
1.Тайна камня.
- изображение ритмичных узоров для декоративного камня.
- графика: цветные карандаши, черная ручка, бумага.
2.Тайна полета.
- птицы, насекомые - их крылья, разнообразие их форм, конструкций станут темой художественного исследования детей.
- миниатюрная живопись или графика: черная ручка, акварель, гуашь, кисти, бумага.
3.Тайна бабочки.
- упражнения на применение принципов зеркальной симметрии на примере бабочки, вырезка из бумаги.
- конструирование: цветная бумага, ножницы.
4.Рукотворное кружево.
- рисование тончайших узоров, встречаемых в природе.
- графика: черная гелиевая ручка, бумага.
5.Тайна цветов и снежинок.
- зарисовка природных объектов. Использование принципов радиальной симметрии в вырезках из бумаги.
- графика, конструирование: цветные карандаши, ручки, акварель, цветная бумага, ножницы, кисти, белая бумага.
б.Тайна домика улитки.
- изображение развития модуля по спирали на примере улитки.
- графика: черная ручка, тонированная или белая бумага.
7.Тайна растущего дерева. Фракталы.
- «вырастить» на бумаге дерево, следуя фрактальному принципу.
- графика: белая и черная бумага, цветные карандаши.
8.Тайна растущего дерева. Фактура коры.
- изображение характерного узора коры дерева.
- конструирование, графика: бумага, нож для бумаги, черная ручка, простые карандаши.
9.Сетчатые структуры.
- изготовление бумажных фонариков, используя систему разрезов.
- конструирование: тонкая бумага, ножницы.
10.Сетчатые структуры - орнамент.
- знакомство с видом декоративного искусства - орнаментом, и создание своего варианта.
- графика: цветные карандаши, фломастеры, бумага.
11.Мир овощей и фруктов.
- натюрморт. Рисование с натуры овощей и фруктов.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
12.Мир овощей и фруктов изнутри.
- рассматривание и рисование с натуры овощей и фруктов в разрезе.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
Природа - источник вдохновения.
1.Творение объемной формы.
- создание птицы, животного, цветка.
- конструирование: бумага, ножницы, клей ПВА.
2.Маска животного или человека.
- зарисовки, поиск образа, роспись маски.
- конструирование, графика: бумага, ножницы, гуашь, кисти.
3.Поэзия в рисунке.
- выполнение пейзажа по выбранному стихотворению.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
4.Я рисую сказку.
- выполнение иллюстрации к сказке о животных. Работа по замыслу.
- графика: гуашь, кисти, бумага.
5.Времена года.
- выполнение пейзажа любимого сезона. Самостоятельный выбор техники работы и сюжета.
- живопись, графика: акварель, гуашь, кисти, бумага, графические материалы.
Второй год обучения «Учимся понимать душу человека»
В центре внимания всего мирового искусства находится человек, богатство его чувств и внутреннего мира. Открывая свой внутренний мир через изображение того, что и кого любит, о чем мечтает, исповедуясь перед самим собой в своих сокровенных желаниях, ребенок находит стратегию познания внутреннего мира другого человека, через осознание своей неповторимости открывает уникальность и особенность других людей.
Цель на 2 год обучения: формирование культуры взаимодействия с миром людей.
Задачи:
- Тренировать свою способность эмоционально воспринимать соотношения цвета, света, формы, фактуры, пропорций.
- Через изобразительное творчество развивать свои врожденные чувства, стремления, осознания.
- Стремиться к овладению художественной формой, подчинению ее своим творческим замыслам.
- Выйти на осознание того, что в своей деятельности человек опирается не только на свой опыт, но и на знания и технологии, накопленные человечеством.
- Учить видеть, осознавать и изображать особенности эмоциональных состояний человека, проявляющиеся в мимике, позе, жесте.
- Учить видеть взаимосвязь между формой, содержанием и чувством, которое стремится выразить художник.
- Учить выражать эмоциональное состояние с помощью колорита, цвета, света ,силуэта, линий, штриха, пропорций.
