«Работа гласных букв при обозначении мягкости и твердости согласного. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости»
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

Чудакова Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

Тема: «Работа гласных букв при обозначении мягкости и твердости согласного. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости»

          Цель: сформировать знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.

Задачи:

  1. Учить писать слова с изученными буквами, формировать умение различать гласные, указывающие на твердость или мягкость согласного.
  2. Развивать фонематический слух, каллиграфический подчерк, моторику рук.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Структура урока

  1. Организационный момент…………………………………….…... 1-2 мин
  2. Этап всесторонней проверки знаний……………………….……. 3-4 мин
  3. Минутка чистописания……………………………………….…….3-4 мин
  4. Этап объявления новой темы, ПУЗ……………………………..... 2-3 мин
  5. Этап усвоения новых знаний……………...………………..……… 15 мин
  6. Физминутка……………………………………………...…………. 1-2 мин
  7. Этап закрепления новых знаний………………………………….. 6-7 мин
  8. Итог урока………………………………………………………….. 2-3 мин

Этапы, задачи, время урока

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2 мин)

З.: подготовить учащихся к уроку, организовать внимание.





2.Этап всесторонней проверки знаний (3-4 мин)

З.: проверить знания учащихся.
























3. Минутка чистописания.








4. Объявление темы урока, ПУЗ

(2-3 мин)

З.: целенаправить познавательную деятельность учащихся.



















5.Этап усвоения новых знаний (15-17 мин)

З.: учить писать слова с изученными буквами.































































6. Физминутка (2-3 мин)

З.: снять физическое напряжение, усталость.


































































7. Этап

закрепления новых знаний (8-7 мин)

З.: выявить уровень осмысления новой темы, закрепить изученный материал.



















































8.Итог урока (1-2 мин)

З.: выявить реализацию цели урока.



-Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.

Обратите внимание на доску. Здесь написан ряд букв:

И, ш, щ, н, у, к.

Ваша задача распределить данные буквы на группы и объяснить свой выбор.






Посмотрим на группу согласных букв. По каким признакам можно разделить эту группу?







А если мы посмотрим на гласные буквы, как можно их разделить?







Хорошо, молодцы.

Откройте свои тетради, запишите число. Сегодня у нас 19 апреля и, отступив одну клетку вниз пропишите слоги: иу, кн до конца строки.


Итак, мы отметили особенности согласных и гласных букв, разделяя их на группы.

Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать мягкость и твердость согласного звука на письме и продолжать знакомиться с правилами переноса слов.



Вы знакомы со многими видами занимательных занятий, такими как загадки, ребусы, различного рода игры. А сейчас я предлагаю вам отгадать шараду. Кто знает, что такое шарада?



Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках (по Ожегову).

Откройте страницу 27 вашего учебника. Отгадать шараду вам поможет иллюстрация, изображенная рядом с ней.


Правильно, а кого называют мальчуганом?


Прочитаем шараду, которую сочинил С. Белорусец:

Оружье –

Вот начало для шарады:

Из дула

Вырываются снаряды…

Заменим У на А –

И без обмана

Тотчас получим

Имя мальчугана.


Кто догадался, какое же слово зашифровано здесь, как же зовут мальчугана?




(записывает на доске два слова пушка, Пашка).

Как мы запишем имя мальчугана?

Верно, запиши эти два слова: пушка  Пашка.

Возьмите карандаш и подчеркните буквы, которыми они различаются. Какие буквы подчеркнем?

Какой звук обозначает буква А и У?



Верно. Какую роль выполняют эти звуки в данных словах?






Хорошо, молодцы. Перейдем ко второй части задания: найдем слова-рифмы и выпишем их.

(Выходят, записывают слова).

Теперь расставим ударение в этих словах.

Назовите ударные звуки.


Какими буквами они обозначены?

То есть мы с вами слышим одинаковый звук, а буквы пишем совершенно разные.

Какие звуки обозначат стоящие перед ними согласные?



Значит, какую функцию выполняет звук [а] в разных словах?








Молодцы.

Какой вывод мы можем сделать?





Молодцы.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Пальчики мы разомнем,

Сядем и писать начнем.


 (На доске расставлены буквы-магниты) Посмотрите на доску, здесь расставлен ряд гласных букв. Наша с вами задача выделить буквы, которые на письме обозначают твердость, а какие мягкость предшествующего согласного.







Хорошо. Сейчас, все, что мы с вами повторили, поможет нам при выполнении задания под номером 55. Прочитайте задание.









Итак, что за гласная в этом слове?

Какую работу выполняет гласная и в этом слове?



Правильно. Какие еще можно подставить в этот ряд слова, которые различались бы буквами гласных?


Молодцы, запишите эти слова. Марк всем их продиктует.

Отметим буквы, которыми все записанные нами слова отличаются. Какие это буквы?

Подчеркните их карандашом.

Чем еще различаются эти слова?

 







От чего это зависит?





Правильно. Отметим теперь одинаковые буквы, которые обозначают разные звуки. Каждый ли из этих звуков имеет свою букву?










Какой вывод мы можем сделать?




Молодцы.

