Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Т. М. Игнатова « » 2016 г. Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ» ___________ Т.В.Сибилева. «16» июня 2016 г. Рассмотрено на заседании методического совета (Протокол от 16.06.2016 г. № 7) | «Утверждаю» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» __________ А.В.Тоутова «20» июня 2016 г. Приказ от 20.06.2016 г.№ 1- Принято на заседании педагогического совета (Протокол от 18.06.2016 г № 9) |
Рабочая программа для 1-4 классов
по изобразительному искусству
Составители: учитель начальных классов Тульченко И. А.,
учитель начальных классов Игнатова Т. М.,
учитель начальных классов Ведрова М.В.,
учитель начальных классов Аревадзе О. П.
Рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по ИЗО и авторской программы: «Изобразительное искусство 1-4 классы» Б.М. Неменского, Просвещение, 2011 УМК «Школа России»
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
I.Планируемые предметные результаты освоения изобразительного искусства.
Предметные результаты:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности(рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём,фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания белой и чёрной краски; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языкаживописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественногоконструирования в собственной художественно творческой деятельности;
• передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образыприроды, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работеразницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
ІІ . Содержание учебного предмета
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу 1 класса.
На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.
Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.
«Ты и искусство»
Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.
Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.
На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.
Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
«Искусство вокруг нас»
Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в 3 классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) »
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.
Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
ІІІ. Учебно-тематическое планирование
1класс (33 часа)
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы |
1 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8 Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 6 Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. | 8 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. | 8 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. | 6 |
2класс (34 часа)
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы |
1 | Чем и как работают художники «Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.(1ч)«Радуга на грозовом небе» Пять красок-всё богатство цвета и тона. (1ч)«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. (1ч)«Осенний листопад» Выразительные возможности аппликации. (1ч)«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. (1ч) «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. (1ч)«Птицы в лесу» Выразительные возможности бумаги. (1ч) «Композиция из сухих трав и цветов» Для художника любой материал может стать выразительным. (1ч) | 8 |
2 | Реальность и фантазия «Наши друзья-птицы» Изображение и реальность(1ч)«Сказочная птица» Изображение и фантазия(1ч)«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. (1ч)«Кокошник». Украшение и фантазия. (1ч)«Подводный мир» Постройка и реальность. (1ч) «Фантастический замок» Постройка и фантазия. (1ч)Братья –мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. (1ч) | 7 |
3 | О чем говорит искусство «Четвероногий герой» Выражение характера изображаемых животных. (1ч)«Сказочный мужской образ» Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.(2ч)Женский образ русских сказок. Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.(2ч)Образ сказочного героя, выраженный в объёме. (1ч)Образ сказочного героя, выраженный в объёме. (1ч)«Море» Изображение природы в разных состояниях. (1ч)«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшение. (1ч)«Морской бой Салтана»коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. (1ч)«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. (1ч) | 11 |
4 | Как говорит искусство «Замок Снежной королевы» Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного(1 ч)«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. (1 ч)«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. (1 ч)«Ветка» Линия как средство выражения: характер линий. (1 ч)«Птички» (коллективное панно) Ритм пятен как средство выражения. (1 ч)«Смешные человечки». Пропорции выражают характер. (1 ч)«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции-средства выразительности. (1 ч) Обобщающий урок на тему «Искусство и ты» (1 ч) | 8 |
3 класс (34 часа)
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы |
1 | Введение. Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | 1 |
2 | Искусство в твоём доме Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома. Обобщение | 7 |
3 | Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры,.парки, скверы, бульвары.Ажурные ограды.Волшебные фонари.Витрины.Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города. Обобщение. | 7 |
4 | Художник и зрелище. Художник в цирке.Художник в театре.Театр на столе.Театр кукол. Мы –художники кукольного театра.Конструирование сувенирной куклы. Театральные маски.Конструированиемасок.Афиша и плакат. Праздник в городе.Школьный карнавал. Обобщение. | 11 |
5 | Художник и музей Музей в жизни города.Картина-особый мир.Картина-пейзаж.Картина- портрет. Картина-натюрмортКартины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.Художественная выставка. Итоговый урок. | 8 |
4класс (34 часа)
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы |
1 | Истоки родного искусства Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир. Красота человека. Образ русского человека (женский образ). Образ русского человека (мужской образ). Народные праздники. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | 8 |
2 | Древние города нашей земли Древнерусский город крепость. Древние соборы. Города русской земли. Древнерусские воины – защитники. Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение | 7 |
3 | Каждый народ- художник Образ японских построек. Отношение к красоте природы в японской культуре. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Искусство народов степей. Образ художественной культуры средней Азии. Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура. Олимпийские игры в древней Греции. Средневековая архитектура Европы. Средневековые готические костюмы. Обобщение по теме «Каждый народ -художник» | 11 |
4 | Искусство объединяет народы Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание великая тема искусства. Герои борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. Обобщающий урок «Искусство объединяет народы» | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 2 класс ФГОС "Школа XXI века" Виноградова
РП изобразительного искусства 2 класс ФГОС УМК "ШКОЛА 21 ВЕКА" Виноградова...
Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государственного образ...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС 2014
Рабочая программа...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС 2014
Рабочая программа...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС 2014
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО). Школа 2100. 3 класс. 34 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.
г.Волгоград. 16 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание места учебного предмета в учебном плане.О...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...