Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 7 класса
рабочая программа по истории

Логунова Катерина Викторовна

Рабочая программа

учебного курса «История Отечества»

для обучающихся  7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._istoriya_7_kl_21-22.docx58.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»

Рассмотрено»                                                         «Согласовано»

на заседании МО учителей                                        зам. директора по УВР

швейного дела протокол № 1                                         _________________________Зубрилова Е.В.

от «______» августа 2022 года                                        «_____» августа 2022 года

«Утверждено»                                                        «Введено в действие»

на заседании МС                                                приказом № ____

ОКОУ «Курская школа «Ступени»                                от «____» августа 2022 года

протокол № 1                                                        Директор ОКОУ «Курская школа

 «_______» августа 2022года                                        «Ступени» ____________ Фатеева О.А.

Рабочая программа

учебного курса «История отечества»

для обучающихся  7 класса

на 2022- 2023 учебный год

Составитель:

учитель

Логунова Е.В.

Курск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                3

Цели и задачи курса                                                                                3

Общая характеристика учебного предмета                                                 4

Описание места учебного предмета в учебном плане                                        4

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета                5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                                6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                        16

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.                                                                                                52

Планируемые результаты изучения учебного предмета.                                53

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Цели и задачи курса.

Цель: формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

1.Образовательные:

усвоить важнейшие факты истории;

создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

овладеть умением применять знания по истории в жизни;

выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

2.Воспитательные:

гражданское воспитание учащихся,

патриотическое воспитание,

воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

нравственное воспитание,

эстетическое воспитание,

трудовое воспитание,

правовое воспитание,

формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие:

развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.

Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Межпредметные связи:

география (географическое положение стран),

математика (исторические даты),

литература (биография исторических личностей).

Программа по истории включает:

Общая характеристика учебного предмета. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:

• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.

Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.

Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств).

Описание места учебного предмета в учебном плане — «История Отечества» (Древняя Русь, Российское государство с X по XVII в.), 2 ч в неделю; Раздел I. Древняя Русь (38 ч)

Тема 1. Происхождение славян ( 4ч)

Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н.э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.

Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.

Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.

СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.

Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч)

Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.

Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.

СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.

Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч)

Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.

Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.

Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».

Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.

СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.

Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч)

Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.

СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.

Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч)

Происхождение слова Русь (научные представления).

Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).

Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.

Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».

Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).

Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.

Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.

Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.

СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.

Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч)

Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.

Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.

СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.

Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч)

История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.

Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.

СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.

Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) (5 ч)

Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).

Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.

Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).

СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.

Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3 ч)

Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).

Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.

Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.

Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.

Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.

СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.

Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями

(XIII—XV вв.) (13 ч)

Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч)

Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.

Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.

СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.

Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч)

Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.

Тема 3. Образование единого Московского государства (4 ч)

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.

СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.

Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)

Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) (6 ч)

Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.

СЛОВАРЬ: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.

Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (6 ч)

Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.

Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.

Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).

СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.

Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. (4 ч)

Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».

Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов).

Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества.

Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.

СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Количество уроков: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Тема урока

К-во

часов

Дом.

задан.

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Методы, формы, приемы работы

Оборудование и наглядность

Коммуникативная деятельность (словарь)

Повторение.

1

Русское государство до татаро-монгольского нашествия. Татаро-монгольское нашествие.

2

вводный

Возникновение и укрепление Киевской Руси. Крещение Руси. Расцвет Русского государства при Владимире Красное Солнышко, Ярославе Мудром. Причины упадка Руси после смерти Ярослава. Монгольское нашествие, борьба русского народа против Золотой Орды.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта.

Задают вопросы, строят понятные высказывания,

2

Московская Русь. Династия Романовых

2

комбинированный

Объединение и возвышение московских земель. Особенности правления Ивана Грозного. Пресечение трехсотлетнего правления династии Рюрика, приход к власти Бориса Годунова. Смутное время, союз городов России по освобождению стран от иноземного влияния. Великий Собор (1613), избрание царя из рода бояр Романовых.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

Российское государство в конце XVII— начале XIX вв.

3

Наше Отечество- Россия в 17 веке

2

комбинированный

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

4

Детство и юность Петра I.

1

комбинированный

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.

 Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

5

Воцарение Петра

1

комбинированный

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

6

Северная война.

2

комбинированный

Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.

 Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

7

Основание Петербурга

1

комбинированный

Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

8

Внутренняя политика Петра I.