- Углубить представление о воздушной перспективе, учить видеть лист бумаги как глубину и пространство.
- Учить изображать объем через моделирование света, полутени и тени средствами графики и живописи
- Дать представление о моделировании одежды, о работе художника - модельера.
Ожидаемые результаты 2- го года:
-Знать жанры и виды изобразительного искусства: автопортрет, портрет, групповой
портрет, сюжетно - тематическая картина, натюрморт; иметь представление о диптихе,
триптихе, серии.
- Уметь видеть и применять в своем творчестве возрастные особенности пропорций
человеческой фигуры и пропорциональных соотношений частей лица.
-Уметь видеть главное и второстепенное, выстраивать свою деятельность от обобщения к
детализации.
Учебно- тематический план 2-го года обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Мир моей души | 3,5 | 10,5 | 14 |
2 | Мои эмоции, чувства и ощущения | 1,5 | 6,5 | 8 |
3 | Искусство видеть | 0,5 | 5,5 | 6 |
4 | Сказка о нарисованном герое | 0.5 | 3,5 | 4 |
Всего | 6 | 28 | 34 |
Учебно-тематический план «Учимся понимать душу человека» (2 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Мир моей души. | ||||
1 | Знакомьтесь - это я. Работа над автопортретом | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Пропорции лица и фигуры человека. | 1 | - | 1 |
3 | Моя семья. | 1 | - | 1 |
4 | Мои друзья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Костюм, который я хотел бы носить. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Дом и место, где я живу или хотел бы жить. | 1 | - | 1 |
7 | Домашнее животное, с которым я дружу, о котором я забочусь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Вещи, которые я люблю. Натюрморт из любимых вещей. | 1 | - | 1 |
9 | Чудесный друг, о котором я мечтаю. | 1 | - | 1 |
10 | Мое хобби. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Мой талисман. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Моя мечта. | 1 | - | 1 |
13 | Мой чудесный сон. | 1 | - | 1 |
14 | Когда я стану взрослым. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мои эмоции, чувства и ощущения. | ||||
15 | Мои эмоции. Зарисовки разных эмоциональных состояний человека. | 1 | - | 1 |
16 | Мои чувства и ощущения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Радость и веселье. | 1 | - | 1 |
18 | Страх. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Нежность. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Печаль. | 1 | - | 1 |
21 | Покой. | 1 | - | 1 |
22 | Выразительная сила линии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Выразительная сила объемов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Искусство видеть. | ||||
24 | Главное, второстепенное. Линейные наброски. | 1 | - | 1 |
25 | Главное и второстепенное. Этюды с натуры. | 1 | - | 1 |
26 | Скорость и покой. Превращение краски в движение. | 1 | - | 1 |
27 | Далекое и близкое. Превращение краски в пространство. | 1 | - | 1 |
28 | Свет. Превращение краски в свет. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Объем. Превращение краски в объем. Натюрморт. | 1 | - | 1 |
Сказка о нарисованном герое. | ||||
30 | Сказочный герой. Внешний мир героя. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Сказочный герой. Внутренний мир героя. | 1 | - | 1 |
32 | Вещи рассказывают о своем хозяине. | 1 | - | 1 |
33 | Дом рассказывает о своем хозяине. | 1 | - | 1 |
34 | Люди, окружающие героя. | 1 | ||
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Содержание учебно-тематического планирования
Второй год обучения «Учимся понимать душу человека»
Мир моей души.
1 .Знакомьтесь - это я.
- работа над автопортретом. Автопортрет - это рассказ о самом себе, особенном и неповторимом.
- живопись или графика: гуашь, пастель, бумага.
2.Возраст и пропорции лица и фигуры человека.
- изучение пропорциональных особенностей лица и фигуры человека в зависимости от возраста.
- графика: карандаш, бумага, цветные карандаши.
3.Моя семья.
- групповой портрет. Каждый член семьи - особая и неповторимая личность с индивидуальными данными.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
4.Мои друзья.
- изображение друга или нескольких друзей с присущими им характерными особенностями.
- живопись или графика: гуашь, кисти, тонированная бумага.
