Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класса «Мир музыкального искусства»
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир музыкального искусства» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Творческая деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
МОБУ ООШ с. Николаевка
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор
_________________________ ___________________________
Гаврюшина А.М. Гумерова О.С.
Протокол №1 от «29»08.2024 г. Приказ №551/2 от «02»09.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир музыкального искусства»
для обучающихся 1 класса на 2024-2025 учебный год
Составитель: Переведенцева М.В.
учитель начальных классов
Николаевка 2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир музыкального искусства» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Творческая деятельность».
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи программы:
- развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
- формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);
- развитие умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
- воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умения работать в коллективе, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат;
- включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
Вид программы – модифицированная.
Данная программа предназначена для обучающихся 1 класса и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Содержание программы
1 раздел – «Разбуди свой голосок»
- Введение. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
- Знакомство с голосовым аппаратом. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
- Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения. Дидактические игры: «Озвучь голосом»,
«Давайте познакомимся», «Что любят артисты? Что любят зрители?», «Как мы зрителями стали», «Звуки шумовые и музыкальные», «Что шумит, а что звучит». Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
2 раздел – «Музыкальный калейдоскоп»
- Детский фольклор: потешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные. Знакомство с разными жанрами фольклора, особенностями их исполнения. История возникновения потешек, дразнилок, скороговорок, колыбельных песен.
- Песенки из мультфильмов. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Игра «Угадай мелодию».
- Осень: поэт, художник, композитор. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
- Что у осени в корзинке? Песни о дарах осени. Значение и содержание. Разучивание и исполнение. Разучивание танцевальных движений.
- Музыкальные игры и загадки. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Игра «Грустно-весело», «Семь нот», «Составь мелодию», «Угадай музыку по ритмическому рисунку», «Начерти ритм по прослушанному музыкальному фрагменту»,
«Сочини мелодию на четверостишие», «Сочини стихи на данный музыкальный фрагмент».
- Мы школьниками стали! Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
- «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам». Разнообразие песен о маме. Развитие эмоциональной сферы детей через исполнение песен о маме.
- Зима: поэт, художник, композитор. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Как композиторы рисуют музыкой холодное время года. Разучивание песен о зиме.
- Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
- Обрядовые песни. Обряд «колядование». Рождественские песни-колядки. Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово. Рождественские славянские песнопения и колядки. Роль обрядовых песен в жизни русского человека в старину и в современное время. Инсценировка песен, разучивание колядок.
- Россия – Родина моя. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
- Русская песня. Песни о родном крае. Показать красоту русской народной песни. Развитие вокально-хоровых навыков, коллективное сотрудничество.
- Мой папа – хороший. Показать способность музыки выражать черты характера, отношение к человеку. Разучивание песен о папе.
- Весна: поэт, художник, композитор. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Разучивание песен и закличек о весне.
- Мамин день 8 марта. Разучивание песен для мам к 8 марта. Показать школьникам способность музыки передать чувство покоя, нежности, доброты и ласки, образ мамы.
- Музыкальная страна. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
- Музыкальные инструменты от древности до современности. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
- Краски музыки и голоса. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуко - высотный слух.
- Необычные звуки и голоса. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
- Весело – грустно. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело - грустно).
- Оркестр. Виды оркестров. Знакомство учащихся с различными видами оркестров, историей их возникновения, их отличиями. Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения.
- Волшебный перестук. Ударно-шумовой оркестр. Знакомство с разнообразием народных инструментов: погремушки, колокольчики, постукалки, трещетки, румбы, рубель, коробочка, ложки. «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Импровизация на музыкальных инструментах.
- Дружба крепкая не сломается. Слушание и разучивание песен о дружбе. В. Шаинский «Улыбка». Б. Савельев «Настоящий друг». Г. Гладков «Песня друзей». В. Комаров «Человек собаке друг». М. Зива «Кто людям помогает» (Песенка Шапокляк.) З. Компанеец «Всем нужны друзья».
- Добрым быть совсем не просто. Беседа «Что такое доброта?». Использование
«добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
- Музыкальная шкатулка. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?»
«Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
- Пусть всегда будет солнце! Расширить знания детей о празднике 9 мая, о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны. Разучивание детских песен военной тематики.
- Лето: поэт, художник, композитор. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
«Ярмарка талантов»
- Споемте вместе, друзья! Подготовка к музыкальному концерту из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
- Ярмарка талантов. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Планируемые результаты
Личтностные результаты:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
- осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели;
- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Предметные результаты
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов. Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- строить музыкальную деятельность в разных жанрах;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Разбуди свой голосок. | 4 |
2. | Музыкальный калейдоскоп. | 10 |
3. | Ярмарка талантов. | 2 |
Итого: 16 часов |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во час. | Дата | Цифровые/ электронные образовательные ресурсы |
Разбуди свой голосок | |||||
1. | Введение. | Беседа. | 1 | 06.09 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ |
2. | Знакомство с голосовым аппаратом. | Знакомство. | 1 | 20.09 | |
3. | Вокально- хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. | Групповое занятие. | 1 | 04.10 | |
4. | Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | Групповое занятие. | 1 | 18.10 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/photo |
Музыкальный калейдоскоп | |||||
5. | Детский фольклор: потешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные. | Групповое занятие. | 1 | 08.11 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/photo |
6. | Песенки из мультфильмов. | Практическое занятие. | 1 | 22.11 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://www.nachalka. |
7. | Осень: поэт, художник, | Беседа. | 1 | 06.12 |
композитор | ||||||
8. | Что у осени в корзинке? | Беседа. | 1 | 20.12 | ||
9. | Музыкальные игры и загадки. | Игра. | 1 | 17.01 | ||
10. | Мы школьниками стали! | Беседа. | 1 | 31.01 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ | |
11. | «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам». | Практическое занятие. | 1 | 28.02 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ | |
12. | Зима: поэт, художник, композитор. | Беседа. | 1 | 14.03 | ||
13. | Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. | Практическое занятие. | 1 | 28.03 | ||
14. | Обрядовые песни. Обряд «колядование». Рождественские песни-колядки. | Практическое занятие. | 1 | 11.04 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ | |
Ярмарка талантов | ||||||
15. | Споемте вместе, друзья! | Практическое занятие. | 1 | 25.04 | http://www.uroki.net/ http://www.zankov.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/photo | |
16. | Итоговое занятие. Ярмарка талантов. | Музыкальный концерт. | 1 | 23.05 | ||
Итого: | 16 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка" 2 класс
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, а также современная п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальный калейдоскоп»
Рабочую программу внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Музыкальный калейдоскоп" может использовать учитель начальных классов, учитель музыки, который любит музыку, владе...

Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок «Музыкальная шкатулка»
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Д.Шостакович...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный английский"
Пронраммы соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальные нотки 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных л...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире музыкальных звуков"
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «В мире музыкальных звуков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта началь...