Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 8 класса
рабочая программа по истории
Рабочая программа
учебного курса «История Отечества»
для обучающихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._istoriya_8_kl_21-22.docx | 58.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»
Рассмотрено» «Согласовано»
на заседании МО учителей зам. директора по УВР
швейного дела протокол № 1 _________________________Зубрилова Е.В.
от «______» августа 2022 года «_____» августа 2022года
«Утверждено» «Введено в действие»
на заседании МС приказом № ____
ОКОУ «Курская школа «Ступени» от «____» августа 2022 года
протокол № 1 Директор ОКОУ «Курская школа
«_______» августа 2022года «Ступени» ____________ Фатеева О.А.
Рабочая программа
учебного курса «История Отечества»
для обучающихся 8 класса
на 2022- 2023 учебный год
Составитель:
учитель
Логунова Е.В.
Курск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Цели и задачи курса 3
Общая характеристика учебного предмета 4
Описание места учебного предмета в учебном плане 4
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 16
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 52
Планируемые результаты изучения учебного предмета. 53
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Цели и задачи курса.
Цель: формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
2.Воспитательные:
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Межпредметные связи:
география (географическое положение стран),
математика (исторические даты),
литература (биография исторических личностей).
Программа по истории включает:
Общая характеристика учебного предмета. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.
Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств).
Описание места учебного предмета в учебном плане — «История Отечества» (Российское государство в конце XVII в. – начале XVIII в., Российская империя после I, Российская империя в первой половине XIX века, Россий в конце XIX – начале XX века.), 2 ч в неделю;
Содержание курса
Повторение (4 ч) Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды. Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.
Раздел I. Российская империя XVII—XIX вв. (21 ч)
Тема 1. Эпоха Петра I (1682—1725) (10 ч)
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.
Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.
Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.
Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.
СЛОВАРЬ: посольство, опальные грамоты, стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург.
Тема 2. Российская империя после Петра I (обзорно) (3 ч)
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
СЛОВАРЬ: экспедиция, Тайная канцелярия, доимки, казна, потехи, граф.
Тема 3. Россия при Екатерине II (1762—1796) (5 ч)
Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.). Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.
СЛОВАРЬ: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный авторитет, держава.
Тема 4. Культура России в XVII в. (3 ч)
Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».
СЛОВАРЬ: архитектурный облик, нравственное поведение, меценатство.
Раздел II. Российская империя в XIX в. (10 ч)
Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. 6 ч)
Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.
Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы.
Убийство Павла I.
Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва.
Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.
СЛОВАРЬ: союзники, вольные хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы.
Тема 2. Россия эпохи Николая I (1825—1855) (6 ч)
Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России.
Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
СЛОВАРЬ: свободомыслие, демократия, самодержавие, бюрократическая система.
Тема 3. Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах) (4 ч)
Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно).
СЛОВАРЬ: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век.
Раздел III. Эпоха великих реформ (8 ч)
Тема 1. «Царь-освободитель» (3 ч)
Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.
Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894) (4 ч)
Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
СЛОВАРЬ: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация.
Тема 3. Культура России во второй половине XIX в. (обзорно, на конкретных иллюстративных примерах) (4 ч)
Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя). Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно)
СЛОВАРЬ: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея.
Раздел IV. Российская империя конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.) (18 ч)
Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917) (6 ч)
Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.
СЛОВАРЬ: администрация, губернатор, экономический кризис.
Тема 2. Россия в начале XX в. 8 ч)
Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность.
Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.
Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.
Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.
СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение.
Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в. (на конкретных примерах) (4 ч)
Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно). Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).