5.Костюм, который я хотел бы носить.
- разработка эскиза костюма в любом стиле.
- графика: фломастеры, карандаши, ручки, бумага.
6.Дом и место, где я живу или хотел бы жить.
- композиция по памяти или по воображению. Пристрастие человека к определенному стилю жилища.
- живопись или графика: гуашь, акварель, кисти, бумага, пастель.
7.Домашнее животное, с которым я дружу, о котором я забочусь.
- изображение своего домашнего любимца.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
8.Вещи, которые я люблю.
- натюрморт из любимых вещей. Вещи могут рассказать истории о своих хозяевах.
- живопись: гуашь, акварель, кисти, бумага.
9.Чудесный друг, о котором я мечтаю.
- придумывание особого друга и его изображение (говорящее животное, сказочное существо, инопланетянин).
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
10.Мое хобби.
- изображение своего любимого занятия.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
11 .Мой талисман.
- разработка эскиза вещи, приносящей человеку удачу и счастье.
- графика: акварель, черная ручка, кисти, бумага.
12.Моя мечта.
- рисование своей мечты.
- живопись или графика: материалы по выбору.
13.Когда я стану взрослым.
- изображение своих жизненных планов.
- живопись или графика: материалы по выбору.
Мои эмоции, чувства и ощущения.
1 .Мои эмоции.
- зарисовки разных эмоциональных состояний человека, проявляющихся в мимике, жестах, позе.
- графика: фломастеры, карандаши, бумага.
2.Мои чувства и ощущения.
- эмоциональная окраска воспринимаемых человеком событий, произведений искусства.
- живопись, графика.
3.Радость и веселье.
- композиция по воображению яркими и чистыми цветами.
- живопись: гуашь, акварель, кисти, бумага.
4.Страх.
- цвет, свет, характер формы - важные носители эмоционального состояния.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
5.Нежность.
- характер мазка, цветовые переходы, основанные на нюансе, помогают
эмоциональной характеристике образа.
- живопись: акварель, белила, кисти, бумага.
6.Печаль.
- найти способ передачи ощущения печали через форму, цвет.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
7.Покой.
- покой в душе при восприятии цвета, формы, сюжета, освещения.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
8.Выразительная сила линии.
- выражение эмоционального состояния через характер линии.
- графика: черная гелевая ручка, бумага.
9.Выразительная сила объемов.
- взаимосвязь объемной формы с чувственным содержанием произведения искусства.
- графика: карандаш, бумага.
Искусство видеть.
1.Главное, второстепенное.
- учиться видеть главное, отделять его от второстепенного. Линейные наброски.
- графика: карандаш, бумага.
2.Главное и второстепенное.
- используя малые средства, выявить главное. Этюды с натуры.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
3.Скорость и покой.
- превращение краски в движение.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
4.Далекое и близкое.
- превращение краски в пространство.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
5.Свет.
- превращение краски в свет.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
6.Объем.
- превращение краски в объем. Натюрморт.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
Сказка о нарисованном герое.
1 .Сказочный герой.
- знакомство с понятиями диптиха, триптиха, серии. Художественное исследование внутреннего и внешнего мира героя, время и страну, в которых он живет.
- свободный выбор материала и техники исполнения.
2.Вещи рассказывают о своем хозяине.
- изобразить вещи, рассказывающие о привычках и внутреннем мире своего хозяина, его возрасте, поле, положении, времени и стране, в которой он живет.
- свободный выбор материала и техники исполнения.
3.Дом рассказывает о своем хозяине.
- связь жилища с человеком.
- свободный выбор материала и техники исполнения.
4 .Люди, окружающие героя.
- скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
- свободный выбор материала и техники исполнения.
Цель на 3 год обучения: развитие культуры взаимодействия с миром природы и людей.
Задачи:
- Тренировать свою способность эмоционально воспринимать соотношения цвета, света, формы, фактуры, пропорций.
- Через изобразительное творчество развивать свои врожденные чувства, стремления, осознания.
- Стремиться к овладению художественной формой, подчинению ее своим творческим замыслам.