1

комбинированный

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

9

Заслуги Петра I в истории России(1689-172510

1

комбинированный

Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

10

Обобщение по теме Эпоха Петра I (1682—1725)

1

обобщающий

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

Российская империя после Петра I (1725 - 1801)

11

Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина и ПетрII

1

комбинированный

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

12

Правление Анны Иоановны (1730 – 1740)

1

комбинированный

Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

13

Правление Елизаветы Петровны (1741 - 1761)

1

комбинированный

Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

14

Россия в эпоху Екатерины II. Особенности внутренней политики.

1

комбинированный

Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

15

Внутренняя политика Екатерины II.

1

комбинированный

Достижения в государственном правлении Екатерины II: о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

16

Внешняя политика Екатерины II

2

комбинированный

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

17

Обобщение по теме Россия при Екатерине II (1762—1796)

1

обобщающий

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

18

Развитие науки и образования России. М.В.Ломоносов

1

комбинированный

Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

19

Архитектура. Облик городов России

1

комбинированный

Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

20

Уклад жизни россиян.

1

комбинированный

Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.

21

Правление Павла I (1796—1801)

1

обобщающий

Царствование Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы. Убийство Павла I.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

22

Правление Александра I (1801—1825)

2

комбинированный

Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

23

Отечественная война 1812 г.

2

комбинированный

Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

24

Россия после войны с Наполеоном

1

комбинированный

Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

25

Император НиколайI

1

комбинированный

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

26

Восстание Дкабристов

1

комбинированный

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов. Разгром движения декабристов.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

27

Внутренняя политика Николая I (1825—1855)

2

комбинированный

Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

28

Внешняя политика Николая I (1825—1855)

2

комбинированный

Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

29

Университеты. Библиотеки. Золотой век русской литературы.

2

комбинированный

Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

30

Географические открытия. Музыка. Живопись.

Контрольный урок № 2 по теме «Российская империя в XIX в.»

2

комбинированный

Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

Россия в конце XIX – начале XX века

31

Внутренняя политика Александра II (1855—1881)

1

комбинированный

Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

32

Общественная жизнь. Внешняя политика Александра II (1855—1881)

2

комбинированный

Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.

Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

33

Политический режим Александра III (1881—1894)

2

комбинированный

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

34

Экономическая политика Александра III (1881—1894)

1

комбинированный

Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

35

Внешняя политика Александра III

1

обобщающий

Отношения России с европейскими государствами

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

36

Развитие науки.

Русские географические открытия и путешественники

Развитие литературы во второй половине XIX в.

4

комбинированный

Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя).

Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков.

Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

37

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения.

1

комбинированный

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

38

Политический режим.

1

комбинированный

 Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

39

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв

2

комбинированный

промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

40

Сельское хоз-во при Николае II (1894—1917)

2

комбинированный

Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

41

Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.

Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества.

2

комбинированный

Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. Формирование политических партий.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

42

Первая русская революция 1905—1907 гг.

Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции.

2

комбинированный

Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение.

III Государственная дума, ее деятельность

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

43

Внешняя политика в начале ХХ в.

Участие России в Первой мировой войне.

2

комбинированный

Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

44

Февральская революция: причины, ход, последствия

2

комбинированный

Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

45

Политика ликвидации безграмотности. Серебряный век русской культуры

1

комбинированный

Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно)

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

46

Музыкальное искусство. Оперное и балетное искусство. Кинематограф.

1

комбинированный

Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).

Слушают объяснение учителя, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы.

объяснение, рассказ, описание, характерист., беседа, обсуждение, рассуждение

Учебник, тетрадь, карта

Задают вопросы, строят понятные высказывания

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. История Отечества. 8 класс. учеб. для общеобразовательной организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /   И.М. Бгажнокова,  Л..В. Смирнова. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

  • Основные исторические события: когда началось и закончилось, как протекало конкретное событие;
  • Основные периоды развития хозяйственной и политической жизни Российского государства
  • Исторических деятелей:  руководителей государства, полководцев, национальных героев, великих русских поэтов, писателей, ученых

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться лентой времени
  • Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий
  • Выделять главную мысль в отрывке исторической статьи
  • Оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой
  • Пересказывать текст изучаемого материала близко к тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "История кадетского движения" 4 класс

Программа курса рассчитана на то, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредство...

Рабочая программа по истории Отечества в 7 классе VIII вида

Данная рабочая программа по истории Отечетсва содержит пояснительную записку.основные разделы программы, календарно -тематическое планирование на весь учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (5 класс)

Календарно-тематический план для 5 классов по истории древнего мира ориентирован на использование учебника «История древнего мира» А. А; Вигасина, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города....

Рабочая программа курс "История Санкт-Петербурга" 1 класс.

Основная цель курса: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей р...

Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся  8 класса...

Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 9 класса

Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся  9 класса...