Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sankt-peterburga_3-kl.docx | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 375 с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рекомендована к использованию» педагогическим советом Протокол № «____»_______2018 г | «Согласовано»: с методическим объединением учителей Протокол № «____»_______2018 г | «Утверждаю»: Директор школы Карпова М.А. Приказ № «____» __________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «История Санкт-Петербурга»
(предметное направление)
для 3 – Г класса
обучающихся по УМК «Школа России»
на 2018 – 2019 учебный год
Разработчик программы:
Коротеева О.Ф.
Санкт – Петербург
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в рамках реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге по формированию основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города Е.В. Дмитриевой «Санкт – Петербург» выпуск 1, 2, 3, 4 для начальной школы.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373) (с последующими изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 (для классов, не перешедших на ФГОС общего образования);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1577;
- Письмо КО от 08.02.2016 № 03-20-371/16 с приложением;
- Письмо КО от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 с приложением;
- Устав ГБОУ школы № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга.
.Цель данной программы:
воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
- формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
- формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
- развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Воспитательные:
- воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
- воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
- Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.
В курсе для 3 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления о Санкт-Петербурге как городе музеев и театров, городе, который благодаря прекрасной архитектуре стал музеем под открытым небом. Уделено внимание оформлению набережных рек и каналов, мостам, скульптуре и т.д. Рассказывается о тех, кто жил на приневских землях в допетровскую эпоху, о целях и задачах, которые решал Пётр, создавая город на Неве; об архитектурных стилях 18 – нач. 19 веков в Петербурге, о нравах и обычаях того времени.
Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям можно было пройтись с детьми по городу и в течении нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось в учебном курсе.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Ожидаемые результаты освоения программы курса
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
Второй год
В результате второго года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования
Личностных результатов:
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметных результатов:
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
Коммуникативные УДД:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметных результатов:
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- называть основные достопримечательности нашего города и пригородов, их архитектора (скульптора);
- находить на иллюстрации нужный объект.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск второй и третий: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2012 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2008 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
- Наглядные пособия.
К техническим средствам обучения относятся:
- DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер
- видеофильм "Санкт-Петербург"
- видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1. | Санкт-Петербург-город музеев и театров. | 1 | ||
2. | Музеи на стрелке Васильевского острова. | 1 | ||
3. | Площадь Искусств. | 1 | ||
4. | Михайловский театр. Здание Филармонии. | 1 | ||
5. | Михайловский дворец. Русский музей. | 1 | ||
6. | Площадь Островского. | 1 | ||
7. | Театр имени А.С.Пушкина .(Александрийский театр) | 1 | ||
8. | Российская национальная библиотека. | 1 | ||
9. | Елисеевский магазин. Театр комедии. | 1 | ||
10. | Театральная площадь.. | 1 | ||
11. | Санкт-Петербургские храмы. | 1 | ||
12. | «Мосты повисли над водами…» | 1 | ||
13. | Мосты через реки и каналы. | 1 | ||
14. | Мосты через Неву. | 1 | ||
15. | «В гранит оделася Нева…» | 1 | ||
16. | «Твоих оград узор чугунный…» | 1 | ||
17. | Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. | 1 | ||
18. | Атланты и кариатиды. | 1 | ||
19. | Герои мифов в скульптуре. | 1 | ||
20. | Скульптуры-аллегории. | 1 | ||
21. | Животные в скульптуре. | 1 | ||
22. | Звери и птицы. | 1 | ||
23. | Фантастические животные. | 1 | ||
24. | Жители невских берегов. | 1 | ||
25. | Из истории приневских земель. | 1 | ||
26. | Невские крепости. Кронштадт. | 1 | ||
27. | Петропавловская крепость. | 1 | ||
28. | Петропавловский собор. | 1 | ||
29. | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | 1 | ||
30. | Петровское барокко .Меншиковский дворец. | 1 | ||
31. | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | 1 | ||
32. | Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство. | 1 | ||
33. | Александро-Невская лавра. | 1 | ||
34. | Невский проспект . Вопросы и задания (итоговый урок) | 1 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...