Сейчас мы с вами выполним еще одно задание под номером 56. я объясню на одном примере, что мы с вами будем делать. Итак, посмотрите на доску, здесь записано 2 слова:

Рос – рис. Нам необходимо подчеркнуть зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные, и синим цветом буквы, обозначающие твердые согласные звуки. В слове рос гласный [о] указывает на твердость согласного, значит, букву О подчеркиваем, синим цветом. А в слове рис гласный [и] указывает на мягкость согласного [р], значит букву И подчеркнем зеленым цветом. Сейчас Настя продиктует всем следующую пару слов, подчеркивая буквы синим или зеленым цветом, объясняя свой выбор.

 

(работают остальные учащиеся)



















Молодцы. Посмотрите на таблицу у вас в учебнике, кто догадался, по какому принципу она построена?








Совершенно верно. Прочтем хором гласные, указывающие на мягкость согласного.


А теперь указывающие на твердость.

Мы с вами сегодня много говорили о гласных. Сколько всего гласных в алфавите?

С какой еще функцией гласных мя сегодня с вами познакомились?





Какие гласные указывают на мягкость согласного?

А на твердость?

В каких случаях эти гласные могут не указывать на мягкость или на твердость?



Верно!

Спасибо всем за работу, урок окончен. До свидания.

Приветствуют учителя.














-Данные буквы можно разделить на согласные и гласные, тогда получится 2 группы букв:

   и, у        ш,щ,н,к


-Можно разделить на буквы, обозначающие твердый и мягкий звук:

Тв.-н,к.

Мягк.-ш,щ.


-Гласный [и] указывает на мягкость согласного, а гласный [у] на твердость согласного на письме.





-прописывают слоги.
















- Шарада- это зашифрованное слово в стихотворении.








-На ней изображен мальчуган с пушкой.

- непослушный мальчик…













-Его зовут Пашка, т.к. его оружье –это пушка, в слове «пушка» меняем У на А, получится: Пашка.


-С большой буквы.





-Букву А и У.

- буква А обозначает звук [а], а буква у – [у].


-Звуки [а] и [у] указывают на твердость согласного, стоящего перед ним.



-Это слова: шарады-снаряды.


-Расставляют.

- шарады - [а], снаряды - [а].

- А и я.




- в слове шарады звук [р] – твердый., а в слове снаряды звук [р]- мягкий.

- мы слышим одинаковый звук, а буквы написаны разные, буква а указывает на твердость предшествующего согласного, а буква я – на мягкость согласного.

- есть гласные буквы, указывающие на твердость или мягкость согласных.
















-Делят: а, о, у , ы, э- гласные, обозначающте твердость; е,ё,и, ю,я- гласные, означающие мягкость.




-Читают: «Напиши цепочку слов, которые различались бы буквами гласных. Отметь эти буквы. Чем еще различаются эти слова?»

-Гласная и.


-Указывает на мягкость согласного [м].



-Мыл, мол, мал, мел, мёл, мял.


-Записывают.



- ё,е,и,ю,я.


- Буква М обозначает мягкий и твердый звуки.

В словах: мёл, мил мел, мял [м]- мягкий, а в словах: мал, мыл, мол звук [м] твердый.

-Это зависит от того, какой гласный стоит перед согласным.






-Нет, в словах мал и мял гласные разные, но они обозначают один и тот же звук – [а]; то же самое происходит в словах мёл и мол: [о].


-Разные гласные буквы могут обозначать одинаковый звук.























- Был- бил: ы-синим, и-зеленым.

- Брат-брать: синим.

-жар-жир- подчеркиваем синим цветом, т.к. звук [ж] всегда твердый.

- шаль-шёл – синим, т.к. [ш] всегда твердый.

-цапля-цепь –синим, т.к. [ц] всегда твердый.

- щука-щека – зеленым, т.к. [щ] всегда мягкий.

-чай-чек – зеленым, т.к. [ч] всегда мягкий.



-Верхняя строчка – гласные, указывающие на твердость согласного, на нижней – гласные, указывающие на мягкость согласного.


-Читают: я, ё, ю, е, и.


 -а, о, у, э, ы.



-10


-Гласные указывают на мягкость или твердость предшествующего согласного.

- я, ё, ю, е, и.

-а, о, у, э, ы.



-Если есть сочетания: жи - ши, ча - ща, чу – щу, це.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умею ли я выбирать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных?"

Целью данного урока является развитие умений учащихся выбирать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных....

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

презентация к уроку русского языка "Парные и непарные по твердости и мягкости согласные звуки". 1 класс

Презентация к уроку  русского языка "Парные и непарные по твердости  и мягкости согласные звуки".   1 класс Школа России...

ТКУ "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки" 1 класс Русский язык

ТКУ "Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки"  1 класс Русский язык...

Обозначение мягкости и твердости согласных на письме с помощью гласных О и Ё (для 2 класса)

Конспект подгруппового занятия для обучающихся 2го класса "Дифференциация мягких и твердых согласных на письме с использованием глассных О и Ё"...

Обозначение мягкости и твердости согласных при помощи букв гласных

Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных при помощи букв гласныхУчебник: Климанова Л.Ф.  «Русский язык 1 класс»  Ход урока:Организация класса:Вхожу в класс.А) Привет...