- Выйти на осознание того, что в своей деятельности человек опирается не только на свой опыт, но и на знания и технологии, накопленные человечеством.
- Учить видеть, осознавать и изображать особенности эмоциональных состояний человека, проявляющиеся в мимике, позе, жесте.
- Учить видеть взаимосвязь между формой, содержанием и чувством, которое стремится выразить художник.
- Учить выражать эмоциональное состояние с помощью колорита, цвета, света ,силуэта, линий, штриха, пропорций.
- Углубить представление о воздушной перспективе, учить видеть лист бумаги как глубину и пространство.
- Учить изображать объем через моделирование света, полутени и тени средствами графики и живописи
- Дать представление о моделировании одежды, о работе художника - модельера.
Ожидаемые результаты 3 - го года:
-Знать жанры и виды изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, автопортрет, портрет, групповой портрет, сюжетно - тематическая картина, натюрморт; иметь представление о диптихе, триптихе, серии.
- Уметь видеть и применить в своём творчестве пространство, особенности состяния природы.
- Уметь видеть и применять в своем творчестве особенности пропорций человеческой фигуры и пропорциональных соотношений частей лица.
-Уметь видеть главное и второстепенное, выстраивать свою деятельность от обобщения к
детализации.
Учебно- тематический план 3-го года обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Живая душа природы | 3,5 | 10,5 | 14 |
2 | Наши соседи по планете. | 1,5 | 6,5 | 8 |
3 | Природа - источник вдохновения. | 0,5 | 5,5 | 6 |
4 | Мир моей души. Мои эмоции, чувства и ощущения. | 0.5 | 3,5 | 4 |
Всего | 6 | 28 | 34 |
Учебно-тематический план «Учимся понимать душу природы и человека» (3 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Живая душа природы | ||||
1 | «Краски лета» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Чудеса с цветом. Цветы и бабочки» | 1 | - | 1 |
3 | «Уж небо осенью дышало» – пейзаж (рисунок кистью и салфеткой) | 1 | - | 1 |
4 | «Лесной архитектор» (паучок, паутина). | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Дары осени» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Наши соседи по планете. | ||||
6 | Рисование с натуры двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника | 1 | - | 1 |
7 | «Осеннее дерево», «Почему осень называют золотой» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Сказочный лес» (Сказка про заколдованный лес) | 1 | - | 1 |
9 | «Платье для осени» | 1 | - | 1 |
10 | «Разноцветные рыбки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | « Золотой петушок» (тёплые и холодные цвета, контраст) | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Дворец для феи» (тёплые цвета, колорит) | 1 | - | 1 |
13 | «Снежные краски» (рисование снежинок) | 1 | - | 1 |
14 | «Холодный вечер» (холодный цвет / городской пейзаж) | 1 | 0,5 | 0,5 |
Природа - источник вдохновения. | ||||
15 | Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 1 | - | 1 |
16 | Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | « Зимняя сказка» | 1 | - | 1 |
18 | « Кто рисует на окне» | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | « Добрые и злые герои сказок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | « Веселый клоун» | 1 | - | 1 |
21 | «Скатерть-самобранка» | 1 | - | 1 |
22 | « Вечерний город» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мир моей души. Мои эмоции, чувства и ощущения. | ||||
23 | «Любимые игрушки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | «Портрет кошки» (передача характера и настроения) | 1 | - | 1 |
25 | «Мой любимый красивый зверь» | 1 | - | 1 |
26 | «Праздничная улица» | 1 | - | 1 |
27 | «В сказочном подводном мире» | 1 | - | 1 |
28 | «Полет на другую планету» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Сказочный букет» | 1 | - | 1 |
30 | «Превращение кляксы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «Птицы прилетели» | 1 | - | 1 |
32 | Контраст толстой и тонкой линии. Изображение животных, птиц. | 1 | - | 1 |
33 | "Пейзаж. Состояние природы" | 1 | - | 1 |
34 | Рисование на тему: «Красота вокруг нас». Изображение пейзажей родного края. | 1 | - | 1 |
Всего: | 34 | 7 | 27 |
Четвёртый год обучения «Учимся понимать душу народа»
Познание истоков художественной культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально - нравственных основ всей мировой художественной культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней. В самой глубине нашей души живут образы, общие для духовной жизни всего человечества.
