Как работать с буквой на уроках "Произношение"
методическая разработка по истории
Данный учебный материал содержит в себе различные виды работ с буквой, которые могут пригодиться не только учителю-логопеду, но учителям начальных классов в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rabotat_s_bukvoy.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать с буквой на уроке «Произношение»
Виды работ с буквой.
- На кого ( что) похожа эта буква? ( для лучшего усвоения соотносят с каким либо изображением)
- Чья это буква?
- Поставь букву правильно.
- Найди букву в слове, тексте, кассе.
- Прочитай (м) букву. Назови букву (эм).
- Прочитай согласные, гласные, те, что обозначают пары.
- Конструирование буквы.
- Узнай букву на ощупь.
- Напечатай букву по образцу.
- Вспомни, составь, перескажи сказку о букве.
- Вопросы по ленте памяти. Назови гласные, согласные. Расставь, распредели, новоселы буквы, расставь гласные по парам, (а-я, у-ю), согласные по парам.
- Охарактеризуй букву (печатная маленькая).
- Раскрась, обведи букву.
- Вырежи из бумаги букву.
- Выщипай букву из бумаги.
- Напечатай букву мокрым пальчиком, кисточкой.
- Выложи букву цветными нитками.
- Определи неправильно расположенную букву и напечатай её правильное расположение.
- Выдели буквы, наложенные друг на друга.
- Определи заштрихованные буквы.
- Найди похожие буквы.
- Какие буквы написаны правильно, какие нет.
- Чем отличаются буквы?
- Напечатай водой, кисточкой, краской.
- Найди знакомую букву, зачеркни.
- Сложи букву мягкой проволокой.
- Сравни похожие буквы.
- Какая буква потерялась?
- Какая буква добавилась?
- Назови 1, 2, 3, - последнюю букву.
- Назови буквы по порядку.
- Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифт; из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
- Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
- « Сюрприз».
1.Определи на ощупь, какая буква в руках, положи её так, что бы она отражала верное написание.
2. Назвать букву, придумать слова, содержащие эту букву.
- Реконструирование буквы.
1. Добавить количество элементов. Например: из буквы И сделать Й, из У – Х.
2. Убрать элемент. Например: из буквы Щ сделать букву Ш, Е
3. Из данного количества элементов. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
4. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р-Ь.
- Предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца.
- Рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант
буквы по возможностям и уровню развития воображения);
- «Учим буквы в стихах» (по материалам книги В.В.Волиной «Учимся, играя»): предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т.д.
- «Техники». «Ремонтируем» сломанные буквы.
- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.
- « Что за буква?»
- Детям демонстрируют букву в разном положении, детям необходимо назвать её.
- Найти буквы, которые неправильно расположены в пространстве.
- Найди букву в геометрической фигуре.
- На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:
- Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).
- Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку.
- Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку.
- Использование в работе пальчиковой азбуки .(развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис).
- Предъявление букв разного шрифта.
А А А А а а
- Определение буквы:
- «написанной» на спине, на ладони, в воздухе. ( с закрытыми , открытыми глазами);
- которую можно выложить из 4 ( Ш, Е, Ж, М, Й), из 3(И,А,П,Н,К), из 2 ( Т, Г, Х) палочек.
50. «ЛАСТИК». Нарисуй карандашом эту фигуру несколько раз, а потом сотри все, что не нужно букве...Наример: «Г», «У», «П», «И»
51. «Одинаковое-разное». Детям необходимо найти как можно больше одинаковых и различных элементов у двух-трех букв.
Например: буквы «И» + «А»,
Общее:
— по 3 прямые палочки;
— есть прямые и наклонные палочки и т.д.; различия:
— наклон палочек и т.д.
52. «Узнай букву» или «Буква сломалась». Детям предлагаются характерные элементы букв, по которым они узнают букву в целом.
53. «Распутай буквы». Графические изображения букв накладываются друг на друга, при этом общие элементы не совпадают.
54. «Разгляди буквы». Буквы накладываются друг на друга с совпадением элементов.
54.«Зеркало» Буквы модницы так любят смотреть в зеркало, что запутались. Зачеркнуть неправильное.
55.«У кого память лучше».
- Из набора букв зачеркнуть все знакомые, не забыв ни одной.
- Допиши как можно больше букв с данным элементом. Покажи на пальчиках сколько букв вспомнили с данным элементом.
56. «Раздели на два»
Детям предлагается правильно назвать и разложить слова с 2 стопки. В одной стопке есть слова с определённой буквой, а в другой нет.
57. «Отгадай по описанию».
Б - палочка, справа внизу овал, а сверху - перекладина.
В - палочка, справа два овала, вверху и внизу.
Г - палочка, справа сверху — перекладина.
Д - почти прямоугольник, под ним - - перекладина на коротких ножках.
Ж - в середине — палочка, по бокам — лапки.
3 - два полуовала друг над другом, открытые слева.
К - палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.
Л - две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.
М - две палочки, наверху — сломанная перекладина.
Н - две палочки, в середине — перекладина.
П - две палочки, наверху — перекладина.
Р - палочка, справа наверху — овал.
С - полуовал, открытый справа.
Т - палочка, наверху по центру — перекладина.
Ф - палочка, в середине по бокам — полуовалы.
X - косой крест.
Ц - две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ч - палочка, слева сверху — крючок, носик.
Щ - три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).
58. «Опиши букву».
Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква ...».
59. «Чем различаются?»
Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
Урок организован в соответствии с образовательной системой УМК «Гармония» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок получения нового знан...
Урок обучения грамоте "Новая работа знакомых букв"
УМК "Гармония". Урок "открытие новых знаний". В основе системно-деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о буквах Е,Ё, Ю и Я. Технологическая карта урока с УУД+презентация и опорные...
урок обучения грамоте " Новая работа знакомых букв"
Урок на основе деятельностного подхода. Разработан для учителей работающих по программе "Гармония" ФГОС....
«Работа гласных букв при обозначении мягкости и твердости согласного. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости»
Конспект урока русского языка...
Конспект урока "Работа гласных букв" (систематизация)
Урок по обучению грамоте в 1 классе. Программа РО система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Данный урок может заинтересовать и учителя, работающего не в РО, так как конкретный материал изучается в любой с...
Творческая работа Все буквы в слове УЧИТЕЛЬ-заглавные
Эссе - размышление о профессии УЧИТЕЛЬ....
проект урока "Новая работа знакомых букв" Обучение грамоте УМК Гармония
проект урока "Новая работа знакомых букв" обучение грамоте УМК Гармония...