Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Коротеева Ольга Федоровна

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sankt-peterburga_3-kl.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 375 с углубленным изучением английского языка

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Рекомендована

к использованию»

педагогическим советом

Протокол №

«____»_______2018 г

«Согласовано»:

с методическим

объединением учителей

Протокол №

«____»_______2018 г

«Утверждаю»:

Директор школы

Карпова М.А.

Приказ №

«____» __________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

по курсу «История Санкт-Петербурга»

              (предметное  направление)

для  3 – Г  класса

обучающихся по УМК «Школа России»

на  2018 –  2019 учебный год

                                                                            Разработчик  программы:

                                                                                Коротеева О.Ф.

Санкт – Петербург

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в рамках реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге по формированию основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города Е.В. Дмитриевой «Санкт – Петербург» выпуск 1, 2, 3, 4 для начальной школы.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 № 373) (с последующими изменениями);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования (Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 № 1897);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 (для классов, не перешедших на ФГОС общего образования);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,  основного общего, среднего общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015  №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015  №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 № 1577;
  • Письмо КО от 08.02.2016 № 03-20-371/16 с приложением;
  • Письмо КО от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 с приложением;
  • Устав ГБОУ школы № 375 с углубленным изучением английского языка  Красносельского района Санкт-Петербурга.

.Цель данной программы:

 воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.

               Основные задачи программы:

Образовательные:

  • формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
  • формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца; 
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

 Воспитательные:

  • воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
  • воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
  • Содержание программы предполагает решение следующих задач:
  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

В курсе для 3 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления о Санкт-Петербурге как городе музеев и театров, городе, который  благодаря прекрасной архитектуре стал музеем под открытым небом. Уделено внимание оформлению набережных рек и каналов, мостам, скульптуре и т.д. Рассказывается о  тех, кто жил на приневских  землях в допетровскую эпоху, о целях и задачах, которые решал Пётр, создавая город на Неве; об архитектурных стилях 18 – нач. 19 веков в Петербурге, о нравах и обычаях того времени.

Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям  можно было пройтись с детьми по городу и в течении нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось в учебном курсе.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Ожидаемые результаты освоения программы курса

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

Второй  год

В результате второго года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

Личностных результатов:

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметных результатов:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Коммуникативные УДД:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметных результатов:

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • называть основные достопримечательности нашего города и пригородов, их архитектора (скульптора);
  •  находить на иллюстрации нужный объект.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск второй и третий: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2012 г.
  3. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2008 г.
  4. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  5. Наглядные пособия.

 К техническим средствам обучения относятся:

  • DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер
  • видеофильм "Санкт-Петербург"
  • видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

по

плану

по

факту

1.

Санкт-Петербург-город музеев и театров.

1

2.

Музеи на стрелке Васильевского острова.

1

3.

Площадь Искусств.

1

4.

Михайловский театр. Здание Филармонии.

1

5.

Михайловский дворец. Русский музей.

1

6.

Площадь Островского.

1

7.

Театр имени А.С.Пушкина .(Александрийский театр)

1

8.

Российская национальная  библиотека.

1

9.

Елисеевский  магазин. Театр комедии.

1

10.

Театральная площадь..

1

11.

Санкт-Петербургские храмы.

1

12.

«Мосты повисли над водами…»

1

13.

Мосты через реки и каналы.

1

14.

Мосты через Неву.

1

15.

«В гранит  оделася  Нева…»

1

16.

«Твоих оград узор чугунный…»

1

17.

Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

1

18.

Атланты и кариатиды.

1

19.

Герои мифов в скульптуре.

1

20.

Скульптуры-аллегории.

1

21.

Животные в скульптуре.

1

22.

Звери и птицы.

1

23.

Фантастические животные.

1

24.

Жители невских берегов.

1

25.

Из истории  приневских  земель.

1

26.

Невские крепости. Кронштадт.

1

27.

Петропавловская  крепость.

1

28.

Петропавловский  собор.

1

29.

Домик  Петра Первого. Троицкая  площадь.

1

30.

Петровское  барокко .Меншиковский  дворец.

1

31.

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

1

32.

Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство.

1

33.

Александро-Невская лавра.

1

34.

Невский проспект . Вопросы и задания (итоговый урок)

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...