Задачи творческого развития обучения:
- Формирование культуры взаимодействия с духовным опытом человечества
- Подвести ребенка к пониманию духовных корней всей мировой художественной культуры.
- Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней, формированию чувства Родины.
- Через приобщение к миру образных представлений народного искусства воспитывать и развивать нравственное чувство ребенка.
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
- Знакомить с видами и жанрами народного искусства: сказками, мифами, легендами, архитектурой, народным дизайном, народным костюмом, народными игрушками.
- Знакомить с мировоззрением и мифологией древней Руси.
- Дать представление и навыки работы с народными технологиями художественного творчества: едиными основами русской кистевой росписи; осознать единство и различия хохломской, городецкой и других росписей.
- Дать почувствовать неповторимость стиля, характера искусства народов Земли, стилевые особенности исторических эпох, особенности быта, жизни, мировоззрения людей.
- Познакомить с жизнью, бытом, мировоззрением, искусством карельских народов.
Ожидаемые результаты:
- Знать виды и жанры народного искусства.
- Получить навыки в кистевой росписи, знать единство и различия разных видов росписей.
- Знать стилевые особенности искусства, культуры, жизни, быта людей разных исторических эпох.
- Познакомиться с культурой Карелии.
Учебно - тематический план 3-го года обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Наши древние корни | 3 | 5 | 8 |
2 | Древние мифы | 8 | 20 | 28 |
3 | Мир символического мышления | 4 | 10 | 14 |
4 | Магические силы народного искусства | 4 | 12 | 16 |
5 | Мир одухотворенных вещей | 4 | 22 | 26 |
6 | Мудрость искусства разных народов | 8 | 36 | 44 |
7 | Коренные народы Карелии | 2 | 6 | 8 |
Всего | 33 | 111 | 144 |
Содержание учебно-тематического планирования
Четвёртый год обучения «Учимся понимать душу народа»
Наши древние корни.
1 .Ты - житель планеты Земля.
- изображение планеты группой детей. Изображение людей в национальных костюмах. Изображение животного мира. Вырезать и наклеить фигурки на общее панно.
- коллективная работа.
- гуашь, клей ПВА, белый картон большого формата, кисти, ножницы.
2.Ты - часть бессмертного рода.
- составление генеалогического дерева.
- графика: фамильные фотографии, черная гелевая ручка, акварель, кисти, бумага.
3.Карельские петроглифы.
- знакомство с петроглифами и их изображение.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
Древние мифы.
1 .Древнегреческие мифы..
- иллюстрация к любому мифу.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
2. Древо жизни.
- изображение сказочного дерева.
- живописная композиция: акварель, кисти, цветные карандаши, бумага.
3. Солнце.
• солнце – живое существо – светлое, ясное, доброе и справедливое. Изображение сказочного солнца.
• декоративная работа, гуашь, кисти, бумага.
4. Солнечные кони, солнечные птицы.
- сочинение легенды о солнце. Изображение фантастической композиции
- декоративная работа, гуашь, кисти, бумага..
5. Небесная олениха.
- рисование древней легенды.
- живопись или графика: гуашь, цветные карандаши, бумага.
6. Легенды о радуге.
- радуга как живое существо. Сочинение легенды.
- живопись: гуашь, акварель, пастель, кисти, бумага (на выбор).
7. Господин подземного мира – ящер.
- сочинение композиции о ящере - персонаже легенд и сказаний.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
Мир символического мышления.
1 .Знакомимся с природными стихиями.
- Создание лаконичного образа. Беседа, зарисовки. Изображение стихии огня в женском образе.
- графика: черная гелиевая ручка, цветные карандаши, бумага.
2.Стихия воздуха.
• изображение стихии воздуха в женском образе.
• живопись: гуашь, кисти, бумага
З.Стихия воды.