2020/2021 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Количество уроков: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
№ | Тема урока | К-во часов | Дом. задан. | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Методы, формы, приемы работы | Оборудование и наглядность | Коммуникативная деятельность (словарь) |
Повторение. | ||||||||||
1 | Русское государство до татаро-монгольского нашествия. Татаро-монгольское нашествие. | 2 | вводный | Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта. | Задают вопросы, строят понятные высказывания, | ||
2 | Московская Русь. Династия Романовых | 2 | комбинированный | Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
Российское государство в конце XVII— начале XIX вв. | ||||||||||
3 | Наше Отечество- Россия в 17 веке | 2 | комбинированный | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | |||
4 | Детство и юность Петра I. | 1 | комбинированный | Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов. Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
5 | Воцарение Петра | 1 | комбинированный | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | |||
6 | Северная война. | 2 | комбинированный | Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова. Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
7 | Основание Петербурга | 1 | комбинированный | Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
8 | Внутренняя политика Петра I. | 1 | комбинированный | Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
9 | Заслуги Петра I в истории России(1689-172510 | 1 | комбинированный | Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
10 | Обобщение по теме Эпоха Петра I (1682—1725) | 1 | обобщающий | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | |||
Российская империя после Петра I (1725 - 1801) | ||||||||||
11 | Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина и ПетрII | 1 | комбинированный | Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
12 | Правление Анны Иоановны (1730 – 1740) | 1 | комбинированный | Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
13 | Правление Елизаветы Петровны (1741 - 1761) | 1 | комбинированный | Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
14 | Россия в эпоху Екатерины II. Особенности внутренней политики. | 1 | комбинированный | Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
15 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | комбинированный | Достижения в государственном правлении Екатерины II: о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
16 | Внешняя политика Екатерины II | 2 | комбинированный | Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
17 | Обобщение по теме Россия при Екатерине II (1762—1796) | 1 | обобщающий | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | |||
18 | Развитие науки и образования России. М.В.Ломоносов | 1 | комбинированный | Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
19 | Архитектура. Облик городов России | 1 | комбинированный | Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало». | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
20 | Уклад жизни россиян. | 1 | комбинированный | Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. | ||||||||||
21 | Правление Павла I (1796—1801) | 1 | обобщающий | Царствование Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы. Убийство Павла I. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
22 | Правление Александра I (1801—1825) | 2 | комбинированный | Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
23 | Отечественная война 1812 г. | 2 | комбинированный | Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
24 | Россия после войны с Наполеоном | 1 | комбинированный | Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
25 | Император НиколайI | 1 | комбинированный | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | |||
26 | Восстание Дкабристов | 1 | комбинированный | Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов. Разгром движения декабристов. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
27 | Внутренняя политика Николая I (1825—1855) | 2 | комбинированный | Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
28 | Внешняя политика Николая I (1825—1855) | 2 | комбинированный | Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
29 | Университеты. Библиотеки. Золотой век русской литературы. | 2 | комбинированный | Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
30 | Географические открытия. Музыка. Живопись. Контрольный урок № 2 по теме «Российская империя в XIX в.» | 2 | комбинированный | Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
Россия в конце XIX – начале XX века | ||||||||||
31 | Внутренняя политика Александра II (1855—1881) | 1 | комбинированный | Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
32 | Общественная жизнь. Внешняя политика Александра II (1855—1881) | 2 | комбинированный | Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
33 | Политический режим Александра III (1881—1894) | 2 | комбинированный | Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
34 | Экономическая политика Александра III (1881—1894) | 1 | комбинированный | Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
35 | Внешняя политика Александра III | 1 | обобщающий | Отношения России с европейскими государствами | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
36 | Развитие науки. Русские географические открытия и путешественники Развитие литературы во второй половине XIX в. | 4 | комбинированный | Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя). Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
37 | Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. | 1 | комбинированный | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | |||
38 | Политический режим. | 1 | комбинированный | Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
39 | Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв | 2 | комбинированный | промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
40 | Сельское хоз-во при Николае II (1894—1917) | 2 | комбинированный | Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
41 | Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. | 2 | комбинированный | Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. Формирование политических партий. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
42 | Первая русская революция 1905—1907 гг. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. | 2 | комбинированный | Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. III Государственная дума, ее деятельность | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
43 | Внешняя политика в начале ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. | 2 | комбинированный | Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
44 | Февральская революция: причины, ход, последствия | 2 | комбинированный | Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II. | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
45 | Политика ликвидации безграмотности. Серебряный век русской культуры | 1 | комбинированный | Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно) | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания | ||
46 | Музыкальное искусство. Оперное и балетное искусство. Кинематограф. | 1 | комбинированный | Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911). | Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. | объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение | Учебник, тетрадь, карта | Задают вопросы, строят понятные высказывания |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. История Отечества. 8 класс. учеб. для общеобразовательной организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л..В. Смирнова. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
- Основные исторические события: когда началось и закончилось, как протекало конкретное событие;
- Основные периоды развития хозяйственной и политической жизни Российского государства
- Исторических деятелей: руководителей государства, полководцев, национальных героев, великих русских поэтов, писателей, ученых
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться лентой времени
- Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий
- Выделять главную мысль в отрывке исторической статьи
- Оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой
- Пересказывать текст изучаемого материала близко к тексту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "История кадетского движения" 4 класс
Программа курса рассчитана на то, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредство...
Рабочая программа по истории Отечества в 7 классе VIII вида
Данная рабочая программа по истории Отечетсва содержит пояснительную записку.основные разделы программы, календарно -тематическое планирование на весь учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (5 класс)
Календарно-тематический план для 5 классов по истории древнего мира ориентирован на использование учебника «История древнего мира» А. А; Вигасина, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города....
Рабочая программа курс "История Санкт-Петербурга" 1 класс.
Основная цель курса: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей р...
Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 7 класса
Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся 7 класса...
Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 9 класса
Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся 9 класса...