РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство и роспись» 2 «Б» класс.
рабочая программа (2 класс)
Программа «Изобразительное искусство и роспись» предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_izo_i_rospis.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25"
(МАОУ «СОШ № 25»)
_____________________________________________________________________________
670031, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Цыбикова,2,
Тел/факс (3012)233652, e-mail – uu_school25@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
художественно-эстетической направленности
«Изобразительное искусство и роспись»
2 «Б» класс.
2023-2024 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство и роспись»1-4 класс разработана на основании следующих документов:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение,
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа «Изобразительное искусство и роспись» предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- стартовый – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;
- базовый – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;
- продвинутый – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов, рассчитана на 135 часов: 1 кл. – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю. Продолжительность одного занятия:
2 класс – 45 минут
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Структура программы
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
Перечень УУД
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы 2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план второго года обучения
№ уроков | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | |
по плану | по факту | |||
1. | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | 07.09 | |
2. | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | 14.09 | |
3. | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | 21.09 | |
4. | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | 28.09 | |
5. | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | 05.10 | |
6. | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | 1 | 12.10 | |
7. | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» | 1 | 19.10 | |
8. | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | 26.10 | |
9. | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | 1 | 09.11 | |
10. | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | 16.11 | |
11. | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | 23.11 | |
12. | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | 30.11 | |
13. | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой | 1 | 07.12 | |
14. | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | 14.12 | |
15. | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | 21.12 | |
16. | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | 11.01 | |
17. | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | 18.01 | |
18. | Рисунки на тему: «Зимние забавы» | 1 | 25.01 | |
19. | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | 01.02 | |
20. | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 08.02 | |
21. | Конкурс рисунков «Слава армии родной!». | 1 | 15.02 | |
22. | Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» | 1 | 22.02 | |
23. | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | 01.03 | |
24. | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | 15.03 | |
25. | Рисунки на тему «Любимые герои» | 1 | 22.03 | |
26. | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | 05.04 | |
27. | Изготовление праздничной открытки. | 1 | 12.04 | |
28. | Конкурс рисунков: «Слава Победе!» | 1 | 19.04 | |
29. | Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». | 1 | 26.04 | |
30. | Портрет персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чипполино» | 1 | 17.05 | |
31. | Рисование на тему: «Весенние картины» | 1 | 24.05 | |
32. | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | 1 |
| |
33. | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 |
| |
34. | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 |
| |
34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...
Опыт работы по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в 3 классе
Данный ресурс отражает результаты опыта третьего года работы реализации внеурочной деятельности художественно-эстетического направления по авторской программе «Волшебный мир ИЗО», представ...
Доклад на тему: "Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Художественное творчество"
Выступление на школьном МО...
Внеурочная деятельность. Художественно - эстетическое направление. Тема: "Сказка в декоративном искусстве"
Вид деятельности: декоративное рисование.Цели и задачи: обобщить и расширить знания о произведениях народногодекоративно-прикладного искусства (Городецкая, Хохлома, Гжель); воспитыватьлюбовь к народно...