- изображение стихии земли в женском образе.
- живопись: гуашь, акварель, кисти, бумага.
4.Стихия земли.
- изображение стихии земли в женском образе.
- Живопись: акварель, кисти, бумага.
Мир народного искусства.
1 .Славяне.
Портрет славянина или славянки.
• графика: акварель, цветные карандаши, кисти, бумага.
2.Роспись блюда.
- изображение орнаментальной композиции в круге.
- графика: гуашь, кисти, бумага.
З.Роспись прялки из растительных форм.
- орнаментальное изображение из растительных форм..
- графика: гуашь, кисти, бумага.
4.Рисуем былины.
- Иллюстрация к любой русской былине.
- графика: гуашь, кисти, бумага.
Мир одухотворенных вещей.
1.Народный костюм как выражение мировоззрения.
- изображение русского народного костюма.
- графика: гуашь, кисти, тонированная бумага.
2.В каждой избушке - свои игрушки.
- изображение народной куклы.
- графика: гуашь, кисти, бумага.
З.Вещи - метафоры, вещи - пословицы.
- беседа. Натюрморт, составленный из предметов народного быта.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
4.Русская изба как модель мироздания.
- беседа. Разработка эскизов панно с использованием деталей декора избы.
- графика, живопись: графические материалы, гуашь, акварель.
Мудрость искусства разных народов.
1.Путешествие в каменный век.
- знакомство с первобытным искусством.
- живопись: гуашь, кисти, бумага.
2.В гостях у эллинов.
- встреча с античным искусством.
- живопись: акварель, кисти бумага.
3.Древняя Русь.
- культура наших предков.
- живопись: акварель, гуашь, кисти, бумага.
4.Европа эпохи Возрождения.
- знакомство с особенностями мировоззрения людей эпохи Возрождения, их ярким искусством, бытом, отношением к миру.
- графика: черная гелевая ручка, акварель, кисти, бумага.
5.Звук тишины - Китай.
- превращение тишины в подлинное произведение искусства.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
6.Восточная ярмарка - Индия.
- путешествие в восточную сказку.
- живопись: гуашь, акварель, кисти, бумага.
7.Северные напевы. Чукотка.
- быт и искусство людей Севера.
- живопись: гуашь, кисти, тонированная бумага.
Коренные народы Карелии.
1.3аонежье.
- изображение карельского пейзажа.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
2.Коренной житель Карелии.
- характерный портрет коренного жителя Карелии.
- живопись: акварель, кисти, бумага.
Список литературы для педагога
- Антипина «Искусство в познании мира».
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Директор школы. — 2002. — № 7. — С. 97–125
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр -М.,1989г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. -М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна -М.,1994г.
- Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.,1983г.
- Основы декоративного искусства в школе., Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.
- Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 <О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей>
- Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752)
- Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
- Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. М., 1978г.
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей // Вестник образования. — 2003. — № 15 (Август). — С. 53–55.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г
Список литературы для детей
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент?-М.,1998г.
- Межуева Ю.А. «Сказочная гжель» (рабочая тетрадь) М.,2003г.
- Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: __________________________________________________________________________
Тип занятия: ___________________________________________________________________________
Учебные, воспитательные и другие цели занятия ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Материальное обеспечение занятия: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(наглядные пособия, материалы, оборудование и др.)
Методы работы: _________________________________________________________________________
Ход занятия:
|
|
|
|
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Педагог дополнительного образования ____________________/__________________________/
подпись ф.и.о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной работы по изобразительному искусству «Волшебный карандаш»
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деят...
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 1-4 классах «В мире красоты»
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»
Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Акварелька»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Акварелька»составлена на основе авторской программы художественно - эстетического направления «Смо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Цветной мир" для 1-ых и 2-ых классов
Прог5.КПрограмма внеурочных занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся:1.Изобразительная деятельность;2.Декоративно-прикладная работа;3.Лепка из пласт...
Комментарии
Обращение к коллегам!
Уважаемые коллеги! Буду очень признательна Вашим комментариям, пожеланиям и предложениям! Не стесняйтесь!